Роль ситуаций при обучении говорению на иностранном языке.
статья по английскому языку по теме

Использование ситуаций на уроке иностранного языка может помочь учителю создать атмосферу общения на уроке. Учебные ситуации дают учителю возможность создать в классе условия, приближающиеся к тем, в которых происходит беседа  в естественной обстановке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_rol_situatsiy.docx15.18 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Роль ситуаций при обучении говорению»

Одним из действенных средств повышения эффективности уроков иностранного языка является использование ситуации.

        В чём состоит эффективность работы с ситуациями на уроках иностранного языка? Прежде всего ситуации создают языковую среду на уроках. Учебные ситуации дают учителю возможность создать в классе условия, приближающиеся к тем, в которых происходит беседа в естественной обстановке. Использование ситуаций при обучении иностранному языку помогает учителю сделать урок интересным, привлечь внимание ребят.

        Если учитель сможет правильно использовать небольшие ситуации на уроке, то один урок не будет похож на другой. Использование ситуаций внесёт в обучение новизну, творческое начало, поможет учителю создать атмосферу общения на уроке.

        Правильно подобранные ситуации стимулируют речевую активность учащихся как на начальной, так и на старшей ступенях обучения языку. Обучение с помощью ситуаций способствует развитию навыков устной речи. Используя ситуации как средство обучения, учитель учитывает различные факторы: языковую подготовленность учащихся, тему урока, конкретные обстоятельства. Ситуации могут применяться в начале урока, в середине и в конце его. С их помощью может быть активизирована определённая лексика, речевые образцы или какие-либо грамматические явления, учащиеся могут тренироваться в том или ином виде речевой деятельности.

        Достигнуть хороших результатов можно лишь при условии регулярной, систематической работы с ситуациями.

        Для развития навыков устной речи, в частности навыков постановки вопросов, важно, чтобы учащиеся задавали вопрос правильно и быстро, чтобы они четко знали, что они хотят узнать, чтобы вопрос возникал непосредственно из ситуации. Стимулом для постановки вопросов всегда является желание узнать что-то, получить какую-либо информацию. Рассмотрим конкретные причины, которые побуждают спрашивать, и ситуации, при которых задаются соответствующие вопросы. Это прежде всего  желание получить информацию о каком-нибудь факте, событии, недостаточно освещенном, чтобы удовлетворить свою любознательность.

Например, учитель может в общих чертах рассказать о каком-то событии или книге, которую он прочитал. Учащиеся  хотят узнать об этом подробнее, и поэтому задают учителю вопросы. Таким образом, стимулом к постановке  вопросов может служить прослушанный или прочитанный текст. В качестве другого стимула могут выступать ситуативные игры.

        Уже на начальном этапе обучения иностранному языку можно проводить игру «Is it a pen?» Учитель (или один из учеников) загадывает один из предметов, а учащиеся, задавая по очереди вопрос типа «Is it a pen?» , пытаются угадать его.

        Также я провожу с учениками такую работу: читаю начало первого предложения. Ученик ставит к нему вопрос. Я на него отвечаю и читаю следующее предложение , но опять его не заканчиваю, с тем чтобы можно было к нему задать новый вопрос. Следовательно, активное участие учеников в постановке вопросов тоже является разновидностью ситуативной работы.

        Большую пользу приносят ситуации, отражающие жизнь класса. Например, ситуация «Классный час» побуждает к постановке таких вопросов:

        Why does Vova study badly?

        Why wasn’t Misha at school yesterday?

        Why is Nick often late at school?

        Why does Nick often get «2» in English?

В связи с этими вопросами возникает ситуация обсуждения работы нескольких учеников класса, что всегда вызывает большой интерес.

        Для развития устной речи на основе заданной ситуации я провожу еще следующую работу: чтобы закрепить хорошо тему «My Day» (IV класс), я готовлю заранее несколько юмористических рисунков (серию картинок). Перед этим убеждаюсь, что ребята хорошо знают лексику по заданной теме.

Рис.1.  8.30.  Дети идут в школу.

Рис.2.  8.30.  Петя спит.

Рис.3.  8.45.  Дети в классе.

Рис.4.  8.45.  Петя умывается, собирает портфель.

Рис.5.  9.00.  Урок.

Рис.6.  9.00.  Петя бежит в школу.

Серия ситуативных рисунков наилучшим образом побуждает учащихся вести беседу по теме. Наглядность в создании ситуации играет очень большую роль.

        Еще одна ситуация – «Birthday» (IV класс) вызывает большой интерес у учащихся. У одной девочки (хорошей ученицы) был действительно день рождения. Эту работу я провела таким образом: предлагаю именнинице пригласить часть подруг по классу «в гости». Выяснилось, что нужны подарки. Дети идут в «магазин, чтобы купить подарки: книги, ручки, цветы. Один ученик – продавец, другие – покупатели. На следующем уроке мы устроили чаепитие. Девочка хорошо справилась со своей ролью.

        Ситуации могут быть следующие :

1.Опиши место, которое ты посетил летом. Скажи, что тебе понравилось больше всего.

2.Скажи , как ты хочешь праздновать Новый год.

3. Ты гордишься, что один из твоих одноклассников твой друг. Почему ты гордишься этой дружбой?

        Надо отметить, что эта работа интересная, но в то же время очень трудная. Надо создавать ситуации так, чтобы они не были похожи друг на друга, иначе они быстро надоедают ребятам. Чтобы учащиеся говорили без подготовки, надо очень много работать, добиваться хорошего усвоения лексики и речевых образцов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка ролевой игры в обучении говорению на иностранном языке учащихся старших классов.

Для интенсификации процесса обучения говорению на своих урокаг английского языка я ввожу ролевую игру с поэтапным обсуждением темы. Основным достоинством ролевой игры мне видится вовлечение всех участ...

СТИХИ И ПЕСНИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГОВОРЕНИЮ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ

Тема "Стихи и песни при обучению говорению на иностранном языке относится к недостаточно исследованным. Очень мало практических и теоретических пособий. Однако эта тема вызывает интерес. Использование...

Когнитивно-коммуникативный подход к обучению говорению на иностранном языке.

Когнитивно-коммуникативный подход к обучению говорению на иностранном языке....

Эффективные методы и приёмы в обучении говорению на иностранном языке.

В данном докладе представлены эфективные методы и приемы в обучении говорению на иностранном ячзыке. Приведены примеры заданий и упражнений на начальном, среднем и старшем этапах обучения монологу. Та...

Целесообразность использования видеоматериалов при обучении говорению на иностранном языке

Для развития коммуникативной компетенции важно соблюдение таких условий как использование аутентичных дидактических материалов, воссоздание реальных условий функционирование изучаемого языка и др. Эти...

Коммуникативно-ориентированная направленность в обучении - один из эффективных методов обучения говорению на иностранном языке

Коммуникативно-ориентированная направленность в обучении - один из эффективных методов обучения говорению на иностранном языке. Иностранный язык как одно из средств общения и познания окружающего...