МЕТОД ПРОЕКТОВ В ОБУЧЕНИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
статья по английскому языку на тему

Школа сегодня стремительно меняется, пытаясь попасть в ногу со временем. Главное изменение в обществе – это ускорение темпов развития. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые,  самостоятельные люди. Принципиальным отличием федерального государственного образовательного стандарта общего образования является новое понимание сущности образовательного результата. В качестве цели образования постулируется развитие личности учащегося на основе изучения универсальных способов познания и освоения мира. Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где метододогической основой является системно-деятельностный подход. Системно-деятельный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.  Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности[1]:

  • ставить цели;
  • решать задачи.

Системно-деятельностный подход включает в себя базовые образовательные технологии, среди которых проектная деятельность[2].

Достижение целей обучения в школе определяется содержанием, которым должны овладеть учащиеся и технологией обучения (принципами, методами, средствами и организацией обучения). Само учение школьников осуществляется как под руководством учителя, так и в ходе самостоятельной работы. Самостоятельная работа активизирует мыслительную деятельность учащихся, делая учение более результативным. Самостоятельность - важное качество личности, и формировать ее необходимо с детства. Процесс формирования учебной самостоятельности подростков будет проходить более успешно, если на уроках используется метод проектов.

Самостоятельная работа не только вызывает активность учащихся, но и обладает еще одним важным достоинством: она носит индивидуализированный характер. Организация самостоятельной учебной работы в подростковой школе
требует особого внимания со стороны учителя. Для   обеспечения   самостоятельной   работы   обучающихся   необходимо создание специальных мест (пространств) в рамках школы:  «мастерские», «лаборатории», библиотека и т.п. От эффективности самостоятельной работы в решении возрастных задач подростков зависит формирование готовности к жизненному самоопределению[3].

               Одной из основных организационных форм обучения, где проявляется самостоятельность обучающихся,  может стать проектная деятельность. Достаточно подробно об этом виде учебной деятельности изложено в книге О.С. Гребенюка Т.Б.Гребенюк «Теория обучения» [4].

Модель проектов сложилась на основе метода проектов, который воз еще в 20-е годы XX столетия в США.

Суть проектной деятельности - стимулировать интерес ребят к проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале XXвека. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и к могу эти знания применять» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся  найти  разумный  баланс  между  академическими  знаниям и прагматическими умениями.[5].

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического  мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность: индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей,  с  одной  стороны, использован разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний,  умений   из   различных   областей   науки,   техники,   технологии,   творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми»,  то  есть,  если  это  теоретическая  проблема, то надо найти конкретное ее решение, если практическая - результат должен быть готов внедрению.

Процесс работы над проектом стимулирует  школьников   быть  деятельными,   развивает  у  них  интерес иностранному языку, воображение, творческое мышление, самостоятельное! умение принимать конструктивные решения.[6].

Проект - это также реальная  возможность    использовать    знания,    полученные    на    других    предмета средствами иностранного языка.

Метод проектов четко ориентирован на реальный практически результат, значимый для школьника. Во время проекта строятся новые отношения учителя и ученика. Учитель уже не является для ребят единственным источником информации. Он становится консультантов помощником. Свою работу ученики предъявляют скорее своим товарищам, чем учителю.

В наш век глобальной компьютеризации, когда у большинства детей есть компьютеры и возможность выхода в Интернет, учителю иностранного языка вполне реально заниматься вместе со своими учащимися Интернет — проектами.[7].

             Таким образом, можно сделать вывод, что использование на уроках (и во внеклассной деятельности) проектного метода обучения играет огромную роль. Создание проектов обучащимися, в первую очередь, формирует их самостоятельность, учит принимать конструктивные решения, кроме того, дает возможность более глубоко усвоить изучаемый материал, способствует развитию речи, коммуникативных возможностей. Проверка практикой показала, что результат такого обучения свидетельствует об эффективности метода. Сама система данной работы стимулирует творческую фантазию детей, которая у них неистощима.

 

 

 

 

 

Литература

 

1. [Электронный ресурс] Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования [http://ipk.kuz-edu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=863&Itemid=311] (время обращения 01.06.13)

2.  [Электронный ресурс]  Сайт Федерального Государственного Образовательного Стандарта– режим доступа [standart.edu.ru] (время обращения 01.06.13)

3.  Ариян М.А.Повышение самостоятельности учебного труда школьников при обучении иностранным языкам /Ариян М.А.// Иностранные языки в школе –Москва, 1999. - №6.- С.37.

4. Есипов  Б.С.   Самостоятельная  работа учащихся  на  уроке /Б.С.Есипов//Москва: Просвещение.-1991.-С. 182 – 189.

5.Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка /Т.В.Душеина //Иностранные языки в школе. -Москва, 2003.-№ 5. - С.41.

6.Теслина О.В. Проектные формы работы на уроке английского языка/О.В.Теслина  // Иностранные языки в школе. -Москва, 2002, № 3. - С.52.

7.Туркина Н.В. Работа над проектом при обучении английскому языку./Н.В.Туркина Иностранные языки в школе-Москва,2002. - № 3. - С.69.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл medvedkova_yus_no_100.docx28.2 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОД ПРОЕКТОВ В ОБУЧЕНИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯВ УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

                                                   

Школа сегодня стремительно меняется, пытаясь попасть в ногу со временем. Главное изменение в обществе – это ускорение темпов развития. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые,  самостоятельные люди. Принципиальным отличием федерального государственного образовательного стандарта общего образования является новое понимание сущности образовательного результата. В качестве цели образования постулируется развитие личности учащегося на основе изучения универсальных способов познания и освоения мира. Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где метододогической основой является системно-деятельностный подход. Системно-деятельный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.  Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности[1]:

  • ставить цели;
  • решать задачи.

Системно-деятельностный подход включает в себя базовые образовательные технологии, среди которых проектная деятельность[2].

Достижение целей обучения в школе определяется содержанием, которым должны овладеть учащиеся и технологией обучения (принципами, методами, средствами и организацией обучения). Само учение школьников осуществляется как под руководством учителя, так и в ходе самостоятельной работы. Самостоятельная работа активизирует мыслительную деятельность учащихся, делая учение более результативным. Самостоятельность - важное качество личности, и формировать ее необходимо с детства. Процесс формирования учебной самостоятельности подростков будет проходить более успешно, если на уроках используется метод проектов.

Самостоятельная работа не только вызывает активность учащихся, но и обладает еще одним важным достоинством: она носит индивидуализированный характер. Организация самостоятельной учебной работы в подростковой школе
требует особого внимания со стороны учителя.        Для   обеспечения   самостоятельной   работы   обучающихся   необходимо создание специальных мест (пространств) в рамках школы:  «мастерские», «лаборатории», библиотека и т.п. От эффективности самостоятельной работы в решении возрастных задач подростков зависит формирование готовности к жизненному самоопределению[3].

        Одной из основных организационных форм обучения, где проявляется самостоятельность обучающихся,  может стать проектная деятельность. Достаточно подробно об этом виде учебной деятельности изложено в книге О.С. Гребенюка Т.Б.Гребенюк «Теория обучения» [4].

Модель проектов сложилась на основе метода проектов, который воз еще в 20-е годы XX столетия в США.

Суть проектной деятельности - стимулировать интерес ребят к проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале XXвека. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и к могу эти знания применять» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся  найти  разумный  баланс  между  академическими  знаниям и прагматическими умениями.[5].

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического  мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность: индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей,  с  одной  стороны, использован разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний,  умений   из   различных   областей   науки,   техники,   технологии,   творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми»,  то  есть,  если  это  теоретическая  проблема, то надо найти конкретное ее решение, если практическая - результат должен быть готов внедрению.

Процесс работы над проектом стимулирует  школьников   быть  деятельными,   развивает  у  них  интерес иностранному языку, воображение, творческое мышление, самостоятельное! умение принимать конструктивные решения.[6].

Проект - это также реальная  возможность    использовать    знания,    полученные    на    других    предмета средствами иностранного языка.

Метод проектов четко ориентирован на реальный практически результат, значимый для школьника. Во время проекта строятся новые отношения учителя и ученика. Учитель уже не является для ребят единственным источником информации. Он становится консультантов помощником. Свою работу ученики предъявляют скорее своим товарищам, чем учителю.

В наш век глобальной компьютеризации, когда у большинства детей есть компьютеры и возможность выхода в Интернет, учителю иностранного языка вполне реально заниматься вместе со своими учащимися Интернет — проектами.[7].

                  Таким образом, можно сделать вывод, что использование на уроках (и во внеклассной деятельности) проектного метода обучения играет огромную роль. Создание проектов обучащимися, в первую очередь, формирует их самостоятельность, учит принимать конструктивные решения, кроме того, дает возможность более глубоко усвоить изучаемый материал, способствует развитию речи, коммуникативных возможностей. Проверка практикой показала, что результат такого обучения свидетельствует об эффективности метода. Сама система данной работы стимулирует творческую фантазию детей, которая у них неистощима.

Литература

1. [Электронный ресурс] Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования [http://ipk.kuz-edu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=863&Itemid=311] (время обращения 01.06.13)

2.  [Электронный ресурс]  Сайт Федерального Государственного Образовательного Стандарта– режим доступа [standart.edu.ru] (время обращения 01.06.13)

3.  Ариян М.А.Повышение самостоятельности учебного труда школьников при обучении иностранным языкам /Ариян М.А.// Иностранные языки в школе –Москва, 1999. - №6.- С.37.

4. Есипов  Б.С.   Самостоятельная  работа учащихся  на  уроке /Б.С.Есипов//Москва: Просвещение.-1991.-С. 182 – 189.

5.Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка /Т.В.Душеина //Иностранные языки в школе. -Москва, 2003.-№ 5. - С.41.

6.Теслина О.В. Проектные формы работы на уроке английского языка/О.В.Теслина  // Иностранные языки в школе. -Москва, 2002, № 3. - С.52.

7.Туркина Н.В. Работа над проектом при обучении английскому языку./Н.В.Туркина Иностранные языки в школе-Москва,2002. - № 3. - С.69.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов в обучении как средство формирования учебной самостоятельности обучающихся

Проектная деятельность как средство формирования самостоятельности обучающихся1.1.Развитие самостоятельности обучающихся                    1.2....

МК «ИКТ как средство реализации деятельностного подхода и формирования метапредметных результатов школьников в условиях реализации ФГОС»: проектирование учебных ситуаций

Формирование навыков мыслительной деятельности на уроках английского языка с использованием средств ИКТ. 1.Работа с текстом учебника New Opportunities для 9 класса автор Michel Harris.2.Поиск и в...

Интегративный подход при формировании ключевых компетенций обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО

Данный материал был представлен на Форуме педагогических идей и находок....

«Использование интерактивных методов и средств обучения на уроках обществознания для формирования учебно-познавательной компетенции в рамках реализации ФГОС»

«Использование интерактивных методов и средств обучения на уроках обществознания для формирования учебно-познавательной компетенции в рамках реализации ФГОС»...

Формирование, развитие и оценка универсальных учебных действий обучающихся в условиях реализации ФГОС

В соответствии с ФГОС, приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оцени...

Методическое пособие "Создание условий для формирования и развития познавательных компетенций обучающихся как средство развития и самореализации личности в условиях реализации ФГОС"

Методическая разработка направлена на формирование и развитие учебно-познавательных компетенций обучающихся; создание условий для формирования компетенций обучающихся; создание условий для развития и ...