Статья «Повышение мотивации учащихся к самообразованию и самовоспитанию учащегося гимназии»
статья по английскому языку на тему

Выступление на педагогическом совете о способах повышения мотивации учащихся к самообразованию и самовоспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

«Повышение мотивации учащихся к самообразованию и самовоспитанию учащегося гимназии»

          Прежде чем рассуждать о том, какую работу может проводить  педагог  по повышению мотивации учащихся к самообразованию и самовоспитанию хочется подчеркнуть, что ни овладение знаниями, ни формирование личностных качеств не могут происходить без стремления самого школьника к учению, без проявления им учебно-познавательной активности и работы над развитием своей нравственности, физической и эстетической культуры.

          Во многих случаях люди, в том числе и многие школьники, сами ставят перед собой определенные задачи по собственному развитию и самосовершенствованию, намечают пути их решения и, побуждаемые внутренним стремлением, начинают настойчиво добиваться поставленной цели. Примеров тому в истории множество-Демосфен, известный древнегреческий оратор, еще юношей мечтал овладеть искусством публичного выступления, но первое же из них закончилось полным провалом. Его освистали, потому что он имел слабый голос, был косноязычен... Другой на его месте оставил бы свои честолюбивые мечты. Но Демосфен поступил по-другому. Он разработал целую систему упражнений и стал упорно овладевать ораторским искусством. Уединяясь, он тренировал свой голос, отрабатывал жесты. Чтобы избавиться от косноязычия, подкладывал под язык мелкие камешки и произносил импровизированные речи. Упорство и воля позволили Демосфену достичь поставленной цели: он стал выдающимся оратором.

  Большое значение самовоспитанию придавал Л.Н. Толстой. В юности он завел дневник, в котором фиксировал свои недостатки и намечал пути их преодоления. Благодаря работе над собой, он сумел преодолеть лень, тщеславие, лживость и многие другие дурные наклонности и выработал в себе человеколюбие, наблюдательность, творческое воображение, память.

  А.П. Чехов в одном из своих писем жене отмечал: "Ты пишешь что завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы характер у меня резкий, я вспыльчивый и пр., и пр. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает. В прежнее время я выделывал черт знает что".

             Практика показывает, что учащиеся начинают заниматься самовоспитанием только тогда, когда они уже отдают себе ясный отчет в своих действиях и поступках, когда у них вырабатывается способность к самооценке, к осмыслению своих положительных и отрицательных качеств и возникает потребность в собственном совершенствовании. Обычно это происходит в подростковый период.  Но все ли подростки и старшие школьники занимаются самовоспитанием? К сожалению, не все. Но все так или иначе задумываются над своим совершенствованием, предпринимают те или иные попытки работать над собой. Чаще всего это делают школьники, обладающие волевыми качествами, умеющие заставить себя упорно тренироваться и преодолевать свои недостатки или вырабатывать те качества, которых у них недостает.

  Нельзя не учитывать также того, что многие подростки, а в некоторых случаях и старшие школьники пытаются использовать для самовоспитания рискованные и даже предосудительные поступки. Например, стремясь к выработке у себя смелости, с риском для жизни пытаются переплывать реки, во время ссоры ввязываются в драки и т.д. Все это показывает, что школа, учителя и классные руководители должны активно заниматься организацией самовоспитания учащихся, помогать им в работе над собой.  Для побуждения к самовоспитанию большое значение имеет формирование у учащихся общественных идеалов. С этой целью в школе необходимо осуществлять содержательное и действенное общественное воспитание, формировать у учащихся гражданские и нравственные качества. Следует стремиться к тому, чтобы у каждого ученика был свой любимый герой, пример которого он перенимает, свой идеал, который он стремится достичь. Вот почему огромное воспитательное значение имеет ознакомление учащихся с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, военачальников, писателей, общественных деятелей.

           Важным фактором побуждения учащихся к самовоспитанию является внесение в их работу, и особенно в проведение внеклассных мероприятий, атмосферы соревновательности. Участие в общественно полезной и культурно-массовой работе создает множество ситуаций для этой состязательности в выдумке, в сноровке, в трудовых делах и художественно-эстетическом творчестве. В этих условиях многие учащиеся замечают недочеты в своем поведении и характере и ставят перед собой задачи по их преодолению, выработке тех или иных качеств и начинают заниматься самовоспитанием.

         Действенным фактором самовоспитания являются положительные примеры, которые подают учителя и сверстники в нравственной, общественной и художественно-эстетической сферах. Вот почему так важно, чтобы учитель был образцом моральной чистоты, проявлял творческие способности, мог увлечь детей за собой.

           В некоторых школах с целью побуждения учащихся к самовоспитанию советуют им определять "задание самому себе", записывать его и запечатывать в отдельные конверты. Конверт сдается классному руководителю. В назначенный срок он вскрывается, и класс обсуждает, в какой мере тому или иному ученику удалось выполнить данное себе задание по самовоспитанию.

          Примеры из жизни многих выдающихся людей говорят о том, что большую роль в побуждении к самовоспитанию играет ведение дневников. Такие дневники вели Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др. Они фиксировали в них личные наблюдения над собой, отмечали недостатки и определяли цели предстоящей работы по самовоспитанию. Можно рекомендовать и учащимся, которые пожелают, вести такие дневники, не делая, однако, их обязательными.

Ну а для самообразования бесспорно большим подспорьем является использование сети Интернет.

С появлением компьютера и глобальной паутины в прошлом веке появилась невиданная до тех пор возможность оформления учебных материалов в электронном виде, с использованием мультимедийных форм и интерактивных упражнений. Дистанционное обучение, с преподавателем или самостоятельно, делает изучение различных предметов доступным для всех, у кого есть интернет и компьютер. Онлайн обучение удобно, экономно и перспективно. Но оно требует известной доли самостоятельности и самоорганизации, только тогда дистанционное обучение принесет ощутимые результаты, будет эффективным и вы добьетесь целей, которые поставили перед собой.

Огромное количество ЦОР можно найти в Интернете и посоветовать учащимся, что очень удобно делать через социальные сети vkontakte и facebook, где зарегистрированы почти все ребята:

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru);

Каталог электронных образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru);

Единое окно доступа к образовательным ресурсам (http://window.edu.ru).

В Интернете можно найти системы тестирования для установления уровня знаний и умений обучающихся. Это Web-сервисы, позволяющие проводить контроль знаний школьников или тренаж при подготовке к итоговой аттестации в форме компьютерного тестирования. Некоторые из подобных ресурсов дают возможность учителю самому создавать желаемые тесты.

В качестве примера систем тестирования можно привести Яндекс – Единый государственный экзамен (http://ege.yandex.ru);

Масса учебно-методических материалов доступна на сайтах образовательного назначения.

Примеры сайтов образовательного назначения:

Классная физика – для любознательных (http://class-fizika.narod.ru);

Школьная математика (http://math-prosto.ru);

Математические этюды (http://www.etudes.ru);

Биология для школьников и студентов (http://botan0.ru);

Видеоуроки «ИнтернетУрок» (http://interneturok.ru).

В Интернете также возможно получение образовательных услуг. Такие услуги могут предоставляться обучающимся дистанционно, через сеть Интернет, т.е. в условиях дистанционного обучения. При этом современные сетевые технологии, реализующие возможности технологий Мультимедиа, Гипертекст, обеспечивают доступность учебных материалов, возможность проверки знаний (как самопроверки, так и итогового контроля), быстрой связи с тьютором (например, для консультаций) независимо от физического местонахождения обучающегося и образовательного учреждения и в соответствии с наиболее удобным для обучающегося графиком обучения, в том числе в зарубежных учебных заведениях. Предоставление образовательных услуг может осуществляться как на коммерческой основе, так и бесплатно. Примером такого обучения могу привести сайт http://www.english-distance.ru

Очень популярными для изучающих английский язык являются следующие сайты:

http://lingualeo.com – изучение английского языка онлайн

www.busuu.com – изучение иностранных языков онлайн

В этой статье Вы найдёте массу интересного для изучения английского языка

http://www.teachingenglish.org.uk/blogs/larry-ferlazzo/larry-ferlazzo-ideas-strengthening-english-skills-over summer?utm_source=08+July+2014&utm_campaign=ConstantContact+13+May+2014&utm_medium=email

Кроме того, Вы можете создать свой блог и делиться там полезными ссылками со своими учениками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автореферат «Спортивный праздник как средство повышения мотивации к занятиям физической культурой среди учащихся 6-7 классов».

Объект исследования  – мотивация к занятиям физической культурой среди учащихся 6-7 классов.Предмет исследования –  повышение мотивации учащихся 6-7 классов к занятиям физической культ...

Статья "Повышение мотивации к обучению математике учащихся коррекционной школы через проектную деятельность"

В статье рассмотрены вопросы организации проектной деятельности в коррекционной школе. Представлен материал из опыта работы....

Статья «Повышение мотивации обучающихся через использование информационно – коммуникативных технологий на уроках физики»

Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» активно осуществляется внедрение информационных технологий в образов...

Повышение мотивации к урокам физической культуры у учащихся

Чем выше мотивация, тем выше результат....

СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА У УЧАЩИХСЯ

Познавательная мотивация к учебной деятельности является одним из важнейших факторов при изучении иностранных языков. Весь учебный процесс должен быть построен таким образом, чтобы учащиеся на ка...

Научно- исследовательская работа "Использование песен для повышения мотивации к изучению иностранного языка у учащихся."

Исследовательская работа, задачами которой были:На основе анализа психолого-педагогической литературы представить пути формирования и развития мотивации школьников к изучению ИЯ.Путем изучения текстов...

Выступление на ШМО по теме «Способы повышения мотивации к изучению английского языка у учащихся»

Познавательная мотивация к учебной деятельности является одним из важнейших факторов при изучении иностранных языков. Именно такая мотивация побуждает учащихся к упорной, систематической учебной работ...