Методическая тема
методическая разработка по английскому языку на тему

Организация проектной деятельности на уроках английского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kriteriy_9_metod.t.docx36.85 КБ

Предварительный просмотр:

Критерий 9. Личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий.

 

Работа над методической темой:

«Организация проектной деятельности на уроках английского языка»

В условиях динамично развивающегося общества образование претерпевает ряд изменений. Среди наиболее значимых можно отметить свободу в выборе средств обучения, использование ИКТ на уроках, внедрение новых образовательных стандартов. Именно новые образовательные стандарты ставят четкие и серьезные требования к результатам образования, в том числе и по английскому языку. В основе обучения иностранному языку лежит формирование речевой компетенции, то есть воспитание личности способной и готовой к межкультурной коммуникации, что предполагает решение целого ряда речевых задач. Однако не секрет, что в современные школьники, с легкостью справляющиеся с задачами репродуктивного характера, испытывают значительные затруднения, когда речь идет о творческих заданиях, требующих высказать личное мнение, отношение к какой-либо проблеме, аргументировать свой выбор. Этот факт заставляет искать новые методы обучения иностранному языку. Одним из решений возникшей проблемы и является метод проектов. Он призван перенести акцент на активную мыслительную деятельность обучающихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами.

Организация проектной деятельности предполагает следующие обязательные этапы:

  • Определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
  • Выдвижение гипотез по их решению;
  • Обсуждение методов исследования;
  • Обсуждение способов оформления конечных результатов;
  • Сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  • Подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
  • Выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Таким образом, для успешной реализации метода проектов требуется значительная подготовительная работа, которая осуществляется в целостной системе обучения в школе, а не только на уроках английского языка.

Цель работы: определение педагогических условий формирования по средствам проектной деятельности речевой компетенции учащихся на уроках английского языка

Задачи:

  1. Изучить и проанализировать проблему организации проектной деятельности на уроках английского языка
  2. Опытным путем проверить влияние проектной деятельности на формирование речевой компетенции обучающихся на уроках английского языка
  3. Выявить педагогические условия эффективной реализации проектной деятельности
  4. Подготовить методические рекомендации для учителей английского языка по реализации проектной деятельности на уроках английского языка

Основные направления:

  1. Теоретическое – повышение педагогической компетенции по методической теме.
  2. Практическое – осуществление работы по методической теме в рамках поставленных целей и задач.

Система работы над методической темой:

Работа над методической темой «Организация проектной деятельности на уроках английского языка» ведется с 2010/2011 учебного года.

  1. Изучается специальная литература, опыт коллег, работая в рамках образовательного стандарта первого поколения, началась работа по ФГОСам.
  2. Создана методическая папка для сбора материала.
  3. Проведены:

Открытые уроки:

А) «Maths» - 5 класс;

Б) «I’ve got many pets» - 6 класс;

  1. Ежегодно проводится анализ работы над методической темой.
  2. Выступления по методической теме на МО учителей русского языка и литературы и английского языка.

Выступление на заседании МО учителей русского языка и литературы и английского языка.

Тема. «Система работы по развитию коммуникативных компетенций посредствам метода проектов» (основная школа).

 

  Разрабатывая  систему, я исходил из того, что:

1) необходимо сформировать у детей  коммуникативную потребность: стремление пользоваться разнообразными речевыми средствами, понимание того, какие преимущества дают разнообразные речевые умения, как можно с их помощью воздействовать на других людей, выражать себя;

2) работа по развитию коммуникативной компетенции носит не ознакомительный, а практический характер: овладеть речевыми навыками и умениями  - значит, довести их до автоматизма, с возможностью их сознательного контроля;  

3)речь – это сложнейшая человеческая деятельность, включающая в себя умение наблюдать, мыслить, фантазировать, а также слушать;

4) необходимо развивать навыки как устной, так и письменной речи, ориентируясь при этом на те реальные задачи, которые предстоит решать ученикам в жизни.

  Главной задачей я считаю формирование мотивации к осуществлению коммуникации.

Сформировать мотивацию (коммуникационную потребность) возможно, если:

 а) учащийся ощутит, что, овладев тем или иным речевым умением, он расширяет свои возможности общаться и воздействовать на других людей (вызывать у них какие-то эмоциональные переживания и пр.);

 б) поймет, что владение речью необходимо для самовыражения, почувствует радость творческого роста.

Для осуществления коммуникации необходимо соблюдать следующие условия:

  • учащиеся свободны в выражении своих мыслей, могут самовыразиться по средствам языковых средств иностранного языка;
  • при общении в группе каждый индивид находится в центре внимания остальных;
  • самостоятельная, активная позиция учащихся, даже если она не всегда верна, становится на первый план;
  • участники общения не подвергаются критике, даже если допустили речевые ошибки;
  • языковой материал должен соответствовать речемыслительным возможностям говорящего;
  • участники процесса общения должны быть нацелены на передачу своих мыслей, а не на зарабатывание оценки.

         В основе речевой деятельности стоит мысль, а язык выступает лишь как средство ее формулирования. Как следствие, на уроках иностранного языка необходима языковая практика для каждого. Именно метод проектов в наибольшей мере позволяет раскрыть возможности обучающихся, позволяет им мыслить, решать значимые задачи, вступать в диалог с другими участниками, высказывать свое мнение, слушать других, учиться принимать позицию другого человека.

Этапы работы над проектом:

  • организационный: постановка целей и задач, распределение ролей, составление плана работы
  • подготовительный: работа с информацией (поиск, выделение главного, анализ, обобщение, вывод), оформление проекта
  • презентационный: выступление со своим проектом, умение слушать, понимать, обсуждать проекты других участников.

         В условиях осуществления проектной деятельности меняются взаимоотношения в паре «учитель - ученик». Первый выступает как помощник, организатор, консультант. Его задача помочь сформулировать цели и задачи, организовать различные формы взаимодействия в группах, способствовать преодолению затруднений.

Стадии реализации  проекта и функции  его участников

Этапы

работы над проектом

Деятельность

 учащихся

Деятельность

учителя

Организационный

Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию        

Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий.        

Инициирует проектную идею, мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников.

Предлагает идеи, высказывает предположения.

Подготовительный

Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект        

Наблюдает, советует (по просьбе учащихся)

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа.

Презентационный

Публично представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке, обсуждают проекты других участников образовательного процесса.

Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников

Формирование коммуникативных компетенций  через проектную деятельность обучающихся на примере учебного проекта  «In danger» в 9 классе.

Название проекта: “In danger”

Место проекта: Module 2 “Life and living”,  Spotlight, 9 кл.

 Тип проекта: учебный, межпредметный (биология, информатика), практико-ориентированный, информационный.

Цель проекта: формирование иноязычной коммуникативной компетенции по теме «Animals»  посредством самостоятельной работы и  активного обучения в группах.

Задачи:

Формирование коммуникативной компетенции на базе учебного материала по теме “Animals”

Создание творческого продукта (публикации, презентации)  по теме «Animals».

Воспитание толерантного отношения к животным.

Активизация творческих способностей.

Развитие умений работать с информацией: поиск, обработка и   презентация.

План  реализации проекта

№№

Название этапа

Цели этапа

Содержание деятельности

1

Организационный

Установка на проблему, осмысление цели, создание ситуации общения с преподавателем.

Формирование задач проекта, выработка плана действий.

Актуализация знаний по выбранной тематике, обмен мнениями, выявление компетенции каждого участника, образование групп, определение подтем и формулировка общей исследовательской задачи. Самостоятельное исследование, на котором происходит определение источников информации, анализ и интерпретация данных. Учитель на этом этапе играет роль активного наблюдателя.

2.

Подготовительный

Собрать как можно больше информации по данному вопросу.

Проведение первичного анализа материала, исходя из собственного опыта и имеющихся знаний. Обеспечение языкового оформления материала

Подготовка конечного продукта.

Изучение источников информации – работа в Internet,  с печатными изданиями. Ученики учатся анализировать, сравнивать, делать обобщения, проводить коррекцию. В процессе работы обучающиеся непременно сталкиваются с проблемой “нехватки” или «изобилия» материала. Появляются материалы проблемного характера. Формируется умение сопоставлять имеющиеся знания и новую информацию.

Составление списка ключевых слов и словосочетаний проекта.

Подготовка  перечня  фраз  для презентации конечного продукта.

Активизация грамматического материала.  Подготовка текстов проекта на английском языке.

Подготовка вопросов «оппонентам». Анализ выполнения целей проекта.

Использование Microsoft Office Word, Power Point, Publisher, Excel. Подготовка устного доклада по итогам проекта для защиты.

3.

Презентационный

Публичное представление материала проекта каждой группой.

Оценка роли каждого в подготовке и защите проекта

Формирование и развитие навыков публичных выступлений и защиты своей позиции в ситуации успеха.

Оценка индивидуального вклада каждого ученика. Рейтинговая оценка проекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации и комментариии к системе работы над индивидуальной методической темой

Содержат цели, задачи, источники, порядок  и результаты работы над индивидуальной методической темой...

Работа над единой методической темой Дома детского творчества – одна из форм методической работы в образовательном учреждении

Одной из важных форм методической службы является работа над единой методической темой образовательного учреждения...

Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы»

Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы» В учебной программе нет предмета, который напрямую был ...

Методическая разработка. Отчет по методической теме "Эмоциональность как важный мотивационный аспект преподавания иностранного языка" на заседании педагогического совета ГБОУ гимназия №402.

Как наши эмоции связаны с различными познавательными процессами : памятью, восприятием и мышлением?  Как эмоции участвуют в формировании мотивов сознательного учения школьников? Об этом задумывае...

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования для работы над общей методической темой

Методические рекомендациипедагогам дополнительного образованиядля работы над общей методической темой...

Методическая тема: «Современная система методического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации новых образовательных стандартов при обучении иностранным языкам»

В настоящее время, когда открытость российского общества и его готовность вступать в диалог со всеми странами очевидна, изменилось и отношение к предмету «иностранный язык», и его ро...

Методическая тема самообразования учителя как фактор совершенствования методического обеспечения образовательного процесса по предмету

В условиях модернизации образования школы, совершенствования качества обучения и воспитания в средней школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Учитель должен включаться в режим развития,...