Статья "Обучение речевому взаимодействию учащихся в игровой форме на уроках английского языка"
статья по английскому языку по теме

Добровольская Нина Станиславовна

Сегодня, как никогда стала особенно актуальной идея необходимости обучения иностранным языкам как коммуникации непременно в коллективной деятельности с учетом личностно-межличностных связей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevoe_vzaimodeystvie.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение речевому взаимодействию учащихся в игровой форме на уроках английского языка

В настоящее время, когда все чаще приходиться сталкиваться с общением людей в разных странах на английском языке, роль обучения устно-речевому общению приобретает первостепенное значение. Из опыта работы очевидно, что учащиеся разных возрастов, начиная изучать английский язык, в первую очередь хотят научиться говорить на этом языке.

Однако навыки говорения не формируются сами собой.  Задача учителя научить учащихся этим навыкам. Для их становления необходимо использовать специальные задания и упражнения.

 И сегодня,  как никогда стала особенно актуальной идея необходимости обучения иностранным языкам как коммуникации непременно в коллективной  деятельности с учетом личностно-межличностных связей. Положительное влияние мотивации интереса у каждого учащегося к английскому языку оказывает групповая деятельность, проявляемая в игровой форме. Коммуникативные игры вызывают интерес у учащихся и способствуют осуществлению следующих задач:

  • научить учащихся выражать мысли в их логической последовательности;
  • обучать учащихся речевой реакции в процессе коммуникации;
  • развивать компенсаторные умения (умение из-за нехватки языковых средств выходить из трудных ситуаций за счет использования синонима, перефразирования и т.д.).

Для того чтобы организовать речевое взаимодействие учащихся можно использовать различные методические приемы, очень хорошо используемые в игровой форме, например:

  • Интервью

Общим признаком этой группы  является задача опросить как можно больше учащихся, чтобы выяснить их мнения, суждения, ответы на поставленные вопросы. Для этого учащиеся, работая одновременно, перемещаются по классу, выбирают ученика,  которому задают вопросы, записывают ответы в тетради, затем выбирают другого ученика и т.д. Общие итоги такого опроса  записываются на классной доске и используются для дальнейшего совместного обсуждения.  Данный прием не имеет возрастных ограничений. Интервью проводится не только для того чтобы выяснить уровень знаний учащихся, но и для того чтобы они могли лучше узнать друг друга. Ребятам нравится такой способ работы на уроках.

  • Банк информации

Основная особенность этой группы приемов заключается в том, что каждый учащийся владеет небольшой частью информации, затем в результате речевого взаимодействия с другими ребятами получает информацию из общего банка и приобретает всю сумму знаний. Одна из форм такой работы организуется с помощью текста по различной тематике, разделенного на небольшие части. Каждый ученик получает одну часть, изучает его и затем расспрашивает своих одноклассников о других частях текста, сообщая им при этом свои сведения. После того как учащиеся завершат обмен информацией, им предлагается ответить на вопросы по всему тексту.

  • Поиск пары

В основе этого приема должно соблюдаться условие, что каждый ученик имеет «свою пару» о которой не знает, но должен найти, задавая одноклассникам вопросы. Речевой материал может варьироваться по трудности и соответствовать познавательным возможностям учащихся всех возрастных групп. Например, это могут быть такие игры, как поиск «союзника по интересам», «адресата по переписке» и т.д. При проведении таких заданий необходимо установить определенное количество времени или же в другом случае ученикам предложить не только найти свою пару, но и сделать это быстрее других.

  • Групповые решения

Этот прием имеет форму, похожую на игру «Брэйн ринг».  Класс делится на несколько групп, которые вместе готовят ответы на вопросы, принимают решения и отвечают на них.  Могут использоваться различные вопросы по темам уроков или модулей, которые проверяют не только знания учащихся, но и эрудицию или сообразительность.

  • Дискуссионная игра

По условиям дискуссионной игры участники реагируют на услышанное, увиденное или прочитанное следующим образом: согласием, возражением, вопросом или сообщение дополнительной информации. Побеждает тот, кто  первым использует все необходимые формы высказываний, и чьи суждения будут более убедительными. На доске необходимо вести запись учета ответов. Взаимодействие участников заключается в том, что на все реплики нужно реагировать так, чтобы обсудить всесторонне предложенную ситуацию. По окончании игры подводятся итоги,  делается вывод, к которому пришли ее участники.  Дискуссионную игру обычно лучше проводить в старших классах, или с учениками продвинутого уровня.

Итак, как показывает практика, языковые игры способствуют активизации учащихся на уроках, развивают их речевую инициативу. Игровая форма работы дает возможность повторить и закрепить усвоенные лексические единицы и типовые фразы, разнообразить формы урока. Игры способствуют созданию «языковой среды» на уроках. Во время игры учащиеся могут увидеть практическое использование знаний, умений и навыков. Играя на уроках английского языка, учащиеся практикуются в речевой деятельности, которая благодаря этому автоматизируется в определенных и постоянно расширяющихся пределах.

   

Литература:

Иностранные языки в школе № 6 1991г.

Английский язык 5-9 классы. Обучающие игры на уроках. Г.В.Данилова  Волгоград

The TKT Course – Cambridge University Press 2011