«Изучение иностранного языка как инструмента для изучения других предметов с применением элементов современной методики CLIL в образовательном процессе»
учебно-методический материал по английскому языку на тему

Нестерук Елена Викторовна

«Изучение иностранного языка как инструмента для изучения других предметов с применением элементов современной методики CLIL в образовательном процессе»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение пгт Синдор

«Изучение иностранного языка как инструмента для изучения других предметов с применением элементов современной методики CLIL в образовательном процессе»

подготовила

учитель английского языка

Нестерук Елена Викторовна

пгт Синдор

 2015

Изучение иностранного языка как инструмента для изучения других предметов с применением элементов современной методики CLIL в образовательном процессе.

Всем известно, что от системы образования в обществе и ее состояния зависит очень многое, практически, это фундамент будущего общества, при этом важно отметить роль языка, который занимает важнейшее, если не центральное место в обществе и его системе отношений. Школа, как образовательное учреждение, в свою очередь способна создать и развить условия для успешного изучения иностранного языка. Именно поэтому появляются новые образовательные технологии, и одной из таких технологий является предметно-языковое интегрированное обучение под названием CLIL.

Аббревиатура  CLIL означает Content and Language Integrated Learning - интегрирование преподавания иностранного языка и других учебных дисциплин. Впервые термин был предложен Дэвидом Маршем в 1994 году. Этот вид преподавания характеризовал учебные ситуации, когда дисциплины или их отдельные разделы преподаются на иностранном языке, таким образом преследуя двуединую цель: изучение учебного предмета и одновременное освоение иностранного языка. Марш продолжил свои исследования, и уже в 2001 году сущность методики была истолкована следующим образом:  CLIL рассматривает изучение иностранного языка как инструмента для изучения других предметов, таким образом формируя у учащегося потребность в учёбе, что позволяет ему переосмыслить и развить свои способности в коммуникации, в том числе на родном языке. 

Данный метод  считается одним из самый успешных, так как он позволяет совмещать изучение сразу двух и более предметов, одним из которых является иностранный  язык.

Чем  же отличается общий английский от предметно-языкового интегрированного обучения? Общий английский подразумевает изучение базового курса английского языка. Слушатель изучает лексику, грамматику, формируют навыки чтения, письма, аудирования. В то время как принцип предметно-языкового интегрированного обучения заключается в том, что слушатель учить английский язык через предмет и предмет через язык.  

Что касается основ работы методики CLIL? Язык интегрирован в общеобразовательную программу и знание языка становится средством изучения содержания предмета, тем самым у учащихся повышается мотивация использования языка в контексте, когда они заинтересованы в теме. Изучение языка становиться более целенаправленным, так как язык используется для решения конкретных коммуникативных задач. Кроме того, необходимым навыком является чтение текстов на иностранном языке.

Также необходимо учитывать принцип 4 «С» методики CLIL: сontent  (содержание), сommunication(общение), сognition (мыслительные способности), сulture (культурологические знания).

Как и любая другая технология, данная методика имеет свои плюсы и минусы. Во-первых, по средствам данной технологии изучение английского языка становится целенаправленным, т.к. язык используется для решения конкретных коммуникативных задач, повышается мотивация, формируется социокультурная компетенция, пополняется словарный запас предметной терминологией. Но для достижения данных задач к учителю иностранного языка предъявляются повышенные требования.

Безусловно, такое изучение не может полностью заменить изучение соответствующего предмета на родном языке, однако оно может существенно его дополнить. Таким образом, материал по учебному предмету должен быть подобран на уровне сложности чуть ниже актуального уровня знаний учащихся на этом предмете на родном языке. Выбор учебных материалов будет зависеть от структуры курса, определённой учебным учреждением. Задания по обработке текста должны быть построены с акцентом на предметное содержание, вовлекая учащихся в процесс понимания, обсуждения главной мысли текста и проверки. Задания должны показывать особенности лингвистических форм, отрабатывать умение в их создании, употреблении, использовать различные виды проверки и оценки, такие как самоконтроль и взаимоконтроль. Задания должны стимулировать самостоятельную и творческую деятельность учащихся, коммуникативные задания для устного и письменного общения на иностранном языке. Учащиеся должны быть знакомы с конпенсаторными стратегиями для языковых, содержательных и коммуникативных сложностей.

Британское издательство “Express Publishing”, эксклюзивный партнер издательства “Просвещение”, специализируется на выпуске учебных пособий для обучения английскому языку. 

"Книги для чтения" издательства "Express Publishing"  включают в себя 8 серий: "CLIL Readers" – увлекательную серию научно-популярных книг, открывающих ученикам захватывающие факты о нашем мире.

Ридеры из этой серии можно активно использовать на занятиях с использованием методики CLIL. Оснащенные красочными иллюстрациями, они помогают учащимся наглядно представить то, о чем они читают. Также, особая структура текста облегчает его восприятие. 
Для каждого текста есть словарь с толкованием сложной лексики, а также имеются готовые задания, которые можно использовать до, во время и после прочтения/ прослушивания текста. Методика CLIL подразумевает обязательное использование различных диаграмм, графиков, таблиц, что способствует развитию способности структурировать, анализировать и классифицировать информацию.

       Ридеры можно найти на самые разнообразные темы, начиная с животных Амазонки и заканчивая архитектурными чудесами света.

Из вышесказанного следует, что интегрированное обучение делает акцент на лексике, на содержании, нежели на грамматике, и на зубрежке правил и из года в год повторяющихся тем, это позволяет учащимся использовать иностранный язык естественно, что значительно повышает мотивацию к самому процессу обучения. При учете всех факторов данная методика поможет осуществлению следующих целей и задач:

  • Развивать коммуникативные и лингвистические компетенции учащихся
  • Повысить мотивацию к изучению иностранного языка
  • Научить использовать иностранный язык свободно как средство решения повседневных задач общения.

Библиографический список

  1. Bentley, Kay (2010) TKT Course CLIL Module CUP
  2. Mehisto, P., Marsh D., Frigols, M.J. (2008) Uncovering CLIL. Content and Language Integrated Learning in Bilingual and Multilingual Education. Macmillan Books for Teachers. Macmillan Education
  3. Maljers A., Marsh D., Coyle D., Hartiala A.K., Marsland B., Pérez-Vidal C., Wolff D. (2002) The CLIL Compendium. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.clilcompendium.com
  4. Лалетина, Т.А. Интегрированный подход и использование предметно-языковой интеграции при обучении иностранному языку[Электронный ресурс].Режимдоступа:http://conf.sfukras.ru/uploads/3_Laletina%20T%5B1%5D.A.pdf
  5. Coyle D.  Content and Language Integrated Learning Motivating Learners and Teachers[Электронный ресурс].-  Режим доступа:  http://blocs.xtec.cat/clilpractiques1/files/2008/11/slrcoyle.pdf
  6. British Council. CLIL (Content and Language Integrated Learning) Introduction/Teaching English/British Council/ http://www.britishcouncil.org.
  7. Marsh, D. (2001). Using Languages to Learn and Learning to Use Languages: An introduction for parents and young people. TIE-CLIL: Milan.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наиболее эффективные современные образовательные технологии и/или методики, применяемые при изучении иностранного языка

Данная презентация была представлена на метод. объединении учителей иностранных языков Ленинского района Московской области педагогами ВХТЛ. Может оказать помощь при подготовке учителя к аттестации....

Участие во Всероссийской конференции "СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА "(статья "Применение ИКТ на уроках иностранного языка в школе")

Вошедшие в сборник статьи освещают различные аспекты изученияиностранных языков и предлагают решение ряда как теоретических, так ипрактических вопросов. Проблематика представленных статей относи...

Инновации в изучении иностранных языков – залог успеха в образовательном процессе

Инновация – это процесс улучшения путём внесения каких-либо новшеств или акт введения чего-либо. Инновации неотъемлемо связаны с образовательным процессом. Именно этот процесс является атрибутом любог...

Веб-ресурс как инструмент индивидуализации процесса изучения иностранного языка в школе

В данной статье рассматривается возможность индивидуализировать процесс изучения иностранного языка с помощью различных веб-ресурсов. Достоинства и недостатки образовательного процесса при использован...

Театральные постановки как важнейший и необходимый элемент в процессе изучения иностранного языка

Театральные постановки как важнейший и необходимый элемент в процессе изучения иностранного языка.  В статье представлена авторская разработка театрализованного урока английского языка. Авто...

Применение методики CLIL в общеобразовательном процессе: методы и преимущества интеграции языков и предметных знаний

В статье рассматривается применение методики CLIL (Content and Language Integrated Learning) в общеобразовательном процессе, которая предполагает интеграцию изучения языков с предметными знаниями для ...