Организация дистанционного обучения и роль тьютора в нем.
опыты и эксперименты по английскому языку (10 класс) по теме

Пилотный проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tyutorstvo_v_distantsionnom.odt43.82 КБ

Предварительный просмотр:

Игнатьева Ольга Александровна,

 преподаватель английского языка.

Одинцовская гимназия№14, г. Одинцово, Московская область

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И РОЛЬ ТЬЮТОРА В  НЕМ.

Актуальность.

Дистанционное обучение  – инновационная Интернет – технология, которая стала активно внедряться несколько лет назад. Об этой технологии много спорят, высказывая все «за» и «против», о ней много пишут в методической литературе, ей посвящают практические семинары по обучению и внедрению в школах. Дистанционное обучение стало неотъемлемой частью современного образования. Что же такое дистанционное обучение?

Это новые технологии, которые подходят для оценки успехов обучаемых  «по результатам», а следовательно, и для построения программ, ориентированных на выдачу реальных результатов. Таким образом, дистанционное образование значительно меняет привычные отношения учитель-ученик.

Новые технологии, среды и методы позволяют ученику выбрать свой индивидуальный образовательный маршрут и расписание занятий, позволяют работать в своем темпе, выполняя те задания, которые он выбрал сам.

Сейчас появились новые цифровые технологии в сфере дистанционного образования. Они включают в себя дистанционные платформы, позволяющие обучаемому самому контролировать порядок освоения учебного материала, а также базы данных, доступные через Internet, что даёт им возможность соединяться с видеокурсами, аудиоматериалами, базами данных и другим программным обеспечением прямо из школы или из дома.

Кто нуждается в такой форме обучения?

Представим себе, что мы живём в маленькой деревушке, куда зачастую не приезжают работать специалисты, но где работает программа по информатизации. Интернет есть – учителя нет. Дистанционное обучение призвано восполнить пробелы в знаниях по основным предметам.

Ребенок с ограниченными возможностями, он не может посещать школу наравне с другими ребятами. Для этого ребенка разработан индивидуальный образовательный маршрут, по которому его ведут учителя – надомники. Заканчиваются занятия, уходят педагоги, родители еще не вернулись с работы, а ребенок остался один. Как быть? И тут может помочь дистанционное обучение, ведь удалённый педагог и многочисленные студенты представляют собой сетевое сообщество, где можно не только получить консультацию по выполнению заданий, но и  пообщаться.

Русскоязычные дети, вынужденные уехать за рубеж с родителями в длительные загранкомандировки, в страны, где  нет образования на русском языке. В этом случае,  оформляется со школой договор на переход на семейную форму обучение. Тьютор помогает организовать учебный процесс.

Сегодня дистанционное обучение может удовлетворять потребности обучающихся по различным предметам, уровням сложности, формам контроля и сетевого общения. Разработчиками дистанционного курса являются учителя - предметники. Они же обеспечивают реализацию курса. Именно они, педагоги – тьюторы, работают со студентами 5-9 и 10-11 классов, обучая их русскому языку, литературе, английскому языку, математике, истории и некоторым другим предметам. Кто же такие тьюторы?

Тьюторы – это те же учителя, только преподают они и общаются со своими студентами при помощи Интернет – технологий. В обязанности тьютора входит составление расписания занятий, объявление тематических дискуссий, проведение чатов и видеоконференций, проведение индивидуальных консультаций, проверка выполненных заданий, которые студенты по почте присылают на проверку. Тьютор контролирует работу каждого студента, отслеживая количество вхождений, выполнение заданий, тестов, участие в чатах, конференциях и дискуссиях.

Однако в процессе обучения  возникает ряд проблем, с которыми сталкиваются все его участники. Трудности возникают на организационном этапе: зачастую в школах отсутствует нормативная база, а также  куратор, контролирующий работу учащихся с ресурсами  дистанционного обучения, способный оказать учащимся квалифицированную помощь. Но наибольшее количество вопросов вызывает техническая составляющая проекта. К сожалению, сбои в сети Интернет случаются очень часто, это является одной из причин несистематического выполнения заданий. К техническим проблемам можно также отнести:

  1. Плотный график работы Интернет - класса
  2. Ограничение одновременной работы слушателей в образовательном учреждении по количеству рабочих мест
  3. Поломка компьютера в классе
  4. Отсутствие Интернета дома у учителя или обучающегося
  5. Отсутствие Java – машины для общения в чате

Несмотря на трудности, программа по реализации ДО успешно внедряется  в школы.

  Разработки пилотного  образовательного проекта

 Дистанционное обучение (дистантное обучение, распределенное обучение) - процесс передачи знаний, формирования умений и навыков при интерактивном взаимодействии как между обучающим и обучающимся, так и между ними и интерактивным источником информационного ресурса, отражающим все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и осуществляемым в условиях реализации средств ИКТ (ИВ. Роберт).

Цель проекта- создать эффективную  форму обучения учащихся.

При создании дистанционных курсов необходимо учитывать: психолого-

физиологические особенности восприятия экранной информации учащимися, уровень сформированости у школьников информационной культуры и навыков самообразовательной деятельности. Вместе с тем понимание самообразования как процесса управляемого и организуемого учеником самостоятельно порождает необходимость построения специфического педагогического сопровождения самообразования, сохраняющего собственную субъектную активность ученика.

Основными итогами педагогического сопровождения являются не только овладение обучающимися конкретным знанием, самостоятельной образовательной деятельностью, существующими видами образовательной деятельности высокого уровня, например, проектирование и исследование, но и осознание самим субъектом образования смысла и значения всех вышеперечисленных результатов образования именно для него - нахождение индивидуальных смыслов, целей и значений самообразования в собственной жизни. Педагогическое сопровождение - это динамичный процесс все большей передачи ответственности за реализацию самообразования от учителя ученику. Мера ответственности и учителя, и учащегося может быть разной, быть обусловлена конкретикой сложившейся ситуации и индивидуальными особенностями ученика.

Одним из видов педагогического сопровождения является тьюторское сопровождение учащихся (Т. Ковалева, Н. Рыбалкина и др.). Тьютор - это педагог, сопровождающий индивидуальный образовательный маршрут ученика. В России тьюторство появилось совсем недавно - в 80-е годы XX в. Сущность тьюторского сопровождения заключается в целенаправленном создании тьютором ситуации осмысления учеником собственных образовательных выборов и действий. Основной единицей тьюторского сопровождения является встреча. Тьюторские встречи могут быть организованы посредством чатов, форумов, видеоконференций и других аудио-, видеотехнологий. Основным приемом работы тьютора является вопрос, который опирается на реальную деятельность учащегося или моделирует ее, создает ситуацию выбора, проблемати-зирует основания выбора или способ деятельности.

Гипотиза

Таким образом, для успешности дистанционного обучения учащегося необходимо введение тьюторского сопровождения и развитие информационно-образовательной интернет-среды.

Под информационно-образовательной интернет-средой понимается комплекс информационного, технического и учебнометодического обеспечения, направленный на достижение обучающимся его образовательных целей. Т.Б. Корнеева выделяет принципы организации тьюторского сопровождения в интернет-среде:

• интерактивность (взаимодействие с тьюторами и экспертами в узких областях знания, взаимодействие с другими участниками);

• избыточность форм и методов обучения (деятельностно-рефлексивный характер организации учебного процесса, активные методы, образовательные события);

• разнообразие оригинальных учебнометодических материалов;

• планирование содержания обучения (свобода составления индивидуальной образовательной траектории - модулей из системы учебных курсов, образовательных событий и

т.д.);

• самоорганизация и самообучение (свобода выбора заданий и способов их выполнения или представления, ответственность за выбор);

• практикоориентированность, «опытное размышление», «обучение в деятельности» (получение знаний связано с решением задач, имеющих практическое значение для обучающегося);

• развитая виртуальная инфраструктура, включающая инструменты для планирования, коммуникации, презентации достижений, са-морефлексии и т.д.;

• целостность и одновременно использование принципа «спагетти» (видимый хаос, в котором всегда можно найти конец и начало любой деятельности, единая стратегия и взаимосвязь всех частей);

• принцип «репейника», когда совершение какого-либо действия открывает новые возможности, автоматически подталкивая на новые, более сложные действия;

• принцип развития компетентностей (модель «знать, уметь, владеть и быть»).

Основными функциями тьютора являются: проектировочная, организационно-

мотивационная, консультационная, аналитическая и рефлексивная. Каждая функция реализуется перечнем конкретных задач. Эффективная работа сетевого преподавателя предполагает знания и умения как в области информационных и сетевых технологий, так и в области педагогики и психологии. Особенно важными для его работы в сети интернет являются следующие способности:

- к совместной деятельности в сети с участниками процесса сетевого обучения;

- быстро устанавливать контакты со всеми участниками процесса дистанционного обучения посредством сетевых сервисов (форумы, чаты, аудио- и видеоконференции и др.);

- адаптироваться к индивидуальным потребностям обучаемых;

- развивать образовательный электронный ресурс, опираясь на требования к

электронным образовательным ресурсам и интернет-технологиям;

- управлять учебной группой при дистанционном обучении;

- мотивировать обучающихся к активной деятельности в системе дистанционного обучения.

Роль и место тьютора в дистанционном образовании за рубежом понимается по-разному. Так, функции тьюторов в открытых университетах Европы и США определяются как обсуждение содержания курса; предоставление обратной связи об успехах студента; оценка заданий/тестов; помощь студенту в планировании работы, мотивирование студента; разрешение административных вопросов; контроль над проектами; проведение занятий «лицом к лицу»; хранение записей студента; взаимодействие с администрацией «от лица студента».

Оценка эффективности деятельности тьютора происходит, как правило, через оценку успеваемости студента. С нашей точки зрения, в информационном обществе наиболее важным результатом тьюторского сопровождения является «самообразующийся» человек, т.е. человек способный реализовать цели самообразования и саморазвития.

Основной формой осуществления тьюторского сопровождения учащихся в дистанционном курсе является образовательный проект, суть которого заключается в поиске новых для субъекта способов преодоления разрыва между незнанием и знанием средствами интернет-технологий. Проекты могут быть индивидуальными или групповыми, но в любом случае должны быть связаны с образовательными запросами каждого учащегося. Отличие образовательного проекта от учебного заключается в качественно ином целеполагании. Если для учебного проекта значимо преодоление ситуации незнания (не знаю, хочу узнать, нахожу способ узнавания, проектный продукт - овеществленное присвоенное знание), то целью образовательного проекта является знание, которое изменяет самого субъекта, так как оно ориентировано на его индивидуальность, имеет смысл и значение в контексте этой индивидуальности. Такими изменениями могут быть новые компетентности, присвоение новых для субъекта способов действий, достижение нового (для субъекта) уровня информационной культуры.

Разработка и реализация образовательного проекта включает в себя следующие этапы.

Подготовительный этап. Диагностика учащегося для определения познавательного интереса, уровней самостоятельности, креативности, внимательности, а также психологофизиологических особенностей восприятия информации. В среде Moodle можно использовать следующие элементы курса: опрос, обратная связь, чат, форум.

Идеология тьюторского сопровождения во многом опирается на идею о том, что все дети от природы любознательны и активны, что у каждого подростка есть какой-то интерес, вокруг которого и через который можно выстраивать образовательную деятельность и взаимодействие тьютора и учащегося. Задача тьютора - «раскрутить» познавательный интерес ученика до образовательных действий, направленных на его удовлетворение. Вот эти действия в дальнейшем тьютор и будет обсуждать, на этом обсуждении будет выстраивать анализ способов деятельности учащегося. Познавательный интерес в дистанционном обучении чрезвычайно важен, так как именно он выступает источником активности школьника. Если интерес определен правильно - учащийся целеустремлен и способен на волевые усилия, если интерес поверхностен или формален - он довольно быстро теряет желание что-то делать для его удовлетворения. Для ученика итогом этого этапа является формулирование темы индивидуального образовательного проекта.

Начальный этап. Разработка план-карты образовательного маршрута, создание портфолио образовательного проекта и подготовка проектного продукта. Элементы курса СДО Moodle: база данных, задания, глоссарий, wiki, рабочая тетрадь, семинар, presenter.

План-карта образовательного маршрута -это список средств реализации проекта, выстроенных в хронологическом порядке, фиксирующих предполагаемый способ действий и ожидаемый результат. Одним из оснований позиции тьютора является концепция открытого образования, в рамках которой практически любой объект мира может выступать источником знаний, при условии, что человек, его использующий, умеет это делать. С другой стороны, разнообразие и разноплановость предпринимаемых шагов помогает преодолевать формирование шаблонов поведения учащегося. Однако позиция тьютора заключается не только в расширении карты.

Главная задача тьютора - моделирование деятельности подростка при изучении, анализе и отборе информации. Своими вопросами тьютор задает алгоритм действия и учащийся, последовательно отвечая на эти вопросы, во внешнем для себя плане проговаривает способ работы с источником информации. Очень важно, чтобы теоретическая информация (правильный ответ) всегда была после обнаружения затруднения учащимся, а не предвосхищала его, при этом тьютор вместо прямого ответа предлагал несколько вариантов, отдавая право выбора самому ребенку.

Портфолио проекта - это вещественные следы интереса учащегося, т.е. систематизированная, критически проанализированная информация, а не просто подборка интернет-статей. Поэтому, обсуждая с учащимся вопрос, что и как он будет хранить, основной акцент делается на вопросе «Зачем ты будешь это хранить?». Следовательно, содержание портфолио в большой степени зависит от того проектного продукта, который предполагается. Однако для тьютора наибольший интерес представляет рефлексия деятельности ребенка и для него важно, чтобы у ученика оставался материал не только о том, что он узнал, что он делал, но и о том, как он это узнавал, как он это делал. Поэтому тьютор предлагает вести заметки о своей деятельности в блоге участника курса со вставкой фотографий и медиаобъектов - всего того, что помогает анализировать свою деятельность. Кроме того, тьютор может сам отлеживать активность подопечного через «отчеты о деятельности» в разделе «Участники».

Основной этап. Реализация образовательного продукта. Элемент курса: задание.

Разработка план-карты образовательного маршрута, сбор портфолио образовательного проекта и подготовка проектного продукта в большинстве случаев осуществляются параллельно, хотя на начальном этапе основное внимание уделяется разработке план-карты, а подготовка проектного продукта в большей степени смещена на конечный этап создания образовательного проекта.

Существует ряд программных средств, предназначенных для структурирования информации. Их называют картами памяти (другие названия: карты знаний, интеллектуальные карты, карты разума, карты мысли, интеллект-карты, концепт-карты, карты концепций, англ. mind map, concept mapping, mind mapping). Работу данных программных средств обеспечивает загрузка (download) их на компьютер либо использование сети интернет (Network enable). Назовем только некоторые из них.

Dubbleboard (http://www.dabbleboard.com) -интернет-сервис создания схем. Предлагаются разнообразные возможности графики, присутствует готовый шаблон, по которому легко создать свою собственную схему (конспект, план). Возможность обсуждения схемы с другими людьми в сети интернет.

Mind 42 (http://mind42.com) - простой, бесплатный сервис, при помощи которого можно создавать графические схемы. Поддерживает русский язык.

FreeMind (http://freemind.sourceforge.net) -популярный продукт класса mind mapping, написанный на языке Java, который служит для построения и визуализации баз знаний.

Однако уже на этапе разработки планкарты появляется необходимость обсуждения идеи проектного продукта, в то время как план-карту целесообразно обсуждать на каждой тьюторской встрече и не только «сверяться» с запланированным маршрутом, но вносить в него коррективы, учитывая трудности и успехи отработки предыдущих маршрутных точек.

В настоящее время для реализации интернет-продуктов популярны flash и wiki-технологии. Для создания flash-продукта можно использовать бесплатный онлайн-конструктор Wix (www.wix.com). В помощь начинающему разработчику предоставлены видеоуроки «6 шагов, как сделать web-сайт из ничего», посмотреть которые можно по адресу: http://www. wix. com/create/web site.

Работа с Wiki (Вики) отличается простотой, что позволяет даже неподготовленному пользователю создать проект, пользуясь интуитивно понятным интерфейсом. В большинстве современных Вики-хостингов используется визуальный редактор, аналогичный редактору MS Word. Отметим основные признаки Вики: публичность и доступность, гипертекст; история версий вики-статей с момента их создания; ограничение доступа и права ре-

дактирования страниц до определенного круга пользователей.

Возможности Вики далеко не сводятся лишь к наполнению ресурса текстовой информацией. В данное время на большинстве вики-хостингов пользователю предоставляется возможность добавлять различные таблицы, виджеты, видео и т.д. Область применения действительно широка: начиная от небольшого школьного проекта и до совместного ведения документации на крупном предприятии.

Стоит отметить, что в сети существует большое количество разнообразных Wiki-хостингов, предоставляющих необходимый инструментарий по разработке Вики-ресурса. Например, онлайн-сервис Wikispaces (http:// www.wikispaces.com). Несмотря на некоторую простоту в работе с сервисом, предлагаем ознакомиться с ресурсом (http://wikispacetutorials. com/), на котором представлены видеоуроки по различным проблемным вопросам.

Еще раз подчеркнем, что тьютор обсуждает с учащимся варианты действий, дальнейших ходов, их эффективность или проблематичность, но решение принимает ученик. При решении организационных вопросов нужно иметь в виду еще одно принципиальное положение тьюторского сопровождения - индивидуальный темп деятельности учащегося. При этом кому-то надо больше времени, потому что он «еще не умеет», кого-то - потому что «слишком хорошо умеет» - интересуют нюансы, ему интересно попробовать разные варианты. Кто-то очень заинтересован темой и собирает разнообразный материал, кто-то торопится выйти на этап презентации.

Завершающим этапом тьюторского сопровождения образовательного проекта является анализ итогов деятельности и определение смыслов проекта для учащегося, роли проекта в его индивидуальной образовательной истории. Здесь существуют две формы работы.

Во-первых, групповое событие, позволяющее продемонстрировать и проанализировать продукт проекта: презентация продукта проекта или итоговое мероприятие (конференция, конкурс). Для тьютора - это событие, которое потом он будет обсуждать с учащимся, анализируя эффективность и значение его образовательных действий. Психологи давно доказали, что в группе психические возможности любого человека выше, чем при индивидуальной работе. Так как для тьютора самое важное

- развитие рефлексии и проектной деятельности, то групповое взаимодействие способствует переходу этих возможностей ребенка из зоны ближайшего развития в зону актуального развития.

Второй формой работы является тьюторская встреча, на которой тьютор и ученик обсуждают изменения, произошедшие за время разработки проекта: что узнал, что научился делать, что появилось (исчезло) в характере, как изменились интересы, как изменилось отношение к себе, другим, миру, что будем делать дальше. Тьютор предлагает сделать выбор: работаем дальше с этим же интересом или меняем его. И начинается новый цикл.

В заключение отметим, что предполагается разработать научно-методическое сопровождение деятельности тьюторов, методические рекомендации по применению программных продуктов и интернет-сервисов при реализации образовательных проектов учащихся; подготовить предложения по курсовой подготовке тьюторов из числа студентов старших курсов и педагогов. При этом тьютором может стать кандидат только после прохождения дистанционного курса в качестве обучающегося, где важно хорошо усвоить содержание курса и специфику форм организации дистанционного обучения, после чего продемонстрировать свои психолого-педагогические навыки и организаторские способности относительно выбранного курса.

ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ  НА БАЗЕ ШКОЛЫ.

Правила дистанционного обучения школьников разработаны для всех категорий участников образовательного процесса:

1)  обучающиеся;

2)  сетевые преподаватели;

3)  тьюторы;

4)  административная группа ОУ (руководитель ОУ, зам. руководителя ОУ по УВР, ответственное лицо за организацию дистанционного обучения);

5)  родители обучающихся.

Все обучающиеся, осваивающие учебные программы в условиях дистанционного обучения, подразделяются по 2 типам малых групп сотрудничества.

1 тип групп ― предметные группы.

Предметные группы всегда ориентированы на изучение одного и того же предмета для всех членов группы. Освоение учебного предмета осуществляется при методическом сопровождении преподавателя, который прикрепляется к данной группе. Оптимальная численность обучающихся в предметной группе 15 человек.

2 тип групп ― смешанные группы.

Смешанные группы формируются из обучающихся, изучающих различные предметы. К смешанной группе прикрепляется тьютор, который осуществляет педагогическое сопровождение учебного процесса для каждого обучающегося.

Оптимальная численность обучающихся в смешанной группе 30 человек.

1.  Правила организации дистанционного обучения школьников

(для обучающихся)

1. Обучающийся выполняет график освоения учебного материала (интернет-уроки, модули СУМов), составленный в соответствии с календарно-тематическим планированием курса сетевым преподавателем и утверждённым у территориального координатора проекта, содержащим даты контрольных и групповых мероприятий, а также выполняет все домашние задания непосредственно после освоения материала урока. Все контрольные и лабораторные работы выполняются обучающимися строго в сроки, установленные сетевыми преподавателями.

Работа над учебным материалом интернет-уроков и модулей СУМов осуществляется последовательно для обучающихся, осваивающих учебные программы в системе основного образования. Обучающиеся, занимающиеся в системе дополнительного образования, могут осваивать интернет-уроки или модули СУМов в произвольном порядке.

2. Работа обучающихся по освоению учебных курсов осуществляется в сетевом режиме и ведётся в рамках школьного расписания, которое составляется с учётом условий сетевого расписания, составленного территориальным координатором проекта.

3. Уроки проводятся в двух режимах:

-  в синхронном при одновременном присутствии в сети обучающихся и преподавателя (режим онлайн);

-  в асинхронном ― в условиях асинхронной деятельности обучающихся и преподавателя (режим офлайн).

4. Уроки проводятся в компьютерных классах, медиатеках или ЦДО. На уроках присутствует либо тьютор обучающихся (в соответствии с его расписанием), либо технический сотрудник (например, лаборант медиатеки или компьютерного класса). Обучающиеся могут обратиться к ним за технической помощью или с организационным вопросом.

5. Перед началом работы над материалом интернет-урока или модуля СУМа обучающийся знакомится с общими рекомендациями к уроку для обучающихся, размещёнными в форуме по уроку.

6. При обучении школьников предусмотрена групповая работа обучающихся в сети. Работа обучающихся организуется в следующих формах:

-  дискуссии;

-  дебаты;

-  ролевые и деловые игры;

-  интернет-конференции и т. п.

Участие обучающихся, осваивающих учебные программы в системе основного образования, в групповой работе, организуемой сетевым преподавателем, обязательно.

7. В дистанционном учебном процессе предусмотрено проведение синхронных и асинхронных консультаций для обучающихся, а именно:

-  согласно расписанию консультаций, обучающиеся выходят в форум по предмету для принятия участия в синхронной консультации;

-  асинхронные консультации проводятся в соответствующих форумах по предметам и урокам на постоянной основе.

8. Оценивание выполненных заданий осуществляется на основе разработанной комплексной системы оценивания и производится в двух режимах: тесты интернет-уроков и модулей СУМов оцениваются в режиме онлайн, ответы на задания с открытыми ответами и домашние задания оцениваются сетевым преподавателем в режиме офлайн.

Отметка за выполненные тесты урока заносится в электронный журнал автоматически, отметка за ответы на задания с открытым ответом, творческие, исследовательские и проектные работы, а также домашнее задание выставляется в электронный журнал сетевым преподавателем. Отметки за работу в рубрике «Тренируемся» в электронный журнал не заносятся.

9. В случае получения обучающимся неудовлетворительной отметки или при желании повысить свою отметку за урок обучающийся может обратиться с соответствующей просьбой к преподавателю или тьютору. Каждый вновь назначенный интернет-урок предлагает обучающемуся выполнение новых тестовых заданий.

Назначение одного и того же урока заново возможно не более трёх раз.

10. Отметки, полученные обучающимися при освоении образовательных программ в дистанционном режиме, засчитываются в ОУ:

-  в качестве текущих. Текущие отметки обучающегося передаются тьютором в ОУ, в контингенте которого он состоит, и переносятся в классный журнал;

-  в качестве годовых. Годовая отметка за курс формируется в соответствии с системой оценивания и включает отметки за интернет-уроки, домашние задания, контрольные работы, а также творческие работы, рефераты, проекты и т. п.

11. Информацию о результатах учебной деятельности обучающихся, осваивающих образовательные программы в режиме дистанционного обучения, передаёт в учебную часть ОУ тьютор.

12. Со всеми вопросами, возникающими в процессе освоения учебных программ в режиме дистанционного обучения, обучающийся обращается к тьютору своей группы.

2.  Правила организации дистанционного обучения школьников

(для сетевых преподавателей)

Организационные модели, по которой работают предметные группы, могут быть разнообразными: «Межщкольная (межмуниципальная) группа», «ИУП». Характер работы сетевых преподавателей не зависит от того, по какой организационной модели работает учебная группа.

Сетевые преподаватели (далее ― СП) осуществляют методическое сопровождение обучающихся в условиях дистанционного обучения и являются ключевыми фигурами при организации и проведении обучения школьников.

1.  Преподаватель (далее ― СП) работает с группой обучающихся, оптимальная численность которой 15 человек. Преподаватель работает с одной или несколькими группами (это зависит от численности обучающихся, изъявивших желание изучать тот или иной предмет и от нагрузки самого СП).

2.  Сетевые преподаватели осуществляют педагогическую деятельность с любого АРМ учителя в синхронном и асинхронном режиме в соответствии с графиком проведения:

-  синхронных уроков;

-  синхронных консультаций;

-  групповых занятий или работы в малых группах сотрудничества.

3.  Перед началом изучения обучающимися учебного курса СП составляет календарное планирование всего курса, основываясь на рекомендациях по вопросам организации учебного процесса с использованием сетевых учебных материалов.

4.  Преподаватель разрабатывает и рассылает обучающимся тематический график освоения соответствующих разделов учебного курса с указанием времени работы над каждой темой, сроками выполнения контрольных работ и датами проведения масштабных групповых мероприятий (конференций, ролевых и деловых игр и т. п.).

5.  Преподаватель при работе с обучающимися устанавливает темп и ритм освоения ими учебного курса, а также календарный график выполнения контрольных работ и проведения коллективных учебных мероприятий. В случае, если обучающийся опережает изучение группой учебного материала, СП вправе привлекать его к участию в групповой деятельности по материалам уже освоенных обучающимся уроков.

6.  Преподаватель организовывает проведение уроков в двух режимах:

-  синхронном, при условии использования примерно 20% учебного времени для проведения занятий в данном режиме;

-  асинхронном, обеспечивающим освоение обучающимися учебного курса в условиях организации асинхронной работы с сетевыми преподавателями.

7.  Преподаватель проводит синхронные уроки в соответствии с сетевым расписанием учебных занятий, составляемым территориальным координатором для обучающихся, обучающихся в рамках муниципальной образовательной сети.

8.  Преподаватель составляет сценарии освоения интернет-уроков и модулей СУМов, включающих как синхронный, так и асинхронный режим проведения занятий.

9.  Инструкции к уроку для обучающихся составлены автором учебного курса и размещены на форуме по уроку. В случае необходимости дополнительную инструкцию к уроку СП составляет сам и рассылает обучающимся перед началом работы по освоению учебного материала интернет-урока или модуля СУМов.

10.  Преподаватель в рамках организации учебной деятельности обучающихся проводит синхронные и асинхронные консультации. Целесообразно каждому обучающемуся разослать расписание онлайн-консультаций в начале учебного цикла (сентябрь, январь) и периодически приглашать их на индивидуальные синхронные консультации. Еженедельное проведение одной синхронной консультации для обучающихся является обязательным.

11.  Сетевые преподаватели работают с обучающимися в двух формах: групповой и индивидуальной).

Групповая форма работы предполагает:

- работу в парах;

- работу в малых группах сотрудничества (работа обучающихся по одинаковым заданиям, с использованием одинаковых материалов на основе обсуждения и самооценивания результата);

-  коллективную работу (он - и офлайн-дискуссии, ролевые и деловые игры, конференции, телеконференции и т. п.).

Преподаватель организовывает групповую и исследовательскую работу обучающихся со следующей периодичностью:

·  групповые дискуссии и дебаты на форуме НП «Телешкола» ― 1 раз в полугодие;

·  предметные интернет-конференции ― 2 раза в год;

·  выполнение проектных работ ― 1 раз в год.

12.  Преподаватель в режиме офлайн оценивает выполнение обучающимися следующих видов учебных работ:

-  заданий с открытыми ответами;

-  групповую работу на форумах;

-  творческие и исследовательские работы;

-  домашние задания.

Все отметки сопровождаются краткой рецензией преподавателя и отправляются обучающемуся в индивидуальном порядке в режиме личных сообщений.

13.  Преподаватель оценивает задания с открытым ответом непосредственно сразу после его выполнения обучающимся и заносит отметку в соответствующую графу электронного журнала[1].

14.  Преподаватель анализирует и оценивает домашние работы обучающихся в течение недели после их прикрепления с выставлением отметок в электронный журнал. Оценивание должно проводиться в соответствии с критериями оценивания, предусмотренными для каждого предмета.

15.  Преподаватель по желанию обучающегося обеспечивает функционирование системы «назначение урока заново», основанной на идее создания ситуации успешности для обучающихся, которая позволяет повторить изучение материала урока с тройной ротацией тестовых заданий для интернет-уроков. В модулях СУМов такая ротация не предусмотрена.

16.  Преподаватель стимулирует обучающихся к работе над междисциплинарными, телекоммуникационными индивидуальными и групповыми проектами как в рамках освоения интернет-курсов и СУМов, так и во внеурочной деятельности по предмету. Преподаватель совместно с тьютором организовывает работу школьников по выполнению ими индивидуальных или групповых проектов на основе использования ИКТ. Тематика проектов может носить междисциплинарный характер.

17.  Преподаватель консультирует обучающихся при составлении портфолио. При этом он не имеет права изымать из портфолио материалы, помещённые туда обучающимся самостоятельно.

18.  Взаимодействие преподавателя и тьютора носит систематический характер. Преподаватель совместно с тьютором обсуждает возникающие в процессе обучения индивидуальные проблемы обучающихся, определяет адекватные пути их решения и привлекает родителей к участию в образовательном процессе.

19.  Преподаватель осуществляет подготовку обучающихся к прохождению государственной (итоговой) аттестации за курс основной школы, которая проводится в очном режиме. Преподаватель проводит консультацию перед экзаменом в очном или дистанционном режиме.

3. Правила организации дистанционного обучения школьников

(для тьюторов)

Тьютор является одной из ключевых фигур, обеспечивающих эффективный учебный процесс по освоению обучающимися учебных программ в условиях дистанционного обучения.

Тьюторы осуществляют педагогическое сопровождение обучающихся, входящих в состав смешанных учебных групп и осваивающих различные предметы с использованием дистанционных образовательных технологий.

От уровня профессионализма тьютора зависит возможность максимального учёта индивидуальных особенностей, возможностей и образовательных приоритетов обучающихся, и, тем самым, их успешность в освоении учебных курсов.

1. В условиях обучения обучающихся по организационным моделям «Межшкольная группа» и «ИУП» тьюторы назначаются территориальным координатором по согласованию с ответственными за организацию дистанционного обучения в ОУ. Для школьников 5―7 классов предпочтительно, чтобы тьютор являлся работником ОУ, в котором обучается наибольшее количество обучающихся его группы.

Оптимальная наполняемость групп тьютора 30 человек.

2. Тьютор присутствует на занятиях обучающихся в компьютерном классе, медиатеке или ЦДО в случае обучения обучающихся группы в пределах одного ОУ (организационная модель «Новый профиль») в соответствии с расписанием.

3. Тьютор работает с любого АРМ в синхронном или асинхронном режиме в зависимости от стоящих перед ним педагогических задач.

4. Тьютор осуществляет синхронное взаимодействие с обучающимися как в индивидуальном, так и в групповом режиме в соответствии с графиком, согласованным и утверждённым территориальным координатором (модели «Межшкольная (межмуниципальная) группа, «ИУП»).

5. Тьютор оказывает помощь обучающимся при корректировке индивидуальных учебных планов.

6. Тьютор совместно с психологом составляет индивидуальные карты обучающихся с целью обеспечения индивидуально-ориентированного подхода.

7. Тьютор разрабатывает рекомендации обучающимся по организации их учебной деятельности, оказывает им помощь при планировании работы по освоению учебных курсов.

8. Тьютор наблюдает за ходом освоения школьниками модулей СУМов и интернет-уроков, обеспечивает им возможности дополнительных занятий с выходом в Интернет по их желанию или в случае серьёзного отставания от программы.

9. Тьютор осуществляет сбор и хранение данных о результатах освоения обучающимися сетевых учебных курсов, а также систематически передаёт эти данные администрации ОУ, в составе которых числятся обучающиеся группы.

10. Тьютор оказывает помощь по организации взаимодействия обучающихся с сетевыми преподавателями, содействует назначению им дополнительных синхронных консультаций.

11. Тьюторы обеспечивают наличие АРМ для каждого обучающегося группы в его ОУ во время работы в рамках расписания, а также доступ обучающихся к АРМ для выполнения ими домашних заданий.

В случае возникновения проблем с рабочими местами тьютор обращается к ответственному за дистанционное обучение того ОУ, в составе которого находится обучающийся его группы, обратившийся за помощью.

12. Тьютор знакомит обучающихся с правилами взаимодействия участников образовательного процесса и нормами общения в форумах в СДО Интернет-школа «Просвещение», а также содействует освоению обучающимися новой образовательной среды.

13. Тьюторы принимают активное участие в организационном обеспечении деловых и ролевых игр, которые реализуются в рамках учебных занятий и ведутся сетевыми преподавателями, а также участвуют в подготовке и проведении телекоммуникационных конференций.

14. Тьюторы осуществляют поддержку обучающихся в выполнении ими индивидуальных и групповых проектов, которые являются обязательными в рамках освоения учебных курсов в условиях дистанционного обучения; принимают участие в оценивании проектов в качестве лица, осуществляющего наблюдение за организацией и самостоятельным планированием деятельности школьником.

15. Тьютор еженедельно передаёт ответственным за дистанционное обучение в образовательных учреждениях, в составе которых числятся обучающиеся его группы, информацию об их учебных достижениях для занесения текущих отметок в классные журналы.

16. Тьютор предоставляет родителям обучающегося полную информацию об электронных адресах тьютора и всех сетевых преподавателей по предметам, которые их ребёнок изучает с использованием дистанционных образовательных технологий.

17. Тьютор использует «Форум с родителями» и видеоконференцию для взаимодействия по общим вопросам.

18. В случае если у родителей нет возможности пользоваться каким-либо АРМ, тьютор передаёт информацию об образовательной ситуации ребёнка его классному руководителю, который доводит все сведения до родителей в традиционном порядке. При необходимости возможно использование телефонной связи.

19. Тьютор систематически информирует родителей о текущих результатах учебной деятельности, а также о результатах промежуточной аттестации обучающихся.

20. Тьютор передаёт родителям информацию о порядке проведения контрольных мероприятий: расписание контрольных работ, в том числе итоговой контрольной работы, график онлайн-консультаций и т. п.

21. Тьютор доводит до сведения родителей результаты контрольных мероприятий в течение трёх дней после опубликования отметки за работу в электронном журнале.

22. Тьютор информирует обучающихся о порядке проведения государственной (итоговой) аттестации за курс основной школы (расписание консультаций и экзаменов, правила проведения экзамена).

4. Правила организации дистанционного обучения школьников

(для администрации образовательных учреждений)

Ведущую роль в обеспечении образовательного процесса, основанного на использовании дистанционных образовательных технологий, играет руководитель образовательного учреждения. В условиях введения дистанционного обучения в учебный процесс как на начальном его этапе, так и в течение всего дальнейшего периода, руководитель должен осуществлять всестороннюю поддержку всем участникам образовательного процесса, а также способствовать привлечению к работе по дистанционному обучению других сотрудников ОУ, создавая условия для повышения уровня их ИКТ-компетентности и создавая мотивацию профессионального роста для педагогов.

Правила организации дистанционного обучения школьников обеспечиваются и регламентируются документами, разработанными и изданными административной группой ОУ в период с января по август текущего календарного года. Срок действия документов распространяется на весь период организации и проведения обучения школьников с использованием дистанционных образовательных технологий.

Документы образовательного учреждения, необходимые для обеспечения учебного процесса при дистанционном обучении обучающихся начальной, основной и старшей школы (в том числе на профильном уровне)

Перечень документов, обеспечивающих образовательный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий, включает:

1)  приказ об использовании дистанционных образовательных технологий (далее ― ДОТ) для обучения школьников 1―11 классов;

2)  приказ по ОУ о зачёте результатов учебной деятельности школьников по освоению образовательных программ с использованием ДОТ;

3)  пакет локальных актов, регламентирующих организацию учебного времени и определяющих АРМ, предназначенные для индивидуальных или групповых занятий в автономном режиме для всех категорий обучающихся.

Правила для руководителей ОУ и содержание документов, обеспечивающих реализацию дистанционного обучения в ОУ

1.  Руководитель образовательного учреждения составляет приказ по ОУ об использовании ДОТ для обучения школьников 1―11 классов. Приказ содержит следующие разделы:

-  общие положения о введении дистанционного обучения школьников;

-  дату начала введения дистанционного обучения в ОУ;

-  назначение ответственного лица по организации дистанционного обучения школьников (зам. директора по УВР, зам. директора по информатизации) и обозначение зон его ответственности;

-  информацию о выбранных ОУ организационных моделях дистанционного обучения в учебном процессе;

-  порядок зачёта отметок по результатам учебных достижений обучающихся, полученных при самостоятельном освоении сетевых учебных куров с использованием ДОТ;

-  информацию о порядке контроля выполнения данного приказа.

2.  Руководитель образовательного учреждения составляет приказ о зачёте результатов учебной деятельности школьников по освоению образовательных программ с использованием ДОТ.

Приказ содержит следующие разделы:

-  назначение лица, ответственного за контроль качества образования обучающихся, обучающихся с использованием ДОТ (например, ответственный за организацию дистанционного обучения школьников в ОУ);

-  определение ответственности тьюторов групп за сбор, учёт и хранение информации об образовательных достижениях обучающихся их групп и передачу данной информации лицу, ответственному за контроль качества образования обучающихся по школе;

-  определение ответственности тьюторов соответствующих групп за систематическое информирование родителей обучающихся об их учебных достижениях;

-  периодичность сбора информации об образовательных достижениях обучающихся тьюторами и ответственным по школе за контроль качества образования;

-  периодичность предоставления информации об учебных достижениях обучающихся родителям;

-  номенклатуру внутришкольных документов, предназначенных для хранения, обработки и анализа данных о результатах учебной деятельности обучающихся (классный журнал для занесения текущих результатов учебной деятельности, в том числе отметки за выполненные домашние задания и контрольные работы; ведомость результатов за отчётный период ― четверть, триместр, семестр; информационный бюллетень об образовательных достижениях обучающихся для родителей; протокол годовых отметок, полученных по окончании освоения обучающимися сетевых учебных курсов НП «Телешкола» и предназначенных для выставления в классные журналы в статусе «годовых отметок», которые в дальнейшем в случае, если они получены по предметам, не входящим в перечень федеральных экзаменов или экзаменов по выбору, заносятся в аттестат об основном среднем образовании).

3.  Руководитель ОУ составляет план-график подготовки ОУ к началу обучения обучающихся с использованием ДОТ.

4. Руководитель ОУ составляет план-график внутришкольного контроля хода учебного процесса по освоению обучающимися учебных программ с использованием ДОТ.

5. Ответственный за реализацию проекта в ОУ составляет, согласно приказу, распоряжение о проведении организационных мероприятий по введению дистанционного обучения школьников в учебный процесс.

Распоряжение содержит следующие позиции, отражающие последовательность организационных мероприятий и определяющие ответственных лиц за их реализацию:

-  списки обучающихся ОУ, осваивающих учебные программы с использованием ДОТ;

-  списки обучающихся по предметам, освоение которых осуществляется в рамках муниципальной образовательной сети (модели «Межшкольная группа» и «ИУП»);

-  сроки передачи списков классов и групп сетевому администратору НП «Телешкола» для авторизации пользователей;

-  сроки регистрации пользователей в системе и назначение ответственного лица за проведение регистрации (ответственный за реализацию дистанционного обучения в ОУ);

-  расписание онлайн-уроков каждого преподавателя, работающего с обучающимися данного ОУ (в соответствии с сетевым расписанием);

-  распределение АРМ в соответствии с расписанием занятий и онлайн-консультаций;

-  даты проведения «срезов» в соответствии с программой мониторинга учебного процесса (выполнение обучающимися учебных планов, анализ результатов учебной деятельности, оформление школьных документов ― дневников, зачётных книжек и т. п.);

-  порядок организации и проведения промежуточной аттестации обучающихся, осваивающих образовательные программы с использованием ДОТ.

5. Правила организации дистанционного обучения школьников

(для родителей)

Практика показывает, что наиболее благоприятные условия обучения школьников с использованием ДОТ складываются тогда, когда непосредственными участниками образовательного процесса являются родители обучающихся. Всесторонняя поддержка родителей в освоении обучающимися новой образовательной среды создаёт предпосылки достижения обучающимися высоких образовательных результатов, максимального развития их деловых и социально-значимых компетенций.

Родители могут быть инициаторами контактов с любыми участниками образовательного процесса, задействованными в обучении их ребёнка. Они могут получить квалифицированную консультацию тьютора по вопросам оказания детям помощи в планировании и организации их учебного времени, выбора способа освоения учебных курсов, а также, в случае необходимости, обсудить возможность корректировки индивидуального учебного плана их ребёнка. Тьютор окажет содействие в решении технических проблем, которые могут возникнуть при работе ребёнка в Интернете с сетевым образовательным ресурсом.

Консультации с сетевыми преподавателями включают круг вопросов, связанных с освоением обучающихся каждого предметного сетевого курса: проблемы в работе над курсом, уровень учебных достижений и возможность его повышения, подготовка к прохождению промежуточной и итоговой аттестаций и т. п.

1. Родители обучающихся участвуют в информационных совещаниях, а также тематических семинарах педагогов, родителей и детей, посвящённых стратегии развития ОУ, программе реализации дистанционного обучения в ОУ, составлению учебного плана ОУ и индивидуальных учебных планов.

2. Родители обучающихся, обучающихся с использованием ДОТ, являются непосредственными участниками согласований индивидуального учебного плана их ребёнка на основе информации, передаваемой родителям тьютором обучающегося.

3. Взаимодействие родителей обучающихся с тьютором и сетевыми преподавателями осуществляется через «Форум с родителями» и с помощью видеоконференции, режим конфиденциальных сообщений и через электронную почту. В случае отсутствия возможности пользоваться указанными средствами связи родители обращаются к тьютору с вопросами и пожеланиями по телефону.

4. Родители получают от тьютора информацию о порядке проведения контрольных мероприятий: расписание контрольных работ, в том числе итоговой контрольной работы, график онлайн-уроков и консультаций и т. п.

5. Родители получают от тьютора информацию об учебных достижениях своего ребёнка, в том числе о результатах контрольных мероприятий.

Все данные поступают родителям в течение трёх дней, после опубликования отметок в электронном журнале.

Примечание: роль тьютора на первом этапе может осуществлять классный руководитель, либо педагог, в должностные обязанности которого введено сопровождение изучения курса с использованием дистанционных технологий.

[1] Следует отметить, что системой предусмотрен вариант перехода обучающихся к выполнению последующего урока, даже если преподаватель не оценил качество выполнения офлайн-заданий в интернет-уроке или модуле СУМа до следующего урока по расписанию. Однако преподавателю необходимо организовать свою работу таким образом, чтобы к моменту окончания темы все офлайн-задания из уроков по данной теме и все домашние задания обучающихся, выполненные к моменту завершения изучения темы, были проверены и отметки за них выставлены в электронный журнал. Такой подход к организации работы позволяет преподавателю по окончании изучения обучающимися той или иной темы организовать групповую работу в проблемно-поисковом формате.

Библиографический список

1. Корнеева, Т.Б. Настоящие и перспективные задачи тьюторского сопровождения в проекте «ИТ-профи» образовательного портала ОЦ «Школьный университет» [Электронный ресурс]/ Т.Б. Корнеева. - Режим доступа: http://www.thetutor.ru/distance/ article001.html.

2. Беспалова, Г.М. Тьюторское сопровождение выбора профиля обучения [Электронный ресурс]/ Г.М. Беспалова. - Режим доступа: http://festival.1september. ru/articles/211738/

  1. Конова, Н.Г. Специфика тьюторского сопровождения при организации дистанционного образования школьников [Электронный ресурс]/ Н.Г. Конова, Т.Б. Корнеева. - Режим доступа: http://www.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация дистанционного обучения в старших классах с помощью педагогического сайта

Мировая цивилизация в условиях постиндустриального общества поставила перед современным человеком новые требования, при которых в течении всей сознательной жизни индивида, насущной потребностью являет...

Организация дистанционного обучения химии

Современные условия информационного общества, развитие телекоммуникаций, происходящие в России, требуют иных подходов, методов и технологий, и особенно в такой важной сфере, как образование. В течение...

Организация дистанционного обучения химии

Современные условия информационного общества, развитие телекоммуникаций, происходящие в России, требуют иных подходов, методов и технологий, и особенно в такой важной сфере, как образование. В течение...

Дистанционное обучение родителей "Роль театрализации в развитии словесного творчества "

Как развить словотворчество с помощью театрализованной деятельности....

Пособие для организации дистанционного обучения с учащимися и реализации смешанного обучения.

Пособие разработано в рамках государственных работ по наполнению информационного публичного пространства в Интернет педагогами школы № 657. Ресурс предназначен для организации дистанционного обуч...

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Дистанционное обучение (далее ДО) — совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучающимся основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и пр...

Методические рекомендации по организации дистанционного обучения «Формы дистанционного обучения английскому языку»

Дистанционное обучение - это взаимодействие учителя и учащихся на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) ...