ФГОС второго поколения на уроке английского языка в начальной школе
статья по английскому языку на тему

Демешкина  Ирина Васильевна

доклад по ФГОСАМ второго поколения

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Урок английского языка в начальной школе в системе ФГОС».

Обучение иностранному языку в начальной школе ( на первой ступени обучения ) обладает выраженной спецификой по сравнению со следующими ступенями. В первые годы обучения происходит интенсивное накопление языковых средств, необходимых для решения достаточно широкого круга коммуникативных задач. В дальнейшем учащиеся будут реализовывать эти же задачи в других ситуациях общения, в рамках новых тем. Однако первоначальное накопление языковых и речевых средств происходит именно на первой ступени. При этом существенное влияние на эффективность процесса обучения оказывает динамика накопления языковых средств, последовательность, обоснованность и интенсивность их введения.

Для всех учителей иностранного языка, работающих в начальной школе, в условиях перехода на новые ФГОС крайне актуальной становится проблема подготовки младших школьников к итоговой аттестации за курс начальной школы. Очевидно, что предстоит найти ответ на ряд важных вопросов. Как научить 9 – 10 летних детей работать с заданиями в новом для них формате? Как снять трудности психологического характера? Как помочь учащимся не потерять мотивацию, ярко выраженную у детей младшего школьного возраста? Как построить занятие и подобрать учебный материал с учётом возрастных  особенностей?

Задачи  обучения иностранному языку в начальной школе:

  • развитие речевой, социокультурной, учебно – познавательной, языковой компетенции;
  • повышение интереса к изучению английского языка;
  • усиление мотивации младших школьников к получению дополнительного объёма знаний по предмету;
  • формирование универсальных учебных действий;
  • формирование ИКТ – компетентности;
  • обучение работе с заданиями формата, входящими в итоговую аттестацию;
  • формирование навыков работы с тестовым материалом.

Сегодня в образовании одним из самых обсуждаемых вопросов является вопрос о реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов. Их повсеместная реализация в школах России началась с сентября 2011 года — это новая ступень в развитии образования. Согласно целям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное образование. Для работы во 2 - 4 классах по английскому языку была составлена рабочая программа, целью которой являлось развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих. Реализация данной программы осуществлялась с помощью УМК «Английский с удовольствием» ("Enjoy English") под редакцией М.З. Биболетова, О.А Денисенко. В своей работе я использую также наглядные пособия и таблицы, мультимедийные технологии, интернет-ресурсы. Программа предусматривает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетентности, что является одной из ключевых компетентностей отечественного образования, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предъявляет требования не только к предметным, но и к метапредметным и личностным результатам. Поэтому появилась необходимость  рассматривать урок английского языка с позиции требований стандарта нового поколения. Урок остается основным педагогическим инструментом реализации требований ФГОС. Возникает вопрос: остаются ли традиционные подходы к организации урочной деятельности при введении ФГОС или модернизация урока обязательна? На мой взгляд, меняется роль учителя: он играет роль наставника, консультанта, который организует и направляет деятельность учащихся. Ученик перестает быть пассивным участником образовательного процесса, а наравне с учителем участвует в постановке целей и задач каждого урока, определяет план своей работы, выбирает средства и способы достижения поставленных целей, активно участвует в оценивании своей деятельности и деятельности одноклассников. ФГОС требует формирования не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов. На этапе организационного момента формируются следующие УУД: личностные - принятие своей роли ученика, соблюдение определенных правил поведения регулятивные – формируем волевую саморегуляцию, умение настроить себя на работу, контролировать свою готовность к уроку. Практически на каждом уроке происходит – «открытие нового знания». На доске учащиеся видят картинку паровозика и Мr Rule. Я задаю вопрос: « Ребята, а вы не знаете почему Мr Rule приехал к нам в гости?» Дети отвечают: «Сегодня на уроке мы узнаем новое правило чтения». «Да, вы познакомитесь с новым правилом чтения и словами. А какое правило, вы узнаете немного позже». 
На этапе формулирования темы и целей урока у учащихся формируются познавательные и регулятивные УУД. 
При обучении целеполаганию возможно введение проблемного диалога, в результате которого дети определяют границу своего знания – незнания и ставят цель на уроке. 
При планировании практической деятельности учащихся на уроке я учитываю дифференциацию учащихся по уровню подготовки и по темпу работы. Подбираю такие задания, чтобы для любого ученика была создана ситуация успеха. Также на этом этапе продумываю формы организации работы  учащихся на уроке. На уроке современного типа преобладает индивидуальная, парная и групповая работа. Групповую работу хорошо использовать при создании разного рода проектов, которые начинаются со 2 класса второго полугодия. Работа в парах и группах необходима для того, чтобы обучить учащихся учебному сотрудничеству, взаимодействию, умению распределять роли, то есть у учащихся формируются коммуникативные умения.                                                                    Презентация нового материала по ФГОС отличается от изучения нового материала на традиционном уроке. Создается ситуация разрыва - я предлагаю учащимся выполнить рефлексивное задание для обнаружения дефицита способов действий (знаний). Например, ученики должны составить и перевести 3 предложения, одно предложение не удается составить или определить в каком времени оно стоит. Учащиеся формулируют (совместно со мной проблему), обозначают учебную задачу, выявляют новое знание (изучают новые слова) и решают практические задания с помощью анализа, доказательства и объяснения. На этом этапе урока формируются следующие УУД: регулятивные - отличать правильно выполненное задание от неверного; коммуникативные - планировать учебное сотрудничество в группе: договариваться, распределять работу, получать результат, предъявлять результат – работать по предложенному учителем плану, инструкции. 
При обучении самоконтролю и самооценке у учащихся формируются следующие УУД: 
- регулятивные - умение производить контроль и оценку своих действий; личностные - взаимодействовать со сверстниками, уметь сдерживать свои эмоции;
- коммуникативные - умение работать в паре, группе, учитывать разные мнения. При оценивании устных ответов одноклассников ребята высказывают своё мнение по поводу услышанного. В результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать своих одноклассников, объективно оценивать их ответ. Использую такую форму работы, как взаимооценивание письменных работ. Этот этап взаимопроверки показывает готовность ученика к проверочной работе. 
Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать свою деятельность на уроке. Наряду с пятибалльной системой оценивания использую и другие методики.  
Также очень важна рефлексия настроения и эмоционального состояния детей. Можно проводить рефлексию не только по итогам одного урока, но и по итогам четверти, полугодия, после изучения какой – то темы с помощью рефлексивных карт. 
Кроме того, не стоит забывать о таком важном моменте, как здоровье сберегающие технологии. Здоровьесбережение реализуется через оптимизацию содержания и целенаправленной организации урока английского языка. На уроках английского языка я стараюсь создать дружественную, располагающую атмосферу. И в этом мне помогают зарядки – релаксации. Цель релаксации – снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, что ведёт к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения, ролевые игры, пение, физкультминутки.
Новый стандарт, предъявив новые требования к результатам обучения, дал мне возможность по-новому взглянуть на урок, воплощать новые творческие идеи. Но это не значит, что традиционные приемы и методы работы нужно отвергнуть. Я считаю, их можно применять в новом ключе, наряду с современными технологиями. 

Работая по учебнику Биболетовой М.З., Трубанёвой Н.Н. «Английский с удовольствием» для 2 – 4 классов общеобразователных школ, мы дополняем материал учебника (особенно уроки совершенствования лексико – грамматических навыков) заданиями в формате итоговой аттестации, составленными на лексико-грамматическом материале изучаемой на данном этапе темы.

Учитель английского языка: Маркелова И.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

системно-деятельностный подход к обучению школьников по ФГОС второго поколения на уроках русского языка и литературы

доклад учителя русского языка к педагогическому совету на тему "Системно-деятельностный подход к обучению школьников по ФГОС второго поколения на уроках русского языка и литературы"...

Формирования УУД через игровые технологии на уроках английского языка в начальной школе в рамках ФГОС.

Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование универсальных учебных действ...

Как применить ФГОСы второго поколения на уроках иностранного языка: цели и задачи

Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектиров...

"Специфика реализации ФГОС на уроках английского языка в начальной школе"

Обобщение опыта. В соответствии с требования ФГОС в структуре планируемых результатов отдельными разделами представлены личностные и метапредметные результаты, поскольку их достижение обеспечивается в...

Использование ИКТ на уроках английского языка в начальной школе по ФГОС II поколения

                                             Методическая разработка учителя а...

«Реализация ФГОС второго поколения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности на первой ступени обучения »

Важным вопросом для учителя- предметника сегодня является вопрос эффективного включения в реализацию ФГОС второго поколения на ступени начального образования.  Деятельностный характер предмета &l...

Конспект открытого урока английского языка по ФГОС второго поколения. Автор: учитель английского языка МБУ «Школа № 31» г.о. Тольятти Ефименко Ольга Андреевна

Предмет:  Английский язык     Класс: 6 БТема урока: “ Рождество. Christmas.”Дата проведения урока: 23 декабря 2017 г.УМК: Spotlight”, 6 класс.  Ю.И...