ИКТ как средство формирования УУД на уроках английского языка
статья по английскому языку на тему

Денежкина Татьяна Анатольевна

Представляю вашему вниманию презентацию и текст к ней о собственном опыте работы по формированию УУД на уроках английского языка. Надеюсь моя работа будет интересна и востребована учителями английского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon ikt_kak_sredstvo_pazvititya_uud.zip2.12 МБ

Предварительный просмотр:

       

ИКТ как средство формирования УУД на уроках английского языка

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А это значит, что школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Важно не столько дать ребенку большой багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить его умением учиться.  По сути, это и есть главная задача новых федеральных государственных образовательных стандартов.

Что же такое  умение учиться?  Это -  способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Другими словами, мы учителя, должны наделить ребёнка универсальными учебными действиями, то есть совокупностью навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно. Все это вынуждает учителя уходить от привычной структуры урока, традиционных педагогических технологий.

Основная цель уроков иностранного языка - формирование коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение. В качестве эффективного средства реализации поставленной цели я выбрала ИКТ - технологии, потому что новые подходы к преподаванию предмета, позволяют расширить возможности изучения новых аспектов с использованием наглядного, теоретического и практического материала через использование ЦОР.

Перед непосредственной разработкой уроков я анализировала возможности  информационно-коммуникационных технологий  и сделала выводы, что применять ИКТ  можно на уроках разных типов.

В своей практике я применяю различные средства ИКТ.

 Презентации в Power Point стали чем-то привычным на наших уроках, мы используем их для речевой разминки , для демонстрации нового материала, для повторения и закрепления изученного. Тем более, что существуют такие темы в программе которые невозможно объяснить без использования наглядности, например, достопримечательности стран изучаемого языка. При нажатии одной кнопки мы переносимся в  Лондон и можем зайти в гости даже к самой королеве Елизавете 11. По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.

В каждый цикл уроков в УМК М.З. Биболетовой включена работа над  проектом. Обучающиеся все чаще стали предпочитать выполнение проекта с использованием ИКТ. При этом они работают с различными англоязычными сайтами с целью поиска информации. Такой вид работы, на мой взгляд, развивают творческие, исследовательские способности обучающихся, способствуют  приобретению навыков, которые весьма полезны в жизни. Продукты их творчества:  презентации, брошюры, буклеты, веб-квесты, коллажи и видеофильмы, могут оказаться востребованными, полезными для других. Подобная перспектива создает сильнейшую мотивацию для их самостоятельной познавательной деятельности в группах или индивидуально. При этом развиваются коммуникативные  универсальные  действия. 

Формируется социальная  компетентность и учет  позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

        Всем известно, что многократное повторение материала способствует прочному усвоению и запоминанию. Программы-тренажеры помогают обеспечить многократность повторений при минимальных временных затратах. На выполнение одного теста у ученика в среднем уходит 1-1,5 минуты. Работа с тренажером позволяет проконтролировать полученные знания по грамматике и лексике английского языка быстро и своевременно, а также упрощается контроль над выполнением домашнего задания  родителями, так как количество правильных ответов показывается на экране компьютера и от них не требуется знания английского языка. Кроме этого, ученик может самостоятельно работать с программой и подготовиться к зачету по теме.

 Ученик может:

1. Вносить дополнения и коррективы в план, и способ действия в случае необходимости. 

2. Ученик осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения. 

3. Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно. 

4. Ребенок может адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

     Теперь о контроле полученных знаний. По сравнению с традиционными формами контроля компьютерное тестирование имеет ряд преимуществ. Существует огромное количество сайтов, где представлены различные тесты по грамматике (English on line). Они все расклассифицированы по тематике и  по трудности. Такой вид тестирования быстро входит в нашу жизнь. При самоконтроле корректируется письменная и устная речь учащегося. При положительном результате у детей появляются позитивные эмоции, и повышается самооценка. А также  формируются регулятивные УУД.

        Теперь об использовании аудио и видео материалов. Аудирование или понимание английской речи на слух всегда вызывает много затруднений у ребят. Для развития этого навыка мы используем аудиофайлы, которые рассылаю ученикам по электронной почте, и таким образом, ребята имеют дополнительную возможность прослушивать тексты дома, отчитывать, повторять их за диктором, развивая при этом навык чтения и аудирования. Я прошу прослушать и заучить текст или отчитать, записать свое чтение и отправить этот аудиофайл на мой электронный адрес. Таким образом, я получаю возможность прослушать всех учеников своей группы и выставить всем оценки за задание. За счет этого я экономлю время на уроке, уже нет необходимости проверять чтение домашнего текста. У ребенка есть возможность получить отличную оценку при экономии времени и сил.

Флеш-игры, флеш-мультфильмы, интерактивные плакаты позволяют ученикам в форме игры легко усвоить учебный материал. В несколько раз повышается эффективность урока, исчезает монотонность в преподавании. Дети становятся раскрепощенными, уходит боязнь говорить. Учащиеся,  играя,  развиваются и обучаются.  Но  при этом важно научить учащихся регулировать свою игровую деятельность. Саморегуляция происходит, например, при инсценировке сказок, при диалогической речи, составлении рассказа по цепочке, по опорной схеме, по картинкам.

То, что ученик видит на большом экране подчас с музыкальным сопровождением и визуальными эффектами надолго остаётся у него в памяти.

Я также использую песни, видеоролики и другие ресурсы сети Интернет во-первых, для приобщения к иноязычной культуре. А во-вторых, мои ученики могут услышать живую английскую речь, имитировать интонацию, повторять выражения.

Активно использую Интернет как превосходное средство для получения информации о последних событиях в мире. С помощью Интернет превращаю классную комнату в агентство новостей, а своих учеников - в первоклассных репортеров.

Все значимые средства массовой информации в мире имеют свои web-страницы. В плане овладения межкультурной компетенцией онлайновая газета является незаменимым помощником. Она позволит учащимся окунуться в гущу мировых событий. Преимущество такой работы заключается в полной вовлеченности всего класса в сочетании с дифференциацией заданий: сильные ученики могут заняться исследованием более трудных статей, в то время как более слабым можно поручить отчет о погодных условиях или что-нибудь из области культуры. Ведется работа над формированием критического отношения к информации, уважения к информации о частной жизни, и информационным результатам деятельности других людей, а это ничто иное как формирование личностных УУД.

Учащиеся получают доступ к информации «из первых рук», а не из недельных или того более давних печатных изданий. Основным достоинством такой работы является то, что Они позволяют перейти от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, творческим видам работы, переносят акцент на формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами информации и её источников.  Сравнивают, оценивают информацию; проводят теоретического исследования, подключая смысловое чтение тем самым развивают свои познавательные УУД.

Одним из средств общения и проверки письменных домашних заданий является электронная почта. Учащиеся  присылают для проверки сочинения, эссе, письма и другие работы. Я же, в свою очередь, даю комментарии ошибок каждому ученику, освобождая время на уроке.

Формирование основ критического мышления (рассуждать, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и т.д.) положительно сказывается на формировании коммуникативных УУД.

Какой эффект имеет грамотное использование возможностей современных информационных технологий вы видите на экране. Мы, учителя, не можем обеспечить учеников всем спектром отдельных знаний на всю жизнь, но мы в состоянии вооружить его методами познания, сформировать познавательную самостоятельность.

С введением новых технологий произошли радикальные изменения в системе образования, и центром ее стал не учитель, а ученик. Это дает возможность каждому ученику обучаться в подходящем для него темпе и на том уровне, который соответствует его способностям.

Использование информационно - коммуникационных технологий позволяет учителям повысить эффективность учебного процесса, достичь лучшего результата в обучении, повысить познавательный интерес к предмету.

Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.

 Таким образом, задача учителя организовать учебную деятельность так, чтобы полученные знания учащихся на уроке были результатом их собственных поисков. Но эти поиски необходимо организовать, при этом управлять учащимися, развивать их познавательную активность. И именно инновационные технологии позволяют учителям построить свои уроки таким образом, чтобы учить учащихся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы,  чтобы захотелось получить новые знания, чтобы у них появилась потребность в их приобретении.