Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании иностранного языка как средство повышения качества знаний учащихся
статья по английскому языку по теме

Мухалёва Юлия Валерьевна

Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.

Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком каждому учащемуся, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Для этого учитель иностранного языка в своей педагогической деятельности может использовать современные методики такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика с использованием новых информационных технологий и Интернет-ресурсов, которые помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности, склонностей, интересов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ   В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК  СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Ю.В. Мухалёва

МБОУ Барандатская СОШ, с. Б.Барандат

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в педагогической деятельности учителя иностранного языка. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.

Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.

Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком каждому учащемуся, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Задачей учителя является и то, чтобы активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Для этого учитель иностранного языка в своей педагогической деятельности может использовать современные методики такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика с использованием новых информационных технологий и Интернет-ресурсов, которые помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности, склонностей, интересов.

Одним из средств, превращающих обучение иностранному языку в живой творческий процесс, и является использование компьютерных информационных технологий.  Таким образом, компьютер – это наиболее подходящий помощник учителю в обучении языку, целью которого является интерактивное общение. Особенно успешно система обучения иностранному языку развивается в последнее время в связи с появлением CD-ROMов (программ, записанных на лазерных дисках) и популяризацией сети Интернет. Эти разработки превратили обучение иностранному языку в живой, творческий и естественный процесс. Изобретение синтезатора речи и использование интерактивного видео привели к созданию прекрасных реалистических программ, предлагающих учащемуся огромное количество сюжетов, которые не только стимулируют интерес, но и представляют большую педагогическую ценность. 

Какие функции может выполнять компьютер в процессе обучения иностранным языкам? По отношению к обучаемому компьютер выполняет несколько функций, выступая в качестве

  • обучающего;
  • обучаемого;
  • эксперта
  • партнера в конкретном виде деятельности;
  • партнера по коммуникации;
  • средства воссоздания условий деятельности;
  • инструмента деятельности, оказывающего информационную и техническую поддержку;
  • технического средства организации дистанционного обучения.

Использование компьютерного обучения в педагогической деятельности несет в себе огромный мотивационный потенциал, т.к. красочность, увлекательность компьютерных программ вызывает огромный интерес у учащихся. Каждый ученик, даже самый слабый, проявляет на них свои умения: азарт соревнования заставляет его добиваться лучших результатов. При условии правильно составленной программы компьютер может помочь учителю, а ученики будут ощущать постоянное присутствие доброжелательного инструктора – машины. Появляются возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, обеспечивается развитие у каждого школьника собственной образовательной траектории. Происходит существенное изменение учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения. Кроме того, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Объединение в компьютере текстовой, графической, аудио-видеоинформации, анимации резко повышает качество преподносимой школьникам учебной информации и успешность их обучения.

На своих уроках я систематически использую собственно разработанные мультимедийные презентации, а также другие электронные образовательные ресурсы. Считаю, что использование возможностей современных информационных технологий способствует:

  • Активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;
  • Развитию навыков самообразования и самоконтроля у школьников;
  • Повышению уровня комфортности обучения;
  • Повышению активности и инициативности  школьников на уроке;
  • Развитию информационного мышления школьников, формированию информационно - коммуникационной компетентности;
  • Приобретению навыков работы на компьютере учащимися с соблюдением правил безопасности.

Итак, важной составляющей современного урока является использование компьютерных обучающих программ, основной функцией которых является передача знаний. Я использую обучающие компоненты существующих игровых программ. Так при изучении различных разделов (фонетики, алфавита, лексики) дети имеют возможность услышать живую речь носителей языка с одновременной визуализацией изучаемого материала, что стимулирует интерес   школьника.

Возможности компьютера позволяют не только подготовить интересный дидактический материал, но и разработать различного рода проверочные задания с учетом индивидуальных возможностей и интересов учащихся.

Компьютер является бесспорным помощником для преподавателя в разработке урока английского языка. На него переносятся те виды работы, которые вызывают наибольшие сложности при изучении иностранного языка. Так, например, на начальном этапе  много времени требуется для освоения трансформации повествовательных предложений в вопросительные и отрицательные. Одна из причин, затрудняющая усвоение грамматического материала на этом этапе, заключается в том, чтобы у детей 7-8 лет еще не развито абстрактное мышление. Использование   конкретных визуальных элементов способствует снятию таких сложностей. Когда дети видят на экране компьютера красочные картинки, схемы, анимированные образы, они лучше воспринимают и усваивают новый сложный материал. Кроме того, компьютер позволяет увеличить объём изучаемого на уроке материала за счёт экономии времени.

Обучение иностранному языку с помощью компьютера имеет много преимуществ. Объединю их в несколько групп. Прежде всего, это достоинства с психологической точки зрения. Помимо повышения мотивационного потенциала ученика, компьютер гарантирует конфиденциальность. В том случае, если не ведется запись результатов для преподавателя, только сам ученик знает, какие ошибки он допустил, и не боится, что одноклассники и преподаватель узнают его результаты. Таким образом, самооценка ученика не снижается, а на уроке создается психологически комфортная атмосфера.

Кроме того, использование учителем компьютера на уроках иностранного языка дает возможность учитывать индивидуальные особенности учеников, организовать самостоятельные действия каждого ученика.

В зависимости от цели и объекта целостной деятельности учителя  я выделяю семь видов деятельности: проектировочная, адаптационная, организационная, коммуникативная, мотивационная, контролирующая, исследовательская.

Работа с компьютером позволяет решать не только образовательные, но и воспитательные, и развивающие, и другие задачи.

Решая образовательные задачи, учитель может использовать на уроках компьютерные обучающие программы (мультимедиа) для:

1) презентации, автоматизации, комплексного подкрепления и совершенствования изучаемого материала (лексических единиц, грамматических и фонетических явлений);

2) организации работы по развитию речевых умений (чтения, монологической и диалогической речи);

3) организации контроля понимания (выученного, прочитанного и прослушанного), текстовый контроль.

Решая воспитательные задачи учитель:

  1. формирует знания о способах деятельности у учащихся;
  2. подбирает специальные тексты для чтения;
  3. создает проблемные ситуации для обсуждения с использованием содержания прочитанного.

Решая развивающие задачи учителю необходимо:

1) сформировать у учащихся приемы применения знаний в новых условиях;

2) создание посильных и интересных для учащихся ситуаций общения;

Таким образом, учитель формирует наряду с языковыми умениями и навыками, приемы работы с компьютером.

Для каких конкретных целей я применяю компьютер в процессе обучения английскому языку?

Выделю основные виды лингводидактических задач, которые можно решать с помощью компьютера  при овладении аспектами языка, при формировании навыков и умений в различных видах речевой деятельности.

При обучении фонетике с помощью ПК часто использую прием визуализации произношения. Как, например, в программе ENJOY ENGLISH WITH PROFESSOR HIGGINS.

При обучении грамматике: 

формирование рецептивных грамматических навыков чтения и аудирования;

контроль уровня сформированности грамматических навыков на основе тестовых программ;

оказание справочно-информационной поддержки (автоматизированные справочники по грамматике, системы обнаружения грамматических ошибок на морфологическом и синтаксическом уровнях).

При обучении лексике:

формирование рецептивных лексических навыков чтения и аудирования;

формирование продуктивных лексических навыков преимущественно письменной речи;

контроль уровня сформированности лексических навыков на основе тестовых и игровых компьютерных программ с использованием визуальной наглядности;

расширение пассивного и потенциального словарей обучаемых;

оказание справочно-информационной поддержки (автоматические словари, программы подбора синонимов и антонимов).

При обучении чтению:

формирование навыков установления звукобуквенных соответствий;

обучение технике чтения вслух;

совершенствование навыков техники чтения за счет применения таких приемов, как варьирование темпа предъявления, изменение расположения текста и т.д.;

закрепление рецептивных лексических и грамматических навыков чтения;

овладение умениями извлечения из текста смысловой информации различных видов (основной, второстепенной, уточняющей и т.д.);

обучение различным видам анализа текста;

формирование умения самостоятельного преодоления языковых трудностей;

оказание справочно-информационной поддержки путем предоставления языковой или экстралингвистической информации (за счет использования автоматических словарей, электронных энциклопедий);

контроль правильности и глубины понимания прочитанного текста.

При обучении аудированию:

формирование фонетических навыков аудирования;

контроль правильности понимания прослушанного текста.

При обучении говорению:

формирование фонетических навыков говорения;

организация общения в парах и небольших группах с использованием ролевых игр на базе симулятивно-моделирующих программ.

При обучении переводу:

формирование лексических и грамматических навыков перевода;

контроль правильности перевода;

овладение умением редактирования текстов переводов с использованием текстовых редакторов и систем машинного перевода;

оказание справочно-информационной поддержки (применение автоматических словарей, глоссариев, систем подбора антонимов и синонимов).

Итак, области применения информационных  технологий учителем сводятся к следующим:

Обучающие программы на электронных носителях 

Программы для тестирования и тестирование он-лайн 

Использование Интернет-ресурсов на уроке 

Возможности для самообразования учителя. 

Информационно-коммуникационные и интернет-технологии  на моих уроках – это:

  1. использование компьютера, сканера, принтера в качестве множительной и печатной техники для обеспечения учебного процесса необходимыми  дидактическими и раздаточными материалами;
  2. работа с электронными учебными пособиями;
  3. поиск необходимой информации в сети Интернет;
  4. организация контроля (тестирование, выполнение контрольных заданий);
  5. самостоятельная работа учащихся при подготовке домашнего задания, проектов, исследовательских работ;
  6. участие в конкурсах;
  7. создание компьютерных презентаций.

       Возможность использования ИКТ и интернет-технологий на уроках иностранного языка и во внеурочной работе стимулирует учащихся и учителя к проектному методу работы.

Использование метода проектов с применением ИКТ и интернет-технологий повышает мотивацию обучения иностранному языку.

В современном информационном мире человек чувствует себя вполне здоровым, если обладает, наряду с другими компонентами, знаниями в области информационной культуры, умеет правильно, не вредя своему здоровью, работать с компьютерной техникой.

     Применение информационно-коммуникативных технологий может не только повысить эффективность учебного процесса, но и способствовать сохранению здоровья учащихся, так как компьютер обеспечивает  должное соответствие образовательных программ индивидуальным особенностям и способностям школьников.

      Г.К.Селевко выделяет следующие концептуальные положения компьютерного обучения, способствующие сохранению здоровья учащихся:

  • принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;
  • диалоговый характер обучения;
  • управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;
  • оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;
  • поддержание у ученика состояния психического комфорта при общении с компьютером.

     Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяет изменять и обогащать содержание образования, что способствует лучшей адаптации школьников к быстро меняющимся окружающим условиям, и как следствие – сохранение здоровья учащихся.

При использовании ИКТ необходимо помнить о здоровьесбережении. Время непрерывной работы на компьютере в течение урока, согласно санитарным нормам,

 составляет

 – 10 - 15  минут  для начальной ступени,

 – 20 - 25 минут  для средней ступени,

 – 30 минут  для старшей ступени.

Значит, общее суммарное время работы в день соответственно 50, 120 и 200 минут.

При условии систематического использования информационных технологий в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения можно значительно повысить эффективность обучения.  

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучен и я иностранным языкам./ Н.Д.Гальскова //М: АРКТИ, 2004.
  2. Коряковцева, Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык./ Н.Ф.Коряковцева //М.; АРКТИ, 2002.
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.Полат.// М.: Издательский центp “Академия”. 2000.
  4. Полат, Е.С. Обучение в сотрудничестве / Е.С. Полат // Иностp. языки в школе.– 2000. № 1.
  5. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностр. языки в школе. – 2000. № 2–3.
  6. Протасова, Е.Ю. Интерактивные игры в обучении второму языку дошкольников / Е.Ю. Протасова, А.А. Райхштейн // Иностр. языки в школе. – 1996. – № 4.
  7. Куклина, С.С. Коллективная учебная деятельность в группе на завершающих этапах овладения иноязычным общением  / С.С. Куклина // Иностр. языки в школе. – 2000. – № 6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка, как средство повышения качества образования и развития творческого потенциала учащихся».

Здоровье ребенка является основой для его полноценного развития, хорошей учебы, способности противостоять различным вредным влияниям и, в конечном итоге, превращения в достойного члена общества. В сис...

Личностно -ориентированный подход в обучении иностранному языку как средство повышения качества знаний.

В работе представлены разделы: Условия формирования личного вклада, актуальность проблемы, теоретическое обоснование, цель и задачи, пути повышения качества знаний(методы, приемы), урочная и внеурочна...

Презентация "Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения физике как средство повышения качества знаний учащихся"

Презентация "Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения физике как средство повышения качества знаний учащихся" на конкурс "Учитель года - 2017"...

«ООМ по иностранному языку как средство повышения качества знаний по учебному предмету»

cent;Обязательный образовательный минимум (ООМ)  – это метод обязательного усвоения обучающимися  теоретического и частично практического материала по содержанию предмета Иностранный ...

«ООМ по иностранному языку как средство повышения качества знаний по учебному предмету»

cent;Обязательный образовательный минимум (ООМ)  – это метод обязательного усвоения обучающимися  теоретического и частично практического материала по содержанию предмета Иностранный ...

«ООМ по иностранному языку как средство повышения качества знаний по учебному предмету»

cent;Обязательный образовательный минимум (ООМ)  – это метод обязательного усвоения обучающимися  теоретического и частично практического материала по содержанию предмета Иностранный ...