Технология "Учебная ситуация"
учебно-методический материал по английскому языку на тему

Кадырова Айгуль Булатовна

Материал по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnaya_situatsiya_na_uroke.docx25.69 КБ

Предварительный просмотр:

Учебная ситуация

Учебная ситуация на уроке мотивирует ребенка к обучению. С помощью учебной ситуации учитель может искусно превратить обычный урок в увлекательное занятие.

Если обратиться к Стандартам, то мы узнаем, что Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.

Цель учебной ситуации на уроке состоит в построении такой среды, которая бы позволила ученикам творчески реализовать себя и получить собственную продукцию определенного качества. Временная продолжительность образовательной ситуации может занимать часть урока, урок, либо несколько уроков. Учитель может создать несколько учебных ситуаций на одном учебном занятии с учениками.   

Наиболее «мощной» является та учебная ситуация, в которую вместе с учащимися вовлекается сам учитель. Результаты такого взаимодействия «учитель-ученики» на уроке будут наиболее продуктивными.

Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:

• возраста ребенка;

• специфики учебного предмета;

• меры сформированности УУД учащихся.

 Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста сильным учеником слабому в паре или практическая работа и т.д. При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия. Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными познавательные и коммуникативные компетенции. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

Виды ситуаций:

Выбор

 

 

Дается ряд готовых решений. Среди них и неправильные. Надо выбрать правильное.

Неопределенность

Неоднозначные решения ввиду недостатка данных

Неожиданность

 

Вызывает удивление необычностью, парадоксальность.

 

Конфликт

 

Ситуация, рассматривающая противоположности.

 

Несоответствие

 

Не «вписывается» в уже имеющийся опыт и представления.

 

 

Можно ли обойтись на уроке без создания учебной  ситуации? Конечно, можно прийти на урок и сказать: «Сегодня мы будем говорить о единственном и множественном числе имен существительных или об образовании какого-то времени,  но будет ли урок интересным? Позволит ли начало урока с объявления темы заинтересовать ребенка, включить в познавательный поиск?

 Для создания учебной ситуации в начале урока можно использовать различные  приемы входа в урок:

  • прием «привлекательная цель». Перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.

Например для освоения вопросной  формы английского предложения разыгрывается ситуация поиска потерявшегося питомца, в которой дети примеряют различные роли;

  • прием «удивляй». Учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.
  • прием «отсроченная отгадка». Иногда удивительное не просто привлекает внимание "здесь и сейчас", но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
  • прием «фантастическая добавка». Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. Вы можете переносить учебную ситуацию на фантастическую планету; придумать фантастическое растение/животное; перенести реального или литературного героя во времени; рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения, например глазами инопланетянина или древнего грека...
  • прием «лови ошибку». Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки.

Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда, особенно в младших классах, им можно даже подсказывать "опасные места" интонацией или жестом. Можно научить детей  мгновенно пресекать ошибки условным знаком, сигнальными карточками или пояснением, когда оно требуется.

Необходимо приучать детей мгновенно реагировать на ошибки. Нужно поощрять внимание и готовность вмешаться. Ученик получает текст  со специально допущенными ошибками — есть возможность "поработать учителем". Тексты могут быть заранее приготовлены другими учениками.

Для повторения пройденного материала можно использовать следующие приемы для создания учебной ситуации:

  • пресс-конференция. Учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие ее вопросы.

Например, при изучении темы "Животные". Можно вести разговор от имени семьи животных. Или при изучении темы «Вечеринка у дракона» ввести игровой сюжет: пресс-конференцию неизвестного героя, "маски", по ответам которой можно ее "рассекретить".

Бывает на уроке и так, что ученикам необходимо поработать с текстом учебника самостоятельно. Создать ситуацию, мотивирующую работу с текстом можно, применив прием

  • вопрос к тексту.  Перед изучением учебного текста ребятам ставится задача: составить к нему список вопросов. Иногда целесообразно оговорить их минимальное число. Например: не менее 3 репродуктивных вопросов и не менее 5 расширяющих и развивающих.

Домашнее задание тоже может стать ситуацией, мотивирующей ребенка к изучению материала.  С этой целью можно использовать такие приемы, как:

  • особое задание. Продвинутые ученики получают право на выполнение особого задания. Учитель всячески подчеркивает свое уважение к решению ученика воспользоваться этим правом.
  • творческое домашнее задание. Составить кроссворд для одноклассников, сочинить стихотворение, песню, презентацию.
  • обсуждаем домашнее задание. Вместе с учащимися обсуждаем вопрос, каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплен. При этом, естественно, изученный материал еще раз просматривается.
  • идеальное задание. Задания никакого нет, но функция домашней работы выполняется. Детям предлагается выполнить работу по их собственному выбору и пониманию. Одни просто выполнят упражнения из рабочей тетради, другие  подберут пример или нарисуют иллюстрацию к изучаемой теме.

Для приобщения детей к коллективному сотворчеству, необходимо создавать ситуации, в которых детям было бы необходимо работать сообща, на общий результат. В этом случае можно предложить следующие  приемы организации работы в группах

  • группы получают одно и то же задание. В зависимости от типа задания результат работы группы может быть или представлен на проверку учителю, или спикер одной из групп раскрывает результаты работы, а другие ученики его дополняют или опровергают. Дети могут придумывать загадки о животных, роботах и т. д.
  • группы получают разные задания. Тогда группы (или их спикеры) отчитываются перед классом. Или, поочередно меняясь, спикеры по кругу обходят все группы и работают с каждой.  Результаты заносятся  результат в таблицу, которая затем обсуждается сообща. Так можно выяснить предпочтения детей в игрушках, действиях с игрушками, предпочтениях в играх.
  • группы получают разные, но работающие на один результат задания. Каждая группа получает свой небольшой рассказ, который нужно перевести и инсценировать.
  • Прием «лови ошибку», но технология его использования меняется. Дети спорят, обсуждают, вместе ищут ошибки и заменяют их верными вариантами. Так можно проверять и закреплять лексику и грамматику.

Создавать учебные ситуации помогают игры – тренинги. Например, представь, что ты редактор, в текст закрались ошибки, их нужно найти и исправить. Игра «логическая цепочка» - это игра в слова, когда нужно назвать слово на последнюю букву слова, предложенного предыдущим ребенком. Игры в случайность, когда отвечающего выбирает не учитель, а подбрасываемые кубики. Игра «да-нетка». Ученики находят ответ на загадку, задавая учителю вопросы о цвете, размере, месторасположении, умениях  объекта и т. д. Учитель отвечает только» да» или «нет».

Хорошо работает на создание учебной ситуации прием введения ролей. Дежурный по словарю, который может повторять с детьми лексику по уроку. Почемучка, который по сигналу учителя может задать свое «Почему?», на которое дети попытаются ответить. При необходимости, учитель приходит на помощь. Изучая части тела, встречаемся с существительным feet и узнаем, что правило об образовании множественного числа распространяется не на все существительные.  Фома неверующий, по сигналу учителя выскажет свое недоверие, и дети будут приводить свои аргументы в защиту утверждения. Например, задание, прослушать чат и отыскать среди нескольких собак ту, о которой говорится. Дети должны будут привести доказательства из текста.

Для создания учебной ситуации в структуру  урока вводятся элементы ручного труда. Для снятия трудностей в общении учитель работает над поделкой вместе с детьми, обращаясь к ним с просьбами на английском языке, и, побуждая их обращаться в случае необходимости, друг к другу по-английски.  При этом развивалось умение вести диалог – побуждение к действию: уметь обращаться с просьбой, выражать готовность или отказ ее исполнить. Включаются задания на построение монологического высказывания с описанием своей поделки по образцу, предложенному учителем. Язык, который используют ученики для описания поделки, становится важным персонально для них, потому что теперь он имеет непосредственное отношение к их жизни. Для мотивированности, включения в совместно-распределительную учебную деятельность и  установки на успешность  каждого ребенка устраиваются выставки работ и коллективное обсуждение для выбора номинантов на звания изготовителя:

  • самой аккуратной поделки
  • самой необычной
  •  самой яркой
  • за самый красивый фон
  • за самое четкое описание поделки
  • за самый выразительный монолог
  • за самое быстрое изготовление
  • за самое интересное сочетание красок и т. д.

Можно отметить сильную мотивирующую функцию изготовления поделок. Основной причиной этого является то, что каждая поделка уникальна, потому что каждый ребёнок вложил в неё то, что ему нравится, свой творческий потенциал, своё видение и восприятие мира.

Максимальное развитие коммуникативных способностей — вот основная, перспективная, но очень нелегкая задача, стоящая перед преподавателями английского языка. Деятельностный подход в обучении дает возможность творчески решать эту задачу.

Использованы материалы:

 

  • В.В. Краевский, А.В. Хуторской     Основы обучения. Дидактика и методика
  • А. Гин Приемы педагогической техники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно- исследовательская работа " Современная демографическая ситуация в Монголии - на примере демографической ситуации в семье"

Даннай работа производилась учащимися 9 класса в рамках реализациии национального компонента при углубленносм изучении темы "Население" ....

Педагогические ситуации и пример их решения. Методы решения сложных педагогических ситуаций

То такое педагогические ситуации и как их решать? Почему эти вопросы касаются каждого? Дело в том, что каждый из нас является либо родителем, либо учителем, либо  приятелем, либо чьим-то родствен...

Чрезвычайные ситуации криминального характера. Урок Криминальные ситуации вне жилища.

Цели:Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению, первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности.Обеспечить закрепление знаний и способов деятельности учащихся.Организова...

Разработка открытого урока по теме программы: Виды жизненных ситуаций, теме урока: Модели и правила безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Появление данной разработки урока вызвано необходимостью усиления профилактических мероприятий, в связи с наступленоем пожароопасного сезона и  резким изменением паводковой обстановки в Томской о...

Педагогические ситуации. Авторская презентация. Ситуация и решение.

Педагогические ситуации. Авторская презентация. Ситуация и решение. Материал можно использовать для подготовки к аттестации, конкурсным мероприятиям....