Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии на уроках английского языка
статья по английскому языку по теме

Астанина Екатерина Афанасьевна

Данная статья раскрывает понятие здоровьесберегающих технологий. Вней предоставлены способы использования данных технологий на уроках английского языка на примере упражнений из учебника "Enjoy English".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьеформирующие образовательные технологии (по определению Н.К. Смирнова) – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающие технологии – это условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания), рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями), соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка, необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые для этого знания, научить использовать полученные знания в современной жизни.

По данным психологов, педагогов и медиков, иностранный язык является одним из самых сложных предметов. По 11-бальной шкале ранжирования учебных предметов по степени трудности на иностранный язык приходится 10 баллов. Его усвоение требует значительного напряжения высшей нервной деятельности учащихся, что приводит к усилению и снижению активного внимания.

Учебный процесс следует организовывать так, чтобы периоды интенсивного интеллектуального напряжения учащихся чередовались с периодами эмоциональной нагрузки. Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:

5 – 25 минута – 80%

25 – 35 минута – 60-40%

35 – 45 минута – 10%

Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.

Ниже в таблице приводится интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе урока:

часть урока

время

нагрузка

деятельность

1-й этап. Врабатывание

5 мин.

относительно невелика

репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение

2-й этап. Максимальная работоспособность

20 – 25 мин.

максимальное снижение на 15-й мин.

продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом

3-й этап. Конечный порыв

10 – 15 мин.

небольшое повышение работоспособности

репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного

Во избежание усталости учащихся на уроке необходимо проводить смена видов деятельности (самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником, творческие задания). Для лингвистического анализа, в качестве контрольных и самостоятельных работ могут быть использованы тексты, пропагандирующие спорт, туризм. В 3-м классе, при изучении тем «Питание» и «Твой день», рассматривается режим дня школьника и правильное питание, с последующим обсуждением. В разделе «Части тела», учащиеся знакомятся с культурой гигиены тела.

В 8 классе учащиеся узнают об экологической обстановке в странах изучаемого языка и в нашей стране. Также они читают тематические тексты о вреде курения и алкоголя, с последующим их обсуждением.

На уроках английского языка в начальной школе на каждом уроке можно применять физкультминутки (при изучении глаголов действия, частей человеческого тела). Например в 3 классе авторы учебника предлагают интересный стих-разминку:

Кроме этого можно предлагать ученикам выполнять расслабляющую гимнастику для глаз. Очень эффективны в тематические проекты, посвященные спорту, медицине, здоровому питанию, здоровому образу жизни и т.д.

Например в 3 классе учащимся предлагается составить и обсудить меню завтраков на неделю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках английского языка. Игровые технологии.

По современным представлениям целостное здоровье человека имеет три составляющие: 1) физическое здоровье, или здоровье тела, которое подразумевает наличие у организма человека р...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ И ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует концентрации внимания, напряжения сил. Очень трудно порой настроить ребят на овладение знаниями в середине и ...

Методическая разработка к урокам английского языка "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"

Данный материал помогает организовать работу на уроке в средней школе, большое внимание уделяется ролевым играм....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка или «Уроки без стресса»

Применение здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках английского языка или уроки без стресса....

Современные образовательные технологии. Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРЕЗЕНТАЦИИОдним из приоритетных направлений школьного образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Гиподинамия и длительные статические нагрузки являются харак...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка или «Уроки без стресса»

Материал полезен учителям в плане сохранения здоровья детей и разнообразия использования технологий в образовательном процессе....