Развитие критического мышления учащихся через чтение и письмо с целью формирования их коммуникативной компетенции
презентация к уроку по английскому языку на тему

Емельянова Ольга Петровна

Презентация Microsoft Power Point "Развитие критического мышления учащихся через чтение и письмо на уроках английского языка с целью развития их коммуникативной компетенции" состоит из 24 слайдов. На слайдах содержится основная информация о технологии развития критического мышления через чтение и письмо, а также примеры из опыта работы учителя.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие критического мышления учащихся через чтение и письмо на уроках английского языка с целью формирования их коммуникативной компетенции Емельянова Ольга Петровна учитель английского языка МБОУ СОШ №2

Слайд 2

Понятие «критическое мышление » (известно очень давно из работ таких известных психологов, как Ж. Пиаже, Дж. Брунер , Л.С. Выготский) Критическое мышление - это поиск здравого смысла: «как рассудить объективно и поступить логично с учётом как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений» ( Браус Дж., Вуд Д. Инвайронментальное образование в школах) Критическое мышление – это «направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью, его отличает использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата» ( Халперн Д. Психология критического мышления)

Слайд 3

Характеристики, присущие критически мыслящему человеку (Д. Халперн ) 1. Готовность к планированию. Упорядоченность мысли – признак уверенности. 2. Гибкость. Умение воспринимать идеи других людей способствует генерированию собственных идей и мыслей. 3. Настойчивость. Выработка настойчивости в напряжении ума приведёт к улучшению результатов в обучении. 4. Готовность исправлять свои ошибки, а не оправдывать свои неправильные решения. 5. Осознание. Умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности – очень важное качество. 6. Поиск компромиссных решений, чтобы решения не остались высказываниями.

Слайд 4

Критические мыслители (по мнению Дж. Баррела ) решают проблемы; проявляют известную настойчивость в решении проблем; контролируют себя, свою импульсивность; открыты для других идей; решают проблемы, сотрудничая с другими людьми; слушают собеседника; э мпатичны; терпимы к неопределённости; рассматривают проблемы с разных точек зрения; устанавливают множественные связи между явлениями; терпимо относятся к точкам зрения, отличным от их собственных взглядов; рассматривают несколько возможностей решения какой-то проблемы; часто задают вопрос «Что, если…?» умеют строить логические выводы; размышляют о своих чувствах, мыслях – оценивают их; строят прогнозы, обосновывают их и ставят перед собой обдуманные цели; применяют свои навыки и знания в различных ситуациях; любознательны и часто задают « хорошие вопросы»; активно воспринимают информацию.

Слайд 5

Образовательная технология развития критического мышления посредством чтения и письма ( Дж. Стил , К. Мередит , Ч. Темпл) Технологические этапы Название Содержание I стадия Вызов (Evocation) Имеющиеся знания; Интерес к получению новой информации; Постановка учеником собственных целей обучения II c тадия Осмысление содержания (Realization of meaning) Получение новой информации; Корректировка учеником поставленных целей обучения III стадия Рефлексия (Reflection) Размышление, рождение нового знания; Постановка учеником новых целей обучения

Слайд 6

Деятельность учителя и учащихся на каждом этапе урока Стадия(фаза) Деятельность учителя Деятельность учащихся Виды деятельности Вызов Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работы Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведётся индивидуально, в парах и в группах Осмысления содержания Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания старого к знанию новому Ученики изучают новую информацию , используя предложенные учителем активные методы чтения или слушания Ученики читают или слушают текст. Новая информация изучается индивидуально или в парах. При этом учащиеся делают пометки на полях или записи по мере осмысления новой информации Рефлексия Учителю следует вернуть учащихся к первоначальным записям – предположениям, внести изменения, дополнения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации Учащиеся соотносят «новую» информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления Учащиеся творчески перерабатывают, анализируют и интерпретируют полученную информацию. Работа ведётся индивидуально, в парах или группах

Слайд 7

В ызов ( Evocation) Рассказ-предположение по ключевым словам Графическая систематизация материала: кластеры, таблицы Верные и неверные утверждения Перепутанные логические цепочки Составление списка известной информации

Слайд 8

Осмысление содержания ( Realization of meaning) Методы активного чтения Маркировка с использованием значков « v » , «+», «-», «?» ( по мере чтения их ставят на полях справа) Ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов Поиск ответов на поставленные в первой части урока вопрос ы

Слайд 9

Рефлексия Reflection Организация устных и письменных круглых столов Установление причинно-следственных связей между блоками информации Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям Исследования по отдельным вопросам темы Организация различных видов дискуссий Заполнение кластеров, таблиц Ответы на поставленные вопросы Написание творческих работ

Слайд 10

Функции стадии Вызов (Evocation) Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме) Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме) Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)

Слайд 11

Функции с тадии Осмысление содержания ( Realization of meaning) Информационная (получение новой информации по теме) Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания) Мотивационная (сохранение интереса к изучаемой теме)

Слайд 12

Функции стадии Рефлексия ( Reflection) Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) Информационная (приобретение нового знания ) Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) Оценочная ( соотнесение новой информации и имеющихся знаний выработка собственной позиции оценка процесса)

Слайд 13

Стадия в ызова В процессе реализации стадии вызова важно: 1) давать учащимся возможность высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть поправленными учителем; 2) фиксировать все высказывания: любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний; 3) сочетать индивидуальную и групповую работу: индивидуальная позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт; групповая – услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться.

Слайд 14

Урок английского языка 7 класс Our Free Time Activities УМК “Happy English. ru ” K. Kaufman , M. Kaufman После просмотра презентации “Our Free Time Activities” ( Our Free Time Activities.pptx ) учащиеся составляют список увлечений, популярных среди подростков по всему миру, и обмениваются результатами работы в парах List of pastimes Skiing Camping Fishing Visiting museums Travelling Doing sports Dancing Skating Listening to music Playing computer games Watching TV Singing

Слайд 15

Урок английского языка 6 класс Surviving in the city “Happy English.ru” K. Kaufman, M. Kaufman На стадии вызова учащиеся отвечают на вопросы учителя о том , что находится на улицах города, какие известные английские улицы и площади они знают ( Surviving in the city.pptx ), разгадывают загадку о зданиях Деятельность учителя направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по данной теме, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе

Слайд 16

Стадия осмысления содержания На фазе осмысления содержания учащиеся : 1) осуществляют контакт с новой информацией; 2) пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом; 3) акцентируют своё внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения; 4) обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы; 5) стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией; обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему; 6) готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.

Слайд 17

Стадия осмысления содержания На фазе осмысления содержания учитель: 1) может быть непосредственным источником новой информации. В этом случае его задача состоит в её ясном и привлекательном изложении; 2) отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении; 3) предлагает различные приёмы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном.

Слайд 18

Урок английского языка 7 класс Our Free Time Activities Стадия осмысления содержания Учащиеся смотрят презентации, подготовленные своими одноклассниками, слушают их выступления и составляют «тонкие» вопросы для них Prezentation “Thin” questions About football (made by Artyom ) Who is the best football player in our school? How many players are there in the football team? How many goals have you scored in your life? Travelling to Egypt (made by Vera) Have you swum in the Red Sea? How much did it take you to get to Egypt? Have you dived into the Red Sea? Travelling to Turkey (made by Sofiya ) How did you get to Turkey? Did you like the weather there? Did you like Turkish music and traditions? Учащиеся придумывают «толстые» вопросы по презентациям Prezentation “Thick” questions About football Why are you interested in playing football? Why did the Brazillians make football perfect? Travelling to Egypt Why do so many people want to visit Egypt? Would you like to live in Egypt? Why? Why not? Travelling to Turkey Is Turkey a beautiful and interesting country to your mind? Would you like to visit Turkey one more time?

Слайд 19

Стадия рефлексии Итак на стадии рефлексии школьники систематизируют новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям, а также в соответствии с категориями знания (понятия различного ранга, законы и закономерности, значимые факты); осуществляют постановку новых целей учебной деятельности. Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения (это понятно, это непонятно, об этом необходимо узнать ещё, по этому поводу лучше было бы задать вопрос и т.д.). Но этот анализ малополезен, если он не обращён в словесную или письменную форму. Р. Бустром отмечает: « Рефлексия – особый вид мышления… Рефлексивное мышление означает фокусирование вашего внимания. Оно означает тщательное взвешивание, оценку и выбор» ( Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления: материалы семинаров по проекту « Развитие критического мышления через чтение и письмо»/ Р. Бустром - 2000

Слайд 20

Виды рефлексии Письменная рефлексия Учащиеся выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи. И это важно: учащиеся помнят лучше всего то, что они поняли в собственном контексте, выражая это своими собственными словами . Устная рефлексия Дж. Стил и её коллеги – авторы педагогической технологии критического мышления – отмечают, что живой обмен идеями между учащимися даёт возможность расширить их словарь, познакомиться с различными представлениями по рассматриваемым проблемам .

Слайд 21

Interesting Useful Important Boring Useless Unimportant Because we can learn new interesting facts about different hobbies and about our classmates Because we can like some activities and will want to try them. The more hobbies we have the more interesting our life is Because people shouldn`t work all the time, they should have a break from work We should more read, translate and learn new words. It is more important . It was boring because I like to play computer games and we haven`t spoken about it. We should practice grammar and do more exercises. It is more useful. The lesson “Our Free Time Activities” was…

Слайд 22

C тадия рефлексии Урок английского языка 6 класс УМК «Счастливый английский. ру » К. Кауфман, М. Кауфман Cinquevein about traffic lights Traffic lights Important, useful and bright Help us to be safe in the road day and night You must only look around and you will see So beautiful: red, yellow and safely green

Слайд 23

Синквейн «Критические мыслители» Критические мыслители Гибкие и настойчивые Слушают, размышляют, действуют Умеют сотрудничать и находить компромисс Учителя и ученики

Слайд 24

Источники Заир-Бек С.И. , Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват . Учреждений/ С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская . – 2-е изд., дораб . – М.: Просвещение, 2011 2. Браус Дж., Вуд Д. Инвайронментальное образование в школах: Руководство: как разработать эффективную программу/ Дж. Браус , Д. Вуд; пер. с англ. – СПб., 1994 3. Бустром Р. Размышления о размышлении: материалы семинара « Развитие критического мышления через чтение и письмо»/ Р. Бустром . -1999 Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления: материалы семинаров по проекту « Развитие критического мышления через чтение и письмо»/ Р. Бустром . – 2000. 5. Основы критического мышления: междисциплинарная программа: пособие 1/ Сост. Дж. Стил , К. Мередит , Ч. Темпл, С. Уолтер . – М., 1997. 6. Популяризация критического мышления: пособие 2/ Сост. Дж. Стил , К. Мередит , Ч. Темпл, С. Уолтер . – М., 1997. 7. Халперн Д. Психология критического мышления/ Д. Халперн . – СПб., 2000. – (Серия «Мастера психологии») 8. Кауфман К.И., Кауфман М.Ю. Счастливый английский.ру / Happy English.ru : Учебник для 6 кл . общеобраз . учрежд . – Обнинск: Титул, 2013 9. Кауфман К.И., Кауфман М.Ю. Счастливый английский.ру / Happy English.ru: Учебник для 7 кл . общеобраз . у чрежд . – Обнинск: Титул, 2013 https ://www.google.ru/search?q=%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D0%BE%D0%BD+% D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&newwindow=1&safe=active&biw=1366&bih=623&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ved=0CDAQ7AlqFQoTCILW9JfJkscCFUJVLAodEYIDDw#imgrc=g01T08C2jcmc4M%3A https ://www.google.ru/search?q=%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0+%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8+%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&newwindow=1&safe=active&rlz=1C2AVNC_enRU601RU601&biw=1366&bih=667&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ved=0CDAQ7AlqFQoTCIXzu6jSmMcCFcMWLAodzu4BVQ#imgrc=951Y2BMCMmuPLM%3A https://www.google.ru/search?q=%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%B0+%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE+%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F+%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&newwindow=1&safe=active&rlz=1C2AVNC_enRU601RU601&biw=1366&bih=667&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ved=0CDAQ7AlqFQoTCOHApoH7lMcCFYIQLAodBX0Nzw#imgrc=MKWQl_r1Sq8RaM%3A https://www.google.ru/search?q=%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%B0+%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE+%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F+%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&newwindow=1&safe=active&rlz=1C2AVNC_enRU601RU601&biw=1366&bih=667&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ved=0CDAQ7AlqFQoTCOHApoH7lMcCFYIQLAodBX0Nzw#imgrc=-g7FVkZ2R2c_SM%3A


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) через чтение и письмо в системе развивающего обучения на уроках истории и обществознания

P { margin-bottom: 0.21cm; } Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) через чтение и письмо в системе развивающего обучения на уроках истории и обществознания(из опыта работ...

Проектирование учебного занятия на основе современных образовательных технологий по теме: «Развитие творческого и критического мышления учащихся средствами чтения и письм

Итоговая работапо модулю вариативной части курсов повышения квалификации ИОЧ Проектирование учебного занятия на основе современных образовательных технологийпо теме:«Развитие творческого и ...

Метод критического мышления при обучению чтению и письму

Методы обучения осмысленному чтению и письму....

Развитие критического мышления учащихся на уроках посредством чтения и письма

Особенностью современного этапа развития образования является ведущая роль умственной деятельности, переход к когнитивному обществу. Роль школы усиливается в привитии вкуса к образованию, в том...

Развитие критического мышления при обучении чтению и письму.

Статья "Развитие критического мышления при обучении чтению и письму"....

Технология развития критического мышления на основе чтения и письма

Технология  развития критического мышления разработана в конце XX века в США (Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит). В ней синтезированы идеи и методы технологий сотрудничества и  разви...

Методические рекомендации по теме «Технология развития критического мышления через чтение и письмо как средство формирования УУД в рамках реализации ФГОС»

АннотацияМетодические рекомендации по применению технологии развития критического мышления предназначены для педагогов школы. В них изложены стратегии технологии развития критического мышления в рамка...