ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ
статья по английскому языку по теме

Формирование творческих способностей школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл satya_formirovanie_tvorcheskih_sposobnostey_shkolnikov_.docx31.45 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

                                          “Благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий:

                                            правильного установления конечной цели всякого рода  

                                            деятельности и отыскивания соответственных средств,

                                            ведущих к конечной цели.”

                                                                                                                              Аристотель

Цель обучения иностранному языку в школе заключается в формировании и совершенствовании иноязычной коммуникативной компетенции, включающей в себя, в частности, языковую, социокультурную и творческую компетенции; расширении и систематизации знаний о языке, лингвистического кругозора и лексического запаса; в овладении общей речевой культурой.

Позитивное содержание компетенций -это социальный заказ современного российского образования, где задача учителя состоит в организации работы, которая мотивирует  ученика к исследовательскому, ответственному поиску решений творческих вопросов. Творчество- это созидание! Только педагог, тщательно продумав и спланировав урок или мероприятие, может создать такую ситуацию в учебном процессе, которая была бы направлена на развитие у школьника навыков самоорганизации и самообразования.

Одним из эффективных приёмов обучения иностранному языку являются различные формы драматизации, включая импровизации и ролевые игры, где огромная роль отводится самим участникам. Творческая деятельность учащихся способствует достижению положительной мотивации, влияя на развитие речевых умений, открывает широкий простор для творчества, делает их жизнь богаче и многограннее.

Определяющее значение при рассмотрении методологических аспектов проблемы комплексного формирования творческих способностей учащихся имели работы известных учёных Аристовой Л.П.Боголюбова В.Н.Лихачёва Б.Т.Сальниковой Т.П., Колеченко А.К., Богоявленской Д.Б. и др. Но недостаточная разработанность и практичная востребованность результатов решения этой проблемы привели нас к данной теме.

Актуальность проблемы развития творческих способностей детей включает межкультурные связи; культуру стран изучаемого языка; повышение качества усвоения общеобразовательных знаний; расширение кругозора; развитие творческого мышления и хорошо натренированной памяти; воспитание положительных черт характера; развитие воображения, наблюдательности, сообразительности; воспитание творческой личности в целом; знакомство с современной жизнью.

Актуализация также состоит в создании оптимальных условий для развития каждого школьника в различных видах трудовой деятельности и введения в настоящую творческую деятельность.

Формирование коммуникативных качеств учащихся обуславливается необходимостью взаимодействия с другими детьми; отношением к иному мнению, умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; развитием личной ответственности и этических чувств.

Перед учителем стоят задачи подготовки, организации и проведения урока или мероприятия, во время которых необходимо проследить процесс развития творческих способностей учащихся, выявить возможности критериев оценки (с целью определения форм, методов и средств обучения).

Творческие способности учащихся необходимо постоянно активизировать и развивать.

Воздействуя на личность, формирование творческих способностей обогащает эмоциональный и практический опыт, развивает психику, формирует интеллектуальный потенциал, способствует воспитанию эстетических и умственных способностей, ведёт к накоплению профессиональных навыков и умений, развитию природных задатков детей, их нравственных качеств. Оно настраивает на дальнейшую, активную творческую осознанную самодеятельность школьников, что отвечает их духовным потребностям, удовлетворяет их стремление к самореализации, самосовершенствованию и проявлению личностных качеств.

Всё это является эффективным средством комплексного развития школьника.

Очень важно дать детям возможность проявления собственной индивидуальности, непосредственного активного участия в данной деятельности, на доступном уровне сложности, с учётом степени подготовленности.

Учитель следит за умением учащихся работать в сотрудничестве. Индивидуальная, групповая, командная, коллективная работа формирует коммуникативные и компенсаторные умения участников мероприятия, воспитывает толерантное отношение друг к другу, чувство поддержки и взаимопомощи, расширяет знания согласно требованиям программного материала по учебному предмету, приобщает к иноязычной культуре.

Ситуация и роли приближены к жизни для самовыражения индивидуальности всех участников представления. Педагогические технологии, используемые учителем, должны соответствовать возрастным индивидуальным особенностям учащихся, их психологическим возможностям.

В нашем опыте, при проведении внеклассного мероприятия ”Волшебный мир У.Диснея” из носителя готовых знаний учитель превращается в организатора, разработчика, координатора познавательной деятельности детей, помогает в поиске источника информации, сам является источником информации, поощряет учеников, поддерживает непрерывную связь “учитель-ученик-учитель”.

Для достижения положительных результатов при проведении данного мероприятия  большую роль играет совместная предварительная подготовка (учитель и учащиеся):

-осуществление поиска источника информации по теме мероприятия;

-организация исследовательской деятельности в познавательном процессе;

-выставка поделок и творческих работ учащихся;

-выставка конкурсных рисунков, плакатов, стенгазет;

-оформление классного помещения для праздника;

-оборудование рабочих мест для участников мероприятия;

-изготовление эмблем для ведущих, участников и гостей;

-изготовление декораций и костюмов персонажей для инсценировок.

Самое сложное для учителя в ходе мероприятия-это роль независимого консультанта.

Трудно удержаться от подсказок, особенно, если видно, что учащиеся “идут не туда”.

Применение различных форм, приёмов и методов дало свои положительные результаты, позволило детям раскрепоститься, получить радость от занятия, стимулировало праздничное настроение учащихся, их желание быть непосредственными участниками конкурсов и соревнований. Каждый школьник был вовлечён в активную деятельность, проявляя свои способности. Учитель применил метод соревнования и поддерживал соревновательный дух двух команд.

Чтобы попасть в каждую из частей “Парка развлечений” необходимо пройти интересные испытания в форме выполнения разнообразных заданий (решение кроссворда, разгадывание викторины, инсценировки по сюжетам мультфильмов У.Диснея, презентация творческих работ, выполнение грамматических и лексических упражнений).

Использование игровых технологий, принципа наглядности (портрет Уолта Диснея, кадры-слайды любимых “мультиков”, иллюстрации, нарисованные детьми, игрушки-персонажи, изготовленные “своими руками”) создаёт позитивный настрой детей, вызывает радость общения и положительные эмоции.

Учащиеся выступали с монологическими высказываниями о создателе “Парка развлечений” Уолте Диснее, что способствует развитию и совершенствованию как устного общения, так и умению поддержать диалог с собеседником.

Вся деятельность учителя способствует установлению доверительного контакта с детьми; ориентировке на выполнение плана мероприятия; организации фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы; обучению приёмам самостоятельного выполнения заданий; организации педагогической помощи и контроля; воспитанию объективности самих учащихся; созданию психологического климата, доброжелательной, благоприятной атмосферы на занятии; развитию межличностных коммуникативных качеств, повышению внимания и сосредоточенности учащихся. Большая роль отводится воспитанию умения детей объективно оценить результаты своей команды и команды соперника.

Поставленные задачи решаемы, если  учитель:

     -        находится в постоянном творческом поиске;

     -        тщательно продумывает и планирует урок или мероприятие;

     -        участвует в экспериментальной работе школы;

     -        ориентируется в современных  педагогических идеях, концепциях, технологиях;

     -        уважает личность каждого ученика;

     -        дифференцирует объём и сложность заданий;

     -        приучает учащихся к самостоятельной работе;

     -        развивает их творческое мышление.

Педагог призван создавать предпосылки для применения творческих способностей в системе профессиональной деятельности, отдавая предпочтение выражению мнений, эмоций, чувств; умению аргументировать свою деятельность; содействует формированию положительной  Я- концепции учащегося.

Используемая литература:

1.        Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.-М.:Просвещение, 2010.

2.        Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.), 2010.

3.        Аристова Л.П. Активность учения школьника.-М.: Просвещение, 1987.

4.        Боголюбов В.Н. Педагогическая технология.-Пятигорск: ПГЛУ, 1990.

5.        Лихачёв Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников.-М.: Просвещение, 1985.

6.        Сальникова Т.П. Педагогические технологии.-М: Сфера, 2005.

7.        Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. Санкт-Петербург: КАРО, 2006.

8.        Богоявленская Д.Б.Психология творческих способностей-М: Академия, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательных и творческих способностей школьников через использование занимательных задач на уроках информатики

Обобщение педагогического опыта по теме "Формирование познавательных и творческих способностей школьников через использование занимательных задач на уроках информатики". Опыт обобщен на районном метод...

Творческий отчет "Применение ИКТ как один из путей формирования творческих способностей и использования здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания"

В докладе сделан акцент на применение ИКТ - технологий при разработке проектной деятельности на уроке истории и обществознанию....

Формирование творческих способностей младших школьников в процессе музыкально-игровой деятельности

Материалы статьи помогут педагогам  развить у детей младшего школьного возраста музыкальные способности....

"Английский театр" как средство формирования творческих способностей младших школьников во внеурочное время

Интересное обучение, творческая деятельность способствуют формированию личности учащегося, закреплению и углублению знаний, умений и навыков, которые были получены во время учебного процесса. В ...

Мастер-класс "Современные средства визуализации в процессе формирования творческих способностей школьников на уроках литературы"

Мастер-класс "Современные средства визуализации в процессе формирования творческих способностей школьников на уроках литературы"...

Формирование творческих способностей школьников с умственной отсталостью посредством кружковой работы «Волшебное дерево» с использованием различных видов проектной деятельности

Развивать способности - это, значит, вооружить ребенка способами деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности. Способности не...