обучение аудированию
учебно-методический материал по английскому языку на тему
ключевые шаги и основные трудности в работе над аудированием
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
главные трудности и шаги при обучении аудированию | 20.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие навыков аудирования при подготовке к ЕГЭ.
Что такое аудирование?
Аудирование – это процесс восприятия и понимания речи на слух. Аудирование является одним из четырех видов речевой деятельности. Причем, аудирование относится к рецептивным видам речевой деятельности, как и чтение, в то время как говорение и письмо – к продуктивным.
Трудности и проблемы.
Аудирование на иностранном языке имеет свои специфические особенности, связанные с неизбежными и объективными трудностями при иноязычном общении:
- Языковые трудности. Они могут возникнуть при наличии в речи говорящего (или в тексте любого типа материалов, воспринимаемых на слух: беседа, лекция, теле- или радиопередача, фильм и т. п.) нового грамматического материала (грамматические конструкции, сокращенные разговорные формы), новой лексики (слова, идиомы), при особенностях произношения (интонация, акцент, ритм, скорость высказывания).
Способы снятия трудностей:
Тембр голоса: мужской\женский, высокий\низкий (чередование);
Темп: оптимальный, не говорить медленно в угоду ученикам, лучше повторить несколько раз;
До прослушивания должны быть отработаны все грамматические структуры, новый лексический материал семантизирован (минимум незнакомых слов).
- Контекстуальная осведомленность. Аудирование на родном языке происходит вне контекста. Мы всегда слушаем с конкретной целью, имея определенные знания и\или ожидания от аудируемого текста. Незнание контекста и фоновой информации снижает уровень понимания материала и усложняет процесс восприятия информации.
Способы снятия трудностей:
Аудируемый материал не может быть вырван из контекста урока, он обязательно является его логической частью.
- Психологические трудности. Боязнь не понять собеседника или прослушиваемый материал может способствовать концентрации внимания учащихся не на основном смысле текста, а на конкретных незнакомых словах. Это значительно снижает результативность аудирования.
Способы снятия трудностей:
- зрительная опора (рисунок, видеоряд, план, схема);
- релаксация (музыка, смешной случай, привязанный к теме, провокационные вопросы, физминутка);
- разделение задач (деление на группы, вычленяют что-то конкретное).
Цели обучения аудированию и требования к уровню подготовки учащихся.
Аудирование составляет часть речевых умений обязательного минимума образовательных программ по ИЯ и требований к уровню подготовки учащихся на всех этапах обучения. (Более подробно см. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования). Анализ обязательного минимума и содержания образовательных программ и требований к уровню подготовки позволяет сделать следующие выводы:
- Совершенно четко прослеживается преемственность между уровнями и постепенное усложнение требований. Это значит, что подготовка к ЕГЭ не должна начинаться на завершающем этапе.
- Требования к уровню выпускников задают тематику аудиоматериалов (социо-культурная, социально- бытовая, учебно- трудовая). Полный перечень можно также увидеть в образовательных стандартах в разделе «Предметное содержание речи».
- Из требований четко выделяются основные учебные цели аудирования:
- аудирование с целью понимания основного содержания текста,
- аудирование с целью относительно полного понимания содержания текста,
- аудирование с целью выборочного понимания необходимой информации.
- В современных требованиях особый акцент делается на оценке изучаемой информации и на выражение своего мнения по изучаемому вопросу. Это способствует формированию критического мышления и активной жизненной позиции.
- Необходимость развития умений воспринимать различные типы текстов. (диалог, программа новостей, инструкция, объявление, прогноз погоды, рассказ экскурсовода и т. д.)
Таким образом, напрашивается вывод: учащиеся смогут успешно справиться с заданиями ЕГЭ в части «Аудирование», если работа над аудированием будет иметь четкое постоянное место во всей системе работы учителя.
Три ступени в обучении аудированию.
Описание трехступенчатой модели обучения аудированию встречается в работах многих методистов:
1). До прослушивания;
2). Во время прослушивания;
3). После прослушивания.
Стадия до прослушивания. Основная цель – погружение обучающихся в контекст предстоящего текста. Примеры заданий:
- Посмотрите на иллюстрацию (фотографию) и попытайтесь определить, о чем будет интервью.
- Прочитайте заголовок и выразите свои предположения по поводу содержания предстоящего текста.
- Обсудите в группах следующие вопросы (в вопросах должны быть отражены основные идеи и содержание аудируемого текста).
- Прочитайте предложения и догадайтесь о значении выделенных слов по контексту, подберите к ним синонимы (антонимы).
- Соедините слова с их определениями (соедините пары слов по смыслу, части слова).
- Подберите однокоренные слова.
- Дайте определение слов.
- Раскройте скобки, выбрав правильную форму глагола.
Работа на этой стадии не должна сводиться к изучению и запоминанию всех незнакомых слов, встречающихся в тексте. Нужно формировать умение обходить некоторые незнакомые слова, развивать языковую догадку.
Стадия прослушивания. Любой из нас слушает информацию с определенной целью: для понимания основного содержания текста, с целью выборочного понимания необходимой информации или относительно полного понимания услышанного. Отсюда и три вида учебных целей в аудированиии. Если текст большой, рекомендуется разделить его на смысловые фрагменты.
А. Задания на понимание основного содержания текста:
- Прослушайте интервью и ответьте на вопрос (основной вопрос, идея текста).
- Послушайте текст, который разделен на части. Каждая часть содержит определенную идею. Ответьте на один вопрос к каждой части, чтобы понять эту мысль.
- Посмотрите на картинки и расположите их согласно изложению событий в тексте.
- Выберите наиболее точный заголовок для текста.
Б. Задания на относительно полное понимание текста (или на понимание деталей):
- Прочитайте утверждения и проставьте T\F (верно\неверно) в соответствии с прослушанным тектом.
- Закончите предложения, используя информацию прослушанного текста.
- Заполните пропуски в предложениях.
- Определение ошибок (убрать лишнюю информацию, определить, кому принадлежало высказывание, какие предметы на иллюстрации к рассказу лишние и т. д.)
- Выберите самую точную иллюстрацию к тексту.
Стадия после прослушивания. Цель: использование информации текста для дальнейшего развития коммуникативных умений. Учащимся чаще всего, предлагается в диалогической или монологической, устной или письменной форме обсудить содержание аудиотекста.
Литература:
- Елухина Н. В. Обучение слушанию иноязычной речи. ИЯШ, 1996, №5, с. 20.
- Сысоев П. В. Развитие умений учащихся воспринимать на слух текст на средней и старшей ступенях общего среднего образования. ИЯШ, 2007, №4, с. 9.
- Сысоев П. В. Спорные вопросы коммуникативного контроля умений учащихся воспринимать речь на слух. ИЯШ, 2008, №№1,2, с.8, 16.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Трудности при обучении аудированию и психологические особенности при формировании навыков аудирования при обучении иностранному языку.
Трудности при обучении аудированию и психологические особенности при формировании навыков аудирования при обучении иностранному языку....
Обучение аудированию на среднем и старшем этапе обучения.
Восприятие иноязычной речи на слух – один из самых сложных видов речевой деятельности. Коммуникативные умения в аудировании с различными целями являются комплексными специфическими умениям...
«Использование аутентичных материалов при обучении аудированию как средства формирования навыков устной речи на старшем этапе обучения».
статья о применении аутентичных материалов и разработка урока...
Технология обучения аудированию на разных уровнях обучения
В данном материале рассматривается технология обучения аудированию на уроках английского языка....
Обучение аудированию на коммуникативной основе в начальной школе с развивающей системой обучения
Методические основы обучения аудированию. Игры. Рекомендации....
Система упражнений обучения аудированию на начальном этапе обучения иностранному языку
В данной статье приводится система упражнений для обучения аудированию на начальном этапе обучения иностранному языку...
некоторые проблемы обучения аудированию на начальном этапе обучения
основные проблемы аудировнаия...