путь неприкаянной души
творческая работа учащихся по английскому языку (10 класс) на тему

исследовательская работа по английскому яыку и литературе. Марина Цветаева и Сара Тисдейл

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл put_neprikayannoy_dushi.docx574.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №14

Исследовательская работа

по английскому языку

и литературе

на тему: «Путь неприкаянной души»

Выполнили:

                         Ученицы 10 «а» класса

                                                                            МБОУ СОШ № 14

Пантелеева Виктория Романовна

Цыплина Анастасия Владимировна

                                                                           Учителя: Гордиенко Лариса Валентиновна

Бородина Татьяна Евгеньевна

Александров - 2015

        Содержание

I. Из жизни великих поэтесс

     1. Страницы биография Сары Тисдейл.

  1. Из биографии Марины Цветаевой.

II. Лирическое «я»

  1. Художественное своеобразие творчества Сары Тисдейл.
  2. Романтические мотивы произведений Марины Цветаевой в эмиграции ("После России").
  3. Особенности поэтического языка поэтесс.
  4. Тема дома в творчестве («Дом для души» Сары Тисдейл и «Дом» Марины Цветаевой).
  5. Тревожный подтекст произведений авторов («Будет ласковый дождь» Сары Тисдейл и «Тоска по Родине! Давно…» Марины Цветаевой).

III. Бессмертие души

IV. Использованная литература

        

Из жизни великих поэтесс

Страницы биографии Сары Тисдейл

Поэтесса  родилась 8 августа 1884 года в Сент-Луисе, в городе, где  герои романа Марк Твена «Приключения Гекльберри Финна»«на пятую ночь» своего путешествия миновали Миссисипи. Также в Сент-Луисе  родилась Кейт Шопен, американская писательница-феминистка, и  писатель-фантаст Невилл Крис. Родители Сары были патриархально набожны и до девяти лет воспитывали слабую здоровьем дочку в домашней обстановке: она была самой младшей, и самой любимой. Все же в девять лет родители решились и отдали дочь в частную школу в Чикаго. Писать стихи девочка стала рано. В её семье произошло несчастье,  брат перенес инсульт,  и двадцать лет провел паралитиком в инвалидном кресле; она страшилась той же участи.  Сара была хороша собой и не испытывала недостатка в поклонниках мужского пола. Правда, ее трехлетний «роман в письмах» с нью-йоркским поэтом Джоном   Майерсом О'Хара кончился ничем (первая же встреча вызвала у обоих глубокое разочарование), как и трехлетняя весьма близкая дружба с выдающимся поэтом Вэйчелом Линдзи.

  В 1914 года она вышла замуж за бизнесмена и экономиста Эрнста Флизингера. Трудно сказать, много ли радости принес этот брак им обоим. Флизингер был слишком занят своим латиноамериканским бизнесом, поэтому вскоре последовал развод. В 1926 году Сара Тисдейл познакомилась с молодой студенткой Маргарет Конклин, с которой у нее весьма скоро завязались очень близкие отношения, поэтесса видела в ней собственную воскресшую юность. И почти все последние стихотворения посвятила ей.

Сара не была одинока, но её творчество из-за боязни паралича, – становилось все более мрачным. В конце января 1933 года, окончательно истощенная собственным страхом, Сара увидела, что у нее на руке лопнул сосуд – и решила, что это знак повторения судьбы брата. Она написалась таблеток, и легла в теплую ванну. Сиделка нездоровой Сары в то утро проспала дольше обычного, а когда проснулась – спасать ушедшую по доброй воле из жизни было поздно. Оставались от поэтессы только стихи в записной книжке, изданные в том же году в виде сборника «Странная победа».

 6 мая 1950 года молодой, но уже очень зрелый писатель-фантаст Рей Бредбери опубликовал в журнале Collier’s рассказ под названием «Будет ласковый дождь». Действие в нем происходит после атомной войны, истребившей если не все человечество, то городок Эллендейл в Калифорнии, где полностью механизированный, но уже лишенный обитателей дом продолжает свою механическую жизнь. Рассказ Бредбери принес всемирную славу не только «Марсианским хроникам», но и Саре Тисдейл – ее стихотворение стало появляться в антологиях американской поэзии на десятках языков.
Интересным фактом о поэтессе, является то, что Сара сочиняла стихотворения всегда в уме, занося на бумагу лишь беловой текст, она по нескольку дней твердит их про себя и лишь потом, мысленно отшлифовав, записывает окончательный текст.

Из биографии Марины Цветаевой

   Марина Цветаева родилась 26 сентября (8 октября) 1892 года в Москве, в день, когда православная церковь празднует память апостола Иоанна Богослова. Марина начала писать стихи на русском, на французском и немецком языках ещё в шестилетнем возрасте. Огромное влияние на Марину оказывала мать. Она мечтала видеть дочь музыкантом. После смерти матери от чахотки в 1906 году, она с сестрой Анастасией остались на попечении отца. Детские годы Цветаевой прошли в Москве и в Тарусе. Из-за болезни матери жила в Италии, Швейцарии и Германии.

В январе 1912 года Цветаева вышла замуж за Сергея Эфрона. В этом же году  родилась дочь Ариадна (Аля). В 1914 году Марина познакомилась с поэтессой и переводчицей Софией Парнок; их романтические отношения продолжались до 1916 года. Цветаева посвятила Парнок цикл стихов «Подруга». Цветаева и Парнок расстались в 1916 году; Марина вернулась к мужу Сергею Эфрону. Отношения с Парнок Цветаева охарактеризовала как «первую катастрофу в своей жизни».

Летом 1916 года Цветаева приехала в город Александров, где жила её сестра Анастасия Цветаева. В 1917 году Цветаева родила дочь Ирину, которая умерла от голода в приюте в возрасте 3-х лет.

В апреле 1920 года Цветаева познакомилась с князем Сергеем Волконским. В мае 1922 года Цветаевой с дочерью Ариадной разрешили уехать за границу. В Чехии написаны знаменитые «Поэма Горы» и «Поэма Конца», посвященные Константину Родзевичу. В 1925 году после рождения сына Георгия семья перебралась в Париж. В Париже на Цветаеву сильно воздействовала атмосфера, сложившаяся вокруг неё. Большинство из созданного Цветаевой в эмиграции осталось неопубликованным.

С 1930-х годов Цветаева с семьёй жила практически в нищете. "Никто не может вообразить бедности, в которой мы живём. Мой единственный доход — от того, что я пишу...мы медленно умираем от голода."

Война застала Цветаеву. 8 августа Цветаева с сыном уехала на пароходе в эвакуацию, прибыла в городок Елабугу на Каме.27 августа 1939 г была арестована дочь Ариадна, 10 октября — Эфрон. В этот период Цветаева практически не писала стихов, занимаясь переводами.

 31 августа 1941 года покончила жизнь самоубийством (повесилась) в доме, куда вместе с сыном была определена на постой. Оставила три предсмертные записки: тем, кто будет её хоронить («эвакуированным», Асеевым и сыну).

Марина Цветаева похоронена 2 сентября 1941 года на Петропавловском кладбище в г. Елабуге. Точное расположение её могилы неизвестно. В 1990 году Алексей II дал благословление на то, чтобы отпеть Цветаеву, хотя у православных отпевать самоубийц запрещено. В возрасте за 90, Анастасия Цветаева заявила, что могила находится на точном месте захоронения сестры. С начала 2000-х годов место расположения гранитного надгробия именуется «официальной могилой М. И. Цветаевой».

Лирическое «я»

Художественное своеобразие творчества Сары Тисдейл

 Первое стихотворение Сара Тесдейл опубликовала в 1907 году в местной газетке Reedy’sMirror, однако в том же году вышел и ее первый поэтический сборник – «Сонеты к Дузе». Посвященной  великой актрисе  Элеоноры Дузе ,  чье имя еще звучало на американской сцене.

Из печати выходили одна за другой новые книги поэтессы – «Пламя и тень» (1920), «Лунное затмение»(1926), «Звезды ночью» (1930), «Странная победа» (1933).

«Песни любви»(1917) – сборник за который Сара получила Премию Общества Поэзии Университета Колумбии, которая позже была преобразована в Пулитцеровскую премию, а также – за ту же книгу – ежегодную премию Поэтического общества.

В 1912 году в Чикаго открывается журнал «Поэтри», объединивший все лучшие силы англоязычного мира. И далеко не последней звездой на американском поэтическом небосклоне вспыхнула лирика Сары Тисдейл.

   Довольно скоро, в 1911 году выходит ее сборник «Елена Троянская и другие стихотворения», уже совершенно зрелый; свой успех она развила книгой стихотворений «Реки, текущие к морю» (1915). Книга произвела большое впечатление, получила отличные отзывы.

Романтические мотивы произведений Марины Цветаевой в эмиграции

  В 1910 году Марина опубликовала на свои собственные деньги первый сборник стихов — «Вечерний альбом».Позже последовал второй сборник — «Волшебный фонарь». В этот же год Цветаева написала свою первую критическую статью «Волшебство в стихах Брюсова». Начало творческой деятельности Цветаевой связано с кругом московских символистов. После знакомства с Брюсовым и поэтом Эллисом, Цветаева участвует в деятельности кружков и студий при издательстве «Мусагет» .На раннее творчество Цветаевой значительное влияние оказали Николай Некрасов, Валерий Брюсов и Максимилиан Волошин .В 1913 году выходит третий сборник — «Из двух книг».

В Александрове Цветаевой был написан цикл стихотворений («К Ахматовой», «Стихи о Москве» и др. стихотворения), а её пребывание в городе литературоведы позднее назвали «Александровским летом Марины Цветаевой».

Годы Гражданской войны оказались для Цветаевой очень тяжелыми.  В эти годы появился цикл стихов «Лебединый стан», проникнутый сочувствием к белому движению. В 1918—1919 годах Цветаева пишет романтические пьесы; созданы поэмы «Егорушка», «Царь-девица», «На красном коне».

В 1928 в Париже выходит последний прижизненный сборник поэтессы — «После России», включивший в себя стихотворения 1922—1925 годов. Позднее Цветаева пишет об этом так: «Моя неудача в эмиграции — в том, что я не эмигрант, что я по духу, то есть по воздуху и по размаху — там, туда, оттуда…» В 1930 году написан поэтический цикл «Маяковскому» (на смерть Владимира Маяковского), чьё самоубийство потрясло Цветаеву.

В отличие от стихов, не получивших в эмигрантской среде признания, успехом пользовалась её проза, занявшая основное место в её творчестве 1930-х годов . В это время изданы «Мой Пушкин» (1937), «Мать и музыка» (1935), «Дом у Старого Пимена» (1934), «Повесть о Сонечке» (1938), «Живое о живом», 1933, «Нездешний вечер», 1936, «Пленный дух», 1934 и др.

"После России"

   

           Характерные для лирики Цветаевой романтические мотивы отверженности, бездомности, сочувствия гонимым подкрепляются реальными обстоятельствами жизни поэтессы. В 1918-22 вместе с малолетними детьми она находится в революционной Москве, в то время как ее муж С. Я. Эфрон сражается в белой армии (стихи 1917-21, полные сочувствия белому движению, составили цикл "Лебединый стан"). С 1922 начинается эмигрантское существование Цветаевой (кратковременное пребывание в Берлине, три года в Праге, с 1925 - Париж), отмеченное постоянной нехваткой денег, бытовой неустроенностью, непростыми отношениями с русской эмиграцией, возрастающей враждебностью критики. Лучшим поэтическим произведениям эмигрантского периода (последний прижизненный сборник стихов "После России" 1922-1925, 1928; "Поэма горы", "Поэма конца", обе 1926; лирическая сатира "Крысолов", 1925-26; трагедии на античные сюжеты "Ариадна", 1927, опубликована под названием "Тезей", и "Федра", 1928; последний поэтический цикл "Стихи к Чехии", 1938-39, при жизни не публиковался и др.) присущи философская глубина, психологическая точность, экспрессивность стиля.

Особенности поэтического языка поэтесс

  •     Цветаева — поэтесса трагического склада, трагической судьбы, она осталась в истории русской литературы «одиноким духом». Свойственные поэзии Цветаевой исповедальность, эмоциональная напряженность, энергия чувства определили специфику языка, отмеченного сжатостью мысли, стремительностью развертывания лирического действия.(Также это можно встретить у Тисдейл,например, в произведите «Будет ласковый дождь». Наиболее яркими чертами самобытной поэтики Цветаевой явились интонационное и ритмическое разнообразие, стилистические и лексические контрасты, необычный синтаксис, смешение классических стоп внутри одной строки, эксперименты над звуком (обыгрывание паронимических созвучий).
  •    Этим-то и схожи поэтессы, в стихотворениях Тисдейл нередко можно встретить трагедию, некий нервный, тревожный, почти обреченный подтекст, который нельзя передать словами, однако он, как «подземный гул, непрерывно слышен, когда вновь и вновь перечитываешь ее стихи». В произведениях поэтессы присутствуют детали пейзажа, портрета и мира вещей, которые имеют исключительно психологическую функцию (так же и у Цветаевой). Часто можно встретить противопоставление, усиление, многоплановость художественных образов.

Тема дома в творчестве

«Дом для души», Сара Тесдейл

From naked stones of agony 
I will build a house for me; 

As a mason all alone 
I will raise it, stone by stone, 

And every stone where I have bled 
Will show a sign of dusky red 

I have not gone the way in vain, 
For I have good of all my pain; 

My spirit's quiet house will be 
Built of naked stones I trod 

On roads where I lost sight of God. 

***        

Я дом построю для своей души,

Где отдохну от горечи и лжи.

Пусть каждый камень, что кладу с любовью

Моей окрашен тёмно-красной кровью.

Но не напрасны все мои труды,

Хотя вокруг кровавые следы.

Пусть я почти изнемогла от боли -

Я не искала в жизни лёгкой доли.

Здесь я смогу передохнуть немного,

Пока опять не позовёт дорога,

Где потеряла я из виду Бога…

«Дом», Марина Цветаева

 Из-под нахмуренных бровей
Дом - будто юности моей
День, будто молодость моя
Меня встречает: - Здравствуй, я!

Так самочувственно-знаком
Лоб, прячущийся под плащом
Плюща, срастающийся с ним,
Смущающийся быть большим.

Недаром я - грузи! вези! --
В непросыхающей грязи
Мне предоставленных трущоб
Фронтоном чувствовала лоб.
Аполлонический подъем
Музейного фронтона - лбом

 Своим. От улицы вдали
Я за стихами кончу дни --
Как за ветвями бузины.

Тревожный подтекст произведений авторов

«Будет ласковый дождь», Сара Тисдейл

What man built up the wind and rain tore down 
The fields he cleared the jungle fought to reclaim 
Not one would mind, neither bird nor tree 
If all of mankind perished utterly 
There will come soft rains 
And the smell of the ground 
There will come soft rains 
And swallows circling with shimmering sound 
And wild plum trees in tremulous white 
Immersed in the chorus of singing at night 
There will come soft rains 
And not one will know of the war, not one... 
And Spring herself when she woke at dawn 
Would scarcely know that we were gone.

***

Будет ласковый дождь, будет запах земли.

Щебет юрких стрижей от зари до зари,

И ночные рулады лягушек в прудах.

И цветение слив в белопенных садах;

Огнегрудый комочек слетит на забор,

И малиновки трель выткет звонкий узор.

И никто, и никто не вспомянет войну

Пережито-забыто, ворошить ни к чему

И ни птица, ни ива слезы не прольёт,

Если сгинет с Земли человеческий род

И весна… и Весна встретит новый рассвет

Не заметив, что нас уже нет.

«Тоска по Родине! Давно…», Марина Цветаева

Тоска по родине! Давно
Разоблаченная морока!
Мне совершенно все равно —
Где совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой
Брести с кошелкою базарной
В дом, и не знающий, что — мой,
Как госпиталь или казарма.

Мне все равно, каких среди
Лиц ощетиниваться пленным
Львом, из какой людской среды
Быть вытесненной — непременно —

В себя, в единоличье чувств.
Камчатским медведём без льдины
Где не ужиться (и не тщусь!),
Где унижаться — мне едино.

Не обольщусь и языком
Родным, его призывом млечным.
Мне безразлично — на каком
Непонимаемой быть встречным!

Бессмертие души

«Когда умирает писатель,  изъять из мира самого себя поэт может, а стихи – нет, они продолжают жить сами по себе».

 

Почему у Цветаевой так много стихов о смерти? Некоторые приписывают это влиянию декаданса, другие - свойственному Цветаевой эпатажу. Смерть матери, смерть Надежды и Андрея Иловайских. Смерть и бессмертие - вот частая тема ее стихов. Талант Цветаевой общепризнан, и не удивительно, что ему отдают дань по сей день. Марину Ивановну любят и помнят не только в России. В этом году в четырех французских городах (Париже, Медоне, Ванве и Кламаре) будут установлены мемориальные доски на тех домах, где она когда-то жила. А также и в городе Александрове есть музей Цветаевых, где какое-то время и жила Марина со своей сестрой.

Поэт никогда не умирает, стихотворения его живут вечность. Но казалось бы, все уже состоялось для Сары Тисдейл, все закончено, книги изданы, большой популярность не получилось сыскать. Судьба рассудила иначе, ничего оказалось не кончено. Она получила известность благодаря Рею Бредбери, который опубликовал стихотворение «Будет ласковый дождь». С годами читатель все-таки убедился в реальности существования Сары Тисдейл. К сожалению, в русском языке по сей день недостаточно поэзии США: для большинства поэтов места не нашлось. Не нашлось его и для Сары Тисдейл. Давайте же больше уделять внимание развитию не только русскоязычных произведений, но и иностранных. Ведь  у каждого поэта свой неповторимый стиль!

"В Бессмертье что час - то поезд!» 
(с) М. Цветаева. 

Использованная литература

  • Книги:
  • Карлинский С. «Марина Цветаева: женщина, ее мир, ее поэзия»
  • Кудрова И. «После России. Годы чужбины»
  • Саакянц. А. «Марина Цветаева: Жизнь и творчество»
  • Сборник «Странная победа» Сары Тисдейл

  • Интернет-ресурсы:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Медиаурок литературы в 9 классе "Живая" душа Чичиков или "мёртвая" (по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души")

Цели урока: показать отношение Гоголя к современной ему действительности; раскрыть сущность предпринимателя, показать его типичность; в ходе исследовательской деятельности при...

Внеклассное мероприятие в рамках «Года благотворительности» Тема: «Пока живешь – творить добро спеши, лишь путь добра – спасение души»

Внеклассное мероприятие для учащихся 6 класса.«В рамках года благотворительности».Изготовление елочных игрушек и поздравительной газеты для оформления праздничного зала в Доме престарелых....

План-конспект открытого урока истории, интегрированного с мировой художественной культурой в 9 "А" классе по теме "Серебряный век русской культуры. Пути гармонии души и тела."

На данном уроке гармонично интегрируется исторические и искусствоведческие факты, раскрывающие один из интереснийших периодов истории Отчества - Серебряный век русской культуры....

Мастер-класс по высказыванию Конфуция "Перед человеком к разуму три пути: Путь размышления – это самый благородный, Путь подражания – это самый легкий, Путь личного опыта – это самый тяжелый". Предмет: ИСТОРИЯ

Конкурсный мастер-класс  для ученического, педагогического, родительского сообществ и общественности, отражающий значение преподаваемого предмета для формирования мировоззрения и общекультурных к...

Исследовательская работа "Свет души" (жизненный путь Ольги Сергеевны Голубцовой, её детей и внуков)

Исследование проводилось в рамках региональной акции "Возрождение духовно-исторической памяти"...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Танец души. Путь к сцене»

         Данная программа относится к художественной направленности, является модифицированной, относится к программам ознакомительного уровня. Программа создана на осн...