Программа факультативного курса "Путешествуем по Великобритании" для 6 класса
учебно-методический материал по английскому языку (6 класс) по теме

Голубева Лариса Леонидовна

Цель факультатива – формирование социокультурной компетенции, то есть способности понимать особенности культуры англоязычных стран в их различных проявлениях, что позволяет обеспечить   эффективность коммуникации и адекватное поведение в контексте межкультурного взаимодействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_velikobritanii.docx35.41 КБ

Предварительный просмотр:

Программа факультатива по английскому языку

«Путешествие по Великобритании», 6 класс

Пояснительная записка

  В связи с модернизацией школьного образования особое внимание уделяется созданию условий для развития творческого личностного потенциала учащихся и расширению возможностей углубленного образования и непрерывного самообразования, в том числе языкового.

  На второй ступени обучения иностранному языку целесообразно предложить для учащихся 6 классов факультатив «Страноведение», что позволит повысить качество подготовки учащихся в предметной области за счет расширения информационного поля; достигнув образовательных целей за счет приобщения к истории, культуре, географии разных англоязычных стран и приобретения новых сведений о жизни народов за рубежом, расширить кругозор обучающихся, углубить их знания в области страноведения, улучшить их компетенцию в иностранном языке, повысить мотивацию к овладению английским языком.

  Факультатив построен на интеграции нескольких учебных дисциплин, таких, как всемирная история, литература, иностранный язык. Однако междисциплинарные связи не всегда получают достаточную степень интеграции в системе школьного образования. Отсюда вытекает и некоторая фрагментарность знаний, которая препятствует формированию целостной картины мира. Междисциплинарная основа факультатива призвана соединить воедино знания, полученные в ходе изучения различных дисциплин, и вывести их на новый виток осмысления, применительно к новым практическим задачам общения.

  Основная цель факультатива – формирование социокультурной компетенции, то есть способности понимать особенности культуры англоязычных стран в их различных проявлениях, что позволяет обеспечить эффективность коммуникации и адекватное поведение в контексте межкультурного взаимодействия.

  Задачи факультатива:

- развитие восприятия культуры, явлений и событий изучаемых стран;

- комплексное поликультурное развитие детей;

- развитие у учащихся социокультурной компетенции, помогающей ориентироваться в достижениях культуры и коммуникативных нормах общения англоязычных стран;

- актуализация и обогащение знаний об англоязычных странах;

- актуализация межпредметных знаний и умений в условиях изучения курса «Страноведение»;

- формирование культуроведческой осведомленности об историческом прошлом англоязычных стран, традициях и культуре, стереотипах поведения, характерных для этих стран;

  Помимо решения образовательных задач, данный факультатив имеет воспитательное и развивающее значение. Факультатив нацелен на воспитание у детей чувства уважения к истории, культуре, традициям других народов, готовности к достижению взаимоотношения, нахождению взаимных интересов в межкультурном общении. Факультатив также ориентирован на формирование личности и индивидуального мировоззрения. Данный факультатив призван развивать навыки исследовательской работы. Для этого в рамках факультатива широко используются проектные формы работы, подготовка докладов и сообщений. Все это связано с формированием умений анализировать, систематизировать, обобщать полученные знания, выделять главное, составлять учебный конспект, делать устные доклады и сообщения. Практическая часть факультатива связана с развитием речи обучаемых на иностранном языке.

  Принципы построения факультатива:

  Материалы для факультатива отобраны и целенаправленно построены с учетом следующих принципов:

-постоянного речевого взаимодействия;

-творческого переосмысления полученных знаний;

-избирательности в использовании предлагаемых материалов в зависимости от речевой задачи и ситуации;

-одновременного развития языковых и речевых навыков в различных видах речевой деятельности;

-индивидуальной активности обучаемых при постоянном стимулировании к сотрудничеству;

-познавательная и личностно-значимая ценность предлагаемых материалов;

-возможность выхода материала на проектную работу. Спектр их использования может в значительной степени определяться реальными потребностями обучаемых, их уровнем знаний и речевых умений, а также конкретной ситуацией общения и связанными с нею задачами.

  Каждый раздел факультатива может быть рассмотрен как самостоятельный учебный материал.

  Продолжительность факультатива.

  Курс рассчитан на 34 часа(1 час в неделю).

  Формы проведения занятий.

  В зависимости от особенностей группы содержания и формат проведения занятий могут варьироваться.

  Одной из форм проведения занятий может быть лекция или лекция-беседа, которую проводит учитель. Однако не исключается возможность участия и самих обучаемых в роли лекторов по специально подготовленным темам.

  Во время проведения лекций рекомендуется предлагать задания на развитие различных технологий и механизмов аудирования; форм записи; видов памяти.

  Задания, предлагаемые в ходе лекций, помогают:

-обеспечить необходимый уровень мотивации;

-получить необходимую информацию на английском языке;

-ориентировать учащихся на определенный уровень обобщений, а также на анализ  исторических фактов и событий;

-попрактиковаться в умении выделять главное, вести конспект лекции, тренировать память.

  В целях обеспечения активности детей и продуктивности курса рекомендуется часть занятий проводить в формате семинаров с использованием активных методов обучения.

  На таких занятиях можно широко использовать:

-решение проблемных задач социокультурного характера;

-коммуникативные приемы работы с текстовым материалом;

-парную и групповую работу, что позволяет обеспечить постоянное речевое взаимодействие обучаемых;

-активные методы обучения с использованием различных игр, диспутов, проектов и т.д.

  Методы и приемы обучения.

Методы обучения

Приемы

1.Презентация:

-знакомство с новой лексикой;

-знакомство с новой темой.

-объяснение;

-слушание, повторение, запись;

-чтение материала самостоятельно, его изучение

2.Практика, тренировка.

-словарная работа;

-чтение материала;

-проверка понимания с помощью различных упражнений типа: ответить на вопросы «правильно – неправильно», закончить предложение, множественный выбор, соотнести и т.д.

-парная и групповая работа

3.Продуктивная работа учащихся.

-проектная работа;

-обсуждение изученной темы;

-дискуссия;

-аудирование видео или аудиосюжетов;

-ролевые или сюжетные ситуации.

 

Формы контроля.

 В качестве объектов контроля допускаются:

-вопросно – ответные упражнения;

-выделение ключевых слов с последующим воспроизведением текста;

-перевод;

-микродоклады и сообщения;

-текстовые задания, чтение;

-проектные задания в устной и письменной формах;

-диспуты;

-круглые столы;

-заочные экскурсии;

-зачет в устной или письменной форме.

 Основная форма контроля – портфолио. Это коллекция самостоятельно выполненных учебных продуктов.

  Критерии оценок.

  1. Устное и письменное сообщение должны соответствовать теме и целям изучаемого материала.
  2. Оно должно быть логичным, заключенным и конструктивным.
  3. Сообщение должно быть грамотным с использованием необходимой лексики, грамматических структур, соответствующих уровню обученности языку.
  4. Сообщение должно содержать выражение собственного мнения, личностное отношение.

«5»- ставится при условии соблюдения вышеуказанных критериев. Обязательно должно содержаться выражение своего собственного мнения. Допускаются 1-2 языковые ошибки;

«4»- то же, что и при «5», но допускаются 5-6 ошибок;

«3»- сообщение отвечает теме, содержит необходимый информационный материал, детали не обязательны. Допустимо до 8 языковых ошибок. Учащийся нуждается в помощи в виде наводящих вопросов, ключевых слов. Коммуникативная функция достигается;

«2»- сообщение не выстроено логично, содержит фактические ошибки, ученик нуждается в помощи, делает много ошибок.

  В неподготовленной устной речи грамматические и лексические ошибки могут быть не учтены, если они не мешают общему пониманию и коммуникации.

  Ожидаемые результаты обучения.

  Изучение этого курса должно обеспечить развитие следующих умений и навыков:

  - делать устные сообщения по результатам обобщения прочитанного, прослушанного на английском языке;

  - собирать, обобщать и систематизировать страноведческую информацию и представлять ее в виде рефератов, таблиц, схем, в форме вопросов и ответов в викторинах;

  - составлять план, тезисы прослушанного или прочитанного текста;

  -выполнять индивидуальные и коллективные познавательно-поисковые задания на английском языке;

  - дискутировать;

  -излагать на английском результаты коллективной и индивидуальной познавательно-поисковой деятельности;

   -интерпретировать схематическую (таблицы, диаграммы, графики) и образную (иллюстрации) страноведческую информацию на английском языке;

  -обобщать информацию, полученную при чтении, аудировании и обсуждать на английском языке;

  -опознавать социокультурные стереотипы в изученном материале;

  -выделять основные историко-культурные вехи в развитии стран изучаемого языка;

  -работать с основными типами справочной и учебно-справочной страноведческой литературы(словари, атласы, справочники, справочные издания, включая сайты Интернета и электронную справочную литературу) и использовать их при выполнении страноведческих проектов для лично-познавательных целей;

  -сравнивать, проводить аналогии, обобщения при сравнении фактов, явлений культуры, событий в жизни соизучаемых стран и России.

 

  Содержание факультатива.

1.География Великобритании (географическое положение, климат, части Великобритании: Англия, Шотландия, Уэльс, Северная Ирландия).

2. Национальные символы (британский флаг, герб).

3. Образ жизни британцев (праздники, традиции, культура, досуг и развлечения, спорт).

4. Лондон-столица Великобритании (Части Лондона: the City, the West End, the East End, Westminster).

5.Знаменитые британцы (ученые, писатели и поэты).

6. Достопримечательности Великобритании (музеи, парки и сады Лондона, Стоунхендж).

7. Литературное творчество (знакомство с лимериком).

8. Королевская семья.

9. Итоговые занятия.

     

По окончании курса обучающиеся должны знать:

географическое положение Великобритании,   национальную символику,  столицу государства, достопримечательности страны, известных монархов, знаменитых писателей, поэтов, их произведения, изобретателей и их изобретения, иметь представление о национальных видах спорта, знать национальные праздники, традиции, культурные особенности британского народа.

По окончании курса обучающиеся должны уметь:

ориентироваться в страноведческом и  культуроведческом  материале, уметь собирать и обобщать информацию, пользоваться справочным материалом, Интернет-ресурсами,  работать с презентациями, проектами, уметь выступать с результатами выполнения познавательно-поисковых заданий,  использовать в работе карту, наглядные пособия, а также обучающиеся должны уметь выразительно читать отрывки из английских произведений, стихи, озвучивать видеоматериал.

Тематическое планирование факультатива

«Путешествие по Великобритании»

Название темы

Учебные задачи

Иноязычная лексика

Форма работы

1.”Welcome to Great Britain”

- ознакомить уч-ся с национальной символикой (флаг, герб, символ), историей страны Туманного Альбиона

“Union Jack”, “John Bull”, flag, coat-of-arms, anthem, Celts, Romans.

Беседа со школьниками,  работа с картой, наглядными пособиями, игра

2.Geographical  Position

- познакомить учащихся с географическим положением страны

The Atlantic Ocean, Gulf Stream, coast, islands, rivers, mountains.

Работа в малых группах с картой (как попасть в страну, используя различные транспортные средства)

3. National Airports

- познакомить учащихся с названиями аэропортов,

- развить умение составить диалог  по теме «в аэропорту»

Heathrow, Gatwick Airports, to travel by air, tickets, information desk, check-in desk.

Беседа

 Ролевая игра  “I’m in the airport”

4. A Trip to London

- предоставить информацию о достопримечательностях Лондона,

-ознакомить с частями Лондона,

- развить умение комментировать фотоматериал

Museums, galleries, tourist bus, excursions, leaflets, guides.

Презентация

Экскурсия по городу “Travelling in London”

5. Museums of Great Britain

- актуализировать знания учащихся  о достопримечательностях

Великобритании

Greatest treasures, outstanding collections, displays, exhibits, guides.

Проекты

Работа в парах

6. Parks and Gardens of London

- актуализировать знание материала, пройденного на уроках

- развить умение публичного выступления

Hyde Park, Speaker’s Corner, St James Park, Kensington Gardens, flower-beds, lawns.

Викторина

Подготовить выступление в уголке спикера на тему

7.Shakespeare’s Theatre

- познакомить учащихся с английским писателем и  его произведениями

- развивать умение выразительного чтения

Hamlet, Othello, King Lear, comedies, tragedies, sonnets.

Викторина

Чтение сонет (в русском варианте)

8. Famous People of Great Britain

-развить умение рассказывать о знаменитостях и выразить свое отношение к их произведениям

Outstanding works, fame, talent, water-colors, masterpieces, D. Defoe, J. Turner, W. Shakespeare.

Рассказ о знаменитых людях

Презентация

9. What was invented in Great Britain?

- познакомить учащихся с различными изобретениями и их авторами с помощью презентации

Steam-powered locomotive, telephone, light bulb, gramophone, T. Edison, E. Berliner, A. Bell, R. Trevithick.

Игра КВН

Работа в малых группах

Оформление стенда

10.Popular kinds of Sport

- познакомить учащихся с историей возникновения различных видов спорта, ознакомиться с правилами некоторых игр

Football championships, the Wimbledon tennis competitions, the Deby horse-racing, the Ryder Cup, polo, rugby, cricket

Чтение текстов об истории возникновения различных видов спорта

11.Check your knowledge

- контроль и обобщение  усвоенных знаний

Test

Индивидуальная работа

взаимопроверка

12. National Traditions

-познакомить учащихся с национальными традициями

- развить навыки ведения беседы за столом

Trooping the Colors, Queen’s Christmas speech, swan-upping, English breakfast, English tea, gardening.

Просмотр видеоматериала

Чаепитие по- английски

13. National Holidays

- познакомить учащихся с национальными праздниками

- воспитать позитивное отношение к культуре другой национальности

Christmas, Easter, Bank Day, Guy Fawkes Day, Mother’s Day, Halloween.

Проекты, сравнивание праздников в Великобритании и России, игра

14. Christmas

- отработать лексический материал по теме

To congratulate, to celebrate, to give gifts,   cook delicious dinner, to go to church.

Инсценировка праздника

15. England

-познакомить учащихся с реалиями страны, обычаями и традициями народа

London, St George,

puddings, pubs, a rose,

conservative and well-mannered people.

Чтение текстов

Подготовка материала

16. Scotland

-познакомить учащихся с реалиями страны, обычаями и традициями народа

Edinburgh, a thistle, St Andrew, Eisteddfods, haggis, kilts, hard-working people.

Чтение текстов

Подготовка материала

17. Wales

 Northern Ireland

-познакомить учащихся с реалиями страны, обычаями и традициями народа

Cardiff, a daffodil, St David, harp, Welsh rabbit, beautiful girls

Ulster, Belfast, St  Patrick,

A shamrock.

Чтение текстов

Составление коллажа

18. Kings and Queens

- ознакомить учащихся с представителями королевских династий различных исторических эпох

King Arthur, Richard the Lionheart,  Knights of the Round Table, knighthood, sword, Queen Victoria and her prosperity, Queen Elisabeth the Second.                      

Презентация

19. The Royal Family

- развивать умение поиска информации в сети Интернет

Royal family, British Parliament, Buckingham Palace, royal traditions, wealth, weddings.

Проект

20. London Tube

- ознакомить учащихся с историей возникновения Лондонского метро

- развивать навыки общения в неформальной обстановке

Underground, trains, stations, travel cards,  signs, single ticket.

Беседа,

Ролевая игра

“From London to Manchester”,

Составление маршрутов

21. London “Double-deckers”

- ознакомить учащихся с видами городского транспорта

- развивать речевые навыки учащихся

London transport, travel centre, excursion panoramic views, route

Экскурс на Лондонском автобусе

Игра по станциям

22. British Castles

- ознакомить учащихся с историей древних замков  Британии

Windsor Castle, Nottingham Castle,

Bodiam, Castle, Dover.

Презентация

Работа в группах

23. Stonehenge

- ознакомить учащихся с национальными реликвиями

Wilshire, the biggest stone circle, the Druids, strange, ancient, rare, living custom.

Презентация

Работа в парах

24. Check  up your knowledge

- обобщение  усвоенных знаний

“Brain Ring”.

Игра «Брейн Ринг»

25. Lewis Carroll and his Books

- ознакомить с учащихся с писателями английской литературы

- развивать умение выразительного чтения и актерского мастерства

Charles Dodgson, pen-name, ”Alice in Wonderland”, Alice Liddell.

Чтение отрывка из произведения «Алиса в стране чудес»

26.J.K. Jerome “Three Men in a Boat”

- ознакомить с учащихся с писателями английской литературы

- развивать умение выразительного чтения

The Thames, boat, up and down the river, to pack, to travel, to discuss plans.

Рассказ

Чтение отрывка из произведения

27. English Poems and Limericks

- углубить знания учащихся английской поэзии

- воспитать позитивное отношение к другой культуре

“Night”  W.Blake

“My Heart’s in the Highlands” R.Burns

“Spring” W.Blake

Чтение стихов на английском языке и в русском варианте перевода

28. The British People and the Cinema

- познакомить учащихся с историей создания киноиндустрии, основоположником немого кино Чарли Чаплиным, главным кинотеатром страны

Cinema, actors, characters, the Odeon, Charlie Chaplin, black and white films, silent pictures

Чтение текста, устные выступления уч-ся

29. Music for Englishmen

-  углубить знания учащихся о Британском музыкальном наследии, ознакомить с современными музыкальными тенденциями      

                                                         

London Orchestra, group “Beatles”, radio “Virgin”, popular music, singers, concert halls.

Доклад

30.English proverbs and their meanings

- развивать умение интерпретировать пословицы,

 высказывать свое мнение

“Better late than never”

“A friend in need is a friend indeed”, “Short visits make long friends”

Чтение рассказов с примерами пословиц

Игра по станциям

31.English manners

- ознакомить учащихся с культурой общения британцев, манерами поведения

Well-mannered people, politeness, “please”, «would you like»

Communicating, queuing, greeting.

Беседа, чтение «культурных заметок»

Ролевые игры

32. New cities in America

- ознакомить учащихся с городами Америки, названных по подобию городов Британии

- ознакомить с лексикой Американско-

английского языка

New England,

New York

New Mexico,

Vocation, cookie, truck, mailbox, railroad, French fries.

Доклад, беседа

Работа в группах

33. Check  up your knowledge

- контроль и обобщение усвоенных знаний

Test

Индивидуальная работа

Взаимопроверка

34. Writing letters to new-friends

- отработать умения написания личных писем

Making new friends, address, e-mail, code, letters, envelopes, post offices, postmen.

Подведение итогов

Написание писем

   Литература:

  1. Ощепкова В.В., Шустелина И.И. Britain in Brief. – М.: Лист,2007.

  2. Голицынский Ю.Б. Great Britain/ - СПб.: КАРО, 2008.

  3. Sharman E. Across cultures. - Pearson Education Limited, 2004

  4. Beddall F. A History of Britain. - Pearson Education Limited, 2006.

  5. Shipton V. London. - Pearson Education Limited, 2006.

  6. Escott J. London. – Oxford University Press, 2008.

  7. Определеннова Т.Б. Страноведение. Великобритания. США. – Донецк, 1998.

  8. Starr Keddle J. Opportunitis in Britain. -  Pearson Education Limited, 2004.

  9. Wilkes A. London Sticker Book. – Colourscan,1998.

  10. К.И и М.Ю. Кауфман. Страницы Британской истории. – ТИТУЛ, 2007.

  11. А.Б. Гапонов, М.О. Возна. Страноведение. – Новая Книга, 2005.

  12. Walshe I, Khimunina T. Great Britain: Customs, traditions, KAPO, 2005.

  13. Andrews R, Brown J, Lee P, Reid D. Britain. – Rough guides, 2006.

  14. McDowoll D. Britain in Close – up. -  Pearson Education Limited, 1998.

  15. В. М. Павлоцкий. Great Britain: Monarchy, History. – KAPO, 2006.

  16. М.В. Васильев. Достопримечательности Великобританию – Айрис      Пресс, 2008.

  17. В.М. Кнодель. Great Britain. – Дрофа, 2009.

  18. В.М. Винявская. Английский язык: Страноведение. – Феникс, 2009.

  19. О.А. Леонович. Страноведение Великобритании. – Книжный дом, 2009.

  20. В.М. Васильев. Достопримечательности Лондона. Айрис Пресс, 2009.

  21. А.А. Алексеева, О.С. Сирота. Знаете ли вы Великобританию? – Книжный дом, 2008.

  22. И.М. Ошуркова. Школьный англо – русский страноведческий словарь.-Дрофа, 2002.

  23. Tomakhin G. Across the countries of English language. -  Просвещение, 1993.

  24. Kruazheva N, Oleinik V. Great Britain. Past and Present. – УМЦ УПИ, 2000.

 

                             Check your knowledge

                                       Test

  1. The territory of Great Britain is …   sq. kilometers.
  1. 244                         b) 424                    c) 420
  1. Great Britain consist of …  countries.
  1. twenty four             b) four                   c) fourteen
  1. The name of the British flag is … .
  1. Union John             b) United Jack       c) Union Jack
  1. The first name of London was… .
  1. Londinium               b) Londanium       c) Londonum
  1. London stands on the river … .
  1. Thames                    b) Severn
  1. The longest river is the … .
  1. Severn                      b) Thames
  1. Snowdon is the name of the … .
  1. river                         b) city                   c) mountain
  1. The oldest park is … .

a) St James Park               b) Regent’s Park    c) Hyde Park

  1. Speaker’s Corner is in … .
  1. St James Park          b) Regent’s Park    c) Hyde Park

10)  The author of the theory of evolution was … .

  1. I. Newton                   b) Ch. Darwin         c) M. Faradey

      11) The discoverer of the law of gravitation was … .

  1.  I. Newton                   b) Ch. Darwin         c) M. Faradey

 12)J. Turner was a famous … .

  1. poet                            b) inventor             c) painter