"Ролевая игра как средство обучения иноязычному общению школьника"
учебно-методический материал по английскому языку (5 класс) по теме

Мартынова Наталья Николаевна

В  работе раскрываются: обучающие  возможности  ролевой  игры  на  уроках  английского  языка, даются  примеры  из  опыта  работы, функции, этапы  ролевой  игры. требования  к  проведению  ролевой  игры, что  такое  ролевая  игра и  ее  значение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rolevaya_igra.doc161 КБ

Предварительный просмотр:

Новосибирская  область Новосибирский  район МБОУ Плотниковская СОШ № 111

ДОКЛАД

по  теме «Ролевая  игра как   средство   обучения   иноязычному   общению   школьника»

                                   работу    выполнила:

                                            учитель английского языка

                                                                высшей квалификационной категории

                                                       Мартынова Наталья Николаевна

с. Плотниково

2006г.

Содержание

1.Введение

2. Основная часть.

   Что   такое  ролевая игра?                                                                                                                

3.Функции   Ролевой   Игры .

4. Обучающие    Возможности    Ролевой     Игры.

5. Этапы  Проведения   Ролевой      Игры.

6. Основные  Требования   к  Проведению    Ролевой   Игры.

7. Практическая   Часть.

8. Заключение.

9. Литература.  

  

Введение.

                 

            В истории   нашей   отечественной   школы   иностранный   язык занимал,   пожалуй,   самое   неоднозначное   место:   то   он становился объектом   особого   внимания   например, в   конце   50-х-начале 60-х годов, то   оказывался   на уровне  третьестепенного   предмета-это  середина   80-х , когда   учитель   вынужден   был   обучать    учащихся   4 класса в количестве   до   45   человек , не   положено   было   делить   класс   на группы,   а   в   старших классах   по программе   отводился   на   обучение предмета   всех   учащихся  « способных»   и  « не   способных»   всего   один  час.   Но   не   смотря   на   это,   перед   учителем   иностранного   языка ставили   задачу  -научить   всех   учащихся   языку:   овладеть   всеми коммуникативными    умениями,  говорить   на   языке   свободно, понимать  иностранную речь  ,читать   тексты   без   словаря.  В  итоге – обязательный  экзамен  по  иностранному  языку.

          Обучение   иностранным   языкам   в   школе   и   сегодня   имеет  целый   ряд   проблем.   Прежде   всего,   это   и состояние   методической науки,   и   учебники,   неудовлетворительная    оснащенность   школ учебными   пособиями   и   средствами   обучения,   отсутствие   в   школах  средств   наглядности   и   фономатериалов,   остро стоит   проблема стажировки   учителей   в    стране    изучаемого   языка.  

          Процессы ,   происходящие   в   современном   мире ,  создают   мощный   стимул   для   изменения   сложившейся   ситуации.    Знания  иностранных   языков   сегодня   не  только   культурная   , но   и  экономическая   потребность.   Если   представитель   британской   фирмы   за   рубежом   не   говорит   на   языке   своего   клиента   , то   фирма    теряет заказы.   Перемены ,   происходящие    в   нашем   обществе :   расширение контактов   ,более   широкий    выход    на   внешнеэкономическую   арену  повлекли   за   собой   повышение   практического   интереса   к иностранным языкам ,   особенно   к   английскому   языку  . Если    раньше   учащихся готовили   к   спору   с   идеологическим    противником ,  то   сейчас   они  готовятся    к   общению,   сотрудничеству   с ровесниками, заинтересованными    в   установлении   дружеских   контактов.   Поэтому  не   случайно   одной   из   целей   ,которые   ставит   Концепция модернизации    образования    перед   современной    школой   , является формирование   у   учащихся   коммуникативной   компетенции.  

         Анализ   учебной   деятельности   школьников   , особенностей   их  общения    друг   с   другом ,   с   учителем,   с   реальными   носителями языка   свидетельствует   о   том   ,что   у   учащихся   недостаточно   хорошо  развиты   коммуникативные   способности,   умения   применить   освоенный  языковой   материал   в   ситуации   общения .                              

         Потребность   в   быстром   и   эффективном   овладении   иноязычным общением   вызвала   к   жизни   новые   формы   и   методы   обучения,   дала толчок    дальнейшему   развитию   интенсивного   обучения   иностранному  языку, основы   которого   были   разработаны   в   Болгарии   доктором   Г. Лозановым   и   получили   свое   продолжение   в   нашей   стране   в   трудах профессора   Г.А.Китайгородской.   Наиболее  жизнеспособным   в   настоящий   период   является   технология   коммуникативного   обучения  иноязычной   культуре,   созданная Е.И.Пассовым.    

         Изучение   технологии   коммуникативного   обучения   иноязычной культуре   Е.И.Пассова,  игровой   технологии С.А.Шмакова, знакомство   со  статьями   по   формированию   коммуникативной   компетенции   у   учащихся   И.Л.Бим,   Р.П.Мильруд,   а   также  вышеизложенные   причины привели   меня   к   выбору   темы   курсовой   работы,  а   именно: « Ролевая игра   как   средство   обучения   иноязычному   общению   школьника.»

       

Цель   курсовой   работы – показать,   что   ролевая   игра   является   одним   из   самых   эффективных   приемов   обучения   школьников   иноязычному   общению   на   уроках   английского языка.

       Задачи   курсовой   работы :1) сравнить  прием   ролевой   игры   с     другими   приемами   обучения,

2)  показать   практическую   направленность ролевой игры.

                           

                         

                               2. Основная часть.

                           Что   такое  ролевая игра ?                                                                                                                

     

 Термин   « игра   « на различных   языках   соответствует   понятиям   о шутке   и   смехе,   легкости   и удовольствии   и   указывает    на связь    этого процесса   с   положительными   эмоциями.   Ролевая   игра   ,по   терминологии   Л.С.Выготского-,  «мнимая ситуация».   Е.И.Пассов   пишет, что   «ситуация-   это   система   взаимоотношений    собеседников»,  система взаимоотношений,   складывающихся   в   ходе   беседы,   т.е.   общения.

       Игра,   по   определению   С.А.Шмакова,-   « это   вид   деятельности    в   условиях   ситуаций,   направленный   на   воссоздание    и   усвоение  общественного   опыта,   в   которой   складывается   и   совершенствуется самоуправление   поведением».

       Игра всегда   предполагает   принятие   решений –   как   поступить,    что сказать?   Желание   решить   эти   вопросы   обостряет   мыслительную   деятельность   играющих.   Для детей   игра   прежде   всего – увлекательное   занятие.   В   игре   все   равны,   она   посильна   даже слабым ученикам.  Чувство   равенства,   атмосфера   увлеченности и радости,   ощущение   посильности   заданий – все   это   дает   ребятам возможность   преодолеть   робость,   мешающую   им   свободно   употребить   в   речи   слова   чужого   языка.

        Ролевая   игра   как   главный   вид   упражнения    в   говорении,   как известно,   обучение   говорению   является   одной   из   главных   целей обучения   иноязычной   речи,   на   начальной   ступени   обучения   строится на   основе   социального   контакта   (С.К.).   Она   является    основой   в активизации   резервных   возможностей   обучаемого.   Каждый обучающийся    говорению   в   процессе   обучения   раскрывается   как личность,   исполняя   свои   собственные   роли.   В этом   случае   работают  мощные   мотивогенные    компоненты    личности    как    интересы,   чувства,   статус    личности   в    коллективе.   Как    отмечает   Д.Б.Эльконин, принятие   на   себя   какой  -то   роли   служит   мотивом    деятельности. Следовательно,   ролевая   игра  –  это   такое    упражнение,   в   котором  учащиеся,  попеременно   исполняя   различные   и   межличностные   роли, осваивают   общение   в   пределах    социального   контакта.   Немаловажное значение   имеет   то,  что ролевая   игра   как   воплощение   С.К. придает радость   общения,   а   эта   радость   переходит   в    радость   обучения.

        Итак,   ролевая   игра – это   и   вид   развлечения,   и,   в    то    же   время,   нечто   большее,   чем   игра.   Это   Твоя   возможность   быть   таким,   какой   Ты   есть.   Быть   по  -настоящему,   всерьез.    Конечно,   у любой    игры    есть   свои    правила   и роли.   С   их   помощью   Ты сможешь   прожить   целую   жизнь:   Ты   сам   сможешь   стать   создателем игрового   образа.

                              Функции   Ролевой   Игры .

 

 Ролевая   игра    выполняет    несколько    функций:

-Обучающую   ( способствует   приобретению   знаний).

 -Мотивационно-   побудительную  ( мотивирует   и   стимулирует   учебно-воспитательную   деятельность,   оказывает   положительное    воздействие   на   личность   обучаемого,   расширяет   его   кругозор,   развивает мышление,   творческую   активность).

 -Воспитательную   ( помогает   сплотить   детский   коллектив,   способствует   самоутверждению,   активности,   дисциплине,   трудолюбию, взаимопомощи  ).

 -Ориентирующую  ( учит  ориентироваться   в   конкретной    ситуации   и отбирать   необходимые    средства    общения).

 -Компенсаторную   ( компенсирует   отсутствие   или   недостаток   практики,   приближает   учебную   деятельность   к   условиям    владения  иностранным   языком   в   реальной жизни).

                         

              Обучающие    Возможности    Ролевой     Игры .

       Ролевое   общение   обладает   большими    возможностями   для дальнейшего   совершенствования   учебного   процесса   по   иностранному языку   путем   формирования   и   активизации   у    обучающихся  компетенций   творческой   мыслительной   познавательной   и   коммуникативной    деятельности.

       Приему   ролевой    игры   присущи   такие    качества:

 - импровизация,

 - условность   игровой    ситуации,

 - социальный    характер   роли,

 - стимулирование   коллективно-  личностного    обучения,

 - создание   условий   для   раскрытия   творческих   способностей.

                           

                   Этапы  Проведения   Ролевой      Игры.

         Учитель   вместе   с   учениками   обсуждает   ситуации,   которые  могут   возникнуть   при   решении   разных   задач,   подбираются   речевые  действия   для   этих   ситуаций.   Ученики   вспоминают   нужные   слова   и выражения.   Учитель   объясняет   недостающие   единицы   или рекомендует   найти   их   в   словаре,   учебнике.   Необходимы   упражнения, иллюстрирующие   употребление   новых   языковых   единиц.   Далее   идет отработка   реплик,   фраз,   микроситуаций.   Прежде,   чем   учащиеся перейдут   к   самостоятельным   речевым   действиям,   учитель   может показать   желаемое   действие   т.е.   сам   или   с   помощью   ассистентов может   разыграть   с    учащимися   готовые   тексты,   дополнить   или трансформировать   их.

          Проведение   ролевой   игры   предполагает   следующие   этапы :

 

  1. Подготовительный.

Создать   мотив   говорения,   узнать,   что   волнует   детей;   выбрать  тему;   поставить   коммуникативную   задачу;   отработать   языковой  материал.

  1. Составление   плана   ролевой игры.

Определить   главные   действующие   лица;   описание     ролей.

  1. Создание   рабочих   групп,   включающих   учащихся    разного   уровня обученности.
  2. Работа   по   реализации   игры.

Отбор   речевого   материала   на   основе   текстов   изученных   образцов,   диалогов.

  1. Репетиция   игры   ( по   желанию   учащихся ).
  2. Презентация   игры.
  3. Подведение   итогов.

Итоги   подводятся   на   русском   языке.   Что   понравилось,   не понравилось.   Кто   играл   лучше   всех;   кто   говорил   лучше   всех. Если   ролевая   игра – состязание,  необходимо   обозначить   победителей.

          Основные  Требования   к  Проведению    Ролевой   Игры.

   

    1.  Игра   должна   стимулировать   мотивацию   учения,   вызывать                интерес   и   желание   хорошо   выполнить   задание.                          

 2.    Р.И. должна   быть   принята   всей   группой.

 3.    Она   непременно   проводится   в   доброжелательной,   творческой  

атмосфере, вызывает   у   школьников   чувство   удовлетворенности.

4.   Игра   организуется   таким   образом,   чтобы   учащиеся   могли использовать   с   максимальной   эффективностью   отрабатываемый языковой   материал.

    5.   Учитель   непременно   сам   верит   в   ролевую   игру ,   в   ее эффективность.   Только   при   этом   условии   он   может    добиться хороших   результатов.

    6.   Большую   значимость   приобретает   умение   учителя   установить контакт   с   ребятами.   Роль   учителя    в  процессе    подготовки  и проведения   игры   меняется   постоянно.    На   начальной   стадии работы   учитель   контролирует    деятельность   учащихся ,   но постепенно   становится    наблюдателем,   ненавязчиво   направляя  речевое   общение.

      В   ходе ролевой   игры   учитель   не   исправляет   ошибки.

                                                         

                                                         

                        Практическая   Часть.  

     

             

      Московский   педагог -  новатор   Б.П.Никитин   говорит,   что   ролевой  игрой   ребенок   овладевает   к    третьему   году   жизни,   знакомится   с  человеческими   отношениями,   начинает   различать   внешнюю   и  внутреннюю   сторону   явлений.   У   ребенка   формируются   воображение  и   символическая   функция   сознания ,   которые   позволяют   ему  переносить   свойства   одних   вещей   на   другие,   возникает   ориентация   в   собственных   чувствах   и   формируются   навыки   их   куль  турного  выражения ,   что   позволяет   ребенку   включаться   в   коллективную  деятельность   и   общение.    В   результате   освоения   игровой  деятельности   в   дошкольном   периоде   формируется   готовность   к  общественно   значимой   и   общественно   оцениваемой   деятельности  учения.   Все   следующие   за   дошкольным   возрастные   периоды   не  вытесняют   игру,   а   продолжают   включать   ее   в   процесс   развития  ребенка.

      Моя   технология   обучения    английскому   языку   строится   на   методических   принципах   технологии   коммуникативного   обучения  иноязычной   культуре   Е.И.Пассова .   Она   также   включает   методы   и  технологии   личностно  - ориентированного   подхода,   игры,   проектирования.   Основополагающими   принципами   являются:   речевая  направленность,   функциональность,   ситуативность,   новизна,   личностная   ориентация,   коллективное   взаимодействие,   моделирование.

     Для   эффективного   развития   коммуникативных   способностей   школьников   широко   использую   игры,   в   том   числе   ролевые .   Отдаю  предпочтение    ролевым   играм,   которые    начинаю   проводить   уже    на  начальном   этапе   обучения.

      Почему   я   выбрала   именно   ролевые   игры?   Меня   не   устраивала   устная   речь   учащихся,   неуверенность,   скованность,   боязнь   сделать  ошибку.   Учащиеся   не   могли   оторваться   от   выученного   диалога,  монолога.

  Если    только   ученик   забыл   слово,    или   если   его   остановил   учитель,   задав   вопрос:   «  А   почему   ты   так   думаешь ?», ученик   терялся.  Эффективность   обучения    обусловлена   взрывом   мотивации.   Учащиеся   убеждаются    в   том ,   что   язык   можно   использовать   как   средство  общения.   Игра   активизирует   стремление   учащихся   к   контакту   друг   с   другом   и   учителем,   создает   условия   равенства  в   речевом  партнерстве.   В   отличие   от   диалога   или   пьесы   ,которые   обучают  тому,   как    сказать,    ролевая   игра   отвечает   на   вопросы   почему  (  мотив )   и   зачем   (  цель )   нужно   что- то    сказать.    Центром    внимания   становится   содержание   беседы.    Самое   главное  - ролевая    игра   имеет  практическую   направленность,   при   этом   не   только   говорящий,   но   и  слушающий    максимально   активен,   так   как   он   должен   понять   и  запомнить   реплику   партнера,   соотнести   ее   с   ситуацией,   правильно  отреагировать   на   нее.   В   обычной   дискуссии   ученики-   лидеры,   как  правило,   захватывают   инициативу,   а   робкие    предпочитают  отмалчиваться.   А   в   ролевой   игре    каждый   получает   роль   и   должен  быть   активным   партнером   в   речевом   общении.  

        За   годы   работы   в   школе   мною   были   разработаны   и   проведены  ролевые   игры   по   темам   :  «Путешествие   в   Великобританию «,   «Посещение    театра  «,  «ЧТО?  ГДЕ? КОГДА? «, « Заочное   путешествие   в   США «,  « Шотландия»,  « Англичане,   как   они   есть «,   « Австралия-страна   контрастов  «,  « Канада   и   Таймыр «,  урок   литературы   по   книге   « Христофор   Колумб «,    «Путешествие   по   Таймыру   « ,  урок-конференция   по   теме    « Окружающая   среда «  и  т. д.   Мои   ученики  старших   классов  , по   приглашению    американцев   из   фонда   помощи русским    музеям,   приняли   участие   в   практической   конференции  работников   музея   и   результатом   их   работы   стал   проект   будущего   музея   на   Таймыре.

          В   10-11   классах,   работая   по   темам   « Посещение   театра «,  

 « Канада «,   я   использовала   видео   кассеты,   которые   помогли   создать   ситуацию   реальности.   « Представьте,   мы  -  в   театре   и   смотрим   пьесу   “ The   Stolen   Letter  “.   Эту   пьесу   действительно   поставили   ученики  10   класса   на   английском   языке.   После   просмотра   обсуждаем   пьесу,      игру    актеров,   сценарий.   Учащиеся   выражают   свое   мнение.  

 « Побывав   в   Канаде «   с   помощью   видео- фильма,   ребята   познакомились   с   жизнью,   традициями   коренных   жителей   Канады

индейцев   и   эскимосов,   увидели   Ниагарский   водопад.   На   основе   этого   фильма   была   проведена   ролевая   игра   « В   гостях   у   коренных

жителей   Канады   и   Таймыра».   В   результате   одна   группа   учащихся   приготовила   мини - проекты   по   данной   теме,   а   другая   группа   составила   сравнительную   характеристику   о   жизни   коренных    жителей   Таймыра   и   Канады.

    Четвертый   год   работаю   в   Плотниковской   средней   школе   № 111  Новосибирского   района   и   продолжаю   использовать    ролевую   игру   на  уроках,   так   как   считаю,   что   именно   ролевая   игра   является   одним   из   самых   эффективных    приемов   обучения.   С   учащимися   5-го   класса    провела   ролевую   игру   « Заочное    путешествие   в  Великобританию «,   целью   которой   были  :   формирование   социокультурных   знаний   у   учащихся   3-4-ых классов,   повышение   познавательного   интереса   к   английскому   языку,   совершенствование  коммуникативных   компетенций   монологической,   диалогической   речи,  аудирования.   С   целью   совершенствования   коммуникативной  компетенции   учащихся   в   процессе   обучения    английскому   языку  провела   ролевую   игру   в   5-ом   классе   «  День   рождения «.

      Учащиеся   младших   классов   с   удовольствием   играют,   общаются   друг   с   другом,   с   учителем.   И   то   же   время   они   обучаются,   т.е.   получают   новые   знания   или   закрепляют   их.   Это   зависит   от   цели   урока,   которую   ставит   учитель.   На   примере   ролевой   игры   « День    рождения «   хочу   показать    практическую   направленность   и   эффективность   ролевой   игры   в   получении   учащимися   знаний.   На   предыдущем   уроке   каждый   ученик   выбрал   индивидуальное   домашнее   задание   из   предложенных:   1.Нарисовать   портрет   своего   друга   и    написать   рассказ   о   нем.

                                                     2.Нарисовать   свое   любимое   животное  и   написать   рассказ   о   нем.

                                                      3.Нарисовать   Willy ( маленького,  слабенького   человечка)   и   написать   сравнительную   характеристику.

Meet   Willy.   He   is   weak.   He   is   not   strong.  и  т. д.

                                                       4.Нарисовать   портрет   Billy( сильного   человечка )   и   написать   сравнительную   характеристику.

This   is   Billy.   He   is   tall.   He   is   not   short.   и  т. д.

В   начале   урока   я   предложила   ребятам   прослушать   кассету   и  понять   о   каком   празднике   идет   речь.   Они   поняли,   что   речь   идет   о   дне   рождения.   На   мой   вопрос   о   теме   урока,   они   ответили:  “  Birthday “   Затем   я   предложила   послушать   рассказ   мальчика   о   себе,   в   котором   он   преднамеренно   не   сказал   о   своем   возрасте.   Перед   этим   уч-ся   получили   установку:  послушать   рассказ   и   понять   о   чем  он  не   сказал.   Ученики   ответили,   что  он   не   сказал   о   возрасте,   затем   спросили:”  How   old   are   you? “   “ I   am   11.   I   have   my   birthday   today.”   И   он   приглашает   одноклассников   на   день   рождения.   Ребята   « идут «   на   день   рождения,   поздравляют:  “Happy   birthday   to   you !”,   поют   песню,   дарят   подарки.   Подарки  -  это   приготовленные   дома   рисунки   и   рассказы.    В   ходе   игры   они   знакомятся   с   новой   лексикой,   фразами,   пожеланиями   в   день   рождения.   Пожелания   написаны   на   4-х   шариках,   вырезанных   из   цветной   бумаги: health,  wealth,  happiness,  success,  good  luck.   Вручая   подарок   после   своей   презентации,   они   говорят:  “  This   gift   is   for   you.”   Новые   слова,   фразы,   выражения   предварительно   отрабатываются   в   фонетической   зарядке   в   начале   урока   и   повторяются   многократно   в   течение   урока   при   необходимости   со   зрительной   опорой ( запись   на   доске   цветными   мелками ).   Что   еще   делают   на   дне   рождения?   Поют   песни,   и   ребята   разучивают   новую   песню   о   дне   рождения,   которую   сначала   прослушивают   в   записи,   а   затем   подпевают.   Раздается   телефонный   звонок   и   друг,   который   не   смог   прийти   в   гости   из-за   болезни   поздравляет   его   по   телефону.   Кто   еще   не   подарил,   не   поздравил?   Ребята   продолжают   презентацию   своих   подарков   и   пожеланий.   Учителем   заранее   раскладывается   на   партах   дополнительный   текст -  это   диалог - шутка.   Ребята   читают   и   воспроизводят   его   по   телефону.   На   уроке   в   качестве   оборудования   использовались :   магнитофон,   доска,   2 телефона,   4  цветных   шарика   с   пожеланиями,   плакат   со   словами  «  Happy   Birthday   to   You !»,   цветные   мелки,   учебник,   дополнительный   раздаточный   материал.

    В   ходе   игры   ребята   обращаются   к   учителю,   им   хочется   узнать   дополнительную   лексику  и т.д.   Учащиеся  ведут   себя   совершенно   непринужденно,   свободно.   В   классе   царит   атмосфера   праздника.

          Сегодня   оценка   качества   обучения   зависит   от   подготовленности   учащегося   к   выполнению   конкретного   действия,   в   том   числе   и   учебного.   Ученики   должны   владеть   не   знаниями,   умениями   и   навыками,   а   компетенциями.   Компетенция   подразумевает   освоенность.   Знание   должно   быть   действенным,   применимым,   подходящим.   Что   делает   человека   компетентным?   Прежде   всего -  это   способность   к   самостоятельному   действию.

             Если   провести   краткий   анализ   данного   урока   с   точки   зрения   владения   учащимися   определенными   компетенциями,   то   я   считаю,   что   в   ходе   игры,   общаясь   и   обучаясь,   ребята   показали   практическое   применение   коммуникативных   компетенций.   Весь   урок   имел   практическую   направленность.   Учащимся   предлагались   ситуации,   ставились   проблемы,   которые   они   успешно   решали,   применяя   знания.   Данная   ролевая   игра   не   была   специально   подготовлена.   Целью   урока   было   получение   и   применение   компетенций.

               Учащиеся   7-9-х   классов   уже   труднее   вовлекаются   в   общение,   требуют   более   бережного   подхода   при   распределении   заданий,   ролей,   партнеров.  

        В   8-ом   классе   я   проводила   ролевую   игру   « Посещение   театра», которая   состояла   из   нескольких   ситуаций:

    1.Приглашение   в   театр.  

    2.Покупка   билетов  в   кассе.

    3.Правила   поведения   в   театре.  

    4.»Театр   начинается   с   вешалки.»

    5.Просмотр   настоящего   спектакля,   подготовленного   учащимися   2-го

        Класса »Little  Froggy doesn`t want  to go to  school «.

     6.Обсуждение   спектакля.

Для   успешного   проведения   ролевой   игры   использовались   опорные   карточки   с   необходимой   лексикой,   фразами  и т.д.;   афиша,   нарисованная   ребятами;   касса,   сделанная   учащимися;   картина   театра.

          На   старшем   этапе   (10- 11 классы )   на   первый   план   выдвигается   реально- мотивированное   общение.   Тематикой   старшего   этапа   являются   ситуации,   моделирующие   разного   рода   конференции,   пресс-  конференции,   форумы   и т.д.

                                 

                                Заключение.  

     

      Итак,   урок    иностранного   языка   рассматривается   как   социальное  явление :   учитель   и   учащиеся   вступают   в   определенные   социальные  отношения   друг   с   другом,   где   учебный   процесс  - это   взаимодействие  всех    присутствующих.   При   этом   успех   в   обучении  - это   результат  коллективного   использования   всех    возможностей   для   обучения.  

Широкие   возможности   дает   ролевая   игра .   В   ролевой   игре   практически   все   учебное   время    отведено   на   речевую   практику,   при  этом   как   говорящий ,   так   и   слушающий    максимально   активны.

    Таким   образом,   использование   ролевых   игр   оказывает  положительное    влияние   на  развитие    коммуникативных   способностей  учащихся,   овладение   иноязычным   общением   в   единстве   всех  функций   :   информационной,   регулятивной,   ценностно-  ориентационной и   этикетной.    У   учащихся   развиваются    компенсаторные   умения,  умения   выходить   из   положения   при    нехватке   иноязычных   языковых  средств.   Ребята   учатся   действовать   в   коллективе,   находить   подходы  к   другим   людям.   Помимо   этого,   ролевые    игры   позволяют   создать  на   уроке   благоприятный   эмоциональный   фон,   что   ведет   к   снятию  барьера ,   способствует   развитию   учебной   мотивации ,   повышает   интерес   к   предмету.   В   играх   школьники   овладевают   такими   элементами   общения,   как   умение   начать   беседу,   поддержать   ее,   прервать   собеседника,   в   нужный   момент   согласиться   с   его   мнением   или   опровергнуть   его.

                                           Литература.  

   

         1.Е.И.Пассов.  «Основы   методики  обучения  иностранному  языку «. Москва, « Русский  язык «, 1977г.

         2.» Обучение  иностранному  языку  в  школе  и  Вузе «. «Каро « , Санкт-Петербург, 2001г.

         3.Е.И.Пассов. « Коммуникативный  метод  обучения  иноязычному  говорению «. Москва, « Просвещение «, 1991г

         4.» Коллективная  учебная  деятельность  при  подготовке  и  проведении  ролевой  игры «. « Ин. яз. в  школе «  № 7, 2004 г.

             

          5.»  Профессионально- педагогическая  ролевая  игра «.  « Ин. яз. в школе «, № 4, 2003 г

       6.  О.И.Каргопольцева. Моу Сош № 1 « Игра  на  уроках  английского  языка  как  средство  развития    коммуникативных   способностей  учащихся «. Боровичи, 2003 г.  

                             

      7.Герман  Селевко . « Игра  как  метод  обучения «

       http://www.ug. ru/ issue/? action =topic& toid =11147  &I  id=129

     

      8. Л.Денисова, С.М.Мезенин.» К  проблеме  концепции  интенсивного  курса   в  условиях  средней  школы «.   « Ин. яз. в  школе  «, №  6, 1991 г.

   9.« Ролевые  игры  в  образовании «.

       http:// www.orkclub. ru/a  rpgineducation. Shtm/.

   10.Р.П.Мильруд. « Организация  ролевых  игр  на  уроке «. « Ин. яз. в      школе», № 3, 1987 г.