Программа элективного курса "Читаем и обсуждаем".
элективный курс по английскому языку (9, 10, 11 класс) на тему

Михеева Марина Геннадьевна

Данный элективный курс ставит своей целью закрепление, обобщение и систематизацию, а так же углубление знаний, умений и навыков по работе с текстом, приобретенных учащимися в рамках базового курса; расширение знаний и кругозора, овладение культурой и интеллектуальной готовностью высказываться по предложенным проблемам; формирование нравственных качеств учащихся; подготовку к ЕГЭ.Данный элективный курс может быть использован в группах, ориентированных на превышение базового уровня, ибо предлагаемый для усвоения материал по глубине и объему содержания значительно выше требований образовательного стандарта.

Программа элективного курса рассчитана на 15 часов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ЧИТАЕМ И ОБСУЖДАЕМ»

Пояснительная записка.

 В настоящее время в число основных целей обучения английскому языку входит совершенствование коммуникативных умений, в том числе и в чтении; умение планировать свое речевое и неречевое поведение; увеличение объема используемых лексических единиц; развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях; увеличение объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка.

        Программой по иностранному языку профильного уровня подразумевается развитие у учащихся следующих умений при обучению чтению: выделять необходимые факты, сведения; отделять основную информацию от второстепенной; определять временную и причинно-следственную взаимосвязь событий и явлений; прогнозировать развитие, результат излагаемых фактов, событий; обобщать описываемые факты, явления; оценивать важность, новизну, достоверность информации; понимать смысл текста и его проблематику, используя элементы анализа текста; отбирать значимую информацию в тексте для решения поставленных задач.

        Следует отметить, что при традиционном обучении работе с текстом трудно достичь реализации поставленных программой проблем, т.к. именно построению высказывания на основе прочитанного текста уделяется недостаточно внимания. Сегодня существует объективная необходимость для развития данных умений.

        Предлагаемый элективный курс является продолжением программы по английскому языку для гуманитарных классов, что позволяет обеспечить преемственность между базовым и над базовым уровнями овладения иностранным языком. Он также будет интересен всем тем, кто интересуется английским языком, культурой англо-говорящих стран и хочет совершенствоваться в языке.

        Данный элективный курс ставит своей целью закрепление, обобщение и систематизацию, а так же углубление знаний, умений и навыков по работе с текстом, приобретенных учащимися в рамках базового курса; расширение знаний и кругозора, овладение культурой и интеллектуальной готовностью высказываться по предложенным проблемам; формирование нравственных качеств учащихся; подготовку к ЕГЭ.

        Элективный курс ставит перед собой следующие задачи:

                1.Развивать умения и навыки аналитико-синтетической работы с текстом;

                 2.Научить выстраивать стратегию высказывания на основе текста;

                3.Обогатить словарный запас учащихся;

                4.Развивать навыки самостоятельной и групповой работы, само- и взаимоконтроля;

                5. Воспитывать нравственные качества учащихся.

        Данный элективный курс может быть использован в группах, ориентированных на превышение базового уровня, ибо предлагаемый для усвоения материал по глубине и объему содержания значительно выше требований образовательного стандарта.

        Программа элективного курса рассчитана на 15 часов.

        Предполагается, что по окончании курса учащиеся смогут практически пользоваться иноязычным текстом как основой для построения высказывания, познания и творчества.

        Инструментарий для оценивания результатов: комплекс зачетных творческих заданий для построения устного высказывания и письменных работ.

Учебно-тематический план элективного курса:

  1. Тема дружбы в рассказе Оскара Уайльда «Преданный друг». – 2 ч.
  2. Проблема взаимоотношений в семье в рассказе Стивена Ликока «Как мы отмечали мамин день».- 2ч.
  3.  Легко ли быть честным – на примере рассказа Р. Рокмэна «Первый приз». – 2ч.
  4.  Как победить себя – на примере рассказа Д. Ренни «Укрощение дикого человека».- 2ч.
  5. Проблема поиска счастья в рассказе О’Генри «Невесты». – 2ч.
  6. На что мы готовы пойти ради любимых людей. О’Генри «Дары волхвов». – 2ч.
  7. Перерождение человека в рассказе Б. Гарта «Счастье Ревущего Лагеря». – 2ч.

Содержание элективного курса «Читаем и обсуждаем»:

Тема

Социокультурные компетенции

Коммуникативные компетенции

О.Уайльд.  Преданный друг

Нравственные понятия: дружба, преданность, эгоизм, самопожертвование.

Техника аналитического чтения и устной презентации: анализ текста с целью выявления в его структуре основной мысли, аргументов, примеров, подтверждающих эту мысль; сопоставление; реферирование. Извлечение из текста требуемой информации (групповая работа – характеристики героев). Техника устной дискуссии. Сочинение по заданной ситуации.

С. Ликок. Как мы отмечали мамин день.

Категории эгоизма и самопожертвования; проблема внимательного отношения к близким людям.

Техника аналитического чтения и устной презентации: характеристика героев через анализ их поступков; выражение согласия – несогласия; анализ иллюстраций, дискуссия на основе иллюстраций, составление диалогов, драматизация.

Р. Рокмэн. Первый приз.

Что такое хорошо и что такое плохо? Проблема честного и бесчестного поступка; чувство стыда за совершенный нами бесчестный поступок, который повлек за собой ложь другого человека, кто более ответственен в данном случае.

Техника аналитического чтения с целью выяснения основной мысли абзаца; слова – коннекторы; формулирование этической проблемы, с которой столкнулась героиня. Монологическое высказывание с коммуникативной задачей: «Как бы вы повели себя на месте героини». Устная дискуссия.

Д. Ренни. Укрощение дикого человека.

Возможно ли преодолеть себя, свой страх перед более сильным человеком; что заставляет нас мобилизовать свои силы, ради чего человек готов превзойти самого себя; чувство товарищества и долга.

Техника аналитического чтения: языковые и  стилистические средства, используемые автором. Практика литературного перевода. Техника устной дискуссии.

О’Генри. Невесты.

Что такое счастье? Что лучше: иметь синицу в руках или мечтать о журавле в небе? Почему человек не хранит того, что имеет, а «потерявши – плачет»? Можно ли быть счастливым, довольствуясь малым?

Техника аналитического чтения: выявление основной мысли, выбор ключевых слов, идей, слов – коннекторов; интерпретация фактов, извлечение заданной информации необходимой для продуцирования устной речи монологического и диалогического типов с коммуникативной задачей объяснить, почему так, а не иначе развернулись события; составление тезисного плана прочитанного. Дискуссия. Сравнение героинь рассказа с молодежью сегодняшнего дня.

О’Генри. Дары волхвов.

На что мы готовы пойти, чтобы доставить радость любимым людям;испытываем ли мы радость отдавая, а не только получая.

Техника аналитического чтения: предвосхищение событий, описываемых в последующих параграфах; выражение согласия – несогласия; написать свое окончание рассказа, а потом сравнить его с авторским.

Б. Гарт. Счастье Ревущего Лагеря.

Что влияет на людей так, что заставляет полностью изменить свою жизнь; если жизнь становится лучше и полнее, то сможет ли человек вернуться к своему прошлому.

Техника аналитического чтения и устной презентации: анализ абзаца с целью выявления его основной мысли, аргументов, примеров; выбор ключевых слов; выяснение целесообразности применения автором стилистических средств (метафора, метонимия, эпитет, антитеза, аллюзия) для достижения его замысла.

Методические рекомендации к элективному курсу

«Читаем и обсуждаем»

I.  Конечно же вся система, предлагаемая для работы с иноязычным текстом  не может быть использована полностью в каждом конкретном случае. Учитель сам выбирает отдельные ее элементы в зависимости от той особой цели, которую он ставит перед собой и перед учащимися при работе с тем или иным текстом. Во внимание следует принять так же и уровень знаний учащихся в группе, и возможности, предлагаемые текстом, и актуальность тех или иных проблем для обсуждения.

  1. Очень внимательно следует подходить к отбору текстов для чтения – четко должен просматриваться нравственный конфликт.  

Для подтверждения какой – либо позиции учителю нужно подготовить несколько примеров дополнительно к теме, затронутой в тексте.

  1. Для организации и проведения дискуссии были разработаны следующие рекомендации:
  1. Тема, выбранная для дискуссии, должна быть интересна учащимся, возможно, предложена ими самими, а не навязана учителем.
  2. Должны быть сформулированы цели каждой отдельной дискуссии.
  3. Направляющая роль во время проведения дискуссии отводится учителю.
  4. Высказывания участников дискуссии могут либо дополнять друг друга, либо противостоять одно другому. В первом случае дискуссия будет напоминать диалог, а во втором – носить характер спора. Но, как правило, в дискуссии присутствуют оба эти элемента, поэтому неправильно сводить понятие дискуссии только к спору.
  5. В ходе дискуссии должны быть сопоставлены различные позиции дискутантов – это повысит эффективность дискуссии.
  6. Основой общения в ходе дискуссии является не только высказывание самого участника дискуссии, но и умение вникнуть в другие позиции участников дискуссии.
  7. Для облегчения задачи участников дискуссии можно снабдить их специальными памятниками с речевыми клише, сгруппированными в зависимости от их коммуникативной функции (согласие – несогласие, переспрос и т.д.)
  8. Важно поддерживать атмосферу корректности, этичности и доброжелательности.
  9. Каждая дискуссия обычно проходит три стадии развития: ориентация, оценка, консолидация. На первой стадии происходит процесс «ориентации» и адаптации участников дискуссии к самой проблеме, друг другу, к общей атмосфере.

            Стадия «оценки» напоминает ситуацию сопоставления информации, различных позиций, генерирование идей. Нельзя допускать, чтобы она переросла в конфронтацию.

            На последней стадии «консолидации» предлагается выработка единых или компромиссных решений, мнений, позиций.

IV. Использование письменных заданий при работе с текстом.

            Особое внимание в работе учителя должно уделяться письменным заданиям. Они могут быть использованы как контрольные задания к тексту и как задания творческого плана. Приведем примеры контролирующих заданий:

  • ответьте письменно на вопросы;
  • составьте план текста;
  • озаглавьте отдельные части текста;
  • вставьте пропущенные слова;
  • найдите ошибки в употреблении слов (лишнее слово);
  • поставьте данные предложения в логическом порядке по содержанию текста;
  • выпишите характеристики героев и т.д.

Творческие задания достаточно интересны и разнообразны:

  • нарисуйте схему сюжета;
  • сравните героев;
  • составьте вопросы для интервью с героями;
  • охарактеризуйте персонажей;
  • какова основная идея произведения;
  • каково отношение автора и Ваше к героям, событиям;
  • опишите, какие тропы были использованы автором в тексте;
  • напишите, почему Вам понравился /не понравился рассказ;
  • расскажите, о чём заставило Вас задуматься данное произведение.
  • напишите объявление «Разыскивается» или «Требуется» о главном герое рассказа;
  • напишите рекламу для вашего рассказа;
  • напишите свой вариант окончания рассказа;

V. Для активизации обсуждения на уроке, для того, чтобы подсказать учащимся новые идеи можно предложить целый ряд заданий:

  • скажите, насколько герой похож или непохож на знакомых вам людей;
  • представьте героев рассказа классу от лица одного из действующих лиц;
  • если бы вы были декоратором, как бы вы устроили комнату героя;
  • придумайте хронологию для одного из героев;
  • представьте, что вы – автор этого рассказа, объясните, почему вы именно так назвали свое произведение;
  • скажите, что произошло до начала истории;
  • расскажите, что может случиться с героями рассказа после его окончания;
  • объясните, взяли бы вы эту историю  на необитаемый остров;
  • проинсценируйте свой любимый отрывок из данного рассказа;
  • объясните, как произведение повлияло на ваши взгляды;
  • объясните, чего вы менее / более всего ожидаете от героя;
  • хотели бы вы иметь такого друга, как главный герой, почему.

При обучении иностранному языку необходимо продумать мотивы, которые подвигнут ученика к говорению. У него должна возникнуть необходимость говорить, а не только желание получить хорошую оценку. Постоянно следует стимулировать устную речь учащихся. Речь всегда ситуативна, т.е. высказывание происходит всегда в какой-то ситуации. Поэтому при обучении говорению постоянно должны создаваться реальные или близкие к ним ситуации, призванные стимулировать речь учащихся. Говорение осуществляется в форме монолога или диалога, но в старшем звене предпочтение должно отдаваться обсуждению, дискуссии. Чем больше учащиеся говорят на уроке, тем лучше урок организован. Индивидуальными высказываниями являются: подготовленный и неподготовленный монолог, описание чего-либо, сравнение, комментарий, устное сочинение. Работу можно организовать и в парах: диалог-расспрос, диалог-поиск решения проблемы, ролевая игра, интервью и т. д. Примерами групповой деятельности служат ролевая игра, драматизация, поиск решения проблемы, пресс-конференция, интервью и, конечно же обсуждение и дискуссия.

        Для облегчения задачи учащихся, для того, чтобы сделать их речь более богатой, для лучшего запоминания речевых клише считаем целесообразным предложить учащимся карточки с написанными на них речевыми формулами, сгруппированными в зависимости от их коммуникативной функции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Проектирование на компьютере в программе Компас 3D» (КЛАССЫ 8-9)

Данный курс – элективный. Входит в состав профиля обучения средней ступени школы. Рекомендуемые профили – естественно-научный, физико-математический, технологический, универсальное обучение. Базируетс...

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...

Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...