Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.
статья по английскому языку на тему

Миронова Мария Николаевна

Проблема, над которой я работаю, «Формирование коммуникативной компетенции посредством игровых технологий».Интерес, проявленный в последнее время к проблеме использования игр в обучении, объясняется изменениями в социальной сфере, информатизации общества. Между тем игровые технологии так и остаются «инновационными» в системе российского образования.  Игра позволяет обыгрывать на иностранном  языке  самые  разные  ситуации, использовать разнообразную лексику, позволяет учащимся отрабатывать речевые навыки и умения в разных условиях; ставит учащихся в положение, когда им  необходимо  использовать и развивать речевые навыки и умения; является подготовкой к использованию иностранного языка в многочисленных ситуациях реальной жизни; способствует созданию благоприятной психологической атмосферы общения; помогает сделать урок более интересным и увлекательным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Мироновой Марии Николаевны

учителя английского языка

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2»

г.о. Саранск Республики Мордовия

Проблема, над которой я работаю, «Формирование коммуникативной компетенции посредством игровых технологий».

Актуальность и перспективность опыта.  Проблема активизации процесса обучения иностранным языкам в средней школе достаточно давно находится в центре внимания научной общественности. Предлагаемый для её решения диапазон приёмов интенсификации учебно-познавательной деятельности весьма широк и разнообразен. В последнее же время особое внимание уделяется изучению образовательных технологий как средств формирования иноязычной коммуникативной компетенции. Все чаще поднимается вопрос и о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.

Этот переход на новые технологии обучения обусловлен прежде всего изменениями условий существования и развития общества. Особое место в арсенале приёмов активизации иноязычной деятельности отводится игровым технологиям.

Интерес, проявленный в последнее время к проблеме использования игр в обучении, объясняется изменениями в социальной сфере, информатизации общества. Между тем игровые технологии так и остаются «инновационными» в системе российского образования. Присущий большинству методических публикаций обобщённый и часто упрощённый характер описания технологии игры, как правило, не выявляет специфических особенностей деятельности преподавателя и обучаемых в той или иной фазе и не содержит рекомендаций по её подготовке.

Цель исследования – обоснование использования игровых технологий на уроках иностранного языка как эффективного средства формирования у школьников иноязычной коммуникативной компетенции.

Для достижения поставленной цели, в соответствии с объектом и предметом исследования, были поставлены следующие задачи:

1) проанализировать явление иноязычной коммуникативной компетенции и её основных компонентов как целей обучения иностранным языкам;

2) изучить характеристики и виды игровых технологий как средств обучения;

3) рассмотреть особенности применения игровых технологий при обучении иностранным языкам;

4) проанализировать УМК по английскому языку с целью определения степени применения в них игровых технологий;

5) продемонстрировать на примере проведённых уроков на практике интегрирование игровых технологий в учебный процесс;

6) экспериментально проверить эффективность применения игровых технологий с целью формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся.

Методы исследования имели комплексный характер. Среди них выделялись теоретические методы, включавшие анализ психолого-дидактической и методической литературы; эмпирические методы, наблюдение и опрос; и экспериментальные, методы обработки данных.

Новизна опыта проявляется в отказе от традиционных установок в преподавании английского языка, в стимулировании деятельности самого ученика, его самостоятельности, развитии критического и творческого мышления, внутренней мотивации, использование информационно- коммуникативных технологий.

     Наличие теоретической базы.  В основе моей технологии обучения - идеи учителей-новаторов, идеи классической и современной педагогики, психологии.  В своем опыте я опираюсь на:

1)  личностно-ориентированный подход в обучении (И.С. Якиманская);

2) культурно-историческая теория психического развития  Л.С. Выготского;

3) сознательно-коммуникативный метод Я.М. Колкера;

4) коммуникативный системно-деятельностный подход к обучению иностранным языкам (Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф., Петрова С.И.);

5) игровые технологии в обучении (С.А.Шмаков); технологии коммуникативного обучения (Г.Лозанов);

6) технологии обучения иноязычной культуре (Е.И.Пассов).

 Технология опыта.  Хотелось бы выделить ряд наиболее эффективных, на мой взгляд, методов и приемов, способствующих развитию коммуникативных способностей учащихся:

·         создание на каждом уроке реальной  возможности коммуникации,

·         проведение компьютерных уроков,

·         создание и защита проектов с применением информационно-коммуникационных технологий, и создание ситуаций, имитирующих языковую среду,

·         применение личностно ориентированного подхода, где  ученик - в центре учебного процесса,

·         включение учащихся в игровую  деятельность, что приводит к естественному желанию говорить на языке,

·     сочетание самостоятельной индивидуальной работы с групповой и коллективной,         самостоятельный поиск учащимися нужной  информации, 

·         развитие творчества,  умения работать и различными источниками информации.

·         преобладание аутентичного материала на уроках,

·         проведение внеклассной работы по предмету, - развитие творческих, коммуникативных способностей учащихся.

      Я провожу ежегодные открытые внеклассные мероприятия , праздники,  где принимают  участие как младшие, так и старшие школьники. Изготавливаем своими руками наглядный материал для этих мероприятий, костюмы к сценкам, украшаем сцену, приглашаем гостей.  Ко многим  праздникам готовим открытки, поздравления, читаем, обсуждаем темы, делаем стенгазеты, газеты и рекламные буклеты.

      Опыт показывает, что применение этих методов и приемов приводит к развитию творческих, коммуникативных способностей учащихся.

Именно игра, по моему мнению, позволяет обыгрывать на иностранном  языке  самые  разные  ситуации, использовать разнообразную лексику, позволяет учащимся отрабатывать речевые навыки и умения в разных условиях; ставит учащихся в положение, когда им  необходимо  использовать и развивать речевые навыки и умения; является подготовкой к использованию иностранного языка в многочисленных ситуациях реальной жизни; способствует созданию благоприятной психологической атмосферы общения; помогает сделать урок более интересным и увлекательным; развивает умственную и волевую активность, требует большой концентрации внимания, тренирует память, развивает речь.

В психолого-педагогической науке и практике разработаны требования к организации игр на уроках иностранного языка, которые являются основополагающими в моей деятельности:

  • игра не должна быть образцом для механического подражания, это образец творчества;
  • учитель представляет оригинальный образец иностранной речи, который должен побуждать детей быть оригинальными, самостоятельными;
  • в игре не пользуются системой оценок, ошибка в речевом действии должна приводить к проигрышу в игре;
  • формулировка игровой ситуации, правила игры, рассказ о том, что получается в результате, должны даваться на родном языке;
  • игра должна вызвать эмоциональный интерес, желание как можно скорее включиться в нее.

Игра на уроке – это увлекательное занятие. Атмосфера радости и увлеченности, ощущение посильности заданий способствуют развитию речи детей, помогают преодолеть стеснительность, которая мешает употреблять иноязычные слова в речи.

На уроке я использую разные типы игр:

  • игры с правилами,
  • творческие игры,
  • дидактические игры,
  • сюжетно-ролевые игры.

Игры с правилами и творческие игры. Между играми с правилами и творческими много общего: наличие условной игровой цели, необходимость в активной самостоятельной деятельности, работа воображения. Многие игры с правилами имеют сюжет, в них разыгрываются роли.  Правила есть и в творческих играх – без этого не может успешно проходить игра, но эти правила я даю детям возможность установить самим, в зависимости от сюжета. Отличие между играми с правилами и творческими заключается в следующем: в творческой игре активность детей направлена на выполнение замысла, развитии сюжета; в играх с правилами главное – решение задачи, выполнение правил.

Примером игры с правилами является игра «Сделай наоборот»,  которая способствует развитию внимания, памяти. В игре принимает участие любое количество игроков. Все встают в круг. Ведущий - в центре. Какие бы команды он не давал, делать нужно наоборот. Например, он говорит: "Stand up!", а нужно сесть и т.д. Те, кто ошибается, выбывает из игры или получает штрафную фишку (карточку). Выигрывает самый внимательный.

Примером творческой игры является игра «Кляксы» помогает развитию воображения. Учитель (или один из учеников) показывает картинки, на которых изображены бесформенные кляксы. Дети пытаются увидеть, на что они похожи. I think, it is a crocodile. I think, it is a train.

Дидактические игры. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, которые я предлагаю им в занимательной игровой форме, сами находят решение, преодолевая определенные трудности. Ребёнок воспринимает предложенную ему задачу, как практическую игровую. Это повышает его умственную активность.

Игра «Волшебный поезд» способствует развитию логического мышления. На доске я выкладываю поезд с вагончиками. В вагончиках живут пассажиры-картинки, логически связанные между собой, кроме одного.

Учащиеся должны найти закономерность и выявить «лишний» вагончик.

Cats, dogs, pigs, cows are domestic animals.

Elephants are wild animals.

Ролевые игры. Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование на уроке ролевых игр. Ролевая игра - методический прием, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком.

Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету.

Мой личный опыт свидетельствует: необходимо соблюдать ряд условий, при которых игры будут способствовать активизации коммуникативной деятельности учащихся начальной школы на уроках английского языка:

  • игры необходимо использовать в системе;
  • игры должны постепенно изменяться и усложняться;
  • игра должна соответствовать психологической готовности учащихся к игре, общению, совместной деятельности;
  • форму и содержание игры необходимо выбирать, исходя из количества детей, участвующих в ней, из характера языкового материала и цели самой игры;
  • в игры необходимо включать языковой материал из других тем с целью повторения;
  • для выбора игры необходимо учитывать её влияние на развитие психических, познавательных процессов, эмоций и воли, на формирование социокультурной компетенции и картины окружающего мира.

Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность; воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей,  я лишь управляю учебной деятельностью.

Ведущая педагогическая идея. Развитие коммуникативной компетенции учащихся будет наиболее оптимальным в ситуации применения на уроках английского языка  игровых технологий.

 Этой идеей обусловлено:

создание  благоприятных морально-психологических условий обучения каждого;

обеспечение более высокого уровня знаний учащихся, сознательной мотивации учения, интереса к предмету, положительного эмоционального отношения к уроку;

усвоение материала на основе многократной, последовательной его проработки;

личностно-ориентированный подход и использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка – эффективное средство развития коммуникативных навыков у учащихся.

Оптимальность и эффективность средств.  Наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие современные образовательные технологии: проектные методы в обучении; информационно-коммуникационные технологии; работа в малых группах.

В своей педагогической деятельности я использую следующие средства:

  • Создание презентаций к урокам.
  • Работа с  программами Microsoft Office: Word, Excel, PowerPoint.
  • Использование  мультимедийных  презентаций.
  • Работа с образовательными ресурсами сети Интернет.
  • Использование  видеоматериалов.

Результативность опыта. Результаты моей работы позволяют сделать вывод о наличии положительного отношения детей и их родителей к иностранному языку, посещение родителями уроков и внеклассных мероприятий, потребности творческой деятельности учащихся, потребности общения на иностранном языке.

   Мои ученики участвуют в олимпиадах по английскому языку. Учащиеся с большим желанием участвуют в конкурсах «British Buldog».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Мною представлен опыт моей педагогической деятельности по проблеме "Использование ИКТ в работе уителя химии"....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

В статье представлен собственный инновационный педагогический опыт, посвящённый проблеме этнотолерантного музыкального воспитания учащихся на уроках музыки....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны, учителя французского языка МОУ «Средняя школа №2» го Саранск  Респу...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Богатырёвой Анны В

Основная цель современного  образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершен...