Технология портфолио . Языковой портфель.
статья по английскому языку по теме

В качестве оптимального способа организации накопительной системы оценки выступает портфолио. Это способ фиксирования, накопления и оценки работ, результатов учащегося, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период времени. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portf_po_pred.docx20.38 КБ

Предварительный просмотр:

                             Технология портфолио.  Языковой портфель.

Новые образовательные стандарты вводят новое направление оценочной деятельности – оценку личных достижений. Это связано с реализацией гуманистической парадигмы образования и личностно-ориентированного подхода к обучению. Для общества становится важным объективировать личные достижения каждого субъекта образовательного процесса: ученика, учителя, семьи. Введение оценки личных достижений обеспечивает развитие следующих компонентов личности: мотивации саморазвития, формирования позитивных ориентиров в структуре Я-концепции, развитие самооценки, волевой регуляции, ответственности.

Поэтому в стандартах в итоговую оценку ученика включается и накопленная оценка, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений на протяжении всех лет обучения в школе.

В качестве оптимального способа организации накопительной системы оценки выступает портфолио. Это способ фиксирования, накопления и оценки работ, результатов учащегося, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период времени. Иными словами – это форма фиксации самовыражения и самореализации. Портфолио обеспечивает перенос «педагогического ударения» с оценки на самооценку, с того, что человек не знает и не умеет на то, что он знает и умеет. Значимой характеристикой портфолио является его интегративность, включающая количественную и качественную оценки, предполагающая сотрудничество ученика, педагогов и родителей в ходе его создания, и непрерывность пополнения оценки.

Технология портфолио реализует следующие функции в образовательном процессе:

● диагностическую (фиксируются изменения и рост (динамика) показателей за определенный период времени);

● целеполагания (поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом);

● мотивационную (поощряет учащихся, педагогов и родителей к взаимодействию и достижению положительных результатов);

● содержательную (максимально раскрывает весь спектр достижений и выполняемых работ);

● развивающую (обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу);

● рейтинговую ( показывает диапазон и уровень навыков и умений);

следует все же добавить:

● обучающую (создает условия для формирования основ квалиметрической компетентности);

● корректирующую (стимулирует развитие в условно задаваемых стандартом и обществом рамках).

Для учащегося портфолио – это организатор его учебной деятельности, для учителя – средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности.

В данном контексте учеником следует считать любого обучающегося, а учителем – руководителя процесса обучения.

Известны несколько типов портфолио. Наиболее популярны следующие:

● портфолио достижений

● портфолио – отчет

● портфолио – самооценка

● портфолио – планирование моей работы

(любой из них имеет все характеристики, но при планировании рекомендуется выбирать одну, ведущую)

Выбор типа портфолио зависит от цели его создания.

Отличительной особенностью портфолио является его личностно-ориентированный характер:

● ученик вместе с учителем определяет или уточняет цель создания портфолио;

● ученик собирает материал;

● в основе оценивания результатов лежит самооценка и взаимооценка

Важной характеристикой технологии портфолио является ее рефлексивность. Рефлексия является основным механизмом и способом самоаттестации и самоотчета. Рефлексия – процесс познания на основе самонаблюдения своего внутреннего мира. /Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л. – 1969г./ «психологическое зеркало самого себя».

Кроме общеучебных умений собирать и анализировать информацию, структурировать и представлять ее, портфолио позволяет выйти на развитие интеллектуальных умений более высокого порядка – умения метакогнитивные.

Ученик должен научиться:

● отбирать и оценивать информацию

● точно определять цели, которые он хотел бы достичь

● планировать свою деятельность

● давать оценки и самооценки

● отслеживать собственные ошибки и исправлять их

В данном контексте мы рассматриваем портфолио как один из приемов, наиболее соответствующих задачам технологии развития критического мышления. Именно он сочетает возможности важнейшей стратегии технологии развития критического мышления и современного метода оценки и дает возможность диагностировать сформированность основных целей – способности к самообразованию.

Самым лучшим способом познакомиться с технологией портфолио является его практическое воплощение.

Языковой портфель представляет собой современную технологию обучения иностранным языкам, в частности английскому языку, которая обеспечивает как развитие продуктивной учебно-познавательной деятельности учащегося, так и его личностный рост как субъекта образовательного процесса. Языковой портфель за счёт рефлексивной самооценки учащегося отражает его достижения в овладении изучаемым иностранным языком. Языковой портфель позволяет ученику и учителю проследить динамику овладения языком в течение определённого времени и тем самым отразить «биографию» языкового развития учащегося. Языковой портфель призван оказать неоценимую помощь в формировании способности школьника к оценке своей деятельности, своей личности в целом и своих умений вести коммуникацию с другими людьми как механизма саморазвития. Для учителя английского языка языковой портфель выступает как инструмент развития навыков самооценки ученика, так как основная цель ведения портфолио – это развитие у учащихся навыков рефлексии по поводу проделанной работы, формирование способности учащегося к самостоятельной оценке своего уровня владения английским языком. Языковой портфель (My Language Portfolio) как отдельный компонент УМК «Английский в фокусе» (“Spotlight”) для 5 – 9 классов издательств «Просвещение» и “Express Publishing” является идеальной основой для организации самоконтроля, самоанализа, самооценки учащихся среднего звена общеобразовательной школы на английском языке как в урочное, так и внеурочное время. Представляя собой портфолио личных достижений учащихся, языковой портфель предлагает разнообразные дополнительные материалы по освоенным темам учебника и творческие задания, мотивирующие учащихся к самостоятельной работе.

Особое педагогическое назначение языкового портфеля к УМК «Английский в фокусе» как учебного средства состоит в том, что оно направлено на актуализацию самостоятельной учебной деятельности по овладению английским языком. Языковой портфель создаёт ситуацию развития и обеспечивает реальную вовлечённость и личную ответственность за ход учебного процесса.

В рамках данной программы широко используется метод проектов как компонент технологии портфолио. Это напрямую связано с раскрытием творческих способностей учащихся в соответствии с их интересами и увлечениями, формированием креативности, развитием критического мышления, навыков разрешения проблем и принятия решений, а также личностной и творческой самореализации. Именно в ситуации достижения самостоятельно поставленной цели, при планировании результата школьники учатся действовать как самостоятельно, так и в сотрудничестве с одноклассниками, работать в команде. К тому же, программа учитывает тот факт, что учащиеся среднего школьного возраста, постоянно стремящиеся к самостоятельности, самоутверждению и самоопределению, наиболее восприимчивы к эмоционально-ценностному развитию и духовно- нравственному воспитанию.

Содержание и принципы построения данной программы позволяют решать следующие общеобразовательные и воспитательные задачи:  осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования в рамках учебного предмета «Английский язык»;  повысить общий уровень владения английским языком;  развить индивидуальность каждого ребёнка;  формировать личность обучающегося, что является принципиальным условием его/её самоопределения в той или иной социокульурной ситуации;  более полно выявить индивидуальные способности, интересы, увлечения детей;  расширить возможности социализации учащихся;  обеспечить духовную, культурную и социальную преемственность поколений. Для достижения поставленной цели данная программа решает следующие метапредметные и личностные задачи: Метапредметные задачи:  Научить обчающихся осуществлять самостоятельную продуктивную деятельность.  Развивать навык объективной самооценки выполненной работы, своих языковых умений и уровня владения английским языком.  Научить учащихся ставить индивидуальные учебные цели, достижение которых возможно в ближайшем будущем.  Формировать навыки планировать и организовывать свою деятельность.  Развивать у обучающихся навык рефлексии по поводу проделанной работы.  Развивать способность проводить самоконтроль.  Развивать критическое мышление, внимание, воображение, память.  Формировать у обучающихся мотивацию к обучению и творчеству.  Научить детей самостоятельно выходить из проблемной ситуации.  Приобщить учащихся к совместной деятельности в группе / команде / работе в сотрудничестве.  Развивать навыки исследовательской работы при выполнении  проектных работ.  Формировать интерес к познавательной деятельности.  Актуализировать интеллектуально-творческий потенциал личности  учащегося, его образовательную активность.  Научить осознанному и самостоятельному построению письменного и устного речевого высказывания.  Научить аргументировано высказывать своё мнение по обсуждаемому вопросу или теме.  Научить корректно отстаивать или оспаривать свою точку зрения и принимать противоположную.  Развивать у школьников коммуникативную компетенцию, включая умение взаимодействовать с окружающими.  Приобщать обучающихся к новому социальному опыту с помощью  моделируемых ситуаций общения. Личностные задачи:  Развивать самостоятельность / автономию учащихся.  Формировать личность, способную к саморазвитию и изменению, готовую к осознанному выбору, самостоятельному принятию решений.  Воспитывать уважение к отличительным особенностям жизни, культуры и традиций в других странах и умение к ним адаптироваться.  Воспитывать толерантное отношение к культуре англоязычных стран и более глубокое осознание родной культуры.  Укреплять нравственность учащихся, основанную на духовных традициях.  Создавать условия для социального и культурного самоопределения учащегося.  Воспитывать у учащихся готовность и способность к духовному развитию.  Формировать у учащихся навык исследовать собственное развитие в течение определённого времени. В основе данной программы заложены следующие принципы использования педагогической технологии языкового портфеля:

1. Самооценка результатов (промежуточных и итоговых) овладения всеми составляющими коммуникативной компетенции: лингвистической компетенцией, социокультурным компонентом, всеми видами речевой деятельности, общеучебными и компенсаторными умениями.                           2. Систематичность и регулярность самомониторинга: последовательное отслеживание собственных успехов в области овладения английским языком. 3. Структуризация материалов языкового портфеля, логичность письменных проектов благодаря наличию плана и соблюдению указанного объёма.          4. Коммуникативная направленность заданий.

5. Тематика предложенных проектных работ соответствует возрасту, интересам и уровню языковой подготовки учащихся.

Содержание и принципы построения данной программы позволяют решать следующие общеобразовательные и воспитательные задачи:  осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования в рамках учебного предмета «Английский язык»;  повысить общий уровень владения английским языком;  развить индивидуальность каждого ребёнка;  формировать личность обучающегося, что является принципиальным условием его/её самоопределения в той или иной социокульурной ситуации;  более полно выявить индивидуальные способности, интересы, увлечения детей;  расширить возможности социализации учащихся;  обеспечить духовную, культурную и социальную преемственность поколений. Для достижения поставленной цели данная программа решает следующие метапредметные и личностные задачи:

 Метапредметные задачи:  Научить обчающихся осуществлять самостоятельную продуктивную деятельность.  Развивать навык объективной самооценки выполненной работы, своих языковых умений и уровня владения английским языком.  Научить учащихся ставить индивидуальные учебные цели, достижение которых возможно в ближайшем будущем.  Формировать навыки планировать и организовывать свою  деятельность.  Развивать у обучающихся навык рефлексии по поводу проделанной  работы.  Развивать способность проводить самоконтроль. Развивать критическое мышление, внимание, воображение, память. Формировать у обучающихся мотивацию к обучению и творчеству.  Научить детей самостоятельно выходить из проблемной ситуации.  Приобщить учащихся к совместной деятельности в группе / команде / работе в сотрудничестве.  Развивать навыки исследовательской работы при выполнении  проектных работ.  Формировать интерес к познавательной деятельности.  Актуализировать интеллектуально-творческий потенциал личности учащегося, его образовательную активность.  Научить осознанному и самостоятельному построению письменного и устного речевого высказывания.  Научить аргументировано высказывать своё мнение по обсуждаемому вопросу или теме.  Научить корректно отстаивать или оспаривать свою точку зрения и принимать противоположную.  Развивать у школьников коммуникативную компетенцию, включая умение взаимодействовать с окружающими.  Приобщать обучающихся к новому социальному опыту с помощью моделируемых ситуаций общения. Личностные задачи:  Развивать самостоятельность / автономию учащихся.  Формировать личность, способную к саморазвитию и изменению, готовую к осознанному выбору, самостоятельному принятию решений.  Воспитывать уважение к отличительным особенностям жизни, культуры и традиций в других странах и умение к ним адаптироваться.  Воспитывать толерантное отношение к культуре англоязычных стран и более глубокое осознание родной культуры.  Укреплять нравственность учащихся, основанную на духовных традициях.  Создавать условия для социального и культурного самоопределения учащегося.  Воспитывать у учащихся готовность и способность к духовному развитию.  Формировать у учащихся навык исследовать собственное развитие в течение определённого времени. В основе данной программы заложены следующие принципы использования педагогической технологии языкового портфеля:

1. Самооценка результатов (промежуточных и итоговых) овладения всеми составляющими коммуникативной компетенции: лингвистической компетенцией, социокультурным компонентом, всеми видами речевой деятельности, общеучебными и компенсаторными умениями.                                2. Систематичность и регулярность самомониторинга: последовательное отслеживание собственных успехов в области овладения английским языком. 3. Структуризация материалов языкового портфеля, логичность письменных проектов благодаря наличию плана и соблюдению указанного объёма.                        4. Коммуникативная направленность заданий.                                                    5. Тематика предложенных проектных работ соответствует возрасту, интересам и уровню языковой подготовки учащихся.

Список литературы 1. Теоретические источники и интернет-ресурсы (для учителя)  Гальскова Н.Д. Языковой портфель как инструмент оценки учащегося в.1 области изучения иностранных языков // ИЯШ. – 2000. – №5. – С. 6 – 11.  Европейский языковой портфель для России. М.: МГЛУ; СПб: Златоуст,.2 2001.  Кустова О.А. Дополнительная образовательная программа учащихся 5 – 9.3 классов общеобразовательных учреждений «Языковой портфель к УМК «Английский в фокусе» как эффективное средство самооценки и рефлексии учащихся основной школы» М.: Просвещение, 2012. – 38 с.  Лабазина Л.Н. Европейский языковой портфель – средство оценки и.4 самооценки знаний учащихся по иностранным языкам // Ярославский педагогический вестник, 2003, № 2 (35). http://www.yspu.yar.ru/vestnik/uchenue_praktikam/20_2/  Примерные программы основного общего образования по учебным.5 предметам. Иностранный язык. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – 144 с.  Сафонова В.В. «Языковой портфель» в России: личностнообразующий.6 потенциал // Современные проблемы языкового образования: научно- методический сборник. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Еврошкола, 2001. – С. 8 – 17.  Скачкова Г.А. Европейский языковой портфель – средство оценки и.7 самооценки знаний на уроках английского языка. http://festival.1september.ru/2006/2007  Федеральный портал Российское образование http://www.edu.ru/ –.8 нормативные документы, программы элективных курсов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ «ЯЗЫКОВОЙ ПОРТФЕЛЬ УЧЕНИКА" НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

В данной статье рассмотрена одна из современных педагогических технологий - "Языковой портфель ученика". сформулированы цели, принципы, концептуальные основы технологии....

Языковой портфель как технология формирования учебной компетенции школьников

Работа направлена на рассмотрение следующей проблемы: активное применение языкового портфеля школьника как средства обучения иностранному языку в условиях личностно-ориентированного образовательного п...

Языковой портфель как технология формирования учебной компетенции школьников

Одной из новых, перспективных технологий обучения иностранному языку и мониторинга качества образования в последние годы становится языковой портфель, который получает все большее распространение в си...

Языковой портфель как технология формирования учебной компетенции школьников.

Преподавание иностранного языка в современных условиях  требует от учителя не только знания, но и активного применения  различных технологий. Дидактическая система, основанная на личностно-о...

Языковой портфель как инновационная технология обучения русскому языку

Выступление содержит описание одной из инновационных технологий, как "языковой портфель".Данная технология направлена на формирование рефлексивных умений, без которых невозможен процесс обучения по но...

Языковой портфель – новая технология оценки и самооценки учебной деятельности

Статья "Языковой портфель – новая технология оценки и самооценки учебной деятельности" была напечатана в информационно-познавательном журнале ГУО "Гимназия № 4 города Витебск...