Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках английского языка.
методическая разработка по английскому языку (5 класс) на тему

Данный материал предназначен в помощь учителям английского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках английского языка.


Иностранный язык - это предмет, который требует в первую очередь хорошо развитую память и хорошо развитую волевую сферу. Опыт работы показал, что на начальной стадии изучения иностранного языка, неуспевающих учащихся не бывает, т.к весь материал строится на устном опережении, т.е все выражения и структуры отрабатываются при многократном повторении в устной речи в форме беседы, заучивания лексики и структур в стихах и песнях. Трудности возникают тогда, когда учащиеся должны приложить усилия для частичного закрепления учебного материала дома. Кратковременная память или нежелание отдельных учеников заучивать лексику приводит к тому, что из-за незнания в первую очередь слов ученики не могут воспринимать текст на слух, понимать прочитанный текст, отвечать на вопросы и т.д. 

Можно выделить следующие признаки неуспеваемости по иностранному языку: незнание базовой лексики; непонимание вопросов; неумение составить фразу; обдумывание простейших фраз, как признак отсутствия речевых автоматизмов; неумение употребить знакомый материал в новой ситуации; нестабильность результатов, как следствие недостаточной осознанности действий; выполнение упражнений наугад, не руководствуясь правилом; пассивность на уроке; отвлекаемость, стремление перевести разговор на посторонние темы, постоянный переход на родной язык. 

С целью профилактики работы со слабоуспевающими необходимо: 
-подкреплять сильного ученика при работе в паре со слабым ( ведущая роль отводится сильному ученику), - проводить дополнительные консультации, 
- снижать темп опроса, 
-в младших классах проверять запись домашних работ, 
- организовать специальную систему домашних заданий: подготовка памяток; творческие задания, разбивка домашнего задания на блоки, 
-ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее, 
-напоминать прием и способ выполнения задания, 
-сделать ссылку на правило, 
-проверять все домашние задания, контролировать выполнение их после уроков (в случае отсутствия), 
-регулярно оповещать родителей об успеваемости слабоуспевающего ребенка. 

Особенно важным для учеников с низким уровнем активности является фактор успеха. Необходимо всегда хвалить ученика даже за самые незначительные успехи, чаще обращать внимание коллектива учащихся на успехи такого ученика так, чтобы он чувствовал  своё движение вперёд.

Работа со слабоуспевающими учащимися в рамках реализации ФГОС.

Заложены ли инструменты в новых УМК для работы со слабоуспевающими учениками в рамках реализации ФГОС?

В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. Поэтому методика работы со слабоуспевающими детьми должна быть специальной, учитывать особенности развития этих детей. Причины неуспеваемости учащихся моего класса: особенности организма школьника, особенности личности школьника, особенности воспитания в семье. 

Отставание моих учащихся в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам:

1 . Недостаточный уровень умственного развития(не уделяется должного внимания и контроля при подготовке домашних заданий). 

2.  Несформированность учебных навыков.(Ребёнок не умеет учиться:  не умеет работать с текстом,  не умеет выделять главное, существенное, не может организовать своё время и распределить усилия).

.Дефицит внимания с гиперактивностью (отвлекаемость, подвижность. неусидчивость).

Отсутствие познавательного интереса (с ребёнком недостаточно занимались, не развивали его познавательные способности, ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое время препровождение). 

Несформированность произвольной сферы (ученик делает то, что ему нравиться и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач).

Ниже среднего познавательный интерес  (требуется обеспечивать «эффект новизны»при решении учебных задач).

Низкий уровень развития словесно-логического мышления (реализовывать принцип доступности учебного материала).

Низкая  работоспособность (правильные  и разумные способы учебной работы). Поэтому нужно так организовать учебный процесс, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к обучению. 

Давайте посмотрим, как можно помочь слабоуспевающему ученику:

для закрепления необходимо более длительное время и больший объем решаемых задач; учитель для себя и для ученика должен сформулировать минимум знаний и навыков, который должен усвоить ученик.

Виды помощи неуспевающему ученику на уроке:

В процессе контроля за подготовленностью учащихся: создание атмосферы особой доброжелательности при опросе;  снижение темпа опроса, разрешении дольше готовиться у доски; предложение учащимся примерного плана ответа; разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления; стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой. 

При изложении нового материала: более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющим степень понимания ими учебного материала; привлечение их в качестве помощников при выполнении задания; привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы; 

В ходе самостоятельной работы на уроке: разбивка занятий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых; ссылка на аналогическое задание,

выполненное раннее; напоминание приема и способа выполнения задания; указание на необходимость актуализировать то или иное правило;

ссылка на правила, которые необходимы для упражнений; инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению;

стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих;

более тщательный контроль за их деятельностью. при организации самостоятельной работы: выбор для группы успевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа; более подробное объяснение последовательности выполнения задания; предупреждения о возможных затруднениях, использование карточек консультаций, карточек с направляющим планом действий.

Как повысить работоспособность?: разнообразить виды деятельности, проветривать кабинет, проводить физминутки. Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности. Виды работ со слабоуспевающими учениками :карточки для индивидуальной работы, задания с выбором ответа, перфокарты, карточки – тренажеры ,творческие задания, карточки -информаторы, карточки  с образцами решения.

Для эффективной  работы со слабоуспевающими учащимися учитель должен: знать психическое развитие ребёнка: восприятие (каналы – кинестетический, слуховой, визуальный), внимание (произвольное, непроизвольное, постпроизвольное), память (вербальная, невербальная). Также следует обратить внимание на то, что психологи условно разделили людей по ведущему каналу восприятия информации на следующие категории: визуалы (ведущим является зрительный канал восприятия информации). Они думают и запоминают картинками, а словесные конструкции воспринимают с трудом, предпочитают читать сами, чем слушать чтение; аудиалы (ведущим является слуховой канал восприятия информации). Они разговаривают сами с собою, шевелят губами, проговаривают слова при чтении, любят музыку, любят дискуссии; кинистетики (чувственный канал, внутренние ощущения, движения). Для этих учеников характерно обилие движений, богатые физические реакции, жестикуляция. Обладая представлением о том, к какой категории принадлежит ученик, можно предположить, что: аудиал при введении материала проявит себя в работе с прослушиванием высказывания и составлением подобного по образцу; визуал при введении материала будет прекрасно работать с текстом учебника; кинистетик лучше освоит новый материал в игре. Учёт в организации учебного процесса ведущего канала восприятия при работе со слабоуспевающими учениками является проявлением индивидуального подхода.

Учитель должен стремиться понять и принять каждого ребёнка, создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке, проявлять разумную требовательность, неиссякаемое терпение, справедливую строгость, веру в возможности ученика. Уметь встать на позиции ученика, использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план),учить работать со словарями и другим справочным материалом, в обучении применять: опережающее обучение, различные формы групповой работы, взаимоопрос, самоконтроль.

В работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на следующие правила, разработанные психологами:

Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.

Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.

Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.

Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.

Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.

Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.

Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.

Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчён его неудачами.

Создаются благоприятные условия для: понимания ученика и уважения к ученику (ученик чувствует себя значимым и полезным, с ним совещаются, разговаривают); помощи со стороны учащихся и учителя при необходимости (помощь незаметная, грамотная, посильная); для того, чтобы ученик в конце урока получил удовлетворительную оценку за свой труд.

Выявление «успешных» сфер деятельности отстающего школьника позволяет изменить отношение к нему педагогов, родителей, учеников в лучшую сторону. Полезно фиксировать, отмечать и поощрять малейшие удачи ребенка в учебной деятельности, самые, казалось бы, незначительные сдвиги к лучшему. Таким ученикам я предоставляю возможность отличиться, отмечаю похвалой даже самое незначительное движение вперёд, например: «Молодец, ты стал читать гораздо быстрее, чем раньше». «Ты очень хорошо рассказываешь, я радуюсь твоим успехам».

В связи с этим я хотела бы напомнить о системе содержательных оценок, разработанной Ш.А. Амоношвили ещё в 1984 году. Она включает в себя четыре компонента: 1.доброжелательное отношение к ученику как к личности; 2.положительное отношение к усилиям ученика, направленным на решение задачи (даже если эти усилия не дали положительного результата); 3.конкретный анализ трудностей, вставших перед учеником, и допущенных им ошибок; 4.конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат. При оценивании ученика я стараюсь использовать все эти компоненты, даже если ученик ответил не лучшим образом. Есть много способов оценить ученика так, чтобы он не воспринимал слова учителя как проявление отрицательного отношения к себе, ведь слова «Ты сделал это плохо» ученики начальной школы расценивают как «Ты плохой». Они нуждаются в помощи учителя и его положительной оценке. Поэтому исправлять ошибки нужно очень деликатно, не обидно для ребёнка, например вежливым переспросом, уточнением, подсказкой. 

Особое внимание следует уделить тому, чтобы не дать закрепиться новым неудачам. Для этого, тренируя волю ребенка, нужно заставлять его доводить начатое дело до конца, не откладывая его на «потом» при первых же ошибках. Особое внимание стоит обратить на характер и форму порицания и поощрения отстающего ученика. Порицание ни в коем случае не должно касаться способностей ученика. Оно должно быть предельно конкретным и направленным на устранение ясно осознаваемых самим учеником недостатков (например, нарушений дисциплины, небрежности в работе и т.д.).Психологи рекомендуют порицание в форме простого удивления учителя по поводу наступившего ухудшения в работе или поведении ученика («Я не ожидал», «Меня очень удивило…» и т.д.).Немаловажно, каков тон речи учителя в момент порицания. Раздражение, злость в голосе вызывают только негативную реакцию ученика. Нужно стараться говорить с ним спокойно доброжелательно и заинтересованно. Следует обращать внимание и на такие моменты, связанные с получаемой неуспевающим оценкой как ее подробное обоснование, а также выделение тех критериев, по которым идет оценивание, с тем, чтобы они были понятны самим учащимся.Достаточно эффективным может быть прием, который использовался известным педагогов Ш.А. Амонашвили, - превращение отстающего ученика в «учителя», наставника, помогающего слабому ученику из младшего класса. 

Таким образом, осуществляя работу по развитию и обучению слабоуспевающих учащихся, необходимо опираться на знания психологии, возрастной физиологии, особенностей развития младших школьников. Современные УМК, разработанные в соответствии с новыми образовательными стандартами, позволяют учителю правильно организовать работу со слабоуспевающими учащимися и имеют для этого соответствующие инструменты, позволяют формировать весь комплекс заданных ФГОС личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий и умения учиться в целом.



Предварительный просмотр:

Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках английского языка.


Иностранный язык - это предмет, который требует в первую очередь хорошо развитую память и хорошо развитую волевую сферу. Опыт работы показал, что на начальной стадии изучения иностранного языка, неуспевающих учащихся не бывает, т.к весь материал строится на устном опережении, т.е все выражения и структуры отрабатываются при многократном повторении в устной речи в форме беседы, заучивания лексики и структур в стихах и песнях. Трудности возникают тогда, когда учащиеся должны приложить усилия для частичного закрепления учебного материала дома. Кратковременная память или нежелание отдельных учеников заучивать лексику приводит к тому, что из-за незнания в первую очередь слов ученики не могут воспринимать текст на слух, понимать прочитанный текст, отвечать на вопросы и т.д. 

Можно выделить следующие признаки неуспеваемости по иностранному языку: незнание базовой лексики; непонимание вопросов; неумение составить фразу; обдумывание простейших фраз, как признак отсутствия речевых автоматизмов; неумение употребить знакомый материал в новой ситуации; нестабильность результатов, как следствие недостаточной осознанности действий; выполнение упражнений наугад, не руководствуясь правилом; пассивность на уроке; отвлекаемость, стремление перевести разговор на посторонние темы, постоянный переход на родной язык. 

С целью профилактики работы со слабоуспевающими необходимо: 
-подкреплять сильного ученика при работе в паре со слабым ( ведущая роль отводится сильному ученику), - проводить дополнительные консультации, 
- снижать темп опроса, 
-в младших классах проверять запись домашних работ, 
- организовать специальную систему домашних заданий: подготовка памяток; творческие задания, разбивка домашнего задания на блоки, 
-ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее, 
-напоминать прием и способ выполнения задания, 
-сделать ссылку на правило, 
-проверять все домашние задания, контролировать выполнение их после уроков (в случае отсутствия), 
-регулярно оповещать родителей об успеваемости слабоуспевающего ребенка. 

Особенно важным для учеников с низким уровнем активности является фактор успеха. Необходимо всегда хвалить ученика даже за самые незначительные успехи, чаще обращать внимание коллектива учащихся на успехи такого ученика так, чтобы он чувствовал  своё движение вперёд.

Работа со слабоуспевающими учащимися в рамках реализации ФГОС.

Заложены ли инструменты в новых УМК для работы со слабоуспевающими учениками в рамках реализации ФГОС?

В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. Поэтому методика работы со слабоуспевающими детьми должна быть специальной, учитывать особенности развития этих детей. Причины неуспеваемости учащихся моего класса: особенности организма школьника, особенности личности школьника, особенности воспитания в семье. 

Отставание моих учащихся в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам:

1 . Недостаточный уровень умственного развития(не уделяется должного внимания и контроля при подготовке домашних заданий). 

2.  Несформированность учебных навыков.(Ребёнок не умеет учиться:  не умеет работать с текстом,  не умеет выделять главное, существенное, не может организовать своё время и распределить усилия).

.Дефицит внимания с гиперактивностью (отвлекаемость, подвижность. неусидчивость).

Отсутствие познавательного интереса (с ребёнком недостаточно занимались, не развивали его познавательные способности, ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое время препровождение). 

Несформированность произвольной сферы (ученик делает то, что ему нравиться и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач).

Ниже среднего познавательный интерес  (требуется обеспечивать «эффект новизны»при решении учебных задач).

Низкий уровень развития словесно-логического мышления (реализовывать принцип доступности учебного материала).

Низкая  работоспособность (правильные  и разумные способы учебной работы). Поэтому нужно так организовать учебный процесс, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к обучению. 

Давайте посмотрим, как можно помочь слабоуспевающему ученику:

для закрепления необходимо более длительное время и больший объем решаемых задач; учитель для себя и для ученика должен сформулировать минимум знаний и навыков, который должен усвоить ученик.

Виды помощи неуспевающему ученику на уроке:

В процессе контроля за подготовленностью учащихся: создание атмосферы особой доброжелательности при опросе;  снижение темпа опроса, разрешении дольше готовиться у доски; предложение учащимся примерного плана ответа; разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления; стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой. 

При изложении нового материала: более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющим степень понимания ими учебного материала; привлечение их в качестве помощников при выполнении задания; привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы; 

В ходе самостоятельной работы на уроке: разбивка занятий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых; ссылка на аналогическое задание,

выполненное раннее; напоминание приема и способа выполнения задания; указание на необходимость актуализировать то или иное правило;

ссылка на правила, которые необходимы для упражнений; инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению;

стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих;

более тщательный контроль за их деятельностью. при организации самостоятельной работы: выбор для группы успевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа; более подробное объяснение последовательности выполнения задания; предупреждения о возможных затруднениях, использование карточек консультаций, карточек с направляющим планом действий.

Как повысить работоспособность?: разнообразить виды деятельности, проветривать кабинет, проводить физминутки. Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности. Виды работ со слабоуспевающими учениками :карточки для индивидуальной работы, задания с выбором ответа, перфокарты, карточки – тренажеры ,творческие задания, карточки -информаторы, карточки  с образцами решения.

Для эффективной  работы со слабоуспевающими учащимися учитель должен: знать психическое развитие ребёнка: восприятие (каналы – кинестетический, слуховой, визуальный), внимание (произвольное, непроизвольное, постпроизвольное), память (вербальная, невербальная). Также следует обратить внимание на то, что психологи условно разделили людей по ведущему каналу восприятия информации на следующие категории: визуалы (ведущим является зрительный канал восприятия информации). Они думают и запоминают картинками, а словесные конструкции воспринимают с трудом, предпочитают читать сами, чем слушать чтение; аудиалы (ведущим является слуховой канал восприятия информации). Они разговаривают сами с собою, шевелят губами, проговаривают слова при чтении, любят музыку, любят дискуссии; кинистетики (чувственный канал, внутренние ощущения, движения). Для этих учеников характерно обилие движений, богатые физические реакции, жестикуляция. Обладая представлением о том, к какой категории принадлежит ученик, можно предположить, что: аудиал при введении материала проявит себя в работе с прослушиванием высказывания и составлением подобного по образцу; визуал при введении материала будет прекрасно работать с текстом учебника; кинистетик лучше освоит новый материал в игре. Учёт в организации учебного процесса ведущего канала восприятия при работе со слабоуспевающими учениками является проявлением индивидуального подхода.

Учитель должен стремиться понять и принять каждого ребёнка, создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке, проявлять разумную требовательность, неиссякаемое терпение, справедливую строгость, веру в возможности ученика. Уметь встать на позиции ученика, использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план),учить работать со словарями и другим справочным материалом, в обучении применять: опережающее обучение, различные формы групповой работы, взаимоопрос, самоконтроль.

В работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на следующие правила, разработанные психологами:

Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.

Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.

Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.

Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.

Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.

Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.

Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.

Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчён его неудачами.

Создаются благоприятные условия для: понимания ученика и уважения к ученику (ученик чувствует себя значимым и полезным, с ним совещаются, разговаривают); помощи со стороны учащихся и учителя при необходимости (помощь незаметная, грамотная, посильная); для того, чтобы ученик в конце урока получил удовлетворительную оценку за свой труд.

Выявление «успешных» сфер деятельности отстающего школьника позволяет изменить отношение к нему педагогов, родителей, учеников в лучшую сторону. Полезно фиксировать, отмечать и поощрять малейшие удачи ребенка в учебной деятельности, самые, казалось бы, незначительные сдвиги к лучшему. Таким ученикам я предоставляю возможность отличиться, отмечаю похвалой даже самое незначительное движение вперёд, например: «Молодец, ты стал читать гораздо быстрее, чем раньше». «Ты очень хорошо рассказываешь, я радуюсь твоим успехам».

В связи с этим я хотела бы напомнить о системе содержательных оценок, разработанной Ш.А. Амоношвили ещё в 1984 году. Она включает в себя четыре компонента: 1.доброжелательное отношение к ученику как к личности; 2.положительное отношение к усилиям ученика, направленным на решение задачи (даже если эти усилия не дали положительного результата); 3.конкретный анализ трудностей, вставших перед учеником, и допущенных им ошибок; 4.конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат. При оценивании ученика я стараюсь использовать все эти компоненты, даже если ученик ответил не лучшим образом. Есть много способов оценить ученика так, чтобы он не воспринимал слова учителя как проявление отрицательного отношения к себе, ведь слова «Ты сделал это плохо» ученики начальной школы расценивают как «Ты плохой». Они нуждаются в помощи учителя и его положительной оценке. Поэтому исправлять ошибки нужно очень деликатно, не обидно для ребёнка, например вежливым переспросом, уточнением, подсказкой. 

Особое внимание следует уделить тому, чтобы не дать закрепиться новым неудачам. Для этого, тренируя волю ребенка, нужно заставлять его доводить начатое дело до конца, не откладывая его на «потом» при первых же ошибках. Особое внимание стоит обратить на характер и форму порицания и поощрения отстающего ученика. Порицание ни в коем случае не должно касаться способностей ученика. Оно должно быть предельно конкретным и направленным на устранение ясно осознаваемых самим учеником недостатков (например, нарушений дисциплины, небрежности в работе и т.д.).Психологи рекомендуют порицание в форме простого удивления учителя по поводу наступившего ухудшения в работе или поведении ученика («Я не ожидал», «Меня очень удивило…» и т.д.).Немаловажно, каков тон речи учителя в момент порицания. Раздражение, злость в голосе вызывают только негативную реакцию ученика. Нужно стараться говорить с ним спокойно доброжелательно и заинтересованно. Следует обращать внимание и на такие моменты, связанные с получаемой неуспевающим оценкой как ее подробное обоснование, а также выделение тех критериев, по которым идет оценивание, с тем, чтобы они были понятны самим учащимся.Достаточно эффективным может быть прием, который использовался известным педагогов Ш.А. Амонашвили, - превращение отстающего ученика в «учителя», наставника, помогающего слабому ученику из младшего класса. 

Таким образом, осуществляя работу по развитию и обучению слабоуспевающих учащихся, необходимо опираться на знания психологии, возрастной физиологии, особенностей развития младших школьников. Современные УМК, разработанные в соответствии с новыми образовательными стандартами, позволяют учителю правильно организовать работу со слабоуспевающими учащимися и имеют для этого соответствующие инструменты, позволяют формировать весь комплекс заданных ФГОС личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий и умения учиться в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "методы и приёмы при работе со слабоуспевающими детьми на уроках английского языка"

методы и приёмы при работе со слабоуспевающими детьми на уроках английского языка...

Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках русского языка

Проблемы слабой успеваемости учащихся на уроках русского языка и способы ее преодоления....

Статья на тему:" Учёт психологических особенностей детей младшего школьного возраста в работе со слабоуспевающими учениками на уроках английского языка ".

В настоящее время в преподавании иностранного языка происходит этап качественного преобразования и обновления. Иностранный язык как учебный предмет активно внедряется в практику работы начальной школы...

Мастер-класс «Использование игровых технологий в работе со слабоуспевающими учащимися на уроках русского языка» с приложением (Дидактические игры, материалы по предупреждению неуспеваемости, психолого-педагогическая характеристика)

Мастер-класс проведен на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы. Работа со слабоуспевающими учащимися должна быть направлена на преодоление трудностей и привитие интере...

«Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках русского языка»

laquo;Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках русского языка»...