Ролевая игра как прием интенсификации процесса развития умений в иноязычном устно-речевом общении у учащихся средней общеобразовательной школы (на материале английского языка)
статья по английскому языку (7 класс)

Попкова Яна Александровна

Ролевая игра как прием интенсификации процесса развития умений в иноязычном устно-речевом общении у учащихся средней общеобразовательной школы

(на материале английского языка). Теоретические основы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rolevaya_igra.docx18.38 КБ

Предварительный просмотр:

Ролевая игра как прием интенсификации процесса развития умений в иноязычном устно-речевом общении у учащихся средней общеобразовательной школы

(на материале английского языка)

«Я говорю и утверждаю, что человек,

желающий стать выдающимся в каком бы то ни было деле, должен с ранних лет упражняться…Например, кто хочет стать хорошим земледельцем или домостроителем, должен ещё в играх либо обрабатывать землю, либо возводить какие-либо детские сооружения».

Платон (427 − 347 до н. э.)

Термин «игра» на различных языках соответствует понятиям о шутке и смехе, легкости и удовольствии и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями.

Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. По М.Ф. Стронину, игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. А если ребенок при этом будет говорить на иностранном языке? В этом виде деятельности таятся богатые обучающие возможности. Для детей игра прежде всего – увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже самым слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает учащимся возможность преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения.

Игра представляет собой небольшую ситуацию, построение которой напоминает драматическое произведение со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами. В ходе игры ситуация проигрывается несколько раз и при этом каждый раз в новом варианте. Но вместе с тем ситуация игры – ситуация реальной жизни. Несмотря на четкие условия игры и ограниченность используемого языкового материала, в ней обязательно есть элемент неожиданности. Услышав неожиданный вопрос, ребенок немедленно начинает думать, как же на него ответить. Поэтому для игры характерна спонтанность речи. Речевое общение, включающее в себя не только собственно речь, но и жест, мимику и т.д.

Свободная энциклопедия Wikipedia (Википедия) дает следующее понятие: ролевая игра – игра обучающего или развлекательного назначения, вид драматического действия, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия; вместе создают или следуют уже созданному сюжету.

Невозможно точно определить исторический момент, когда впервые возникает ролевая игра. Он может быть различным у разных народов в зависимости от условий их существований и форм перехода на более высокую ступень развития. На ранних этапах развития человеческого общества не было ни специальных упражнений в овладении орудиями труда, ни тем более, ролевой игры. Дети входили в жизнь взрослых, овладевали орудиями труда и всеми отношениями, принимая непосредственное участие в труде взрослых. На более высокой ступени развития включение детей в наиболее важные области трудовой деятельности требовало специальной подготовки, которая проходила на уменьшенных по своим формам орудиях. Это представляло собой нечто вроде символической игрушки. При ее помощи дети воссоздавали те сферы жизни и производства, в которые они еще не включены, но к которым стремятся.

Таким образом, ролевая игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений.


На уроках иностранного языка в зависимости от возраста учащегося возможны следующие формы ролевой игры:

  1. младший школьный возраст – сюжетная ролевая игра сказочного содержания. В сюжетных ролевых играх используются фотоальбомы, книги и журналы, иллюстрации, предметы бытового назначения, кукла с набором одежды, игрушки. Темы речевого общения включают разговор о членах семьи, о профессиях, о явлениях и объектах окружающего мира, об одежде, режиме дня и т.п. Учащиеся охотно принимают воображаемую игровую ситуацию, нереальный, сказочный или фантастический сюжет, с интересом обыгрывают маски, костюмы, в зависимости от роли меняют походку, жесты, тембр голоса;
  2. средний школьный возраст – сюжетные ролевые игры бытового содержания. Возрастной период  школьников среднего школьного возраста характеризуется тем, что у школьников повышается интерес к межличностному общению в учебно-трудовой деятельности. В этих условиях возрастает значение сюжетных ролевых игр бытового содержания, отражающих разные стороны жизни школьника (учебу, труд, досуг), воспроизводящих фрагменты его реального жизненного опыта. Для разработки сюжетов таких ролевых игр используются  следующие сферы речевого общения подростков: в школе, дома, в общественных местах, в местах культурного досуга, на участках трудовой деятельности и т. п.;
  3. старший школьный возраст – имитационные ролевые игры познавательного содержания. В условиях постепенного перехода подростков к старшему школьному возрасту повышается значение игровых ситуаций, расширяющих представления учеников об окружающем мире, опережающих имеющийся у них жизненный опыт, подготавливающих участников игры к их будущей социальной роли. Адекватной формой игрового общения становится имитационная ролевая игра. В такой сфере соблюдаются правила имитируемой деятельности, общение организуется в соответствии с игровым заданием, учитываются правильные и неправильные решения, по окончании игры подводятся итоги, определяются победители, выполнившие задания наилучшим образом. Имитационные игры используются также в целях формирования у школьников социально-политической зрелости, нравственных знаний и убеждений. Для достижения этих целей организуются  игры мировоззренческого содержания. Так, например, можно имитировать дискуссия между русскими школьниками и их «зарубежными сверстниками». Проводятся также игровые дискуссии, раскрывающие отношения школьников к разным направлениям в литературе, изобразительном искусстве, кино. Участие в игровой дискуссии рассматривается как важное средство подготовки школьников к творческому и самостоятельному обсуждению проблемы, независимому от сюжета и роли обмену мыслями, активному и инициативному иноязычному общению.

С учетом выявления профессиональных интересов школьников организуются имитационные деловые игры. В таких играх участвуют будущие рабочие, врачи и учителя, журналисты, деятели искусства и т. д. Одной из форм является игровое задание с текстом, содержащим профессиональную информацию на изучаемом языке. Учащиеся дома знакомятся с содержанием текста и выполняют определенное игровое задание. Деловая игра позволяет имитировать ситуации, которые могли возникать в будущей профессиональной деятельности.

Помимо форм игрового общения, соответствующих определенным возрастным особенностям учащихся и их ведущей деятельности на конкретном возрастном этапе на уроках иностранного языка со школьниками младшего, среднего и старшего возраста могут использоваться ролевые игры обиходного содержания, предназначенные для формирования норм речевого этикета, воспитания культуры поведения. Школьники учатся правильно приветствовать друг друга и взрослых, обращаться к собеседнику, выражать благодарность, приносить извинения и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудности в усвоении русского языка у учащихся средней общеобразовательной школы.

Родителям и учителям бывает трудно работать с подростками, имеющими нарушения письменной речи. Статья раскрывает вопрос о возможности предоставления помощи учащимся средней общеобразовательной школы у...

Образовательная рабочая программа занятий кружка для учащихся средней общеобразовательной школы "Стрелковое оружие, первичные навыки обращения с ним"

Занятия по курсу могут проводиться совместно с юношами и девушками.При реализации программы основное внимание уделяется на выработку у учащихся практических навыков по безопасному обращению с оружием ...

Изучение фразеологизмов группы «человек» с компонентом-зоонимом в средней школе (на материале английского языка)

Изучение фразеологизмов группы «человек» с компонентом-зоонимом в средней школе (на материале английского языка)...

Пути формирования здорового образа жизни у учащихся средних общеобразовательных школ на уроках английского языка

Одним из приоритетных направлений развития инновационной деятельности является работа,  осуществляемая в  области здоровьесохранения учащихся. Использование педагогом здоровьесберегающих тех...

Игра как прием интенсификации процесса обучения английскому языку на уроке.

Изучение иностранного языка в настоящее время является важной частью подготовки школьников и студентов как будущих специалистов, т.к. его знание – это уже не только культурная, но и экономическа...

РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ УЧЕНИКОВ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ФГОС

Актуальность развития мотивации учеников средней школы, обусловленная поиском путей обучения иностранному языку в условиях ФГОС и пересмотра компонентов содержания обучения с целью их оптимизации...