Интегрированные уроки (взгляд практикующего учителя)
статья по английскому языку на тему

Трошина Наталия Викторовна

Интегрированный урок относится к группе технологий «воспитания в процессе жизни», которая представляет собой стремление уйти от школярского подхода к образованию, крайней дифференциации предметного обучения и привести его в естественную органическую связь с жизнью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированные уроки (взгляд практикующего учителя).

Мой скепсис сродни скепсису Томаса Генри Гексли, английского зоолога, путешественника и просветителя. Он говорил: «Я слишком большой скептик, чтобы отрицать возможность чего бы то ни было».

В течение последних двух лет в нашем образовательном учреждении внедряется новая образовательная технология - «погружение». Технология сложная, требующая подготовительного этапа. Суть его заключается в том, что в образовательный процесс вводятся интегрированные уроки.

Согласно классификации тенденций развития образовательных технологий, интегрированный урок относится к группе технологий «воспитания в процессе жизни», которая представляет собой стремление уйти от школярского подхода к образованию, крайней дифференциации предметного обучения и привести его в естественную органическую связь с жизнью. Что , как мне кажется, соответствует требоваиям ФГОС ООО.

Действительно, интегрированные уроки дают учителям большие возможности для формирования универсальных учебных действий.

В основе предметно - классно- урочной системы обучения лежит предъявление содержания образования в виде учебных предметов, построенных на науках, дифференцированно изучающих мир. Это деление познания на научные области возникло по немощи человека познать мир целиком во всех его связях и отношениях. Предметная дифференциация облегчает процесс познания, но сказывается на его качестве. У учащихся возникает клочкообразное представление о мире и его законах, в которых не всё связано и зависимо и многое существует само по себе. Создаётся впечатление, что знания учащихся заключены в отдельные файлы, информация закрыта для использования на других предметах. Такое внесистемное знание портит мышление и искажает отношение к миру и самому себе. Так возникает потребность на уровне обучения в объедении знаний разных наук об одних и тех же объектах действительности, т.е. потребность в межпредметных связях учебных дисциплин.

Поэтому самая эффективная в настоящее время форма реализации межпредметных и метапредметных связей при изучении комплексной проблемы в школе – интегрированные уроки.

Но, как любой прогрессивный скептик, я вижу как плюсы, так и минусы в проведении интегрированных уроков

+

-

Если говорить о формировании предметных УУД, то интегрированные уроки позволяют соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в широкую целостную картину мира, дать единое представление о природе, обществе и своем месте в них.

С точки зрения формирования метапредметных УУД на интегрированном уроке есть возможность для синтеза знаний, формируется умение переноса знаний из одной отрасли в другую. Это в свою очередь стимулирует аналитическую деятельность учащихся, развивает потребность в системном подходе к объекту познания, формирует умение анализировать и сравнивать сложные процессы и явления объективной действительности. В ходе проведения интегрированных уроков решаются задачи развития умения обобщать, синтезировать знания из смежных учебных предметов, обеспечивается преемственность знаний, их формирование на более высоком продуктивном уровне, что не маловажно для формирования модели выпускника школы.

Большим плюсом является и то, что при подготовке к подобным урокам происходит тесное профессиональное взаимодействие учителей, так как специфика таких уроков состоит в том, что они проводятся совместно учителями двух или нескольких смежных предметов.

На мой взгляд, у интегрированных уроков есть только один минус – это большие временные затраты. Это связано с тем, что:

  1. Особенно важно продумывать методику проведения урока, что требует дополнительных временных затрат. В прошлом году мы задумали интегрированный урок, посвящённый трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта» с привлечением учителей литературы, музыки и английского языка. Разработка этого урока длится уже несколько месяцев, потому что меняется концепция погружения, тщательно отбираются технологии, способствующие не только формированию УУД, но и развивающие критическое мышление учащихся.
  2. Структура интегрированных уроков требует особой четкости и стройности, продуманности и логической взаимосвязи изучаемого материала по различным предметам на всех этапах изучения.(для того чтобы спланировать интегрированные уроки, мы в июне при написании Рабочих программ обсуждаем с коллегами возможность и необходимость интегрированных уроков)
  3. Успех интегрированного урока зависит и от того, насколько педагоги готовы к подключению современных способов организации и изучения учебного материала, я имею в виду материально-техническую оснащённость классов и ИКТ-компетентность педагогов.

Однако награда за все временные затраты – впечатления детей, положительные отзывы о таких уроках. Вот некоторые из них:

Я узнал:

Много нового о достопримечательностях Петербурга 4

Много нового об основании(истории) Петербурга 2

Много забавных слов на английском языке

Узнал, как рассказать иностранцу, как куда-нибудь пройти3

Об Исаакиевском соборе 2

Много интересного об истории СПБ

Новые слова и фразы на английском языке 3

Узнал переписку Пушкина

Много нового о Петропавловской крепости2

Историю Летнего сада

Кто такой Чаадаев

Каким город был при Петре I

Ничего1

Я научился

Говорить по-английски, как пройти к достопримечательностям5

Говорить и помогать иностранцам2

Работать хорошо в группе

Произносить новые слова на английском языке2

Чуть лучше говорить по-английски3

Научился распознавать памятники архитектуры

Не знаю, чему научился

Рассказать о б истории постройки

На литературе-выделять кто что любит

На истории СПБ отвечать с помощью текста

Правильно отвечать на литературе

Кратко высказываться, а если нужно-давать  развёрнутый ответ

Я понял, что могу

Быть внимательной и слушать другое мнение

Лучше учиться

Сказать дорогу, показать дорогу иностранцу 5

Если постараюсь, лучше избегать троек

Внимательно слушать учителя

Рассказать и показать своим родным любую достопримечательность

Положиться в коллективе на кого-нибудь

Ничего3

Я не знаю, что могу

Рассказать о постройке

Рассказать о Петровском времени и о дворцах

Если захочу, выбрать главное и сформулировать так, чтобы меня поняли

Интересно представить старинный Петербург в новом свете

Мне понравилось

Работать в группе, все друг другу помогали

Коллективная работа1 на истории и английском2

Изучать стихи Пушкина и узнавать новое о  достопримечательностях

Выступление второй группы по английскому языку

На уроке истории и литературы

Весь день «погружения» в предмет

Общаться по-английски

Я не знаю, что мне понравилось

Ничего

На английском объяснять о проведении свободного времени

На истории СПб рассказывать о Летнем саде

На литературе-послания к Чаадаеву

Отвечать на вопросы и подготовленный материал

Разговаривать и рассуждать об А.С.Пушкине

Метод ведения урока, предметы, выбранные для погружения

Рассуждать о друзьях Пушкина

Проведение сегодняшних уроков

Отношение учителей

Я приобрёл (опыт, знания, умения)

Новые знания по английскому, истории 2и литературе

Умение не нервничать и спокойно отвечать всему классу

Умение на краеведении рассказывать о любой постройке, на английском-о свободном времени, на литературе-определять любимые вещи

Рассказывать материал по тексту (история СПб)

Знания о СПб1, о памятниках1

Приобрёл опыт работы с другими людьми

Я смогу больше общаться с иностранцами

Знания - в английском, опыт - в истории, умения –в литературе

Более углублённо изучать историю нашего города2

Больше работать в коллективе

Подготовить презентацию о Летнем саде,

На английском-рассказать о Петропавловской крепости, на литературе –сделать презентацию о Чаадаеве

Встретить англичанина и рассказать ему о нашем городе,

Побольше узнать о Пушкине

Прочитать «Евгения Онегина» и другие произведения Пушкина, узнать ещё много чего

Провести такой день снова

Погулять по городу с иностранцами

Чтобы побольше таких уроков было

Посещать музеи и галереи нашего замечательного города

Сходить в домик Петра I

Ещё больше узнать

Больше читать и учить английский, историю


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по теме "Односоставные предложения. Их использование в речевой практике".

Разработка бинарного урока по русскому языку и химии.Общая цель интегрированного урока: формирование у обучающихся представлений о взаимосвязи школьных дисциплин.Результат урока - составление инструкц...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе «Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика». Фонетические аспекты организации стиха в практике поэтов серебряного века».

Урок построен по технологии развивающего обучения и интеграции  учебных предметов области "Филология". Обобщение и систематизация материала, изученного в разделе «Фонетика и графика», ведется на ...

«Из практики проведения интегрированного урока литературы и духовно-нравственной культуры»

Нагаева Любовь Николаевна, учитель русского языка и литературыМБОУ Гимназия №9ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕКЦИИ ММОучителей русского языка и литературы г.о.Химки 23.08.2012 г.НА ТЕМУ«Из практики проведения ...

Интегрированный урок "Биохимический взгляд на обмен веществ"

Разработка интегрированного урока по химии и биологии...

Интегрированный урок в деятельности учителя изобразительного искусства

      Интеграция предметов в современной школе – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих  развитию творческого потенциала  учи...

Использование интегрированных уроков в практике работы. Бинарный урок (литература + музыка) по теме «Стихи и песни, звавшие на подвиг».

Межпредметная  интеграция – синтез фактов, понятий, принципов двух и более дисциплин.Осуществленная на этом уровне систематизация содержания приводит к такому познавательному результа...