Рефлексивный компонент деятельности младшего школьника на уроках английского языка в рамках ФГОС
статья (английский язык) по теме

Максимова Юлия Валерьевна

В данной статье рассматривается рефлексивная деятельность младших школьников на уроке английского языка как этап современного  урока. Приведены приемы рефлексивной деятельности как учащихся, так и учителя в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рефлексивный компонент младшего школьника на уроках английского языка в рамках ФГОС

На современном этапе развития образования большое внимание уделяется развитию личности, готовой к саморазвитию и самообразованию. В связи с этим одной из задач образования является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю и оценке своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению. Приоритетом начального общего образования является формирование универсальных учебных действий, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.  

В рамках системно-деятельностного подхода в обучении в качестве универсальных учебных действий рассматриваются основные структурные компоненты учебной деятельности — мотивы, особенности целеполагания (учебная цель и задачи), планирование своих учебных действий по реализации поставленной цели, сама деятельность и рефлексия, сформированность которых является одной из составляющих успешности обучения.

В младшем школьном возрасте учебная деятельность является ведущей. В процессе становления основ учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников. Одним из таких качественных образований является рефлексия. В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают умение школьника осознавать то, что он делает, и аргументировать, обосновывать свою деятельность и ее результаты. Рефлексия деятельности дает возможность ребенку осознать свои достижения в деятельности, осмыслить способы и приемы работы с учебным материалом, искать наиболее рациональные. Способность к рефлексии – важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника, направленность на саморазвитие.  

Одним из требований Федерального государственного образовательного стандарта является формирование у младшего школьника положительной адекватной и рефлексивной самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности.

Младший школьный возраст является сензитивным для становления адекватной и рефлексивной самооценки, развития критичности мышления по отношению к себе и окружающим. Это самый благоприятный период для формирования основ адекватной самооценки любой деятельности ребенка, в том числе и учебной. 

В настоящее время всё более очевидно влияние самооценки младшего школьника на его поведение, межличностные контакты. Как заниженная, так и завышенная самооценка мешает ребёнку успешно учиться, своевременно распознавать и преодолевать трудности учебной деятельности.  

На начальном этапе изучения английского языка очень важно, сохраняя интерес к предмету, научить детей анализировать содержание своей деятельности, оценивать ее и планировать с точки зрения достижения положительного результата.

        Одним из способов формирования адекватной самооценки учебных достижений младших школьников может стать индивидуальная рефлексия результатов учебной деятельности.

Проводя любой урок английского языка, я применяю разнообразные традиционные приемы рефлексии эмоционального состояния: «смайлики», «солнышко и тучка», «букет чувств», «дерево чувств», «светофор», «построим город» (слайды №№ 3,7). Эти приемы рефлексии актуальны в сегодняшней педагогической практике, т.к. с их помощью реализуется здоровьесберегающая функция рефлексии.

Рефлексия эмоционального состояния и настроения способствует формированию благоприятного микроклимата на уроке. Учащийся настраивается на урок, проявляет неподдельный интерес к следующим этапам урока. Снимается мышечное напряжение перед уроком и полностью снимается напряжение в конце урока.  

Одним из адекватных инструментов для оценки динамики образовательных достижений служит портфель достижений ученика (слайд № 8). Портфель достижений – это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство в решении такой задачи как развитие у учащихся навыков рефлексивной и оценочной (в т.ч. и самооценочной) деятельности. Таким образом, портфель достижений включает в себя материалы самоанализа и рефлексии учащихся. В данном случае в своей работе я активно использую листы самооценки достижений в учебной деятельности (слайды №№ 9,10). Используя лист самооценки достижений ребенку легко оценить результаты своей деятельности, осознать уровень овладения учебным материалом и уровень речевой компетентности в рамках изучаемой темы (изучаемого модуля), а также выразить эмоциональное отношение к изученному материалу. Таким образом, ребенок учится адекватно оценивать результаты своей деятельности тогда, когда сам активно участвует в производстве оценки.  

Целесообразно перед выдачей листов самооценки на уроке обобщения и систематизации знаний использовать прием «Now I can» (слайд № 11). Поскольку в рамках ФГОС учитель должен формировать адекватную самооценку на основе критериев успешности  учебной деятельности, то данный прием позволяют ребенку увидеть приращение его знаний по изучаемой теме и возможности применения освоенных умений в жизненной практике. В целом прием «Now I can» универсален для разных типов уроков (слайд № 12): урок открытия нового знания, урок умений и рефлексии и т.д. В конце урока ребенок осмысливает достижение цели учебной деятельности, определяет границы своего знания и незнания.

Вместе с тем, в своей работе я уделяю внимание и сотрудничеству между учителем и учеником, направленное на развитие у учащихся способностей и умений самооценивания как важнейшей составляющей самообучения. Организация рефлексивной деятельности младших школьников на уроке английского языка – это двусторонний процесс. Поэтому я также использую оценочные листы достижений учащихся              (слайды №№ 13,14), позволяющее мне оценить достижения учащихся по каждой теме (модулю). Я принимаю во внимание участие ребенка в различных видах деятельности в процессе работы над модулем, его прогресс, а также оценка, полученная за контрольную работу.

Листы учебных достижений ребенка и оценочные листы учителя вкладываются в портфель достижений ребенка.

В процессе изучения модуля можно использовать следующие приемы самооценочной деятельности учащихся (слайды № 15,16):

- что я должен сделать, чтобы получить оценку отлично;

- почему я поставил себе такую оценку;

- расшифруй оценку учителя (оценка дается в виде значка);

- использование «Оценочной лесенки», когда ребенок ставит себя на той ступеньке, на которую бы он себя поставил при выполнении заданий.

        Рефлексия и самооценка учебной деятельности может осуществляться ребенком не только по итогам изучения темы (прохождения того или иного модуля). Учащийся осуществляет рефлексию учебной деятельности на каждом уроке. Структура современного урока в рамках ФГОС включает обязательный этап - рефлексию учебной деятельности. Преимущественное отличие от традиционной формы организации рефлексии на уроке является то, что внимание уделяется не столько сумме полученных знаний, сколько самому процессу учения, т.е. способы выполнения учебной задачи, осознание возникших затруднений в ходе ее выполнения. В своей практике я использую такие приемы как «Точка зрения» и «Обратная связь» (слайд № 17), которые могут проводиться  в письменной или  устной формах.

        При этом важно научить ребенка понимать, какие виды учебной деятельности даются ему легко, а над какими необходимо работать. В ходе урока можно предложить детям использовать прием «Цветограмма» (слайды №№ 18,19). С помощью этого приема младшие школьники оценивают свою работу на уроке по ходу выполнений разнообразных заданий, используя цветовые коды.

        Вместе с тем, в своей практике я также использую таблицу текущего контроля (слайд № 20), которые помогают мне отрефлексировать достижения учащихся для каждого вида работы.

Таким образом,  используя такие несложные приемы рефлексии  на уроках английского языка, дает возможность формировать у младших школьников  дифференцированную адекватную самооценку учебных достижений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Волков Б.С. Психология младшего школьника. Психология развития. М.: изд.Академический проект, 2008-208с.
  2. Медникова Л.А. Рефлексивная деятельность младшего школьника. Наука и школьная практика. № 1, 2008.
  3. Книга для учителя к УМК «Звездный английский 3». М.: изд. «Просвещение, Express Publishing», 2012.
  4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школы (стандарты второго поколения). М.: изд.Просвещение. 2013 – 223с.
  5. Соколова Л.А. Рефлексивный компонент деятельности школьника как необходимое условие развития учителя и учащихся. Журнал «Иностранные языке в школе». № 1, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие продуктивных видов речевой деятельности как средство формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка.

В настоящие время общество характеризуется усилением социальной мобильности, развитием контактов всех уровней, резкими изменениями ценностных ориентиров.Все вышесказанное делает особенно актуальной пр...

Формирование познавательных мотивов у младших школьников на уроках английского языка с использованием игрового материала (в рамках реализации ФГОС).

ФГОС НОО выдвигает определенные требования. к формированию у школьников метапредметных результатов УУД: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные). Для всестороннего развития школьнико...

Развитие умения рефлексии младшего школьника на уроках английского языка в рамках ФГОС

Статья рассказывает о необходимости развития умения рефлексии у учащихся, начиная с раннего возраста...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ПО ИННОВАЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ НФТМ-ТРИЗ

В статье кратко раскрывается основное понятие "проект", кроме того, дается краткое описание блочной системе урока по методикам НФТМ-ТРИЗ. Автор также приводит примеры проектов, реализованных...

Формирование лингвистической компетенции у младших школьников на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС

Формирование лингвистической компетенции у младших школьников на уроках английского языка в условиях ФГОС...

Формирование мотивации обучения младших школьников на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС НОО

Формирование мотивации обучения младших школьников на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС НОО...