"Проектная деятельность на уроках английского языка"
(английский язык, 6 класс) по теме

Павлюкова Марина Алексеевна
Обобщение педагогического опыта по теме: "Проектная деятельность на уроках английского языка".Проектная деятельность развивает межпредметные связи  и способствует интеграции знаний, полученных на уроке английского языка  на другие предметы; проектная деятельность позволяет  увидеть высокомотивированных  детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_na_urokakh_angliyskogo_yazyka.docx37.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Белореченский район

станица Пшехская

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №26.

«Проектная деятельность

на уроках английского языка».

Автор опыта: Павлюкова М.А.

учитель английского языка

2013

  1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА.

Проектная деятельность имеет многолетнюю историю и используется в образовании уже около ста лет, несмотря на «современный» статус. Научным описанием метода проектов занимались американские педагоги и философы Д. Дьюи, У. Килпатрик, Э. Коллингс и др. Ведущая идея данной научной школы состояла в необходимости организации обучения таким образом, чтобы выполняемая ребенком учебная деятельность строилась по принципу «Все из жизни, все для жизни».

Общий принцип, на котором базировался метод проектов, заключался в установлении непосредственной связи учебного материала с жизненным опытом учащихся, в их активной познавательной и творческой совместной деятельности, в практических заданиях (проектах) при решении одной общей проблемы.

Таким образом, в основу метода проектов была положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат – опыт деятельности – станет бесценным достоянием обучающихся, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.                

 В России метод проектов был известен еще с 1905 г. Тогда группа российских педагогов, под руководством С.Т.Шацкого внедряла его в образовательную практику. Но идея проектной методики не получила своего развития и исследования в этом направлении прекратились. Причин было несколько: теоретическая проблема не была исследована в достаточной мере. Из этого вытекало неоднозначное понимание сущности школьных проектов, их типологии, организационных форм работы. Идея, навязанная сверху, не воспринималась учительством как нечто необходимое, разумное, важное для

образования обучающихся.

Сегодня метод проектов вновь используется, но уже в обновленном виде. Основная задача ученых-методистов и учителей состоит в том, чтобы помочь проектам занять надлежащее место в школьной практике обучения иностранным языкам. Именно осмысление и применение этого метода в новой социально-культурной ситуации в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития позволяет говорить о школьном проекте как о новой педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи системно-деятельностного подхода в обучении подрастающего поколения.

  1.  ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ КЛАССА ОБУЧАЮЩИХСЯ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ БАЗОЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.

В группе обучается 13 человек, мальчиков – 3, девочек - 10.

Между обучающимися достаточно ровные, в целом бесконфликтные отношения, но есть группа детей, которых по результатам проведённой социометрии следует отнести к группе «пренебрегаемых» (Крикунова Ю. и Осмонова С.). Они замкнуты, необщительны, отличаются крайне медленным темпом деятельности, с трудом вовлекаются в коллективную (групповую или парную) работу, стесняются давать ответы в устной форме, грамотной монологической речью не отличаются. В работе с этими детьми будет применяться индивидуальный подход как при отборе учебного содержания, адаптируя его к интеллектуальным особенностям детей, так и при выборе форм и методов его освоения, которые должны соответствовать их личностных и индивидным особенностям: дефицит внимания, медленная переключаемость внимания, недостаточная сформированность основных мыслительных функций (анализ, сравнение, выделение главного), плохая память.

Основная масса обучающихся класса – это дети со средним уровнем способностей, но достаточно высокой мотивацией к обучению .Они отличаются высокой организованностью, дисциплинированностью, регулярно выполняют домашние задания. Ученики 6 «Б» класса отличаются высоким уровнем самостоятельности в учебной деятельности и успешны в выполнении заданий творческого характера

В целом обучающиеся класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и методов работы. 

3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ.

  3.1. Описание основных методов и методик, используемых в педагогическом опыте.

Естественно, меня, как учителя иностранного языка в условиях реализации ФГОС, интересуют современные формы и методы работы с целью повышения уровня образования. В новых условиях учителю необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником, между учеником и другими учениками. Нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.

В практике своей деятельности я использую технологию метода проекта в течение 3-х лет. Мне понравились возможности проектной деятельности по формированию познавательных учебных действий. Этим вопросом занимаюсь до сегодняшнего дня и уже накопился определённый объём материалов.

Я использую различные варианты проектов и пути их реализации. Наибольшее распространение в моей практике преподавания иностранного языка получили следующие виды проектов: игровые , информативно-исследовательские проекты, сценарные проекты, творческие работы, издательские проекты.

В процессе работы над проектом нужно формировать следующие элементы проектной и исследовательской деятельности: мыследеятельностные, презентационные, коммуникативные, поиск,  информационные.

3.2. Актуальность педагогического опыта.

Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применить накопленные знания по предмету. Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь и слышать, понимать друг друга при защите проектов. Дети работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создаётся возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не даёт изучение языка только с помощью учебника на уроке в классе.

Особенно актуальна эта работа в период перехода  на ФГОС нового поколения.

3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте.

Представляемый педагогический опыт отвечает критерию научности, так как использует основополагающие положения современной педагогики, психологии и методики преподавания.  

 3.4. Результативность педагогического опыта.

Результативность моего педагогического опыта заключается в расширении словарного запаса, овладении грамматическими структурами, совершенствовании произношения, понимании речи с различного предъявления, умении употреблять лексические единицы и грамматические структуры в незнакомой ситуации в соответствии с требованиями государственного стандарта,

3.5. Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта.

Новизна моего опыта заключается в том, что: проектная деятельность развивает межпредметные связи  и способствует интеграции знаний, полученных на уроке английского языка  на другие предметы; проектная деятельность позволяет  увидеть высокомотивированных  детей.

3.6.Технологичность представляемого педагогического опыта.

Я разместила свой педагогический опыт на сайте ,,,,,…для того, чтобы данный опыт или его элементы использовались педагогами других образовательных учреждений. Опыт может быть использован для подготовки к ЕГЭ учащимися и педагогами.

3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта.

В обучении английскому языку метод проектов я использую в тесном контакте с учебной программой. В нашей школе обучение английскому языку ведется по УМК В.П. Кузовлева и др. Учитывая высокую загруженность обучающихся, я совместила традиционный и системно-деятельностный подход обучения путем включения элементов проектной деятельности в обычный урок.

Исходя из требований, которым должны отвечать современные методы обучения младших школьников иностранному языку, а именно затрагивать личность ребенка, вовлекать в учебный процесс все его чувства, эмоции, ощущения, делать ребенка активным действующим лицом в учебном процессе, дать возможность детям активно взаимодействовать друг с другом, предусматривать все возможные формы работы в классе и др., я решила начать использовать метод проектов именно с начальной школы. Прежде всего, я попыталась определить периодичность и качественный состав проектных работ в рамках каждой темы.

Например, для учащихся 2-4 классов я разработала систему творческих индивидуальных и коллективных заданий для иноязычной проектной деятельности школьников разных уровней.

  1. My family.
  2. My pet.
  3. My hobby.
  4. My house.
  5. My school.
  6. My country.
  7. Holidays.
  8. My favourite clothes.
  9. Food.

             На протяжении трех лет я проводила в конце каждой изученной  темы  уроки по методу проектов и считаю что: проектная методика не только дает возможность учащимся больше и глубже изучить тему, но и значительно расширяет их общий кругозор, учит общению, умению самостоятельно добывать и отбирать необходимый материал, дает возможность развития не только коллективного творчества, но и индивидуальных талантов и способностей обучающихся.

   Проекты предполагают активизацию обучающихся: они должны писать, вырезать, наклеивать, работать со справочниками, разговаривать с другими людьми, искать фотографии и рисунки. И, наконец, обучающиеся с разным уровнем языковой подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Например, ученик, который недостаточно хорошо говорит по-английски, может прекрасно рисовать.

 Следует отметить, что не все ученики сразу и легко включаются в работу над проектом. Я не предлагаю задание, которое тот или иной ученик не может выполнить. Задания соответствуют индивидуальному уровню, на котором находится каждый участник проекта. Помогаю каждому определиться с конкретной темой, советую, на что обратить внимание и как представить свои результаты.

3.8.Выводы.

         В ходе своей работы я пришла к выводу, что использование на уроках

 проектной методики,  способствует пробуждению интереса учащихся к изучаемому языку, снижению трудностей овладением иноязычной речи, стойкой мотивации. В данной методике заложены большие возможности для решения таких задач, как преодоление инертности и безынициативности учащихся на уроках, боязни говорить на иностранном языке из-за возможных ошибок в речи. Проектная методика развивает у школьников творческие способности, самостоятельность, активность. 

Проектная методика в моей деятельности является действенным инструментом, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, делает преподавание более проблемно-ориентированным, стимулирует  умение формулировать собственные суждения, усиливает степень самостоятельной работы учащихся, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным. Это мощный стимул к овладению языком.

        

ЛИТЕРАТУРА

1. Абышева Н.Ю. Эффективность применения метода проектов на уроках иностранного языка в общеобразовательной школе. [Электронный ресурс] // ftp://lib.herzen.spb.ru/text/abysheva_102_116_121.pdf 

2. Байдурова Л.А., Шапошникова Т.В. Метод проектов при обучении учащихся  иностранным языкам / Иностр. языки в школе. – 2002.                                           – № 1. – С. 5-11.

3. Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам / Иностр. языки в школе. – 2001. – № 4. – С. 5-8.

4. Борисова Е.М. Проект на уроках немецкого языка / Иностр. языки                                       в школе. – 1998. – № 2. – С. 27-31.

5. Витлин Ж.Л. Эволюция методов обучения иностранному языку в XX веке                     /Иностр. языки в школе. – 2001. – № 2. – С. 23-29.

6. Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку / Иностр. языки в школе. – 1991. – № 3. – С. 9-15.

7. Князев М.Н. Проблемы технологии обучения иностранному языку на современном этапе. / Иностр. языки в школе. – 2001. – № 4. – С. 105-107.

8. Мартьянова Т.М. Использование проектных заданий на уроках английского языка / Иностр. языки в школе. – 1999. – № 4. – С. 19-21.

9. Нехорошева А.В. Из опыта работы по проектной методике                                                / Иностр. языки в школе. – 2002. – № 1. – С. 18-21.

10. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка                                                  / Иностр. языки в школе. – 2000. – № 3. – С. 3-9.

11.Сидяченко Е.Н. Проектирование учебного процесса по иностранному языку на диагностической основе/ Иностр. языки в школе. – 2011. – № 7. – С. 45-48.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность на уроках английского языка»

Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или...

Проектная деятельность на уроках английского языка

В материале отражено, как технология влияет на результаты и качество знаний учащихся....

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"...

Проектная деятельность на уроках английского языка с использованием межпредметных связей Тема проекта: «Муай Тай в моей жизни» Руководитель: учитель анг. языка МБОУ СОШ № 2 г. Моздок РСО-А Иванова Ольга Александровна Исполнитель проекта: ученик 6Б класса

ПАСПОРТ ПРОЕКТАПроектная деятельность на уроках английского языка с использованием межпредметных связейТема проекта: «Муай Тай в моей жизни»Руководитель: учитель анг. языка МБОУ СОШ № 2 г. Моздок РСО-...

Технологическая карта урока английского языка Знакомство с проектной деятельностью на уроках английского языка в 4 классе. Отработка чтения

Знакомство с проектной деятельностью на уроках английского языка в 4 классе. Отработка чтения...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Проектная деятельность на уроках английского языка» .

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Проектная деятельность на уроках английского языка» .  5 класс ФГОС. По УМК  авт.-сост.  Ю.А. Комарова, И.В. Ларионова. Количес...