Ролевые игры на уроках иностранного языка как средство адаптации подростков.
статья (5 класс) по теме

Логинова Людмила Ивановна

В статье рассматривается возможность использования ролевых игр на уроках иностранного языка как повышение не только эффективности учебного процесса и помощи поддерживания интереса к предмету,но  и решение проблемы адаптации школьников подросткового возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Ролевые игры на уроках иностранного языка как средство адаптации подростков

(учитель английского языка Логинова Людмила Ивановна МОУ «Головинская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области»)

It’s more than a game. It’s an institution.

                Thomas Hughes (1822-1896)

        Изначально проблема игры возникла как слагаемое проблемы свободного времени и досуга людей в силу тенденций религиозно–социального, экономического и культурного развития общества.

Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Использование при этом английского языка,  открывает богатые обучающие возможности. Для детей, игра, прежде всего – увлекательное занятие. Этим она и привлекает учителей, в том числе и учителей иностранного языка.

Рассматривая ролевую игру как средство адаптации подростков к изменившимся условиям учебной деятельности, следует отметить особенности этого возраста. В 5 классе школьники переходят к систематическому изучению наук, что требует от их психической деятельности более высокого уровня: глубоких обобщений и доказательств, понимания более сложных абстрактных отношений между объектами, формирования отвлеченных понятий. Понятие социальной роли является элементом общественных отношений: первичная социализация (окружающая среда), человек усваивает социальный опыт, зафиксированный в языке. В условиях урока обнаруживаются две естественные социальные роли: ученик – учитель. Таким образом, при использовании ролевой игры как средства обучения следует говорить о «вторичной социализации», имитирующей первую в ее самых существенных чертах. Условность социальных ролей вторичной социализации дает возможность охватить весь спектр коммуникативных ситуаций и позволяет ребенку более быстро адаптироваться к его новому положению в социуме.

Ролевая игра – это одновременно несколько видов деятельности: речевая и коммуникативная, игровая и учебная, воспитательная. С позиции учащихся ролевая игра – это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в определенных ролях. Как правило, учебный характер игры ими не осознается. С позиции учителя, ролевая игра – это форма обучения диалогического общения. Для него целью игры является формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. Ролевая игра обладает большими обучающими возможностями: подражая действительности, она представляет собой самую точную модель общения, в ней взаимодействуют вербальные и невербальные элементы коммуникации; ролевой игре присущи большие мотивационно-побудительные возможности; она повышает уровень личностной сопричастности к происходящему посредством принятия на себя учеником личность исполняемой им роли, усиливает интерес к персонажу; ролевая игра предполагает описание обстановки, характеров действующих лиц, их отношений, так как она строится по принципу театральных пьес, каждая реплика отражает смоделированную действительность; взаимодействие и партнерство предполагаемое в ходе ролевой игры способствует преодолению речевых трудностей учащихся с более слабой подготовкой, данный ими уместный невербальный жест соответствующий сюжету игры одобряется всей группой, и постепенно происходит полное включение в игру всех учащихся; ролевая игра дает общеобразовательные знания, поскольку учащиеся знакомятся в простейшей форме с театральной технологией, получая поощрения от учителя за заботу о реквизите, оригинальные решение проблемы костюмов, открывают обширные поля для изобретательности.

Рассмотренные обучающие возможности ролевой игры позволяют решить ряд проблем учащихся подросткового возраста связанного с их адаптацией на средней ступени образования.

Для рассматриваемого нами возраста характерно расширение связей с окружающим миром, широкое всепоглощающее общение со сверстниками, личные интересы и увлечения, что часто снижает непосредственный интерес подростков к учению. Наряду с познавательными интересами существенное значение при положительном отношении подростков к учению имеет понимание значимости знаний. Для подростка очень важно осознать, осмыслить жизненное значение знаний и, прежде всего их значение, для развития личности. Это связано с усиленным ростом самосознания современного подростка. В этот момент ролевая игра выступает как средство направленного знакомства с окружающей действительностью. Учителю следует учитывать положение учащихся в группе и в ролевой игре периодически менять их на противоположные. Для учеников, не пользующихся авторитетом, необходимо более внимательно отбирать роли. Они должны получать роли положительных персонажей, имеющих влияние и популярность по сюжету игры.

Ролевая игра представляет учащемуся увидеть реальную возможность использования его знаний иностранного языка путем проигрывания стандартных жизненных ситуаций (М.З. Биболетова «Английский с удовольствием», ‘dialog between the guide and two tourists’, ‘at a shop’, etc.). Если же подросток не видит жизненного значения знаний, то у него могут сформироваться негативные убеждения и отрицательное отношение к существующим учебным предметам.

Таким образом, использование ролевых игр на уроках иностранного языка повышает не только эффективность учебного процесса и помогает поддерживать интерес к предмету, но и решает проблему адаптации школьников подросткового возраста.

Литература

1. Семенова Т.В., Семенова М.В. Ролевые игры в обучении иностранным языкам // журнал «Иностранные языки в школе», №3. – М., 2005. -  112 с.

2. Эльконин Д.Б. Психология игры //  http://bookz.ru/authors/el_konin-db/elkonindb01.html

3. Макарова  А.К. Психология обучения подростков. – М.: Знание, 1975. – 119 с.

4. Фридман Л.М., Кулагин И.Ю. «Психологический справочник учителя». М.: Просвещение, 1991. – 288 с.

5. Водзинский Д.И. Воспитание интереса к знаниям у подростков. М.: Просвещение, 1963. - 5-198 с.

6. Ливингстоун К. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. – М.: Высшая школа, 1988. - 328 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЕВАЯ ИГРА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

ВВЕДЕНИЕ         Современное управление школой в качестве одной из своих задач рассматривает повышение эффективности учебного процесса. К основным ее составляющ...

ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ. РОЛЕВЫЕ ИГРЫ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Трудно переоценить значимость изучения иностранного языка в наши дни, ровно как и ценность технологий интерактивного обучения, используемых в образовательном процессе. Именно поэтому мое выступление н...

Презентация по теме ролевые игры на уроках иностранного языка

Несколько слайдов о значении ролевых игр при изучении иностранных языков....

Выступление на межрайонном семинаре учителей английского языка. Тема: "Технологии интерактивного обучения.Ролевые игры на уроках иностранного языка".

Выступление на межрайонном семинаре учителей английского языка. Тема: "Технологии интерактивного обучения.Ролевые игры на уроках иностранного языка"....

Ролевая игра на уроках иностранного языка

В условиях реализации задач реформы общеобразовательной школы учителя и методисты постоянно ищут резервы повышения уровня качества эффективности обучения иностранному языку. Одним из этих резервов мож...

Ролевая игра на уроке иностранного языка

Данная работа показывает значимость ролевой игры на уроке английского языка. ( приведены примеры игр)...

Ролевые игры на уроках иностранного языка как средство развития речи

Ролевые игры на уроках иностранного языка как средство развития речи...