Эссе на тему "Пути повышения эффективности обучения школьников с сохранением их психического и соматического здоровья"
учебно-методический материал по английскому языку на тему

Голубева Марина Евгеньевна

Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Долгое время наше образование не уделяло должного внимания проблеме сохранения здоровья школьников, уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое и соматическое состояние учеников, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесберегающей направленности. Здоровье школьников как важнейший элемент качества жизни необходимо рассматривать в контексте современного образования, поставившего в качестве основного приоритета целостное развитие личности ученика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Государственное образовательное учреждение

Тверской областной институт усовершенствования учителей

Эссе

Тема: «Пути повышения эффективности обучения школьников с сохранением их психического и соматического здоровья»

Выполнила:

Голубева Марина Евгеньевна,

учитель английского языка МОУ СОШ №1 п. Селижарово Тверской области

Тверь 2010

Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Долгое время наше образование не уделяло должного внимания проблеме сохранения здоровья школьников, уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое и соматическое состояние учеников, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесберегающей направленности. Здоровье школьников как важнейший элемент качества жизни необходимо рассматривать в контексте современного образования, поставившего в качестве основного приоритета целостное развитие личности ученика.

    Классическое определение, данное Всемирной  Организацией Здравоохранения в 1949 году, характеризует здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия. Невозможно представить процесс образования ребенка вне связи с его психическим и соматическим здоровьем. Факторы здоровья можно поделить на внутренние и внешние. К внутренним относятся  индивидуальные особенности ребенка – физические (темп развития, самочувствие, адаптивные возможности) и психические ( уровень развития, самооценка, мотивации, познавательные возможности). К внешним воздействиям относятся физические и социальные факторы среды (микро- и макросреда, эстетика окружения, традиции).

      Психологическая и педагогическая науки проводят интенсивные исследования по изучению проблем создания здоровьесберегающей педагогики. И.Брехман в 1980 году одним из первых ввел в научный обиход термин «валеология» для обозначения науки о здоровье человека, предпосылках и факторах здорового образа жизни. Очевидно, что это понятие с самого начала относилось не только к медицине. Разработкой проблемы валеологической культуры занимались Э.Казин, Н.Г.Блинова, Н.А.Литвинова, другие психологи и педагоги. В ряде работ Г.К.Селевко , посвященных современным методам обучения, также сделан акцент на необходимость связи обучения с воспитанием гармоничной, всесторонне развитой личности. [1]. В 2000 году В.Н.Касаткин разрабатывает программу для начальной школы под названием «Педагогика Здоровья». Это одна из первых попыток создать предмет, в котором информация по анатомии, физиологии, психологии, гигиене, кулинарии и другим предметам служит целью самопознания маленького человека, учит ребенка эмоционально оценивать себя и окружающий мир, позитивно решать конфликтные вопросы со взрослыми и сверстниками, учит основам правильного питания, гигиены, безопасного поведения в различных ситуациях. [3]. Создание такой программы – реальный шаг на пути создания целостной системы валеологических знаний, необходимых не только для начальной, но и для средней школы.

     Кратко сформулируем задачи, вытекающие из концепции здоровьесберегающей педагогики :

- научить ребенка различным методам эмоционального сенсорного восприятия и оценки себя и окружающего мира;

- показать практические методы общения между людьми;

- научить позитивным методам решения конфликтных вопросов со взрослыми и сверстниками;

- научить ребенка практическим методам самостоятельного принятия решений, ориентированных на собственное здоровье;

- знакомить с основами безопасного поведения в самых различных ситуациях.

     Под здоровьесберегающей образовательной технологией  понимается система, создающая максимально благоприятные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования ( учащихся, педагогов и др.) В эту систему входит:

  1. Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии имеющимися данными.
  2. Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности учащихся данной возрастной группы.
  3. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.
  4. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности. [5 ]

Эти задачи должен ставить и решать в своей практической работе каждый учитель-предметник и классный руководитель.

За последние два десятилетия учеными разработано много методик мониторинга здоровья школьников, написано множество статей по реализации здоровьесберегающих образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе, однако поиск эффективных средств и методов обучения, построение собственной системы педагогического воздействия на учащегося – задача, которую каждый учитель должен решать сам на протяжении всей своей  профессиональной деятельности.

      Мой 20-летний опыт преподавания иностранного языка показывает, что лучшим средством повышения эффективности учебно-воспитательного процесса является применение на практике интерактивных форм обучения. Под термином  « интерактивный  « я имею в виду комплекс системно организованных педагогических техник и методов, сформированных на основе нескольких педагогических технологий:

- технологии коммуникативно – ориентированного обучения;

- технологии проблемного обучения;

- технологии личностно-ориентированного обучения;

- интегральной технологии

- технологии развивающих игр

- проектной технологии;

- информационных технологий.

На практике это прежде всего реализуется в заданиях развивающей направленности, которые я применяю на уроках английского языка со 2 по 11 класс; в них учащиеся целенаправленно обучаются разным стратегиям чтения, аудирования, различным видам монологических и диалогических высказываний, техникам творческого письма. Здесь же осуществляется дифференцированный подход : от каждого – по способностям.

     От отдельных языковых игр и проектов по изучаемым темам я перешла к применению игровой технологии как системы обучения языковой деятельности, выполняющей, наряду с развлекательной, такие функции, как коммуникативная, творческая, диагностическая, коррекционная и др. Я использую разнообразные фонетические, лексические, грамматические игры на этапах формирования и совершенствования языковых навыков; ролевые игры на этапе речевого развития. Это значительно повышает мотивацию к изучению языка, снимает умственное напряжение, часто возникающее при обучении языку традиционным способом.

      Проектная работа также направлена на развитие творческих способностей учащихся, но в отличие от игры, ее действие растянуто во времени. Это – своеобразный итог работы всего класса над темой. За десять лет работы по проектной технологии мною накоплен обширный материал лучших проектов учащихся, сгруппированный по годам обучения и темам. Это коллективные, индивидуальные, групповые проекты, разнообразные по форме: поздравительные открытки, письма, реклама, плакаты, кроссворды, приглашения, распечатки ролевых игр, сообщения, оформленные рисунком, компьютерной графикой. Нет предела детскому творчеству, и за последние годы появились новые формы проектных работ – художественные переводы  с английского языка стихотворений , выполненные в форме компьютерных презентаций, клипов. На этих лучших работах учатся ребята всех классов при подготовке собственных проектов.

     Значительно повышают эффективность обучения интерактивные техники, такие, как «мозговой штурм», «микрофон», « снежный ком», « обучая – учусь», «аквариум», «пресс», «синтез идей» и др. Я применяю их на разных этапах урока и на разных типах уроков. Все без исключения ребята очень любят участвовать в такой работе, думать, учиться у других, корректировать свою позицию, высказывать свое мнение и подчиняться коллективному. Учитель активно взаимодействует с учащимися, это – и друг, и советчик.

При внешней легкости от учителя требуется большая подготовительная работа и «мокрая спина» во время урока. Темп такого урока высокий, следовательно, учитель должен максимально четко сформулировать вопрос-импульс, ясно и четко обрисовать условия и перспективы деятельности учащихся, организовать диалог в группе, помочь распределить роли, обеспечить дидактическим и наглядно- раздаточным материалом, видеть всех и каждого в деятельности, вовремя придти на помощь, направить на поиск рациональных путей, обеспечить активное слушание в процессе социализации, и, наконец, грамотно и глубоко отрефлексировать происходящее.

     Какие советы можно дать молодым педагогам по обсуждаемой теме:

     1. Уверенно владеть учебным материалом.

     2. Развивать личностные качества учащихся через систему проблемных, развивающих, дифференцированных заданий.

     3. Демонстрировать отход от авторитарных приемов в обучении к технологии активного и интерактивного обучения.

     4. Использовать наглядность, компьютерные технологии для придания уроку зрелищности, увлекательности, динамизма.

    5. Использовать на каждом уроке элементы релаксации (физкультминутки, музыкальные паузы).

    6. Давать разноуровневые задания, проблемные задания, развивающие игры.

    7. Обращать внимание на качество речи и связь с родным языком.

    8. В заданиях страноведческой тематики , наряду с иноязычной культурой, изучать культуру своей страны в рамках изучаемой темы.

    9. Использовать метод педагогического наблюдения по предупреждению  девиантного поведения как на уроке, так и во внеурочной работе.

   10. Не допускать оскорбительного тона, демонстрировать интерес к личности каждого ученика.

   11.  Для того, чтобы здоровьесберегающая направленность урока не имела декларативного характера, учителю необходимо отслеживать в процессе и по результатам урока уровень понимания учениками материала, особенности их психологического состояния (степень усталости, утомляемости, заинтересованности). Существуют разработанные учеными анкеты качества урока [4] С помощью такой анкеты эксперты и сам учитель могут отслеживать вклад в здоровьесбережение на каждом уроке, в серии уроков, по ступеням обучения, по учебным предметам.

   

    Таким образом, мы видим, что в современной школе назрела необходимость пересмотра всего содержания обучения , а именно отказ от усвоения определенного объема соответствующих знаний как главной цели образовательного процесса. Главная цель состоит в творческом развитии личности каждого ребенка. Средством же достижения этой цели является самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность ученика. Задача учителя – обеспечить на уроке такую деятельность, а это означает отход от традицинных, пассивных методов обучения и переход к активным и инрерактивным методам, использование здоровьесберегающих технологий  в

учебном процессе. Такой подход к ребенку, ориентированный на его личностные особенности и проблемы, как раз и отличает профессионального педагога, Учителя с большой буквы, от урокодателя. Чем больше у нас будет таких учителей, тем быстрее школа станет местом радости для ребенка, миром покоя и защищенности, сотрудничества и взаимопонимания.

                                                                                                                                   

           

                           Список использованной литературы

  1. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Москва «Народное образование», 1998
  2. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М.: Дело, 1994
  3. Педагогика здоровья под ред. В.Н. Касаткина Линка-Пресс, Москва, 2000
  4. Сопровождение здоровья учащихся в образовательном учреждении. Система работы, мониторинг. Составители М.А.Павлова, О.С. Гришанова, Е.В.Гусева. Волгоград, 2010
  5. Проблемы валеологии – http: //britter.ru/doc/art/001.doc


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Экологические игры как средство повышения эффективности обучения школьников на уроках географии"

•    Цели: разработка комплекта дидактических игр и их экспериментальная проверка, методика организации и проведения учебных игр как компонента системы развивающей направленности обучен...

Использование ИКТ - технологий на уроках истории, как средство повышения эффективности обучения школьников (на примере использования сети Интернет)

Использование сети интернет на уроках и при подготовке домашнего задания на уроках обществоведческих дисциплин...

Повышение эффективности обучения через технологию обучения в сотрудничестве

Педагогика сотрудничества - эта одна из технологий личностно – ориентированного обучения, которая основана на принципах:- взаимозависимость членов группы;- личная ответственность каждого члена группы ...

Педагогический совет по теме «Изучение психологических особенностей личности школьника – важнейший фактор повышения эффективности обучения»

Педагогический совет по теме «Изучение психологических особенностей личности школьника – важнейший фактор повышения эффективности обучения»...

Здоровьесбережение, как средство повышения эффективности обучения на II ступени обучения

Под здоровьесберегающими технологиями - надо понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздейст...