Компетентность педагога.
статья по английскому языку на тему

Грушина Наталья Владимировна

Компетентным  считается такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности школьников. При этом компетентность учителя определяются  также соотношением его профессиональных знаний и умений, с одной стороны, и профессиональных позиций, психологических качеств – с другой стороны. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 1.Компетентность в области личностных качеств.

Наталья Владимировна  любит  детей.  Способна  поставить себя на место другого, способна к сопереживанию. Способна точно определить эмоциональное состояние другого человека на основе мимики, поступков, жестов . Воспринимает  внутренний мир другого человека, понимает его и относиться к нему бережно.  Способна ощущать радость или боль ученика, понимать причины его переживаний, чувствовать, что происходит с ребенком и другими участниками образовательного процесса    Она  может посмотреть на себя глазами других людей, оценить себя со стороны. Она может анализировать и осмысливать  свои  действия, поступки, свои личностные качества, разрешать различные затруднения в работе, мыслить с позиции обучающегося .  Все обучающиеся безбоязненно обращаются к учителю за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи. Умеет смотреть на ситуацию с точки зрения других и достигать взаимопонимания. Умеет поддержать обучающихся и коллег по работе. Умеет находить сильные стороны и перспективы развития для каждого обучающегося. Умеет анализировать причины поступков и поведения обучающихся.  Умеет организовать свою деятельность и деятельность обучающихся для достижения всех намеченных целей урока . Рабочее пространство учителя хорошо организовано. Конструктивно реагирует на ошибки и трудности, возникающие в процессе реализации педагогической деятельности. Своевременно вносит коррективы в намеченный план урока в зависимости от сложившейся ситуации. Сохраняет самообладание даже в ситуациях с высокой эмоциональной нагрузкой.  Обладает широким кругозором, легко поддерживает разговоры на различные темы. Поведение и внешний вид учителя соответствуют этическим нормам. Осведомлена об основных событиях и  изменениях в социальной жизни. Обладает педагогическим тактом, деликатна в общении.  Её высказывания  построены грамотно и доступны для понимания, её отличает высокая культура речи.

 

2. Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности. 

 Наталья Владимировна  умеет  правильно поставить цель деятельности и конкретизировать ее в задачах, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся , умеет перевести тему урока в педагогическую задачу, умеет  вовлечь обучающихся  в процесс формулирования целей и задач. Она стремится лучше узнать и понять каждого обучающегося .  Педагог хорошо знает и применяет на практике информацию о возрастных особенностях детей, об их индивидуальных различиях.  Она умеет работать с обучающимися  как с группой, включающей детей одной возрастной группы, так и с каждым отдельным учеником.  Умеет сформулировать цели и задачи на основе темы урока. Умеет конкретизировать цель урока до комплекса взаимосвязанных задач. Может сформулировать критерии достижения целей урока. Умеет добиться понимания обучающимися целей и задач урока. Умеет соотнести результаты обучения с поставленными целями. Умеет вовлечь обучающихся в процесс постановки целей и задач урока .Предлагает обучающимся назвать результат деятельности на уроке и способы его достижения. Предлагает обучающимся самостоятельно сформулировать цель урока в соответствии с изучаемой темой. Спрашивает, как обучающиеся поняли цели и задачи урока.

 

3. Компетентность в области мотивирования обучающихся  на осуществление учебной деятельности.

 Умеет вызвать интерес у обучающихся к своему предмету. Отмечает даже самый маленький успех обучающихся. Демонстрирует успехи обучающихся родителям. Демонстрирует успехи обучающихся одноклассникам. Умеет дифференцировать задания так, чтобы ученики почувствовали свой успех Выстраивает деятельность на уроке с учетом уровня развития учебной мотивации. Владеет большим спектром материала и заданий, способных вызвать интерес обучающихся к различным темам преподаваемого предмета. Использует знания об интересах и потребностях обучающихся в педагогической деятельности.  Умеет создать доброжелательную атмосферу на уроке. Обучающиеся удовлетворены. Умеет активизировать творческие возможности обучающихся. Демонстрирует практическое применение изучаемого материала. Она  поощряет любознательность обучающихся, выход за рамки требований программы при подготовке школьных заданий. Дает возможность обучающимся самостоятельно ставить и решать задачи с высокой степенью свободы и ответственности. Создает условия для вовлечения обучающихся в дополнительные формы познания по предмету: олимпиады, конкурсы, проекты.

.

 

4. Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности.

 Педагог  адекватно подбирает  приемы и методы работы в рамках одного занятия или цикла занятий. Она умеет гибко адаптировать технологии преподавания  к возрастным особенностям обучающихся ,  уровню их подготовленности, их интересов, меняет выбор методов с учетом конкретных условий. В работе использует методы, побуждающие детей рассуждать. Важным элементом преподавания  являются используемые педагогом методические материалы и дополнительные источники. Каждый прием, используемый педагогом, способствует достижению целей всего занятия. Своевременно вносит коррективы в методы преподавания в зависимости от сложившейся ситуации.   Применяемые методы соответствуют целям и задачам обучения, содержанию изучаемой темы,  соответствуют имеющимся условиям и времени, отведенному на изучение темы. Владеет современными методами преподавания. Обоснованно использует на уроках современные информационно-коммуникативные технологии. Педагог сочетает теоретическое знание предмета с пониманием возможностей его практического применения и умеет применять данное знание. Он видит в реальной практике примеры, которые способны проиллюстрировать ученикам  знание предмета..  Знает  основные  научные концепции, принципы, связи методов исследования и нерешенных проблем . Учитель хорошо знает преподаваемый предмет. Рабочая программа по предмету построена с учетом межпредметных связей. При подготовке к урокам использует дополнительные материалы по предмету (книги для самообразования, медиа-пособия, современные цифровые образовательные ресурсы и др.). В процессе формирования новых знаний опирается на знания обучающихся, полученные ими ранее при изучении других предметов. Добивается высоких результатов по преподаваемому предмету. Ориентируется в социальной ситуации класса, знает и учитывает взаимоотношения обучающихся. Хорошо знает и действует в соответствии с Конвенцией о правах ребенка Систематически анализирует уровень усвоения учебного материала и развития обучающихся на основе устных и письменных ответов, достигнутых результатов и др. диагностических показателей. Имеет «банк» учебных заданий, ориентированных на обучающихся с различными индивидуальными особенностями. Подготовленные учителем характеристики обучающихся, отличаются хорошим знанием индивидуальных особенностей, обоснованностью суждений.

 

5. Компетентность в области разработки программы, методических, дидактических материалов и принятии педагогических решений.

Знает основные нормативные документы, отражающие требования к содержанию и результатам учебной деятельности по предмету, учебники и учебно-методические комплексы по преподаваемому предмету, допущенные или рекомендованные Минобр науки РФ . Может провести сравнительный анализ учебных программ, УМК, методических и дидактических материалов по преподаваемому предмету, выявить их достоинства и недостатки. Обоснованно выбирает учебники и учебно-методические  комплексы по преподаваемому предмету. Рабочая программа учителя предполагает решение воспитательных задач. Рабочая программа учителя составлена с учетом нормативных требований, темпа усвоения материала, преемственности и др. моментов, повышающих ее обоснованность. Вносит изменения в дидактические и методические материалы с целью достижения высоких результатов. Самостоятельно разрабатывает  программные, методические и дидактические материалы по предмету , которые  имеют  высокое качество. Продуктивно работает в составе групп, разрабатывающих и реализующих образовательные проекты, программы, методические и дидактические материалы. Выступает перед коллегами с информацией о новых программных, методических и дидактических материалах, участвует в конкурсах профессионального мастерства. Проводит исследования, направленные на доказательство эффективности реализуемой рабочей программы, новых методических и дидактических материалов.  Поощряет высказывания и выслушивает мнения обучающихся, даже если они расходятся с её  точкой зрения.  Коллеги по работе используют её предложения  по разрешению актуальных вопросов школьной жизни.  Умеет аргументировать предлагаемые им  решения. Умеет пересмотреть свое решение под влиянием ситуации или новых фактов.  Она учитывает мнение родителей, коллег, обучающихся при принятии решений.

6. Компетентность в области организации учебной деятельности .

 Умеет устанавливать отношения сотрудничества с обучающимися, вести с ними диалог. Умеет разрешать конфликты оптимальным способом. Умеет насыщать общение с обучающимися положительными эмоциями и чувствами. Умеет выстраивать отношения сотрудничества с коллегами, проявляет себя как член команды при разработке и реализации различных мероприятий, проектов, программ и др. Умеет создать рабочую атмосферу на уроке, поддержать дисциплину. Использует методы, побуждающие обучающихся самостоятельно рассуждать. Формирует у обучающихся навыки  учебной деятельности. Излагает материал в доступной форме, в соответствии с дидактическими принципами. Умеет организовать обучающихся для достижения запланированных  результатов учебной деятельности. Умеет организовать обучающихся для поиска дополнительной информации, необходимой при решении учебной задачи (книги, компьютерные и медиа-пособия, цифровые образовательные ресурсы и др.). Учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при оценивании. Аргументирует оценки, показывает обучающимся их достижения и недоработки. Применяет различные методы оценивания обучающихся. Умеет сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся. Способствует формированию навыков самооценки учебной деятельности.