Мотивация, как одно из главных условий для успешного обучения аудированию на уроках английского языка в старшей школе.
статья по английскому языку (10, 11 класс) на тему

Наталия Родионова

Статья посвящена проблеме повышения мотивации при обучении аудированию на уроках английского языка в старшей школе. На основе опыта работы автор статьи предлагает способы решения данной проблемы. Ключевые слова: аудирование, мотивация, речевая деятельность, интерес.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мотивация, как одно из главных условий для успешного обучения аудированию на уроках английского языка в старшей школе.

Родионова Наталия Семеновна, учитель английского языка,

ГБОУ гимназия № 293, г. Caнкт- Петербург,

почетный работник общего образования РФ

Аннотация

Статья посвящена проблеме повышения мотивации при обучении аудированию на уроках английского языка в старшей школе. На основе опыта работы автор статьи предлагает способы решения данной проблемы.

Ключевые слова: аудирование, мотивация, речевая деятельность, интерес.

Целью обучения иностранному языку в основной школе является владение учащимися способностью осуществлять непосредственное общение с носителями изучаемого языка в наиболее распространённых ситуациях повседневного общения. А, как известно, общение - это не только говорение на иностранном языке, но и восприятие речи собеседника на слух. То есть, говорение и аудирование являются основными видами речевой деятельности в общении с носителями иностранного языка. Кроме того, большинство жителей России в настоящее время имеют возможность путешествовать по всему миру, и в ситуациях «объявления в аэропортах, вокзалах» аудирование приобретает ещё большее значение, чем говорение. Важен и тот момент, что небольшое недопонимание сказанного собеседником может нарушить весь процесс общения.

Однако, аудирование – сложная рецептивная  мыслительно - мнемическая деятельность, связанная  с восприятием, пониманием и активной переработкой информации, содержащейся в устном речевом сообщении [2]. Активный характер аудирования объясняется тем, что в его основе лежат процессы частичного моделирования речи. Аудирование опосредуется говорением другого человека, смысловое восприятие не планируется, в ходе слушания разворачиваются аналитические и синтетические операции, продуктом которого является умозаключение [4].
         Опыт преподавания показал, что одной из актуальных проблем обучения иностранному языку в школе является недостаточная мотивация к аудированию, т.к. учащиеся   воспринимают  
аудирование как изолированный вид речевой деятельности, не видя его тесной взаимосвязи  с говорением, чтением и письмом. Наблюдения за учащимися во время аудирования показали, что типичным для многих из них является запоздалое включение в процесс слушания, а также отвлечение внимания в ходе этого процесса. Беседуя со школьниками, мы убедились в том, что они относятся к аудированию только как к учебной деятельности, не видят дальнейших путей применения прослушанной информации. Результатом этого является их низкий уровень активности, что ведет к недостаточной эффективности обучения аудированию в целом.

Предметом рассмотрения данной работы является повышение мотивации к аудированию как виду речевой деятельности. Эта тема является одной из самых актуальных тем в современной методике обучения английскому языку, так как без аудирования невозможно речевое общение, поскольку это процесс двусторонний. И недооценка аудирования может крайне отрицательно сказаться на языковой подготовке школьников.  Повышение эффективности обучения аудированию может оказать положительное воздействие на результативность обучения иностранному языку в целом.

     Избранный этап (10-11классы) предоставляет благоприятные возможности для исследования, в связи с тем, что учащиеся вступают в него, уже обладая некоторым опытом аудирования, а значит, и сформированными элементарными навыками и умениями. Выбор такого диапазона, охватывающего старшую ступень обучения иностранному языку в школе, обусловлен также возрастными особенностями учащихся – именно в этом возрасте у них появляются относительно устойчивые познавательные интересы, намерения и склонности, что способствует эффективной организации учебной деятельности.

По нашему мнению, для того чтобы повысить эффективность обучения данному виду речевой деятельности, необходимо осуществить работу в соответствии со следующими направлениями:

  1. определение потребностей, интересов и мотивов учащихся как факторов, влияющих на выбор аудитивного текста и заданий к нему.
  2. анализ коммуникативно-познавательного потенциала аудитивного текста.
  3. использование так называемого установочного текста как средства создания ситуации рецепции.
  4. изменение критериев оценки деятельности ученика при выполнении им упражнения в аудировании иноязычного текста.

     Главным условием эффективного управления аудированием является ориентирование его содержания на ведущую деятельность учащихся. Известно, что «ведущая деятельность – это главная деятельность в данном возрасте, от которой зависит формирование основных его психологических новообразований» [3].

Ведущими типами деятельности, на основе которых происходит психическое развитие учащихся 10-11 классов, является общественно-полезная, учебная и учебно-профессиональная деятельность. Для подобной ориентации необходимо знать потребности, интересы и мотивы, которые служат источником ведущей деятельности. Известно, что для старшего подросткового возраста характерно становление доминирующей направленности познавательных интересов. В этот период складываются определенные профессиональные намерения, в соответствии с которыми появляются элементы самообразования; подростков все более интересуют проблемы человеческих чувств и отношений; он мечтает о содержательной жизни, о творческой и общественно-полезной деятельности, хочет проявить себя и заслужить признание. Рассматриваемый нами возраст – период максимального увлечения телевизором, кино, причем интересы старших школьников мало отличаются от запросов взрослой аудитории. Много времени тратят старшеклассники на обсуждение со своими товарищами увиденного и услышанного, причем на их воспитание влияют установки, принятые в семье или в кругу друзей. Следует заметить, что наряду с коллективами, сложившимися в школе (например, коллективом класса, кружка и т.д.), у старшеклассников существуют многообразные сообщества, которые оказывают на них сильнейшее влияние.

В современных УМК [1]  даются примеры целеустановок, которые должны помочь ученикам осознать требования учителя и одновременно выступить в качестве возбудителя интересов учащихся.

  • Посмотрите на ответы, данные во время собеседования при приёме на работу и догадайтесь, какие вопросы были заданы.
  • Посмотрите на анкету. Для чего она? Какими словами можно заполнить пропуски?
  • Прочитайте предложения из диалога. Где находятся девушки? В чём их проблема?
  • Прочитайте вопросы и возможные ответы на них. Как вы думаете, где происходит действие?

Решению проблемы будет способствовать также поэтапное применение в учебном процессе аутентичных материалов – текстов, фильмов, радиопередач на английском языке, что даст возможность школьникам не учить английский язык, а пользоваться им. Таким образом, работа с аутентичными материалами способна ликвидировать противоречие «учебный язык - живой язык».

 Также в процессе обучения иностранному языку играет немаловажную роль речь учителя. Сам урок обладает довольно большими возможностями для использования иностранного языка в качестве средства общения учителя и учеников. Например, Рогова Г.В. устанавливает следующие тенденции в использовании иностранного языка в речи учителя:

  1. Очень часто учитель говорит на иностранном языке, постоянно сопровождая свою речь переводом на родной язык, что не способствует формированию навыков устной речи у учащихся. Зная, что учитель обычно переводит сказанное им, учащиеся не делают никаких усилий, чтобы понять речь учителя на иностранном языке. По-видимому, такой учитель не верит в силы и возможности своих учащихся. Это неверие передается и детям. Они смотрят на иностранном языке как на предмет, не имеющий для них практического применения.
  2. Учитель добивается того, что его распоряжения понимаются учащимися непосредственно на иностранном языке, так как он используется в своей речи, что учащиеся уже усвоили. Однако при таком подходе к своей речи учитель очень долго не сможет вести урок на иностранном языке, не сможет создать учащимся «среду» иностранного языка, так как слова и выражения, столь необходимые для общения появляются очень нерегулярно, либо совсем не включены в учебники. Излишняя осторожность в употреблении слов и выражений, которые учащиеся «не проходили», наносит урон формированию навыков устной речи.
  3. Бывает дело обстоит как будто хорошо: учитель говорит на иностранном языке, учащиеся имеют возможность слушать речь на изучаемом языке. Однако, необходимо, чтобы в общении учителя и учащихся решающая роль принадлежит языку звучащей речи, а не другим дополнительным факторам (мимика, жесты, установившийся порядок на уроке). Не отрицая важность этих факторов в общении людей вообще, следует отметить, что при обучении иностранному языку они могут иногда оказывать «медвежью услугу»; если слишком широко ими пользоваться, они могут вытеснить язык как сигнал, несущий информацию, и приводит к тому, что общение осуществляется не через язык, звучащую речь, а через эти дополнительные факторы. Например, учащийся правильно реагирует на просьбы, распоряжения учителя на иностранном языке, такие как дай (те) и т.п., если они сопровождаются характерными жестами, и слабо реагируют на те же распоряжения, произнесенные без жестов [5].

Для того, чтобы была затронута мотивационная сфера ученика, недостаточно, чтобы задания к аудитивным текстам были ориентированы только на контроль понимания прослушанного. Необходимо, чтобы они подсказали ему, где можно использовать воспринятую информацию и, таким образом, создавали предваряющую акт рецепции установку на целенаправленное восприятие текста.

Некоторые приемы создания ситуации и мотива общения:

 Ситуация может создаваться путем демонстрации кадров фильма (без звука), картинок, фотографий, слайдов и другой зрительной наглядности. На материале этих опор преподаватель проводит беседу, обращая внимание на важные параметры ситуации. В эту беседу включается и страноведческий комментарий (например: обратите внимание, покупатели чаще расплачиваются кредитными карточками и пр.). Затем учитель вводит новые слова (если это необходимо для понимания текста), реалии и фоновую лексику (несущую фоновую, т.е. дополнительную страноведческую информацию: например, первый этаж в Англии соответствует нашему второму, правостороннее движение транспорта).

     Если учитель не располагает зрительными пособиями, то он создает ситуацию словесно, указывая при этом, кто, с кем, где, когда, зачем и о чем говорит.  Если текст не дает для этого достаточной информации, то следует создать вымышленную ситуацию. Это совершенно необходимо, так как естественное устное общение всегда совершается в определенной ситуации (например: Вы сейчас прослушаете интервью, которое взял журналист  молодежного журнала в одном из колледжей Лондона у учащихся старших классов, с целью узнать их взгляды на жизнь). Затем подчеркивается важность/полезность/занимательность информации для создания мотива общения, а иногда формулируется коммуникативная задача (например: «Вам наверное, интересно узнать, как смотрят на жизнь наши сверстники в Англии, что им нравится, а что не нравится в жизни, а также сравнить ваши и их взгляды»). Соответственно коммуникативная задача – получить интересную информацию и дать ей оценку.

Таким образом, мотивация является важным условием при формировании аудирования. Если слушающий испытывает потребность слушать, это ведёт к максимальной мобилизации его психического потенциала: обостряется речевой слух и даже чувствительность органов ощущения, более целенаправленным становится внимание, повышается интенсивность мыслительных процессов.

Литература

  1. Афанасьева О.В., Дули Д. и др. Английский язык (Английский в фокусе) 10,11, M., Просвещение, 2012
  2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранному языку. Лингводидактика и методика.
  3. Давыдов В.В., Маркова А.К. и др. Психологические проблемы формирования у школьников потребности и мотивов учебной деятельности M., 1980
  4.  Зимняя И. А. Психология слушания и говорения. М., 1973.
  5. Рогова Г.В. - Методика обучения иностранным языкам в средней школе М, просвещение 1991


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение аудированию на уроках английского языка.

Аудирование - это процесс восприятия и понимания речи на слух во время ее порождения.  В учебном процессе аудирование выступает как цель и как средство. Как средство оно может быть использо...

Обучение аудированию на уроках английского языка на средней и старшей ступени

В статье раскрываются цели и методика обучения аудированию, методы и приёмы работы с аудиотекстами....

Обобщение опыта по английскому языку по теме: "Обучение аудированию на уроках английского языка"

Аудирование - это процесс восприятия и понимания речи на слух во время ее порождения.В реальном общении приходится много слушать, и то, насколько точно и полно воспринимается информация, определяет да...

Проблемные задания в обучении аудированию на уроках английского языка в школе

Статья опубликована в сборнике материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции-скминара "Образование на грани тысячелетий", НВГУ, 2013г...

«Использование видео при обучении аудированию на уроках английского языка в старших классах»

Аудирование на основе песни и просмотра клипа на песню Jonas Blue "I see love"...

Обучение аудированию на уроках английского языка в системе дистанционного обучения

https://cyberleninka.ru/article/v/primenenie-distantsionnyh-obrazovatelnyh-tehnologiy-pri-formirovanii-navykov-audirovaniya-na-urokah-angliyskogo-yazyka-v...

статья «Обучение аудированию на уроках английского языка в основной и старшей школе»

В данной статье я рассказываю об важности и актуальности, а также трудностях обучения аудированию на уроках английского языка, показывая на примерах из практики моей работы как повысить мотивацию к из...