Методы введения и активизации лексических единиц на уроках иностранного языка в начальной школе.
статья по английскому языку на тему

Артыкбаева Диля Номановна

Обучение лексике является важнейшим компонентом всех видов речевой деятельности, так как успешное развитие умения читать, говорить или понимать со слуха невозможно без прочных знаний и умений в области лексики, ибо с её помощью происходит приём и передача информации. В связи с этим на занятиях иностранным языком должно быть уделено серьёзное внимание работе над лексикой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_leksike_avtosohranennyy_1594_1058_2015-04-24.docx31.98 КБ

Предварительный просмотр:

Методы  введения и активизации лексических единиц на  уроках иностранного языка в начальной школе.

  Лексика -  это словарный запас того или иного языка. Слова, которые человек использует в процессе письменной или устной речи, являются его активным словарным запасом. Чем больше и разнообразнее словарный запас, тем легче пользоваться языком.

Обучение лексике является важнейшим компонентом всех видов речевой деятельности, так как успешное развитие умения читать, говорить или понимать со слуха невозможно без прочных знаний и умений в области лексики, ибо с её помощью происходит приём и передача информации. В связи с этим на занятиях иностранным языком должно быть уделено серьёзное внимание работе над лексикой.

Было установлено, что усвоение лексики является процессом, особенности которого недостаточно выяснены. Одни слова запоминаются с легкостью, а другие – наоборот, и для их усвоения требуется ряд упражнений. Поэтому формирование лексических навыков, способы и методы их формирования остаются актуальной проблемой и сегодня, несмотря на то, что есть определенный прогресс в обучении.

Существуют разные методы и способы  семантизации  лексики. Учителя могут пользоваться  переводным и беспереводным методами.

Переводной метод – путем перевода слова на родной язык, особенно слов, которые  сильно расходятся в семантическом значении

Беспереводный метод-  демонстрации того или иного предмета, действия и признака с помощью картин, иллюстраций, указателей, иллюстративных движений, т.е. обучение лексической стороне речи строится с опорой на наглядность: игрушки, картинки, изображение действий, жесты, мимика. Поскольку у младших школьников развита преимущественно образная память, средства наглядности служат не только раскрытию значения слова, но и его запоминанию.

Учителя часто встречаются с трудностями объяснения лексики, а так же тренировки учащихся в употреблении лексических единиц, особенно в тех случаях, когда практически невозможно продемонстрировать наглядно-конкретный предмет, явление и процесс

Усвоить большое количество английских слов — нелегкая задача. Общеизвестно, что при изучении иностранного языка наиболее трудоемким процессом является изучение слов: на их освоение тратится около 70% времени и усилий, так как иностранный язык усваивается как средство общения. Дети изучают его в процессе заинтересованного общения и взаимодействия друг с другом. Все речевые действия малышей направлены на решение коммуникативных задач и реализацию определенных целей и мотивов общения. Поэтому любое вводимое слово должно, во-первых, быть коммуникативно значимым для ребенка; во-вторых, вступать в семантические и грамматические связи с другими словами.  

При выборе метода или способа введения нового слова учителю нужно учитывать характер слова, (звуковая, графическая, грамматическая форма слова) , уровень обученности  детей и  этап обучения.  

Все имеющиеся методы и средства семантизации слов имеют свои достоинства и свои недостатки. Преподавателю самому следует решать конкретно вопрос о выборе средств раскрытия значения того или слова.

Одним из творческих и эффективных и способов введения лексических единиц ,особенно в начальной школе, является применение стихов, песен, считалочек и стихов-договорок, которые сопровождают нас с самого раннего детства, являясь не просто развлечением, а увлекательным средством развития речи.  Все мы помним стихи, выученные в детстве, стоит нам вспомнить всего лишь одну строчку, как  наша память мгновенно выдает все остальные.

Применение стихов делает процесс изучения слов или процесс урока ярким, увлекательным, интересным и эмоциональным. А все, что пережито эмоционально, хорошо запоминается. Языковой материал, представленный в виде  стихов, рифмовок, усваивается легко и быстро, прочно оседает в памяти, благодаря своей краткости и лаконичности, ритмичности и созвучности. В рифмовке слово произносится особенно четко и выразительно, вследствие чего быстро запоминаются и без лишних усилий внедряются в речь. И это повышает интерес детей к изучению слов и иностранного языка в целом.

Следует отметить, что рифмовки, стихи, договорки должны соответствовать возрастным и психологическим особенностям детей, которые очень любят их и испытывают потребность в их разучивании.

Рифмовки  и стихи можно использовать для самых разных целей в обучении. Например:

1.Для изучения алфавита:

«Эй!» кричит всем буква А                                Дает приказы буква  С:

Догони меня скорей!                                        «Отнеси и принеси!»                                

Ей отвечает буква В                                        «Не торопись, ты погоди!»

Подаю сигнал я: бииии! Далеко не убеги                  Говорит ей буква D        

2. Для введения абстрактных понятий и слов, относящихся к различным частям речи:

К слову быстро мы привыкли                         Церковь видно даже в ночь

Быстро по –английски quickly                Церковь по-английски church

Положите там и тут                        Читать любил сам Майн Рид

Положите будет put                                Читать по английски будет read

                                

3. Использование стихов для создания  тематического словаря по определенной теме:

  «Необычные способы образования степеней сравнения имен прилагательных»

Был хорошим Робин Гуд                        Плохой  совсем мальчишка Тэд

Хороший по- английски -good                        Плохой иначе будет bad

Лучше была мисс Тетчэр                          Хуже Теда его пес

Лучше будет просто- better                         Хуже по –английски worse

Вот теперь друзья вам тест                         Худший песик, он –прохвост!

Лучший по- английски best                         Худший  по-английски worst

 «Формы глагола to be  настоящем, прошедшем и будущем времени»

Скажите всем:                                 Был он где? - мой вопрос

«I дружит  с am                                Был по- английски будет was                

Расскажите всем сюрприз:                        Были вы в гостях у Клэр?                

He She It дружат с is                                Были будет просто were                        

            Говорите всем -всем нам                        Будешь ты в гостях у Пимби?                

            I,  we        , they, you дружат с are                Будешь, будут  – это will be                                                                                                                                       

Предлоги места.

«Над всеми я!» - сказал жираф                «Я –между льдин!» - сказал пингвин

 Над по-английски - above                         А между будет between

                        

В море плавает дельфин                          На поле отдыхает слон

«В» по- английски будет in                        «На» по-английски будет on

«Вперед!» - кричат со всех фронтов                Рядом просто быть хочу

 Вперед, впереди – in front of                        Рядом – это next to

                        

4.Для введения и усвоения  грамматических правил(«Вспомогательные глаголы»)

Называюсь глагол Do                                Познакомьтесь глагол Does        

Задать вопрос я помогу                         Задать вопрос научит вас        

В вопросах первым я стою                        В вопросах первым он стоит

За мной идут I, we, they, you                         За ним идут he, she и it

Познакомьтесь  глагол Did                        Познакомьтесь глагол Will

В вопросах первым он стоит                        Встал он первым и спросил:

И любит спрашивать всегда                         Что делать будете, друзья?        

Что «все» делали вчера?                        И ты и он, она и мы, они и я.        

5. Для изучения фонетических правил.

Например для постановки  звуков, не имеющих аналогов в родном языке:

Вспомним теперь про свой язычок                Букв двадцать шесть, звуков сорок четыре

Всем покажи его кончик дружок                        «Как это так?» - мы у взрослых спросили        

Чуть прикуси и как пчелка жужжи th                    Вместе ответы отыщем сейчас

Чуть прикуси и как змейка шипи th                  Много помощников будет у нас!

Звуковой повтор в рифмовке способствует выработке правильного произношения отдельных звуков, слов. Важна роль рифмовок в формировании дикции четкого и ясного произнесения не только звука, слова, но и фразы в целом. Через чтение рифмовок у детей формируется умеренный темп речи. Размеренность и ритмичность стихов, наличие близких к детскому восприятию образов развивает способность удерживать в памяти слова, словосочетания, обеспечивает быстрое их запоминание и способствует развитию памяти учащихся.

Рифмовка ,заученный блок создает у ребенка ощущение уверенности в себе, а хоровая работы над рифмовкой способствует сплоченности группы детей, т.е формирует личностные качества учеников: умение работать в группе, умение слушать собеседника, умение владеть собой, своими эмоциями, т.е. передавать свои чувства и переживания; способствуют развитию дыхания, дикции, слуха, темпа, предопределяя творческие особенности и склонности детей к поэзии и музыке, которые играют важную роль в процессе обучения. Пение, музыка привлекают всех, делают учащихся ближе друг другу и создают гармоничные и благоприятные условия для успешного изучения языка. Поэтому многие стихи и рифмовки положены на музыкальную основу.

Обучая детей лексике, необходимо учитывать любовь детей к звукоподражательным и звукоизобразительным словам, стихам, считалочкам и, опираясь на это свойство возраста, прививать детям вкус и любовь  к чужому языку, вводить их в  атмосферу иностранных слов средствами их родного языка, через его поэтические возможности так, чтобы интерес к языку, вызванный в раннем возрасте не угас, а продолжал расти и развиваться соответственно потребностям и особенностям каждого возраста, чтобы в дальнейшем они понимали красоту не только поэтической речи, но и речи художественной, т.е. прививать у детей любовь к чтению, так

как чтение книг было и остается одним из главных средств развития речи, место которого, к сожалению, все больше занимают современные гаджеты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные методы обучения на уроке иностранного языка в начальной школе

Освоение и применение эффективных технологий и методов обучения, новых форм организации образовательного процесса, формирование новых отношений в школе – это на сегодняшний день требование времени. В ...

Реализация принципов обучения иностранному языку в начальной школе с использованием УМК «Английский в фокусе»

Современному учителю порой нелегко сделать выбор учебно-методического комплекта в нынешнем многообразии учебных пособий, допущенных к преподаванию в школе. Хотелось бы обратить внимание коллег-педагог...

Обучение иностранного языка в начальной школе

Презентация на тему "Обучение ИЯ в начальной школе"...

Обучение чтению на иностранном языке в начальной школе и проблемы овладения техникой чтения на английском языке в начальной школе.

Обучение чтению на иностранном языке на начальном этапе способствует более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру, формирует у детей готовность к общению на иностранном ...

Статья: Дополнительные возможности при изучении и активизации лексики на уроках английского языка в начальной школе.

Статья на тему : Дополнительные возможности при изучении и активизации лексики на уроках английского языка в начальной школе...

Из опыта работы учителя английского языка " Особенности обучения иностранному языку детей начальной школы"

Рассматриваются методы и приемы обучения иностранному языку детей младшего школьного возраста, учитывающие физиологические и психологические особенности детей этого возраста....

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка в начальной школе».

laquo;Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка в начальной школе»....