ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.
статья по английскому языку на тему

Глыбова Анастасия Юрьевна

Статья посвящена важнейшим условиям реализации концепции духовно-нравственного развития и воспитания школьника на уроках английского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.

 Глыбова А.Ю., учитель  

английского языка

       первой квалификационной

                                      категории МОУ «Русская                                                     классическая гимназия»

  г. Саратов

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, его состояния и качества внутренней жизни.

Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России. Значимость нравственного воспитания детей особенно обозначилась в современный период в связи с утратой людьми нравственных смыслов собственной жизни, что отражается на растущей агрессивности, инфантильности части молодежи, бездуховности. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся частым явлением. В условиях кризиса нравственных ценностей, переживаемого современной цивилизацией, жестокости и бездуховности человеческих взаимоотношений огромное значение приобретает возвращение к моральным нормам и правилам, которые на протяжении многих поколений направляли поведение людей.

 «Современный учитель находится в поиске таких методов и средств, которые обеспечивали бы проникновение в учебный процесс морали, ее ценностей и вызывали бы их практическое усвоение, совершенствуя нравственный облик учащихся. Нравственная личность обладает добродетелями, представляющими собой общественные ценности, закрепленные во внутреннем мире человека в форме знаний, чувств, убеждений, а учебный процесс является "посредником", механизмом, передающим ей эти ценности.»[1] Духовно-практические качества человека не передаются генетически, а вырабатываются в ходе долгой и кропотливой совместной деятельности учащегося и педагога. Первоначальным источником нравственных идеалов для любого человека является семья, далее человек испытывает воздействие среды - детского сада, школы, друзей, знакомых и т.д. Таким образом, с одной стороны, от учителя требуется стать образцом нравственности для учащихся, а с другой стороны, перед ним ставится задача корректировки нравственных убеждений, трансляции общественных ценностей, что является как высокой моральной ответственностью, так и практически трудно реализуемой задачей.

Важнейшими условиями реализации концепции духовно-нравственного развития и воспитания школьника на уроках английского языка являются:

  • участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия. Например, в гимназии проводится  много открытых уроков,  посвященных нравственному воспитанию («Что такое дружба?», «Протянем руку помощи»), внеклассных мероприятий, праздников. Особое место в духовно нравственном воспитании  занимают внеклассные мероприятия посвященные Рождеству и Пасхе;
  • усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы - овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности. Учащиеся принимают участие в различных акциях, проектах («Нет курению», «Мы за здоровый образ жизни» и т. д.), которые способствуют  сплочению коллектива, прививают чувство ответственности за достижение результата;
  • посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе. Учащиеся моего класса активно принимают участие в благотворительных акциях, ставят сценки на английском языке, посещают детские дома, собирают для нуждающихся детей игрушки и школьные принадлежности;
  • получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях и прародителях);
  • расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения «открытых» семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями). Как классный руководитель,  я часто провожу классные часы и праздники совместно с родителями, например, заседания семейного клуба, посвященного дню матери.

Также очень важна на уроках иностранного языка работа в парах и групповая работа. В процессе парной и групповой работы воспитывается чувство ответственности за выполнение задания, учащиеся привыкают помогать друг другу и осуществлять контроль над товарищем, а это развивает внимание, способствует развитию чувства коллективизма.

Путь воспитания при чтении – это путь опосредованный: от текстов, от полученной информации к мыслям, к выработке взглядов, убеждений формированию мировоззрения. Эффективность воспитания в процессе чтения зависит не только от правильного подбора материала, от подуманных приемов организации чтения, но и от возможности применять содержание прочитанного в практической деятельности учащегося.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  1.  Духовно-нравственное развитие является одним из ведущих компонентов в обучении иностранным языкам.
  2.  Духовно-нравственное развитие на уроках иностранного языка реализуется в основной своей массе через чтение текстов различной тематики (рассказы о родине и её истории, о жизни выдающихся деятелей науки и культуры, о природе, музыке, экологии и др.) и их отработку в различных упражнениях (преимущественно речевых).
  3.  Прекрасным помощником в реализации нравственного воспитания может служить поэзия страны изучаемого языка. Специфика поэзии помогает овладеть эмоционально-ценностным опытом общения и воспитывает учащегося в нравственном смысле, параллельно расширяя его кругозор.
  4.  Очень полезной, с точки зрения развития навыков говорения и реализации нравственного воспитания, является работа в парах, проектная работа, а также проведение конференций, докладов и открытых обсуждений. В процессе парной и групповой работы воспитывается чувство ответственности за выполнение задания, учащиеся привыкают помогать друг другу и осуществлять контроль над товарищем, а это развивает внимание, способствует развитию чувства коллективизма.
  5.  Чтобы усвоенное и продуманное в ходе чтения стало действительным, нашло своё воплощение в повседневной жизни учащихся,  актуально проведение учениками конференций и докладов, представление проектов и написание эссе и сочинений. Написание сочинений и эссе также является актуальным способом реализации нравственного развития на уроках иностранного языка, что, кроме того, способствует еще и развитию навыков письменной речи.
  6. Немаловажным компонентом в воплощении нравственного развития является личность учителя, его заинтересованность в предмете.

ЛИТЕРАТУРА

  1.  Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М., 2001. – с. 76-77, 113.
  2.  Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика. – М., 2003.
  3.  Шатилов С.Ф. Методика обучения иностранному языку. - М., «Просвещение», 1996. - с. 47 – 49.
  4.   Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Ж. Классный руководитель. 2003. - № 4 – с.24-29.


[1] Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Ж. Классный руководитель. 2003. - № 4 – с.24-29.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лексика, систематизированная по классам, помогающая осуществлять духовно-нравственное воспитание на уроках английского языка

Был проведен анализ лексики учебников, способствующей воспитанию нравственности и моральных норм поведения. Были рассмотрены учебники для школ с углубленным изучением англтийского языка. Приведены спи...

Духовно-нравственное воспитание на уроках английского языка

В данной статье показана работа учителя по духовно-нравственному воспитанию уч-ся на уроках английского языка...

"Духовно-нравственное воспитание на уроках английского языка"

доклад по теме "Духовно нравственное воспитание на уроках английского языка"...

"Духовно-нравственное воспитание на уроках английского языка"

доклад по теме "Духовно нравственное воспитание на уроках английского языка"...

Проектирование как эффективное средство развития и воспитания на уроках английского языка.

Данный материал позволяет учителям использовать в своей работе опыт в проведении уроков-проектов...

«Люблю ли я Россию так же, как полюбила ее английская принцесса?» Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию на уроках английского языка.

Я хочу поделиться своим опытом по духовно-нравственному воспитанию на уроках английского языка.     В России много святых, которые верою побеждали врагов видимых и невидимых, ...