Использование ИКТ в обучении иностранному языку
статья по английскому языку по теме

Карабач Галина Владимировна

Современную школу невозможно представить без использования ИКТ. Автор статьи делится опытом работы с применением  данной технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_ikt_v_obuchenii_inostrannomu_yazyku.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

                     Использование ИКТ в обучении

                      иностранному языку.

         

                                               Работу выполнил: Карабач Галина Владимировна,

                      ГОУ СОШ №571 с  углубленным изучением

                                                               английского языка Невского района

 Модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования  не  только  на усвоение  обучающимся  определенной суммы знаний,  но и на развитие его личности,  его познавательных и созидательных способностей. (Из концепции модернизации российского образования на период до 2010 года)

   Сегодня уже недостаточно обеспечить овладение школьниками суммой знаний, большое значение придается задаче научить их учиться, т.е. психологически это означает научить их хотеть учиться.

 Хороший учитель должен увлечь своим предметом учащихся, сделать так, чтобы они с охотой бежали на урок, «горели» во время занятий. Ведь только по-настоящему увлеченный человек может достичь высоких результатов. Использование новых информационных технологий в преподавании английского языка является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса.

   Применение компьютеров должно соответствовать определенным принципам использования ТСО, а именно:

   - обусловленности,

   -  необходимости,

   - информативности,

   - надежности.  

   Принцип обусловленности предписывает четкое определение условий применения компьютера в зависимости от содержания, целей и этапа обучения, возрастных особенностей пользователей, а также используемой методики обучения.

   Принцип необходимости обуславливает применение ПК только в том случае, если это позволяет повысить эффективность учебного процесса: увеличить скорость усвоения материала, активизировать речевую деятельность, достичь учебной цели наиболее рациональным способом, облегчить работу преподавателя или обучаемого, сократить время обучения.

    Принцип информативности раскрывает преимущества ПК, поскольку он позволяет пользователю получить максимальное количество информации за кратчайшее время.

   Принцип надежности указывает на необходимость проведения экспериментальной проверки каждой компьютерной программы для обучения, а также на наличие этапа организационной подготовки к занятию.

   Взаимодействие учащегося с компьютером должно быть интерактивным. Интерактивное взаимодействие играет особую роль при обучении языкам, потому что, во-первых, активные формы взаимодействия вызывают значительно большую заинтересованность со стороны обучаемых, во-вторых, постоянное стимулирование активности обучаемых позволяет повысить объем речевой практики. Виртуальное присутствие пользователя в программной обучающей среде мобилизует все основные каналы восприятия новой информации – визуальный, слуховой и моторный, так, как это обычно происходит в обыденной реальности. Воспринятая таким образом информация, эффективнее поддается обработке в результате речемыслительных операций, надежнее хранится в памяти и быстрее из нее извлекается.

   Постоянная обратная связь, увеличение времени на индивидуальную тренировку, расширение возможностей самостоятельной работы для ликвидации пробелов в знаниях гарантируют прочность их усвоения.

При компьютерной форме обучения становится возможным учитывать не только возрастные особенности и уровень подготовки групп учащихся, но и индивидуальные психологические характеристики каждого обучаемого. Компьютер гарантирует конфиденциальность. Школьники могут допускать любое количество ошибок и тратят время только на их исправление и анализ. Компьютер не ругает ребенка за неудачу и не проявляет негативные эмоции, а исправляет ошибки и хвалит за успешно выполненную работу, тем самым не нарушая личностного развития ребенка и стимулируя мотивацию изучения английского языка.

   При компьютерной форме обучения расширяются дидактические функции наглядности, поскольку, кроме традиционных функций семантизации, презентации и систематизации языкового материала, создания коммуникативных ситуаций и психологической атмосферы, наглядность выполняет активизирующую, сигнальную, симулятивно-моделирующую и эмотивную функции.

Использование современных компьютерных технологий позволяет успешно решить следующие задачи:

     - развитие межпредметных связей;

     - интенсификация обучения;

     - создание условий для самостоятельной работы, выработка самооценки у обучаемых;

     - создание комфортной среды обучения, возможность избежать рутины;

     - автоматизация различных навыков и умений (своеобразный тренажер);

     - создание реальной языковой среды;

     - средство коммуникации с носителями языка;

     - повышение профессионального уровня преподавателя.

   Учитывая эффективность работы с компьютером, одним из приоритетных направлений работы нашей школы является  совершенствование учебного процесса через применение современных информационных технологий.

   Необходимым условием успешного использования ИКТ является, безусловно, компьютерная грамотность учителей. В ее совершенствовании огромную помощь оказывают районные НМЦ и АППО, где мною были прослушаны курсы «Использование интерактивной доски в учебном процессе» и «Использование Интернет-технологий в образовательном и воспитательном процессе»

    В 2002 учебном году педагогическим коллективом нашей школы было принято решение о создании медиатеки, фонд которой постоянно пополняется и на данный момент составляет 926 CD и DVD, 117 видеокассет, 80 уроков-презентаций, созданных учителями и более 100 проектных работ учащихся. Использовать эти материалы учащиеся могут как на уроках, так и во внеурочное время.

   С апреля 2006 года в школе  ежегодно проходят фестивали открытых уроков с использованием мультимедийных средств обучения. Богатую коллекцию видеокассет, CD и DVD собрали и учителя кафедры иностранных языков. В своей работе я использую следующие диски:

                        Уровень: ELEMENTARY 

   -    -  Sing and Learn English         

   -    - Way Ahead

   -    - Веселый английский для детей

 -   - Английский для детей. Дома и во Дворе

   -    - Дракоша и занимательный английский

   -    -Учите английский. Начните говорить прямо

 Се    сейчас!

   -   - Баба-яга за тридевять земель. Начинаем учить

 ан   английский          

  -    -Английский язык в три приема (Triple Play Plus)

   -   -Правильный английский без скучных правил.

 Ск  Сказочный домик

   -   -Правильный английский без скучных правил.

Уд   Удивительный город

   -  -Английский язык от A до Z. Миссия: сыщик

   -  -Английский язык от A до Z. Миссия:

        космический турист

Ур      Уровень: INTERMIDIATE      

- English Platinum 2000

  -    - ENGLISH. Учим язык.

-   -Oxford Platinum

-   -Английский. Путь к совершенству.  

    Начальный, средний, продвинутый

     уровень

  -    - Сдаем единый экзамен

- Репетитор по английскому языку Кирилла и Мефодия

                           CD к урокам  краеведения       

    - -Санкт-Петербург. Петергоф. Царское Село. Пав   Павловск.

    -   -Петергоф. Дворцы и фонтаны.    

    -   -Saint-Petersburg.300 years.

    -  -Санкт-Петербург – гордая белая птица.      

    - -Санкт-Петербург. Портрет города и горожан        -Прогулки по Петербургу        

    -  -Знаменитые места Санкт-Петербурга      

    -

         CD к урокам страноведения

 - Английский для школьников 5-9 классов

   -    - English in Action. The Royal Family

 - All Stars

           

   Чтобы сделать обучение более занимательным для детей, программы включают элементы известных компьютерных игр и даже полностью повторяют модель игры, умело изменяя ее для учебных целей.

    Компьютерное обучение имеет свои преимущества при обучении всем видам необходимых знаний, умений и навыков иноязычной речи на стадии ознакомления, тренировки и контроля. Системы для работы над произношением выполняют ряд функций: звуковоспроизведение, повтор, выведение на экран спектрограммы, показ на экране артикуляции органов речи и объяснение, как правильно произносить звук. Компьютер может воспроизводить запись отдельных фраз и целых текстов. Звуковые карты позволяют пользователю записать свою речь, а затем прослушать ее и сравнить с произношением носителей языка.

    При ознакомлении с новой лексикой используются графические возможности компьютера, так как изображение на мониторе позволяет ассоциировать фразу на иностранном языке непосредственно с действием, а не с фразой на родном языке. В упражнениях  режима диктанта обучаемому предлагается ввести через клавиатуру прозвучавшее слово, словосочетание или предложение. Используя функции управления звуком, можно прослушать данное слово, словосочетание или предложение несколько раз. По завершении ввода ответ можно сравнить с правильным вариантом. Учащиеся имеют возможность работать над кроссвордами, чайнвордами, поиском слов, игровыми упражнениями, при изучении грамматических явлений – выполнять грамматические упражнения, добиваясь правильных ответов.

   Учеников начальной школы можно познакомить с английским и американским фольклором (диск Sing and Learn English), а выучив слова веселых песенок, использовать их во время физкультминуток. Например, исполняя песенку Little Red Caboose, мои ученики паровозиком под музыку передвигаются по классу, отправляясь в гости к другу. Таким образом, песенка в данном случае является и возможностью отдохнуть, и мостиком от одного упражнения к другому в рамках урока At My Friend’s Birthday.

   Наряду с CD использую презентации, самостоятельно созданные с учетом способностей конкретных учеников. Таким образом, осуществляется личностно-ориентированное обучение.

   Использование ИКТ возможно при фронтальной, групповой, парной и индивидуальной форме обучения. Работая с интерактивной доской во фронтальном режиме, ученики поочередно выполняют задания, а класс следит за происходящим на экране. Было отмечено, что при использовании такой формы тренинга все ученики, независимо от уровня подготовки и степени активности на обычных уроках, стремятся попасть к компьютеру. Также было отмечено необычное внимание к ответу товарища: весь класс превращается в единое целое, следящее за ответом ученика, что говорит о повышении мотивации к изучению предмета.

В моей практике наиболее продуктивными зарекомендовали себя презентации, в которые после объяснения материала были вставлены упражнения на закрепление или контроль изученного материала. За короткое время можно оценить многих, работая во фронтальном режиме, используя систему интерактивного опроса или в режиме компьютер – ученик, когда после выполнения работы учащиеся пользуются непечатаемыми символами или другой кодировкой и проверяют правильность выполнения работы.

   Ценным является тот факт, что при работе с компьютером легко организовать соревнования в классе. При этом особенно важно, что выставляет оценки, подводит итоги абсолютно беспристрастный и безошибочный судья – компьютер. Поделенный на группы класс в режиме соревнования лучше усваивает материал любой сложности.

   Оптимальным считаю фрагментарное использование лицензионных мультимедийных программ или собственных  авторских проектов презентаций, интерактивного опроса и компьютерного практикума в сочетании с  другими методами и приемами, например проблемно-развивающим обучением, исследовательским методом, методом проектов, игровым методом.

Охотно делюсь опытом своей работы со студентами старших курсов РГПУ им.Герцена, с коллегами во время фестивалей открытых уроков. Особенно успешными считаю следующие уроки с применением ИКТ:

Класс

Название урока

Класс

Название урока

     1

Let’s Play

     6

Health & Body Care

     2

The Alphabet Holiday

     8

Sport

     3

At My Friend’s Birthday

     9

Shopping

     5

The Place We Live In

     9

The World of Jobs

     5

America

    10        

Meals

    18 февраля 2009 года на базе нашей школы проводился городской семинар для заместителей директоров по УВР «Возможности использования ИКТ при обучении иностранным языкам», на котором урок, проведенный мною в 3 классе, получил положительные отзывы.

    В 2010 выступала с сообщением  по теме «Использование ИКТ в обучении страноведению и краеведению» на круглом столе, проводимом  в нашей школе для слушателей АППО. Считаю, что эффективности занятий по истории города, помимо компьютерных технологий,   способствуют прогулки по Санкт-Петербургу, на которых ученики не только экскурсанты, но и экскурсоводы. Вдохновленные красотой родного края, они посвящают ему стихи, с энтузиазмом участвуют в городских конкурсах и занимают призовые места  (городской конкурс проектов «Юный город для юных» - 7 мая 2008г, 2 место). Видеофильмы, снятые во время экскурсий, также могут служить отличным средством обучения.

   Знакомство со столицей Великобритании можно предварить просмотром презентаций, прослушиванием рассказа и просмотром слайдов, а затем отработать произношение, написать диктант, отработать навыки устной речи (пересказа), перевода, используя диск  из серии образовательной коллекции «Английский для школьников».

   Проверочную работу по теме «Лондон» можно провести, позаимствовав опыт Соломахиной И.А., которая предлагает расположить памятники на карте города и для проверки использовать непечатаемые знаки Word.

   Изучив биографию великого Шекспира с помощью этого же диска, можно познакомить учащихся с его творчеством, попросить сделать литературный перевод его произведений.  

       Конкурсом рисунков мы завершали знакомство с биографией и работами         Роберта Бернса.

   Изучив предложенный CD и учебниками материал о различных музыкальных направлениях и отдельных их представителях, учащиеся создавали свои презентации. В них были включены не только рассказы об их любимых группах, но и задания на заполнения пропусков, соотнесение частей предложений, соотнесение вопросов и ответов на них. Особый интерес у них вызвала игра «Угадай мелодию». После непродолжительного прослушивания команды-соперницы должны были назвать группу- исполнительницу и музыкальный жанр произведения.

Подготовка презентаций стала  для наших учеников достаточно привычным делом. Они постоянно совершенствуют свои работы, выступают с ними на уроках, общешкольных мероприятиях (например, ежегодных научно-практических конференциях) и на уровне города в различных конкурсах (городской конкурс «What Do You Know About Oxford?» - 2 место март 2007года; «Что вы знаете об Оксфорде?» - 3 место, декабрь 2007г)

   «Живые интервью» со знаменитостями можно услышать и увидеть  на U-tube и других сайтах Интернета. Учитывая насыщенность Интернет-ресурсов, задача учителя – снять языковые трудности, не дать утонуть в этом море информации, отделить нужное от ненужного. Интернет-ресурсы можно использовать в различных видах образовательной деятельности: включение в контекст урока аутентичных материалов сети, самостоятельная работа студентов с целью поиска информации в рамках заданной темы, обучение на дистанционных курсах, применение коммуникативных служб для участия в обсуждениях.

   Методическую поддержку в подготовке к урокам и внешкольным мероприятиям учителя могут найти в сети Интернет на множестве сайтов. Начав с www.englishteachers.ru, теперь названия полезных сайтов размещаются в моей копилке на 10 страницах. Хочется выразить свою благодарность людям, увлеченным своей профессией и делящимся своим опытом с другими.  

   Мы тоже создали свою страничку английского языка на сайте нашей школы

 ( www.school571spb.narod.ru ) На нем родители получают информацию о целях и задачах, стоящих перед кафедрой иностранных языков, о произошедших событиях и планах на будущее. Учащиеся могут использовать сайт для самостоятельной работы, совершенствования своих знаний. Выполнив задания ЕГЭ в сети, учащиеся старших классов получают объективную оценку своих знаний и могут спланировать свою дальнейшую работу таким образом, чтобы уделить особое внимание тем  умениям, которые пока недостаточно отработаны. У учителя появилась прекрасная  возможность делиться своим опытом с коллегами, повышать свой профессиональный уровень. Здесь же мы сообщаем обо всех новостях нашей жизни, о наших достижениях в ежемесячной школьной газете “Bees’ News”. Работая над ней, ученики выступают в роли авторов статей, редакторов и оформителей.   Сегодня ведется работа над созданием электронного дневника учащихся, который, по-нашему мнению, будет способствовать сплочению учителей и родителей в достижении их общей задачи – повышении результативности ученического труда.

   Необходимым условием качественного современного образования считаю гармоничное сочетание традиционного обучения с использованием передовых технологий, которые позволяют ученикам самоактуализироваться, проявить свои деловые, креативные и коммуникативные способности, и направлены на снижение физического и психоэмоционального утомления школьников. Внедрение ИКТ позволяет применять индивидуальный подход, развивать лингвистические способности учащихся и объективно оценивать качество знаний каждого ребенка.

Следствием работы по развитию интереса к учебному предмету, к самому процессу познания является рост качества знаний,  хорошие результаты ЕГЭ, наше участие в олимпиадах и конкурсах  и призовые дипломы учеников.

         Список литературы  по теме:

  1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров. – М., 2002.
  2. Григорьева Т.В. Компьютер в преподавании иностранных языков.// ИЯШ – 1991, №3
  3. КарамышеваТ.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. – СПб: Союз, 2001
  4. Ляховицкий М.В., Кошман И.М. Технические средства в обучении иностранныи языкам. – М.: Просвещение, 1981.
  5. Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. – М.: Знание, 1986.
  6. Панова-Яблошникова И.С. Теоретические аспекты и практическая реализация компьютерного обучения иностранным языкам. – АКД, Л., 1991
  7. Подопригора Л.А. Использование Интернета в обучении иностранным языкам// ИЯШ – 2003, №5
  8.  Полат Е.С. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранномуязыку на базе компьютерных телекоммуникаций /ИЯШ.- 1998, № 5
  9. Соколова Е.И. К вопросу о практическом применении сети Интернет в учебном процессе. – СПб.: РГПУ, 1998.
  10. Соломахина И.А., Малюкова Г.Н. Использование мультимедийных средств в обучении иностранному языку. – М.: Первое сентября, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная методика с использованием ИКТ в обучении иностранному языку»

«Проектная методика с использованием ИКТ в обучении иностранному языку»...

Использование проектов при обучению иностранному языку

методики и технологии использования проектного обучения иностранному языку ...

Эффективность использования аудирования при обучении иностранному языку

В данной статье указаны важные факторы в обучении аудированию, а также ценность учебных аутентичных аудиотекстов и изложена эффективность использования аудирования при обучении иностранному языку...

Эффективность использования аудирования при обучении иностранному языку

В данной статье  подчёркивается важность использования аудирования на уроках английского языка, а также указаны  важные факторы в обучении данному  виду деятельности....

Использование видеоматериалов при обучении иностранному языку

Видеоматериалы повышают эффективность обучения ИЯ...

Использование пословиц при обучении иностранному языку

Для развития интереса учащихся к изучению английского языка знание пословиц позволяет им глубже узнать жизнь, историю и культуру английского народа....

«Использование видеофильмов при обучении иностранному языку в СОШ»

     Для того чтобы сформировать стойкую положительную мотивацию учащихся в отношении иностранного языка, чтобы добиться наиболее оптимального уровня усвоения учебного материала,...