Языковая концепция Ф. де Соссюра., Женевская лингвистическая школа
презентация к уроку по английскому языку по теме

Шарифуллина Альбина Юрьевна

Презентация знакомит с Ф. де Соссюром, с основными направлениями его языковой концепции,  а также с  женевской лингвистической школой.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Языковая концепция Ф. де Соссюра. Женевская лингвистическая школа. Шарифуллина Альбина Юрьевна

Слайд 2

Фердинанд де Соссюр (1857-1913) – швейцарский лингвист, выдающийся языковед. Родился и вырос в Женеве. Он с детства интересовался лингвистикой. Уже в 21 год закончил «Трактат о первоначальной системе гласных в индоевропейских языках». Это был его единственный изданный при жизни труд. После смерти лингвиста, его ученики Ш. Балли и А. Сеше , в 1916 г. публикуют книгу «Курс общей лингвистики», основанную на записях лекций Ф. де Соссюра.

Слайд 3

Основные положения концепции: язык как система; языкознание как наука; внутренняя и внешняя лингвистика; аспекты языка; системный характер языка, его значимость; теория синтагм и теория ассоциаций . Концепция Ф. де Соссюра была направлена против младограмматиков, у которых не было чёткого понимания специфики, которые боялись общетеоретических построений.

Слайд 4

Ф . де Соссюр понимал язык в целом как систему, состоящую из трёх частей: собствено язык ( langue ), речь ( parole ), речевая деятельность ( langage ). 1. Язык как система

Слайд 5

Речевая деятельность – это явления , традиционно рассматриваемые лингвистикой: акустические; понятийные; индивидуальные; социальные; система выразительных возможностей данного народа, которая соприкасается с физикой, физиологией и психологией и т. д.

Слайд 6

важнейшая часть речевой деятельности. Он является социальным продуктом, совокупностью необходимых условностей, принятых коллективом, чтобы обеспечить реализацию , функционирование способности к речевой деятельности, существующей у каждого носителя языка. Язык представляет собою целостность сам по себе . Язык -

Слайд 7

язык социален, это общее достояние всех говорящих на нём, тогда как речь индивидуальна ; речь связана с физическими параметрами, вся акустическая сторона речевой деятельности относится к речи; язык же независим от способов физической реализации: устная, письменная, жестовая речь отражает один и тот же язык. Языку противопоставляется речь

Слайд 8

Соссюр замечает, что они: ''тесно связаны между собой и друг друга взаимно предполагают: язык необходим, чтобы речь была понятна ; речь, в свою очередь, необходима для того, чтобы установился язык ''. Следовательно, развитие языка обнаруживается в речи, живая речь есть форма существования и развития языка. Несмотря на антитезис языка и речи,

Слайд 9

Соссюром была установлена специфика языкознания как науки и выделен круг её первоочередных задач. Заключительная мысль ''Курса'' гласит, что единственным и истинным объектом лингвистики является язык, рассматриваемый в самом себе и для самого себя . 2. Языкознание как наука

Слайд 10

Соссюр стремится ' 'Устранить из понятия языка всё, что чуждо его организму, его системе''. Он отделяет лингвистику внутреннюю (языковую систему) от лингвистики внешней (внешние условия развития и функционирования языка, в том числе, все связи, которые могут существовать между историей языка и историей цивилизации; история литературных языков и всё, что относится к географическому распространению языков, к их дроблению на диалекты''). 3. В нутренняя и внешняя лингвистика

Слайд 11

синхрония (единовременно существование языка, статический аспект, язык в его системе) диахрония (последовательность языковых факторов во времени). Эти два понятия учёный считал основополагающими для всех наук, пользующихся понятием значимости. Следовательно, нужно выделить две независимых лингвистики – синхроническую и диахроническую. 4. Два аспекта языка

Слайд 12

Соссюр подчёркивал системный характер языка и обосновал его знаковую природу. Язык есть система знаков. Каждый знак имеет две стороны: означающее (план выражения) и означаемое (план содержания). Языковой знак двусторонен и включает в себя как звуковой образ (означающее), так и значение (означаемое), этим тезисом утверждается, что язык есть форма, средство выражения всякого содержания и что язык не следует смешивать с содержанием высказываемого. 5. Системный характер языка, его значимость

Слайд 13

Для уяснения Соссюр приводит аналогию языка с шахматами . Любой элемент сам по себе ничего не значит. Он становится реальным и конкретным когда он наделён значимостью и неразрывно связан с ней. То же и в языке – не важно, имеет ли языковая единица звуковую или какую-либо иную природу, важна её противопоставленность другим единицам . Соссюр вводит понятие – значимость.

Слайд 14

Показал в виде противопоставления: линейный характер языка , отношение элементов, которые выстраиваются один за другим в потоке речи (синтагматика), и языковые единицы ассоциируются с другими единицами в памяти (парадигматика). 6. Теория синтагм и теория ассоциаций

Слайд 15

Концепция Ф. де Соссюра содержит немало противоречий. Некоторые из них определялись историей подготовки к печати «Курса». Некоторые положения теории автор не успел довести до конца. Непосредственно развивали взгляды своего учителя Ш. Балли , А. Сеше , русский языковед О. Карцевский (Женевская школа). Учёные, работавшие с методом сравнительно-исторического языкознания (А. Мейе , А. Соммерсфельт и др.) также взяли некоторые положения концепции Соссюра. Но главный его вклад в том, что многие его идеи стали основой наиболее влиятельных лингвистических учений настоящего времени – структурализма и отчасти дескриптивная лингвистика США.

Слайд 16

Женевская лингвистическая школа. Первые представители, ученики Ф. де Соссюра: Шарль Балли , Альберт Сеше и Сергей Осипович Карцевский .

Слайд 17

Шарль Балли Альберт Сеше С. О. Карцевский (1865- 1947) (1870-1946) (1884-1955)

Слайд 18

Одна из школ в языкознании, имеющая социологическую направленность и опирающаяся на «Курс общей лингвистики». Женевская школа, одно из направлений лингвистического структурализма. Женевская школа -

Слайд 19

Преимущественный интерес женевцы проявляют к проблемам языковой системы, к понятиям языковой сущности и единицы, ценности, синтагмы, к соотношению индивидуального и социального в явлениях языка и речи, к дихотомии диахронии и синхронии, дихотомии означающего и означаемого, к связи языка и мышления, к проблемам семиологии, семантики, фразеологии, синтаксиса, стилистики.

Слайд 20

Шарль Балли Особое внимание уделяет отношению языка и внеязыковых (социальных и психических) явлений, проблеме знака, отношениям означающего и означаемого, диахронии и синхронии. Им подчёркиваются ущербность и ограниченность возможностей исторического языкознания, не имеющего доступа ко всем фактам. Ш. Балли признаёт, что вне истории язык не существует и что вторжение истории нарушает гармонию внутри языковой системы. Ему принадлежит тезис о неразрывности непрестанного изменения языков и необходимости их неизменности для эффективного функционирования, о равновесии традиции, задерживающей развитие, и активных тенденций, толкающих к изменениям. Им исследуются случаи согласованности и несогласованности означающего и означаемого в знаке, приводящие к полисемии, омонимии, эллипсису, нулевому знаку. Ш. Балли принадлежит разработка принципов контрастивной лингвистики

Слайд 21

Характеризует интерес к отношению языка и мышления, к интеллектуальным аспектам мышления, к взаимодействию индивидуального и социального в языке. Грамматику он относит к языку, а стилистику к речи; рекомендуя заниматься стилистикой после грамматики. Им выдвигается теория двух ступеней в образовании грамматических явлений - дограмматической (язык жестов и грамматической (всякое грамматическое явление возникает в индивидуальном дограмматическом акте, выражающем душевное состояние говорящего, и лишь затем переходит в область грамматики). Различаются ассоциативная и синтагматическая грамматика. Предпринимает существенную ревизию подхода учителя к трактовке дихотомии языка и речи. Он выделяет в речевой деятельности организованную речь, которая связывает статику языка с его динамикой, дограмматические аффективные (психофизиологические по своей природе) индивидуальные элементы выражений с языком как социальным явлением, с грамматикой знаков. Альберт Сеше

Слайд 22

Придерживался семантико-структурного подхода к описанию языка. Ему принадлежат исследования с позиций семиологии словообразовательной и морфологической структуры русского глагола, отношения фразы и предложения, предложения и суждения. Им были рассмотрены проблемы взаимного движения относительно друг друга планов означающего и означаемого и своеобразного скрещения в силу этого омонимии и синонимии. С. О. Карцевский

Слайд 23

К числу представителей младшего поколения Женевской школы принадлежат: Анри Фрею , Робер Годель , Рене Амакер , Луис Прието , Рудольф Энглер

Слайд 24

Список литературы Березин Ф. М. «История лингвистических учений» М: 2003 . Кузнецов В. Г. Женевская лингвистическая школа: от Соссюра к функционализму. – Едиториал УРСС, 2003. Сусов И. П. «История языкознания» Тверь Тверской гос. ун-т, 1999. Ярцева В. Н. «Языкознание». – М: Научное издательство «Большая р оссийская энциклопедия», 1998. Интернет ресурс: http ://morkov.net/velikie/lingvisticheskaya-kontseptsiya-sossyura.html

Слайд 25

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие математического мышления в лингвистической школе

Развитие математического мышления в лингвистической школе. Лев Николаевич Толстой «Человек подобен дроби. Числитель… есть то, что человек представляет собой, а знаменатель – то, что он думает о себе»...

Языковая среда на третьем этаже средней общеобразовательной школы

Детям не запретишь. Если только это не игра. На первом занятии она называется "Молчанка", на последующих - "Денис Михалыч, вы почему только меня отмечаете, а другие как говорят на русском, вы не слыши...

План по реализации концепции по духовно-нравственному воспитанию в школе

План по реализации концепции по духовно-нравственному воспитанию в школе...

Концепция воспитательной деятельности в сельской малочисленной школе

Построение воспитательной деятельности в условиях сельской малочисленной школы в разновозрастных группах...

Реализация новой концепции преподавания учебного предмета «Обществознание» в школе.

        Обществознание призвано сформировать у обучающегося целостную картину современного общества как сложной динамичной открытой системы, представления о разных гра...

Концепция математического образования в МАОУ "Средняя школа №8"

Представлена презентация к родительскому собранию в 4 классах...