Главные вкладки

    Технология развития критического мышления поможет заполнить пробелы в обучении российских школьников.
    статья по английскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

    Лавренова Наталья Михайловна

    По данным исследования PISA школьников разных стран, российские подростки отстают от своих сверстников из развитых стран по многим показателям на 20 процентов. Отсюда встает вопрос, что делать? Как найти такой подход к обучению детей, чтобы он ‘работал’? Преподавая английский язык в школе, я часто сталкиваюсь с этой проблемой, и для меня удивительным открытием стала технология развития критического мышления. Я глубоко убеждена, что при систематическом использовании этой технологии на уроках, наши ученики смогут преобразиться.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технология развития критического мышления поможет заполнить пробелы в обучении российских школьников.

    Лавренова Наталья, учитель английского

     

    Меняется наш мир, меняются и дети. Те методы, которыми пользовались учителя 20 лет назад, для современных учеников не подходят. Нет той дисциплины, целеустремленности, да и дети совсем другие, и живут они в совершенно иной обстановке. В школе сталкиваются два мира и, к сожалению, многим преподавателям трудно понять детей, сложно найти к ним подход, тем более, что возраст большей части учителей перевалил за сорок1, а молодых специалистов и тех, кто осваивает и использует новые, современные подходы в преподавании, очень мало. Не удивительно, что по данным исследования PISA школьников разных стран, российские подростки отстают от своих сверстников из развитых стран по многим показателям на 20 процентов. Отсюда встает вопрос, что делать? Как найти такой подход к обучению детей, чтобы он ‘работал’?

     

    Стоит немного сказать о тестировании PISA. Его задача состоит в том, чтобы оценить готовность детей к практическому применению знаний, полученных в школе. Для этого пяти с половиной тысячам наших учеников из 210 образовательных учреждений 45 субъектов Федерации было предложено от 15 до 20 заданий по чтению художественных, научно-популярных, бытовых и газетных текстов, личных и деловых писем, инструкций, товарных ярлыков. К ним прилагалось в среднем по 60 вопросов2. Чтобы успешно выполнить задания, требовались умения читать и анализировать то, что окружает нас каждый день, и навыки нестандартного мышления. С этой задачей многие российские ученики не справились.

     

    В чем же проблема? В нашей системе образования. Наши школьники усваивают огромный объём узкопредметных знаний, но существенно проигрывают сверстникам многих развитых стран в способности применять знания на практике. Это бич всей образовательной системы России. Для решения этой проблемы  очень своевременно и замечательно разработаны новые стандарты, где как раз внедряются подходы, позволяющие предупредить узкопредметность в отборе содержания образования3.

     

    Да, это все очень хорошо, и теоретически звучит очень правильно, и в будущем, будем надеяться, мы увидим хорошие результаты, но что делать сейчас нам, простым учителям? Как выправлять эту ситуацию и научить детей мыслить нестандартно, уметь выделять ключевую информацию, думать и мыслить самостоятельно?

     

    Ответ на этот вопрос нелегкий, и здесь нужно учитывать многое. Но не могу не вспомнить свой опыт обучения в вузе США. Хотя многие теоретические знания постепенно ушли, меня научили думать, рассуждать, анализировать. Также, когда в конце 90х я занималась домашним обучением американских детей,  была изумлена, что в их программу входил предмет «Критическое мышление». Именно этого умения, порою, не достает нашим ученикам, многие из которых не умеют осмысленно читать, анализировать информацию, строить свою точку зрения на проблему и ее изменять в зависимости от очевидного.

     

    Преподавая английский язык в школе, я часто сталкиваюсь с этой проблемой, и для меня удивительным открытием стала технология развития критического мышления, описанная И. В. Муштавинской. «Технология помогает ученику овладеть способами работы с информацией, вдумчивого чтения, структурирования материала, умением задавать вопросы, постановки и решения проблем.»4 Критические мыслители, согласно Джону Бареллу, умеют решать проблемы, проявляют известную настойчивость в решении проблем, умеют рассматривать проблемы с разных точек зрения, умеют устанавливать множественные связи между явлениями, умеют строить прогнозы, обосновывать их и ставить перед собой обдуманные цели, могут применять свои навыки и знания в различных ситуациях.4

     

    Урок или серия уроков с использованием технологии развития критического мышления должны состоять из трех стадий: стадия вызова, стадия осмысления информации и стадия рефлексии. Стадия вызова мотивирует ученика. На стадии осмысления происходит работа с информацией, т.е. ее осмысленное, активное чтение. На стадии рефлексии собранная информация анализируется и перерабатывается. Технология включает в себя разнообразные методические приемы и легко воспроизводима, а работа с ней доставляет огромное удовольствие, потому что ученики на уроке оживают: начинают думать, сравнивать, анализировать, общаться. А самое большое удовлетворение доставляет осознание, что ребята учатся думать, учатся решать проблемы, учатся общаться друг с другом.  

     

    Я глубоко убеждена, что технология развития критического мышления, при систематическом ее использовании, способна преобразить наших учеников и помочь им развить те умения и навыки, на которые мы раньше не обращали особого внимания с нашим тотальным контролем и шаблонным воспроизведением формул, и которые так необходимы им в нашем постоянно меняющемся мире.

    Используемая литература

    1. Красильникова Т.  Кто учит наших детей (Электронный ресурс) URL: http://www.trud.ru/article/28-01-2010/235593_kto_uchit_nashix_detej/print  

    2. Зверев А. Отечественная традиция преподавания: воспроизведение шаблонных формул Периодическое издание Просвещение №39, Февраль 2011г.

    3. Федеральный центр образовательного законодательства  Методические письма (Электронный ресурс) URL: http://www.lexed.ru/standart/02/01/00.html

    4. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учеб.-метод. пособие. – СПб.: КАРО, 2009.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обучение младших школьников монологическому высказыванию на основе технологии развития критического мышления.

    Современные дети проводят большое количество времени играя в компьютерные игры, поэтому и настроены в большей степени на получение информации с помощью средств ИКТ. Кроме того, компьютерные технологии...

    Технология развития критического мышления как условие повышения качества обучения

    В настоящее время отечественное образование находится в стадии реформирования. Одним из направлений развития реформ является более широкое использование компетентностного подхода, что продиктовано жел...

    Методический материал по теме "ТРКМ (технология развития критического мышления) и её возможности в обучении математике"

    В материале представлена структура технологии развития критического мышления (ТРКМ), её основные элементы, приемы, "плюсы" и "минусы" использования, возможности применения на уроках математики....

    ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ (из опыта работы)

    Использование на уроках технологии развития критического мышления, как способа организации активного обучения....

    Групповая работа в рамках технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Обучение сообща. Прием: Чтение, суммирование, прочитанного в парах.

    Методическая разработка по теме "Групповая работа в рамках технологи развития критического мышления через чтение и письмо. Обучение сообща....

    "Воспитание российской гражданской идентичности на уроках русского языка с использованием технологии развития критического мышления"

    Работа над формированием гражданской идентичности в каждом классе различна и зависит об общей подготовки учащихся, специфики программного материала по русскому языку и межпредметных связей русского яз...

    Роль ТРКМЧП в формировании и развитии у обучающихся коммуникативных УУД (В рамках Всероссийского семинара «Технология развития критического мышления школьников в аспекте требований ФГОС»)

    Современное информационное общество характеризуется тем, что каждый день появляется какя-то новая информация, а какя-то информация устаревает. Большинство выпускников оказываются не готовы к успешной ...