ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ФОНЕТИЧЕСКОЙ ЗАРЯДКИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
методическая разработка по английскому языку по теме
Первое знакомство с языком происходит на звуковом, фонетическом уровне, поэтому формирование произносительных навыков на начальном этапе обучения является одной из основных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._razrab._po_foneticheskoy_zaryadke_internet_-publikatsiya.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка:
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ
ФОНЕТИЧЕСКОЙ ЗАРЯДКИ
НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА».
Разработала
Учитель английского языка МБОУ «Казацкая СОШ»
Бариева Г. С.
СОДЕРЖАНИЕ.
1. Вступление.
2. Основная часть.
3. Фонематическая зарядка.
4. Лексико-фонетическая зарядка.
5. Грамматико-фонетическая зарядка.
6. Фонетическая зарядка на мелодику, ритм и ударение.
7. Заключение.
8. Литература.
1.Вступление
В последнее время в России возрос интерес к иностранным языкам, к английскому языку особенно. Это объясняется ролью и местом английского языка в современном мире: развитие торгово-экономических отношений с англоязычными странами, появление мировой компьютерной сети Интернет, а также возможность путешествовать, работать и отдыхать за границей. Стандарт основного общего образования по иностранному языку (2004) предъявляет следующие требования к обучению произносительной стороны речи: навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков изучаемого иностранного языка (долгих и кратких гласных, гласных с твердым приступом, звонких и глухих согласных, оглушение / неоглушение согласных в конце слова, отсутствие смягчения согласных перед гласными), соблюдения ударения и интонации в словах и фразах, ритмико-интонационные навыки произношения различных типов предложений, выражение чувств и эмоций с помощью эмфатической интонации
Как правило, обучение английскому языку в России начинается во втором классе. Первое знакомство с языком происходит на звуковом, фонетическом уровне, поэтому формирование произносительных навыков на начальном этапе обучения является одной из основных задач. К сожалению, большинство учителей считают, что английское произношение очень трудное, при этом они думают о правилах чтения и об исключениях из этих правил, которых очень много. В результате основной упор делается на чтение и грамматику.
2. Основная часть
Данный подход является неверным, поскольку произношение – это своего рода «визитная карточка» говорящего, потому что первое, на что мы обращаем внимание при общении с человеком – это чистота и правильность его речи, это имеет значение не только в английском языке, но и в других языках.
Если не уделять произношению должного внимания, то артикуляционный аппарат учащихся привыкнет к неправильной артикуляции звука, не сможет правильно интонировать свою речь, то переучиваться впоследствии будет очень сложно, а звучание речи будет неанглийским. Кроме того, правильность английского произношения влияет на смысл высказывания. Например, долгота и краткость гласных, звонкость и оглушение согласных имеет смыслоразличительное значение: ship – sheep, fit – feet, send – sent, bed – bet и т.д.
При обучении английскому языку в средней школе упор делается на аппроксимированное произношение, которое отличается от литературного наличием фонологических ошибок такого качества и в таком количестве, которые все же позволяют понимать устную речь и чтение вслух на данном языке.
При ознакомлении с фонетическими явлениями объяснение обязательно должно сопровождаться демонстрацией эталонов звука, которые учащиеся слышат от учителя или в фонозаписи использовать аналитико-имитативный подход, при котором звуки, подлежащие специальной обработке, вычленяются из связного целого и объясняются на основе артикуляционного правила; это аналитическая часть работы. Затем эти звуки снова включаются в целое, которое организуется постепенно: слоги, слова, словосочетания, фразы, и проговариваются учащимися вслед за образцом, имитируются.
Активное слушание гарантируется предваряющими заданиями, помогающими привлечь внимание к нужному качеству звука. Затем следует интенсивная тренировка учащихся в произношении. Тренировка включает два типа упражнений: активное слушание образца и осознанная имитация потока слов конкретного звука, подлежащего усвоению. Поднятием руки или сигнальной карты учащийся показывает учителю, как он услышал звук.
Упражнения в активном слушании могут быть следующими:
- Я произношу вперемежку английские и русские звуки. Услышав английский звук, поднимите руку.
- Поднимите руку, когда в ряду слов услышите слово со звуком [i:].
- Поднимайте сигнальную карту всякий раз, когда услышите долгие (краткие, лабиализированные и т.д.) гласные в следующих словах.
- Поднимите руку, когда услышите слова в предложении, на которое падает ударение и т.д.
Можно использовать упражнения с элементами театрализации:
- Дети отрабатывают звук [h], изображая, что они греют руки.
- Дети отрабатывают звуки [v-f], поют их на мотов «Чижик-пыжик».
- Дети отрабатывают звук [ei], представив, что они в лесу. Количество упражнений в воспроизведении должно быть больше. Эти упражнения представляют собой осознанную имитацию эталона звука, они мобилизуют все усилия учащихся и направляют их на качественное воспроизведение нового звука. Проводимые регулярно упражнения в осознанной имитации помогают преодолеть межъязыковую и внутриязыковую интерференцию, в частности подмену иноязычного звука звуком родного языка. Простая имитация без осознания особенности иноязычного звука недостаточно эффективна, так как учащиеся склонны воспринимать иноязычные звуки сквозь призму произносительной базы родного языка. В отношении некоторых звуков это безопасно, однако в связи с идиоматическими звуками такая подмена недопустима, так как это чревато нарушением коммуникации.
Для осознанной имитации рекомендуется регулярно проводить фонетические зарядки, для которых следует использовать ценный в содержательном отношении материал: песни, рифмовки, афоризмы, стихи, пословицы и поговорки. Фонетическая сторона этого материала должна быть тщательно отработана.
Так, например, звук [w], дети часто произносят как русский [в]. Я ввожу
его прибегая к несколько смешной рифмовке:
Why do you cry, Willy?
Why do you cry?
Why, Willy? Why, Willy?
Why, Willy? Why?
Whenever we meet,
You always cry,
Why do you cry, Willy?
Why do you cry?
Или тренировка звука [əu]: Oh, no, go home alone!
Из приведенных примеров видно, что предметом тренировочных упражнений являются звук и звукосочетания, помещенные во все более крупные единицы: от слога – через слово – к словосочетанию и к тексту. Работа над произношением при этом проходит путь от слушания текста, произносимого учителем, к тексту, создаваемому учащимися..
Звук [ ǽ ] – A black cat sat on a mat and ate a fat rat.
Звук [ δ ] – This is the cat [ Θ ] - Three thick thieves took thousand things.
This is the rat
This is the dog
This is the frog
Далее приведу примеры упражнений в имитации; осознанность имитации гарантируется указанием, на что надо обратить внимание:
- Произнесите вслед за мной звуки, обращая внимание на долготу (краткость).
- Произнесите слова по образцу, обращая внимание на звук [а:].
- Произнесите слова, обращая внимание на ударение.
- Произнесите предложения, обращая внимание на мелодику.
- Произнесите словосочетания, не делая паузу между словами, из которых они состоят.
- Произнесите предложения, обращая внимание на паузы.
- Прочтите слова про себя и исключите «лишнее» слово, которое не дает указанный звук.
- Прослушайте текст, записанный с паузами, в паузы повторите предложения, обращая внимание на интонацию и звуки.
Чаще всего, особенно на начальном этапе обучения английскому языку, используются считалки, рифмовки, скороговорки, пословицы, поговорки, загадки и т.д.
В зависимости от того, на что они направлены, существует несколько видов фонетических зарядок:, фонематическая, лексико-фонетическая, грамматико-фонетическая, напрвленные на ритм, мелодику и ударение. Ниже материал для фонетических зарядок отбирается в соответствие с целями коммуникации .Рассмотрим эти виды подробнее.
3.Фонематическая фонзарядка
Фонематическая фонзарядка – это тренировка произнесения конкретного звука в разном окружении. Сначала звук предъявляется изолированно, учитель с помощью жестов объясняет или напоминает его артикуляцию, а затем начинается отработка звука в различном окружении в следующей последовательности: в изоляции – в слове – в словосочетании – во фразе. Например, звук [r].
right – That’s right!
wrong – That’s wrong!
Is it right? Is it wrong?
It is right! It is wrong!
Who is right? Who is wrong?
Peter is right. Peter is wrong. Или:
[r]
The rain is raining all around,
It falls on field and tree.
It rains on the umbrella here,
And on the ships at sea.
4.Лексико-фонетическая зарядка.
Данная фонзарядка направлена на фонетическую отработку вокабуляра по определенной теме с одной стороны, и на закрепление лексики с другой. Учитель обращает внимание учащихся на произнесение конкретного слова, при необходимости на доске пишет его транскрипцию. После предъявления каждого лексического блока (слово – словосочетание – фраза) учитель просит учеников перевести его на русский язык, вспомнить ситуации, в которых данное слово используется:
turning, the first turning, the first turning to the left. Take the first turning to the left.
В результате лексико-фонетической зарядки отрабатывается произношение не только отдельных слов, но учащиеся запоминают коммуникативно-ценные фразы и клише, которые в дальнейшем они смогут использовать в своей речи.
5.Грамматико-фонетическая зарядка
Следующий вид фонетической зарядки позволяет отрабатывать различные грамматические структуры и явления. Как правило, эти явления уже знакомы учащимся и не требуется дополнительных объяснений со стороны учителя. Однако необходимо убедиться в том, что ученики отрабатываемую структуру узнают и могут правильно ее перевести на русский язык.
Например, грамматико-фонетическая зарядка по закреплению употребления оборота "There is/are " по теме "The living room” (6 класс) выглядит следующим образом:
There is a sofa. Is there a sofa?
There is a door. Is there a door?
There is a carpet on the floor. Is there a carpet on the floor?, т.д.
По образцу можно попросить учащихся самих придумать подобные рифмовки и проверить, насколько хорошо они усвоили отрабатываемую грамматическую структуру.
6.Фонетические зарядки, которые мы рассмотрим ниже, относятся к интонационному оформлению речи, а значит представляют определенные трудности при обучении.
К сожалению, интонационной стороне речи уделяется мало внимания при обучении английскому произношению в школе, поэтому данные фонзарядки проводятся очень редко.
В программе средней школы предусмотрено овладение пятью видами английской интонации: высоко-восходящий тон, высоко-нисходящий тон, низко-восходящий тон, низко-нисходящий тон и нисходяще-восходящий тон. Знакомство с ними начинается одновременно с изучением азов английского языка, учащиеся должны знать, какие предложения с каким тоном произносятся. Для закрепления этих структурных моделей интонации и предназначена фонетическая зарядка на мелодику.
Вначале предъявляются предложений различного типа, снимаются языковые трудности, учащихся просят с помощью жестов показать, поднимается ли голос вверх или падает вниз. Затем происходит индивидуальная и хоровая отработка интонационных моделей:
The town is ‘far from London .
How ‘far is it from ↓London?
Is it ↑far from London?
It is ↓far from London, ↑isn’t it?
Is it ↑far from London or ↓near it?
Целесообразно использовать магнитофон и записывать учащихся на пленку, чтобы они сами могли сравнить свое произношение с оригиналом и стремились бы к нему.
Прежде чем проводить фонзарядку на ударение, следует познакомить учащихся с основными видами ударения в английском языке.
Для английского языка характерны следующие виды ударения: фразовое, которое выделяет одни слова в предложении среди других, и логическое ударение, которое выделяет логический центр высказывания, подчеркивает элементы противопоставления в высказывании. Особенности этих двух видов ударения можно сначала продемонстрировать на примере русского предложения:
В приведенном выше примере мы меняли логический центр высказывания и выделяли его интонационно. То же самое отрабатывается на примере английского предложения, причем логический центр высказывания в первом и последнем предложении должен совпадать
Катя заботилась о своей сестре.
Катя заботилась о своей сестре.
Катя заботилась о своей сестре.
Катя заботилась о своей сестре.
‘Kate ‘took ‘care of her ↓sister.
↓Kate took care of her sister.
‘Kate ↓took care of her sister.
‘Kate ‘took ↓care of her sister.
‘Kate ‘took ‘care of her ↓sister.
При выполнении фонетической зарядки на ударение также рекомендуется записывать учащихся на магнитофон, а при предъявлении образца логический центр следует отбивать по столу рукой или ногой по полу, можно попросить учеников хлопать в ладоши.
Последний вид фонетической зарядки, направленный на интонационное оформление речи, - это фонзарядка на ритм.
Для английского языка характерно чередование ударных слогов через равные промежутки времени в определенной мелодической последовательности. Хорошими примерами английского ритма являются рифмовки или небольшие стихотворения При предъявлении стихов рекомендуется отбивать ритм. Желательно, чтобы учащиеся заучивали стихи с голоса учителя или с магнитной записи и тоже сопровождали их воспроизведение отбиванием ритма.
Good - better – the best
Never have a rest
Till good is better
And better is the best.
Данное стихотворение может быть использовано в качестве грамматико- фонетической зарядки для отработки запоминания степеней сравнения прилагательных, составляющих
исключение из правил.
7. Заключение.
Таким образом, мы рассмотрели несколько видов фонетических зарядок, которые направлены на формирование и развитие произносительных и интонационных навыков учащихся, а также способствующих повторению и закреплению лексического и грамматического материала не только на начальном, но и на последующих этапах обучения. Использование фонетических зарядок имеет ряд преимуществ:
- регулярное проведение фонетических зарядок улучшает артикуляционные навыки учащихся;
- ученики могут на слух различать долгие и краткие английские звуки, русские и английские звуки;
- учащиеся знакомятся с разными моделями интонации, видами ударения и с английским ритмом;
- фонетические зарядки способствуют не только развитию слухо-произносительных навыков, но и запоминанию и тренировке лексических единиц и грамматических структур.
Приведенные фонетические зарядки можно рекомендовать для использования в процессе обучения английскому языку как на начальной ступени, так и на средней ступени обучения английскому языку.
8.Литература:
Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам. – М. 1991.- 460с.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (иностранные языки). – М.: Методическая мозаика, 2004. – 32с.
Формирование произносительных навыков: учебное пособие (Под ред. Е.И. Пассова). – Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. – 40c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фонетическая зарядка на уроках английского языка
Для отработки фонетических звуков и для закрепления грамматических правил в своей работе я постоянно использую пословицы,поговорки, загадки и небольшие стихотворения. Дни недели:We d...
Речевая зарядка на уроке английского языка
Речевая зарядка необходима для введения учащихся в атмосферу иноязычного общения...
Примеры фонетической зарядки на уроках английского языка в начальной школе
Фонетическая зарядка на примере гласных (краткий и долгий о) и согласных звуков ( f,v ) на уроках английского языка в начальной школе....
речевая зарядка на уроках английского языка
Эти рифмовки помогут еще раз потренировать произношение и интонацию английского языка. Вспомнить буквы и звуки....
Использование различного видов игр на уроках английского языка при освоении грамматического материала в начальных классах.
Методическое изучение видов игр...
Использование тематической речевой зарядки на уроках английского языка в патриотическом воспитании учащихся
В статье рассматривается роль и место речевой зарядки как этапа урока иностранного языка в основной школе. Авторы делятся личным опытом преподавания, использования на уроке новостных ресурсов, личност...
Речевая зарядка на уроках английского языка, как этап урока и эффективный способ подготовки к спонтанной речи обучающихся Значение речевой зарядки и ее место в уроке
Любое действие начинается со своеобразной подготовки – «разогрева», который дает старт дальнейшей деятельности. Это касается занятий спортом, где есть разминка, это же происходит на ...