Нетрадиционные формы уроков
статья по английскому языку по теме

Игнатова Ирина Ивановна

 

Формирование положительной мотивации должно  рассматриваться  учителем как специальная  задача. Как  правило,  мотивы  связаны  с  познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении  новыми   знаниями,  навыками, умениями. Но первая и естественная потребность изучающих иностранный язык  – коммуникативность. Для организации  благоприятного  климата,  ориентирующего учащихся на коммуникацию, необходимо выбирать  такие  формы  урока,  которые будут стимулировать деятельность учащихся.

Для  плодотворной  и  эффективной  деятельности  учащихся   характерны нетрадиционные формы проведения занятий. К таким занятиям  следует  отнести: урок – спектакль, урок – праздник, урок – экскурсию, видеоурок, интернет урок и  другие формы.

Нетрадиционные формы  проведения  уроков  поддерживают  интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию учения.

Овладение  любым  предметом вообще, а иностранным языком в большей   мере,  возможно  лишь  при  условии активной  деятельности  каждого  ученика,  вовлечения  их  в  саму   речевую деятельность.

Отсутствие  у  школьников  естественной  потребности  и  необходимости пользоваться  изучаемым  языком  в  коммуникативных  целях  создает  большие трудности,  как  для  учителя,  так  и  для  них  самих.  Потребность   может возникнуть  только  при  условии  такой  организации  учебной   деятельности учащихся, которая способна вызывать  высокую  мотивацию,  обеспечивающую  не только их активность на уроке, но и сохраняющую свою воздействующую  силу  и во внеурочное время. Интерес к    предмету, желание овладеть  им  зависят  в большей  степени от того, какая технология обучения используется,  как  учит учитель и как учатся у него школьники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon netradizionie_formi.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные  формы  уроков

Игнатова Ирина Ивановна,

МКОУ Кизлярская Гимназия №1,

учитель английского языка,

высшей квалификационной категории,

Отличник Образования Р.Д.

Проблема преподавания иностранного языка в  школе  в  настоящее  время актуальна. Изучение   языка   и   культуры одновременно обеспечивает не  только  эффективное  достижение  практических, общеобразовательных  и  развивающих  целей,  но  и   содержит   значительные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации обучаемых.

Формирование положительной мотивации должно  рассматриваться  учителем как специальная  задача. Как  правило,  мотивы  связаны  с  познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении  новыми   знаниями,  навыками, умениями. Но первая и естественная потребность изучающих иностранный язык  – коммуникативность. Для организации  благоприятного  климата,  ориентирующего учащихся на коммуникацию, необходимо выбирать  такие  формы  урока,  которые будут стимулировать деятельность учащихся.

Для  плодотворной  и  эффективной  деятельности  учащихся   характерны нетрадиционные формы проведения занятий. К таким занятиям  следует  отнести: урок – спектакль, урок – праздник, урок – экскурсию, видеоурок, интернет урок и  другие формы.

Нетрадиционные формы  проведения  уроков  поддерживают  интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию учения.

Преимуществом видеоурока является приобщение  школьников  к  культуре стран изучаемого  языка.  Видеоматериалы  не  только  представляют  учащимся живую речь носителей языка, но и  погружают  их  в  ситуацию,  в  которой  в “безопасной обстановке”  учащиеся  знакомятся  с  языком  мимики  и  жестов, стилем взаимоотношений и реалиями страны изучаемого языка.

Использование материалов сети Интернет на  уроках  иностранного  языка создает  возможности  для  "погружения"  учащихся  в  естественную  языковую среду.

Овладение  любым  предметом вообще, а иностранным языком в большей   мере,  возможно  лишь  при  условии активной  деятельности  каждого  ученика,  вовлечения  их  в  саму   речевую деятельность.

Отсутствие  у  школьников  естественной  потребности  и  необходимости пользоваться  изучаемым  языком  в  коммуникативных  целях  создает  большие трудности,  как  для  учителя,  так  и  для  них  самих.  Потребность   может возникнуть  только  при  условии  такой  организации  учебной   деятельности учащихся, которая способна вызывать  высокую  мотивацию,  обеспечивающую  не только их активность на уроке, но и сохраняющую свою воздействующую  силу  и во внеурочное время. Интерес к    предмету, желание овладеть  им  зависят  в большей  степени от того, какая технология обучения используется,  как  учит учитель и как учатся у него школьники.

Овладение языком осуществляется прежде  всего  на  уроке.  Современный урок иностранного языка – это сложное образование. Подготовка  и  проведение его требуют от учителя большой затраты творческих сил.

На уроке решаются многоплановые  задачи.  На  каждом  уроке учащиеся непременно должны  получить  "прибавку"  к  практическому  владению изучаемым языком. Она может выразиться в лучшем понимании речи  на  слух  за счет  усвоения  новых  слов,  новой грамматической  формы,   структуры;   в приобретении  знаний  о  культуре  страны   изучаемого   языка   в   области литературы, музыки, истории, то есть  учащиеся  погружаются  в  национальную культуру и национальную психологию страны изучаемого языка.

На  уроке  используются  различные  организационные  формы работы: групповые, парные, индивидуальные.  Чтобы  вовлечь  всех  и  каждого нужно развивать и  совершенствовать  свои  организаторские  способности  для подготовки своего рода сценария урока.

Урок   должен   быть   обеспечен   средствами   обучения, соответствующими решаемым задачам.

Важным фактором является создание положительной  мотивации  в изучении иностранного языка при глубоком знании  учителем  личности  каждого школьника. Это достигается использованием приемов, которые  вызывают  личную заинтересованность у ребят в выполнении заданий. К  ним  относятся:  речевые задания, проблемные задания.

Нетрадиционные формы урока английского языка реализуются, как правило, после  изучения  какой-либо  темы  или  несколько  тем,   выполняя   функции обучающего  контроля.  Такие  уроки  проходят  в  необычной,  нетрадиционной обстановке. Подобная смена  привычной  обстановки  целесообразна,  поскольку она создает атмосферу праздника при подведении  итогов  проделанной  работы, снимает  психический  барьер, возникающий  в  традиционных  условиях  из-за боязни совершить  ошибку.  Нетрадиционные  формы  урока  иностранного  языка осуществляются при  обязательном  участии  всех  учеников  группы/класса,  а также  реализуются  с  непременным   использованием   средств слуховой и зрительной наглядности. На таких уроках удается достичь самых  разных  целей

методического, педагогического и психологического характера,  которые  можно суммировать следующим образом:

- осуществляется  контроль  знаний,  навыков  и  умений  учащихся  по определенной теме;

- обеспечивается  деловая,  рабочая  атмосфера,  серьезное  отношение учащихся к уроку;

- предусматривается минимальное участие на  уроке учителя.

Методически высокоэффективными,  реализующими  нетрадиционные  формы обучения, развития и воспитания учащихся являются урок – спектакль,  урок  – праздник, видеоурок, урок –  экскурсия,  урок  –  интервью  и  другие  формы занятий.

Интернет на уроках иностранного  языка.

Интернет обладает колоссальными  информационными  возможностями  и  не менее  впечатлительными  услугами.  Неудивительно,   что   и   преподаватели иностранного  языка  по  достоинству  оценили  потенциал   глобальной   сети Интернет. Но  прежде  всего  необходимо  помнить  о  дидактических  задачах, особенностях   познавательной деятельности    учащихся,    обусловленными определенными целями образования.  Интернет  со  всеми  своими  ресурсами  – средство реализации этих целей и задач.

Поэтому  прежде  всего   следует   определить,   для   решения   каких

дидактических задач в практике обучения иностранного языка  могут  оказаться полезными ресурсы и услуги, которая представляет всемирная сеть.

Интернет создает  уникальные возможности  для  изучения  иностранного

языка, пользуясь аутентичными текстами, общаться с  носителями  языка,  т.е. он создает естественную языковую среду.

Сначала вспомним особенности предмета  "иностранный  язык".  Основная цель – формирование  коммуникативной  компетенции,  которая  предусматривает формирование способности к межкультурному  взаимодействию.   В  наше  время именно эта цель является наиболее востребованной учащимися.

Следует иметь в виду еще одну особенность предмета "иностранный язык". Обучать речевой деятельности можно лишь в общении, живом общении.

Готовясь к очередному уроку, учителю важно иметь  в виду дидактические свойства  и  функции  каждого  из отбираемых   средств   обучения,   четко представляя  себе,  для  решения  какой  методической  задачи  то  или  иное средство обучения может оказаться наиболее эффективным.

Если иметь в виду предмет нашего обсуждения – Интернет, то также важно определиться, для каких целей мы собираемся использовать его  возможности  и ресурсы. Например:

- для включения материалов сети в содержание урока;

- для самостоятельного поиска информации  учащихся  в  рамках  работы

над проектом;

- для ликвидации пробелов в знаниях;

Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд  дидактических  задач  на уроке:

- совершенствовать умение аудирования на основе аутентичных  звуковых текстов сети Интернет;

- пополнять словарный запас, как активной, так и  пассивной  лексикой

современного языка;

- формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности.

Включение    материалов сети в  содержание  урока  позволяет  учащимся

лучше  понять   жизнь   на   нашей   планете,   участвовать   в   совместных.

исследовательских,    научных    и    творческих     проектах,     развивать

любознательность и мастерство.

Возможности использования Интернет - ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д.

Общаясь в истинной языковой среде, обеспеченной интернет, учащиеся оказываются в настоящих жизненных ситуациях. Вовлеченные в решение широкого круга значимых, реалистичных, интересующих и достижимых задач, школьники обучаются спонтанно и адекватно на них реагировать, что стимулирует создание оригинальных высказываний, а не шаблонную манипуляцию языковыми формулами.

Первостепенное значение придается пониманию, передаче содержания и выражению смысла, что мотивирует изучение структуры и словаря иностранного языка, которые служат этой цели. Таким образом, внимание учащихся концентрируется на использовании форм, нежели на них самих, и обучение грамматике осуществляется косвенным образом, в непосредственном общении, исключая чистое изучение грамматических правил.

Как информационная система, Интернет предлагает своим пользователям многообразие информации и ресурсов. Базовый набор услуг может включать в себя:

электронную почту (e-mail);

телеконференции (usenet);

видеоконференции;

возможность публикации собственной информации, создание собственной домашней странички (homepage) и размещение ее на Web-сервере;

доступ к информационным ресурсам:

справочные каталоги (Yahoo!, InfoSeek/UltraSmart, LookSmart, Galaxy);

поисковые системы (Alta Vista, HotBob, Open Text, WebCrawler, Excite);

разговор в сети (Chat).

Эти ресурсы могут быть активно использованы на уроке.

Обучение аудированию

Сайт компании Lucent Technologies, ее подразделение Bell Labs позволяет услышать, как звучит любая фраза на иностранном языке. Здесь разработан синтезатор речи, который превращает печатный текст в звук.

Через несколько секунд написанное будет произнесено пусть и несколько механическим, но все же голосом. То есть озвучить можно любую фразу из учебника или любого другого пособия, и особенно подойдут онлайновые пособия, откуда можно запросто копировать куски текста, не утруждая себя перепечатыванием. Все произнесенное можно не просто прослушать, но и сохранить у себя на диске, чтобы при необходимости вернуться к прослушиванию, не заходя в Интернет.

Обучение письму

Общение в виртуальной реальности осуществляется с помощью электронной почты, которая для овладения межкультурной компетенцией может использоваться посредством установления дружеской переписки.

Обучение чтению

Практически все значимые газеты в мире имеют свои web-страницы. Для того чтобы узнать, где и какие существуют газеты, можно предложить учащимся посетить страничку MEDIA LINKS (), предлагающую ссылки ко множеству изданий.

Можно предложить ученикам работать по двое или по трое, исследовать статьи, охватывающие все стороны жизни: передовицы, спорт, погоду, культуру... Преимущество такой работы заключается в полной вовлеченности всего класса в сочетании с дифференциацией заданий: сильные ученики могут заняться исследованием более трудных статей, в то время как более слабым можно поручить отчет о погодных условиях или что-нибудь из области культуры.

В дополнение к работе над навыками чтения и говорения, можно пополнять словарный запас. Для этого надо предложить учащимся составить словарные статьи, опираясь на прочитанную информацию. Возможно приобретение новых грамматических навыков, примеры которых встретились в статьях.

Метод проектов.

Метод проектов приобретает в последнее время все  больше  сторонников. Он направлен  на  то,  что  бы  развить  активное  самостоятельное  мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания,  которые дает ему школа, а уметь применять их на практике.

Проектная  методика  отличается  кооперативным  характером  выполнения заданий  при  работе  над   проектом,   деятельность,   которая   при   этом осуществляется, является по  своей  сути  креативной  и  ориентированной  на личность  учащегося.  Она  предполагает  высокий  уровень  индивидуальной  и коллективной ответственности за выполнение  каждого  задания  по  разработке проекта.  Совместная работа  группы  учащихся  над  проектом  неотделима  от активного  коммуникативного  взаимодействия  учащихся.  Проектная   методика является  одной  из  форм   организации   исследовательской   познавательной деятельности, в которой учащиеся  занимают  активную  субъективную  позицию.

Тема проекта может быть связана  с  одной  предметной  областью  или  носить междисциплинированный характер. При  подборе  темы  проекта  учитель  должен ориентироваться на интересы и потребности учащихся, их возможности и  личную значимость предстоящей работы,  практическую  значимость  результата  работы над проектом. Выполненный проект  может  быть  представлен  в  самых  разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж и многие  другие.  Разнообразны и  формы  презентации  проекта:  доклад,  конференция,  конкурс,   праздник, спектакль.  Главным  результатом  работы  над  проектом  будут  актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и  умений   и  их  творческое

применение в новых условиях.

Работа над проектом осуществляется в несколько этапов и обычно выходит за рамки учебной деятельности на уроках: выбор темы  или  проблемы  проекта; формирование группы исполнителей;  разработка  плана  работы  над  проектом, определение  сроков;  распределение  заданий  среди   учащихся;   выполнение заданий,  обсуждение  в  группе  результатов  выполнения  каждого   задания; оформление совместного  результата;  отчет  по  проекту;  оценка  выполнения проекта.

Работа по проектной  методике  требует  от  учащихся  высокой  степени

самостоятельности  поисковой  деятельности,  координации   своих   действий, активного   исследовательского,    исполнительского    и    коммуникативного взаимодействия. Роль учителя заключается в подготовке учащихся к работе  над проектом, выборе темы, в оказании помощи учащимся при  планировании  работы, в текущем контроле и консультировании учащихся по  ходу  выполнения  проекта

на правах соучастника.

Итак, основная идея метода проектов заключается в том, чтобы перенести

акцент с различного вида упражнений на  активную  мыслительную  деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы.

Видеоурок.

Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка,  дело  весьма  трудное.  Поэтому  важной  задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка  с использованием различных приемов работы.

Не менее важным считается приобщение школьников к культурным ценностям народа – носителя языка. В этих целях  большое  значение  имеют  аутентичные материалы, в том числе видеофильмы.

Их  использование  способствует   реализации   важнейшего   требования

коммуникативной  методики  –  представить  процесс  овладения   языком   как постижение живой иноязычной культуры; индивидуализации обучения  и  развитию и мотивированности речевой деятельности обучаемых.

Еще  одним  достоинством  видеофильма   является   его   эмоциональное воздействие  на  учащихся.  Поэтому  внимание  должно  быть  направлено   на формирование у школьников личностного отношения к увиденному.  Использование видеофильма   помогает   также   развитию   различных   сторон   психической деятельности учащихся, и прежде всего внимания и памяти. Во время  просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В  этих условиях даже невнимательный  ученик  становится  внимательным.   Для  того чтобы   понять содержание   фильма,   школьникам   необходимо    приложить определенные усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в  произвольное, его интенсивность оказывает влияние на  процесс  запоминания.  Использование различных каналов поступления  информации  (слуховое,  зрительное,  моторное восприятие) положительно влияет на прочность  запечатления страноведческого и языкового материала.

Таким  образом,  психологические   особенности   воздействия   учебных

видеофильмов на учащихся способствует  интенсификации  учебного  процесса  и создает благоприятные условия для формирования  коммуникативной  компетенции учащихся.

Практика  показывает,  что  видеоуроки  являются  эффективной   формой

обучения.

Урок – экскурсия.

В наше время, когда все шире и шире развиваются  связи  между  разными странами и народами, знакомство с русской национальной культурой  становится необходимым элементом процесса обучения иностранного  языка.  Ученик  должен уметь  провести  экскурсию  по  городу,  рассказать  иностранным  гостям   о самобытности русской культуры и т.д. принцип  диалога  культур  предполагает использование культуроведческого

материала  о   родной   стране,   который

позволяет  развивать  культуру представления   родной   страны,   а   также

формировать представления о культуре стран изучаемого языка.

Учителя,    сознавая    стимулирующую    силу    страноведческой     и

культурологической мотивации, стремятся развивать у учащихся  познавательные потребности путем нетрадиционного проведения урока.

Урок – спектакль.

Эффективной и продуктивной формой  обучения  является  урок-спектакль.

Использование художественных произведений зарубежной  литературы  на  уроках иностранного  языка  совершенствует   произносительные   навыки   учащихся, обеспечивает  создание  коммуникативной,   познавательной   и   эстетической мотивации.  Подготовка спектакля – творческая работа,  которая  способствует выработке навыков языкового общения  детей  и  раскрытию  их  индивидуальных творческих способностей.

Такой вид работы  активизирует  мыслительную  и  речевую  деятельность учащихся,  развивает  их  интерес  к  литературе,  служит  лучшему  усвоению культуры страны изучаемого языка, а также углубляет знание языка,  поскольку при этом происходит процесс запоминания  лексики.  Наряду   с  формированием активного  словаря   школьников   формируется   так   называемый   пассивно- потенциальный словарь. И немаловажно, что учащиеся  получают  удовлетворение от такого вида работы.

Урок-праздник.

Весьма интересной и плодотворной  формой  проведения  уроков  является урок-праздник. Эта форма урока  расширяет  знания  учащихся  о  традициях  и обычаях, существующих  в  англоязычных  странах  и  развивает  у  школьников способности к  иноязычному  общению,  позволяющих  участвовать  в  различных ситуациях межкультурной коммуникации.

Урок – интервью.

Вряд ли стоит доказывать, что самым надежным  свидетельством  освоения изучаемого языка является способность учащихся вести  беседу  по  конкретной теме. В данном случае целесообразно проводить  урок-интервью.  Урок-интервью – это своеобразный  диалог  по  обмену  информацией.  На  таком  уроке,  как правило, учащиеся овладевают определенным  количеством  частотных  клише  и пользуются ими в автоматическом режиме.  Оптимальное  сочетание  структурной повторяемости обеспечивает прочность и осмысленность усвоения.

В  зависимости  от  поставленных  задач  тема  урока  может   включать отдельные  подтемы.  Например:  ”Cвободное  время”,  “Планы   на   будущее”, “Биография” и т.д.

Во всех этих случаях мы имеем дело  с  обменом  значимой  информацией. Однако при работе  с  такими  темами,  как  "Моя  школа"  или  "Мой  город", равноправный диалог теряет смысл, поскольку партнерам  незачем  обмениваться информацией. Коммуникация приобретает чисто формальный характер.

В такой ситуации логично прибегнуть к элементами ролевого диалога. При этом  один  из  партнеров  продолжает  оставаться  самим  собой,   то   есть российским  школьником,   тогда  как  второй   должен   сыграть   роль   его зарубежного сверстника.

Такая   форма   урока   требует   тщательной   подготовки.    Учащиеся

самостоятельно   работают   над   заданием   по   рекомендованной   учителем

страноведческой литературе,  готовят  вопросы,  на  которые  хотят  получить

ответы.

Подготовка и проведение урока подобного типа  стимулирует  учащихся  к дальнейшему изучению иностранного языка, способствует  углублению  знаний  в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор.

Урок-эссе.

Современный подход к изучению английского языка предполагает не только получение какой-то суммы знаний по предмету,  но  и  выработку  собственной позиции,   собственного    отношения    к    прочитанному:    соразмышления, сопереживания, сопряжения своего и авторского "я".

Словарь кратких литературоведческих  терминов трактует понятие  "эссе"

как разновидность очерка, в котором главную роль играет  не  воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций.

На уроках английского языка ученики  анализируют  избранную  проблему, отстаивают  свою  позицию.  Учащиеся  должны  уметь   критически   оценивать прочитанные  произведения,   в  письменном  виде  излагать  мысли   согласно поставленной проблеме, научиться отстаивать свою точку  зрения  и  осознанно принимать собственное решение.

Такая форма урока развивает психические функции учащихся, логические и аналитическое мышление и, что немаловажно,  умение  мыслить  на  иностранном языке.

Интегрированный урок.

В современных условиях обучения иностранному языку в средней школе все

более  острую  необходимость  приобретают  постановка   и   решение   важных общедидактических,  педагогических  и  методических  задач,  имеющих   целью расширить  общеобразовательный  кругозор  учащихся,  привить  им  стремление овладеть знаниями шире обязательных программ. Одним из  путей  решения  этих задач  является   интеграция   учебных   дисциплин   в   процессе   обучения иностранного    языка.    Межпредметная    интеграция    дает    возможность систематизировать и обобщать знания учащихся по смежным учебным предметам.

Повышение образовательного уровня обучения с помощью  межпредметной  интеграции  усиливает  его  воспитывающие функции. Особенно заметно это проявляется в области гуманитарных  предметов.

Кроме того, науки гуманитарного цикла ставят предмет  для  разговора,  повод для коммуникации.

Литература играет  большую  роль  в  эстетическом  развитии  учащихся.

Тексты художественных произведений являются важнейшим  средством  приобщения учащихся к культуре страны изучаемого языка.

Предметы  гуманитарного  цикла  обращены  к  личности  человека,   его

духовным  и  нравственным  ценностям.  Использование  интеграции   формирует художественные  вкусы  учащихся,  умение   правильно   понимать   и   ценить произведения искусства.

Основными  целями  интеграции  иностранного  языка   с   гуманитарными дисциплинами   являются: совершенствование   коммуникативно-познавательных умений, направленных на систематизацию и углубление  знаний  и  обмен  этими знаниями в условиях иноязычного  речевого  общения;  дальнейшее  развитие  и совершенствование эстетического вкуса учащихся.

Урок-мюзикл.

Урок-мюзикл  способствует  развитию   социокультурной  компетенции   и ознакомлению с культурами англоязычных стран.

Методические преимущества песенного творчества в обучении иностранному языку очевидны. Известно, что в Древней Греции  многие  тексты  разучивались пением, а во многих школах  Франции  это  практикуется  сейчас.  Тоже  можно сказать и об Индии, где  в  настоящее  время  в  начальной  школе  азбуку  и арифметику выучивают пением.

Урок-мюзикл  содействует  эстетическому  и  нравственному   воспитанию школьников, более полно раскрывает творческие способности каждого ученика.

Благодаря   пению   мюзикла   на   уроке    создается    благоприятный психологический  климат,  снижается   усталость, активизируется   языковая деятельность. Во многих случаях он служит и разрядкой, снижающей  напряжение и восстанавливает работоспособность учащихся.

Новые информационные мультимедийные технологии в обучении английскому языку.

Сегодня под «мультимедийной обучающей программой» понимается компьютерная программа, использующая текст, звук, цвет, графику и движение.

Существует масса дисков, электронных учебников, мультимедийных обучающих программ, которые приводят к хорошим результатам в изучении английского языка.

Мультимедийные учебники оказывают большую помощь при обучении фонетике, формированию артикуляции, ритмико-интонационных произносительных навыков. Звуки, слова, словосочетания и предложения воспринимаются учащимися на слух и зрительно. Учащиеся имеют возможность наблюдать на экране компьютера за артикуляционными движениями и воспринимать на слух правильную интонацию. При этом в силу достаточно высоких имитативных способностей учащихся, в их памяти запечатлеваются правильные образцы.

В настоящее время существует большое разнообразие компьютерных  программ таких как:  “Triple play plus in English”, “English on holidays”, “English Gold”, "Hello, America!", "Bridge to English",  "Professor Higgins", "English for communication", "Russtel Test", "Говорящий оксфордский словарь", электронный англо-русский и русско-английский словарь “Мультилекс”, “Window on Britain”, “Word Magic”, “Talk to Me”, мультимедийные учебники “Language in Use”, “Reward”, оксфордские учебники с мультимедийными обучающими программами “Chatterbox”, “Hotline”, “Project”, фильмы на английском с мультимедийными интерактивными программами “Movie Talk”, “Top Show”, “Wizadora”, курсы по отработке произношения “Tree or Three?”, “Ship or Sheep?”, “Cambridge English Pronouncing Dictionary”

Я в своей работе использую на уроках следующие программы:

- Фонетическая отработка “Talk to Me”. Есть возможность работать индивидуально, одевать наушники, прослушивать диктора и повторять за ним. Педагог может дифференцированно давать задания учащимся, учитывая их способности и уровень знаний – от повторения отдельных звуков, до словосочетаний и целых фраз.  Можно решать целый ряд дидактических задач: отрабатывать произношение, формировать и развивать навыки чтения, совершенствовать умения письменной речи, пополнять словарный запас, отрабатывать грамматические и диалогические навыки

- Знакомство с новой лексикой - Диск “Word Magic”. Яркие иллюстрации и ситуации реального общения способствуют более качественному запоминанию, это интересные, увлекательные задания, направленные на развитие таких видов речевой деятельности как: аудирования, чтения, развитие грамматических и лексических навыков. Игры яркие, красочные, занимательные, имеют звуковое и музыкальное сопровождение. Также на диске есть песни и увлекательные кроссворды.  

- Знакомство с новым материалом, лексикой через игру - Диск «Несерьезные уроки». На начальном этапе обучения ученики знакомятся с алфавитом (учат веселую песенку), изучают счет, цвета, названия животных, выполняя творческие задания различной степени сложности в игровой форме.

- Практическая работа - Диск «Профессор Хиггинс. Английский без акцента» По окончании изучения темы у учеников есть возможность проверить свои знания, выявить пробелы и корректировать их, выполняя задания с нарастающей степенью сложности. Например, тема «Модальные глаголы», 8 класс: сначала необходимо выполнить простое задание – заполнить пропуски подходящими по смыслу глаголами, затем задание более сложное – составить предложения с модальными глаголами, используя предложенную

ситуацию. Выполняя подобные задания, ребята могут обратиться не только к педагогу, но и к одноклассникам, которые уже успешно выполнили задания.

- Контрольные уроки. Выполнение различных тестов и заданий, с получением определенного количества баллов.

Каждый ученик заинтересован в том, чтобы выполнить работу быстро и качественно (соревновательный аспект). У педагога есть возможность осуществлять индивидуальный подход, работая одновременно с разными детьми (с разным уровнем готовности к обучению, с разным складом ума).

CD-ROM WINDOW ON BRITAIN. CD-ROM WINDOW ON BRITAIN - это интересные, увлекательные задания, направленные на развитие всех видов речевой деятельности: аудирования, чтения, развитие навыков монологической и диалогической речи, развитие грамматических и лексических навыков. Программное обеспечение  WINDOW ON BRITAIN состоит из видео программы о британской культуре. Восемь репортажей сопровождаются  интерактивным и занимательным материалом и упражнениями, которые направлены на повышение мотивации учащихся к изучению английского языка и формированию у них лексических,  грамматических навыков.

Большую помощь при обучении фонетики, формированию артикуляции, для повышения мотивации учащихся к изучению английского языка оказывают программы “Профессор Хиггинс. Английский без акцента”, “ Английский язык от А до Z”, “Английский язык. Я и моя семья”

Для подготовки к ЕГЭ - “Английский язык. Экспресс- подготовка к экзамену”, “Оксфордские тесты по английскому языку для подготовки к ЕГЭ” Mark Harrison и другие обучающие программы.

Существующие сегодня мультимедийные программы дают возможность организовать самостоятельные действия каждого ученика. При обучении аудированию каждый ученик получает возможность слышать иноязычную речь; при обучении говорению каждый ученик может произносить фразы на иностранном языке в микрофон; при обучении грамматических явлений каждый ученик может выполнять грамматические упражнения, добиваясь правильных ответов и т.д. Таким образом, формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка включают:

- изучение лексики;

- отработку произношения;

- обучение диалогической и монологической речи;

- обучение письму;

- отработку грамматических явлений

Залогом  успешной   речевой   активности учащихся являются нетрадиционные формы  уроков  английского  языка,  в  ходе которых учащиеся приобщаются к культуре  стран  изучаемого  языка,  а  также расширяют  знания  о  культурном  наследии  родной  страны,  что   позволяет учащимся принимать активное участие в диалоге культур.

Нетрадиционные формы проведения  уроков  дают  возможность  не  только поднять  интерес  учащихся  к  изучаемому  предмету,  но  и   развивать   их творческую  самостоятельность,  обучать  работе  с  различными   источниками знаний.

Развивающий и воспитывающий потенциал нетрадиционных форм урока  можно охарактеризовать с помощью определения следующих целей обучения:

- формирование у учащихся  интереса  и  уважения  к  культуре  страны

изучаемого языка;

-  воспитание  культуры  общения   и   потребности   в   практическом использовании языка в различных сферах деятельности;

- развитие языковых, интеллектуальных и познавательных  способностей,

- развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций ученика.

Список литературы

1. Владимирова Л.П. Интернет на уроках иностранного языка // ИЯШ -  2002 - №3. С.39–41.

2. Елухина Н.В. Роль дискурса в межкультурной коммуникации и методика формирования дискурсивной компетенции // ИЯШ -  2002 -  №3. С.9-13.

3. Корнилова Л.А. Социокультурная компетенция как одна из составляющих профессионального мастерства учителя иностранного языка. Международный сборник научных трудов / Отв. ред.: В.М. Курицын. – Шуя: Изд-во “Весть”, ШГПУ,  2002. С.40-43.

4. Кузьменко О.Ю. Динамика развития социокультурной компетенции учащихся. Международный сборник научных трудов / Отв. ред.: В.М. 5. 5. Курицын. -  Шуя: Изд-во “Весть”, ШГПУ, 2002. С.56-60.

6. Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. -  М.: Просвещение, 1980.

7. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок: 8. 8. 8. Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. -  Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”,  2001.

8. Курицын В.М. К вопросу об организационных формах учебно-познавательной деятельности учащихся сельской школы и готовности  учителя к их реализации. Сборник научных трудов / Ответственный редактор Добродеева И.Ю. -   Шуйский гос. пед. универ., 1999. С.26-32.

9. Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. -  М.: Просвещение, 1987.

10. Махмутов М.И. Современный урок: Вопросы теории. - М.: Педагогика, 1981.

11. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранному языку / ИЯШ -  2000 -  №4. С.19-14.

12. Мусницкая Е.В. Обучаем, развиваем и воспитываем / ИЯШ -  1989 -  №3.

13. Онищук В.А. Урок в современной школе: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. -  М.: Просвещение, 1986.

14. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. - М.: Просвещение, 1988.

15. Педагогика школы: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. проф. И.Т. Огородникова. -  М.: Просвещение, 1978.

16. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка // ИЯШ -  2001 -  №2. С.14-19.

17. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // ИЯШ -  1991 -  №2. С.3-10.

18. Рогова Р.В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. -  М.: Просвещение, 1991.

19. Рогова Г.В. О повышении действенности урока иностранного языка // ИЯШ -  1986 -  №4.

20. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики, 2-е изд. - М.: Педагогика, 1984.

21. Теслина О.В. Проектные формы работы на уроке английского языка // ИЯШ -  2002 - №3. С.41-46.

22. Туркина Н.В. Работа над проектом при обучении английскому языку // ИЯШ -  2002 - №3. С.46-48.

23. Цели обучения иностранному языку: учебное пособие / Под ред. Е.И. 24. Пассова, Е.С. Кузнецовой. -  Воронеж: НОУ “Интерлингва”, 2002. (Серия “Методика обучения ИЯ”, № 2).