WORD CLOUD как прием активизации речи на уроке английского языка (из опыта работы)
статья по английскому языку на тему

Модернизация современного языкового образования в школе требует поиска эффективных путей активизации процесса обучения иностранному языку. Применение интернет-сервисов имеет ряд преимуществ: запоминание ключевых слов, тренировка образной памяти, проведение мозгового штурма, анализ основных идей текста, активация предварительных знаний. 

 Я   расскажу о приеме  использования компьютерной  программы, так называемом «облако слов» или “word cloud ”на  уроке английского  языка.  

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Первая гимназия

WORD CLOUD

 как прием активизации речи на уроке английского языка

(из опыта работы)

Дашкевич И.В.

учитель английского

языка

Петропавловск,2014г

Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения                                                 убивает в ученике охоту к овладению знаниями.

Приохотить ребёнка к учению — гораздо более достойная задача, чем             приневолить.

                                                                                                     К.Д. Ушинский

Модернизация современного языкового образования в школе требует поиска эффективных путей активизации процесса обучения иностранному языку. В своей работе мы стараемся применять такие приемы обучения, которые способствуют поддержанию интереса учащихся к иностранному языку, помогают вовлечь в иноязычную речевую деятельность всех школьников, повышают эффективность урока.

          Сейчас эффективность применения информационных технологий на занятиях английского языка уже не подлежит сомнению. Применение интернет-сервисов имеет ряд преимуществ: запоминание ключевых слов, тренировка образной памяти, проведение мозгового штурма, анализ основных идей текста, активация предварительных знаний.  C:\Users\User\Desktop\выст\word clouds\shopping.png

Я   расскажу о приеме  использования компьютерной  программы, так называемом «облако слов» или “word cloud ”на  уроке английского  языка.  

Word Cloud -это ресурс, позволяющий создать визуальный образ ключевых слов текста в привлекательной форме.  Вводите в специальное поле текст или URL (адрес сайта), и программа генерирует облако, отображая наиболее часто используемые  слова крупным шрифтом. 

          В своей работе я использую, в основном, следующие ресурсы:  

http://www.wordle.net ,   www.tagul.com , http://tagxedo.com http://www.abcya.com    (для детей)         

          Работать  с сервисами совсем не сложно. Попробуйте все варианты  и выбирайте  тот, который больше понравится и больше подходит для реализации поставленных целей и задач.

          Прием работы с word cloud необычен, забавен, весьма полезен для визуалов (тех, кто воспринимает  большую часть информации с помощью зрения).  С одной стороны, это просто возможность  создать красивую картинку для доклада  или презентации. С другой — полезный в обучении иностранным языкам инструмент, которому можно найти массу интересных применений.

          Получившееся изображение можно распечатать в виде плаката и повесить в классе. Яркие картинки будут привлекать внимание, а слова на них неизбежно откладываться в памяти. Кроме того, можно  составлять и распечатывать словесные изображения, когда ученики готовят  пересказ или реферирование текста – ключевые понятия помогут без труда восстановить общий смысл.

        Я вижу большие возможности использования «Word clouds»  на уроках  английского языка:

  • При введении в тему
  • При повторении в начале урока
  • При систематизации, повторении материала
  • При работе с текстом
  • При работе с  языковым  и  грамматическим материалом и.т.д.
  • При контроле.

В своей работе я использую эти “облака” для достижения различных целей.

I. Warming up/ Prediction 

 - Организовать «мозговой штурм» в результате, которого ученик может сформулировать содержание по ключевым словам  тему урока или проблему, над которой ему предстоит работать.

II. Фонетическая  зарядка

 - Каждый ученик (пара) получает определённый звук, например [p]
и подбирают не менее 20 слов с данным звуком (в начале, середине или в конце слова), выходят на сайт, создают «облако» на основе своих  слов.
Затем  делают скриншоты своих «облаков», сохраняют их, обмениваются и определяют звук для каждого «облака»

III. Введение и первичное закрепление  лексического материала. 

- На этапе введения новой лексики можно составить “облако” из слов одной темы, например, названий видов транспорта, показывая картинки, попросить детей найти соответствующие названия из “ облака”.

- На этапе тренировки использования новых лексических единиц моим ученикам очень нравится следующая игра - найти в облаке слова по какой-либо теме. Например, для своих восьмиклассников при изучении темы “The World of Shopping”  я составила  облако по 3 темам: фрукты/ овощи, контейнеры, магазины  и дети находят  лексику сначала по одной теме, потом по второй и  третьей.

- Ученики могут выделять наиболее важные слова в текстах для их дальнейшего запоминания или анализа, использовать полученные облака слов в качестве основы (плана) рассказа или презентации.

 IV .Для отработки грамматического материала.

 - из “облака слов” нужно составить  длинное предложение, содержащее грамматическую   структуру, которую Вы хотите повторить (изучить) или проверить (I have never been so happy in the whole life) или порядок слов в предложении.C:\Users\User\Desktop\word clouds\word cloud\Cloud 2.png

 - сделайте “облако   слов” из вопросов, объединяющих определенную тему по грамматике для повторения, f.e. conditionalsC:\Users\Ирина\Downloads\Cloud 11.png

-  учащиеся должны составить   вопросительные условные предложения, используя все слова из «облака», сравнивают свои предложения с предложениями партнера или ученика из другой группы.

- Каждый ученик из пары или  группы находит другого ученика, задает свои вопросы, в то время, как Вы контролируете и делаете пометки для последующего  обсуждения. 

V. Для работы с текстом для чтения или аудирования  

Pre-reading Tasks.

- Показать” облако ” слов, взятых из незнакомого текста. Выделяя курсором  ключевые слова, можно предсказать идею текста,  тему…

-Создать облако на основе текста по теме, которую Вы планируете обсуждать, либо по теме, на которую кто-то из учащихся планирует делать небольшой доклад.  Очень  интересно сопоставить прогнозы учащихся о тексте, глядя на “облака”c  фактическим  содержанием текста. Далее спросить, что студенты уже знают об этом событии, почему именно те или иные слова выделены

Этот вид работы может осуществляться как со всем классом, так и в группах (учитель может распечатать “облака” заранее и раздать их в группах).

 -  Включить в “облако” все слова, которые необходимо разобрать  перед чтением нового текста/прослушиванием аудио, составить предложения с     ними. C:\Users\Ирина\Desktop\word clouds\word cloud\Winnie thePooh.png

Например, текст о Милне  (7 класс, Верещагина О.В) При наведении курсора на слова, оно увеличивается в размере и выделяется. 

- Составить и ответить на вопросы для понимания из “облака”, затем     сравнить  ответы после чтения фактического текста

  - Подвести итоги  предсказания

                   

While-reading Tasks

- Превратить  текст (эссе, сообщение, абзац, статья, и т.п.) в “облако”, где выделенные ключевые слова можно использовать для расширения  словарного запаса, найти определения, синонимы, антонимы…

Попросите ваших учеников при прослушивании текста  делать пометки, чтобы позже  ключевые слова из “облака”  помогли  им вспомнить содержание текста. C:\Users\Ирина\Desktop\word clouds\word cloud\canada.png

             

Post-reading tasks.

- Ученик  выбирает одно слово из “облака”   для  обсуждения

- Если ученики имеют хороший уровень знаний, можно попросить их реконструировать текст по ключевым словам.

- Учащиеся составляют свои предложения и делают свои «облака слов», обмениваются и восстанавливают текст по рисунку   друга.

- Создать  “облака” из ключевых слов изучаемого текста,   распечатать и развесить в классе для запоминания.

- Написать слова и фразы, которые  ассоциируются у учащихся  с определённой темой, создайте. Студентам должны обсудить словарное облако, уделяя особое внимание самым популярным словам.

VI. Для совершенствования речи

 -  Написать рассказ о себе в “word cloud”. Ученики будут иметь возможность видеть ключевые слова, слушать  другого ученика и представлять все то, что важно для их сверстников. Сравните слова, которые используются чаще всего мальчиками  или девочками, по возрастным группам. Эти уроки  желательно проводить на  интерактивной доске.

  - Я составила  “облако” о своих летних  каникулах( в Wordout и Wordle  ), а мои ученики о своих . Потом мы обменялись работами  и ученики должны были составить рассказ о каникулах по картинке. Прослушав внимательно рассказы, потом обсудить, что было угадано и сказано верно о каникулах товарищей.C:\Users\Ирина\Desktop\word clouds\word cloud\my summer.pngC:\Users\Ирина\Desktop\word clouds\word cloud\summer.png

Использование этого ресурса можно распространить на изучение пословиц, идиом (например, с определённым словом или на определённую тему) и просто для составления рассказов. Вместе с тем их можно использовать даже для подготовки к ЕНТ или ВОУД или реализации мини-проектов. C:\Users\Ирина\Desktop\word clouds\word cloud\USA.png

Данные приемы мотивируют на устно-речевое высказывание, так как перед учениками есть цель; учащиеся активны при их выполнении, так как присутствует связь с личностью и мыслительной деятельностью ученика. В данных приемах есть элемент неожиданности и эвристичности.

 Результативность

Использование сервиса «Облака слов» позволяет учителю разнообразить учебный процесс, тем самым увеличить эффективность обучения и способствовать дополнительной мотивации учащихся на урок, формируются благоприятные условия для развития  пространственного и критического мышления,  аналитических способностей учащихся, эмоциональные и ценностные категории, навыки структуирования, классификации и моделирования, умения выделять главное, развивается творчество и способность к непрерывному самообразованию. Наглядная подсказка в виде ключевых слов – это замечательный способ стимулировать беглую речь.

Источники

1. Богданов С.А. Развитие познавательного интереса при обучении в компьютерной среде.//Материалы международной конференции-выставки «Информационные технологии в образовании» --Москва, 2001.

2. Ниязова Айгуль Есенгельдиевна. Активизация процесса обучения учащихся седьмых-восьмых классов общеобразовательной школы говорению на английском языке. Санкт-Петербург. 2004

2.  Тороп Валерия Валерьевна Облака слов в повседневной практике учителя социально-гуманитарного профиля

 3. Блог Марины Курвитс. Сервисы для создания облака слов и 51 способ их использования в обучении. 

4. Рудинская В.В. Облако слов  (презентация)

5.Полезные ресурсы — создаем словарные облака с помощью Wordle.

6. http://www.nachalka.com/wordle

7. http://turlainata.blogspot.com/2013/10/blog-post.html

8. http://www.slideshare.net/ShellTerrell/teaching-with-word-cloud-tools

9. http://tmo.ito.edu.ru/2013/section/222/97187/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Виды словарных работ на уроках английского языка. Из опыта работы».

Заучивание большого количества лексики, расширение словарного запаса – одно из важных направлений при изучении иностранного языка....

Развитие критического мышления на уроках английского языка из опыта работы учителя английского языка МОБУ СОШ № 100 Кунаховой Марины Александровны

В связи с переходом на новые стандарты образования. Возникла необходимость применения современных педагогических технологий, отвечающих требованиям ФГОС. На мой взгляд, одной из таких технологий являе...

Активизация учащихся на уроках английского языка (из опыта работы).

Как сделать свой урок интересным и увлекательным? Игра - один из приемов организации учебной деятельности. В игре развививаются творческие, мыслительные способности ребят. В ней предлагается принять р...

Организация работы в группе на уроке английского языка (из опыта работы)

Статья об использовании различных приемов групповой формы работы на уроках английского языка...

(ФОРСАЙТ - 2019) Проблемно - проектный подход в обучении как способ активизации речемыслительной деятельности на уроках английского языка. Из опыта работы.

Основной принцип этого направления – в центре обучения находится ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания. Эти методы, прежде всего, повышает активность школьников на урока...

Проблемно - проектный подход в обучении как способ активизации речемыслительной деятельности на уроках английского языка. Из опыта работы.

Эти методы, прежде всего, повышают активность школьников на уроках, т.к. истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность. Успешное обучение вообще, и иност...

Исследовательская работа в 9 классах по теме «История средств массовой информации» на уроках английского языка. Из опыта работы учителя английского языка Александровой Ирины Владимировны.

Исследовательская деятельность, это деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, ...