Современный урок по ФГОС: организация и проведение в средней школе в условиях реализации ФГОС
статья по английскому языку по теме

Сергеева Роза Тальгатовна

Современный урок по ФГОС: организация и проведение в средней школе в условиях реализации ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_tema_v_2015.docx27.93 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая тема в 2015-2016 году

Сергеева Роза Анатольевна

Современный урок по ФГОС: организация и проведение в средней школе в условиях реализации ФГОС

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование

в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания,

собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А

это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные

действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не

проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на

самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Если говорить о конкретных

методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя и

экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и

выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед

аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.

Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный, т.е. учение,

направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным

является:

• применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;

• создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и

действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью,

определять своё знание и незнание и др.

Требования предъявляемые к современному уроку:

1. хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее

начало и хорошее окончание.

2. учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко

сформулировать тему, цель, задачи урока

3. урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество

с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

4. учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

5. вывод делают сами учащиеся;

6. минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

7. здоровьесбережение;

8. в центре внимания урока - дети;

9. учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса,

стремление учащихся, настроение детей;

10. умение демонстрировать методическое искусство учителя;

11. планирование обратной связи;

В соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а

также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником

образовательного процесса. И это, конечно, никак не может обойтись без использования

технологий. Использование технологий позволяет проводить интересные уроки, проектировать

учебную деятельность, позволяющую получить требуемый результат. Учащиеся при этом учатся

высказать свои суждения, мнения, отстаивать свою точку зрения, - у них формируются чувства

сопереживания, умение жить и трудиться в коллективе, умение уважать себя, слушать и слышать

друг друга.

Этапы конструирования урока в рамках ФГОС

1. Определение темы учебного материала

2. Тип дидактической цели темы

3. Тип дидактической цели урока

4. Определение типа урока

  изучения и первичного закрепления новых знаний

  закрепления новых знаний

  комплексного применения ЗУН

  обобщения и систематизации знаний

  проверки, оценки и коррекции ЗУН учащихся

5. Продумывание структуры урока

6. Обеспеченность урока

7. Отбор содержания учебного материала

8. Выбор методов обучения

9. Выбор форм организации педагогической деятельности

10. Оценка ЗУН

11. Рефлексия урока

Структура современного урока в рамках ФГОС

1. Организационный момент

  тема,

  цель,

  образовательные, развивающие, воспитательные задачи

  мотивация их принятия

  планируемые результаты: знания, умения, навыки

  личностно-формирующая направленность урока

2. Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось)

3. Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока

  постановка учебной задачи

  актуализация знаний

4. Сообщение нового материала

  Решение учебной задачи

  Усвоение новых знаний

  Первичная проверка понимания учащихся нового учебного материала (текущий контроль

с тестом)

5. Закрепление изученного материала

  Обобщение и систематизация знаний

  Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом)

6. Подведение итогов

  диагностика результатов урока

  рефлексия достижения цели

7. Домашнее задание

 инструктаж по его выполнению

Урок ИЯ. Требования к современному уроку.

Урок иностранного языка и его планирование.

Урок - основная форма организации УВП в школе.

Урок – основной участок УВП , на котором учитель ежедневно осуществляет образование,

воспитание и всестороннее развитие учащихся (Сухомлинский).

Урок ИЯ - основная организационная форма овладения коммуникативной компетенцией

изучаемого языка.

Принципы построения урока:

Общедидактические: сознательности, научности, активности, наглядности, доступности и

посильности, прочности, индивидуализации и принцип воспитывающего обучения.

Специфические: принцип коммуникативной направленности обучения, принцип

дифференциации и интеграции и принцип учёта родного языка.

Характеристика современного урока ИЯ:

*Личностно-ориентированный (развитие способностей к языку).

*Развивающий память, речь внимание, мышление, фонематический слух.

*Воспитывающий толерантность, симпатию, сочувствие.

*Коммуникативный – (Китай-Городская урок-общение) умение общаться на ИЯ.

*Комплексный - все виды речевой деятельности, все аспекты языка.

*Проблемный – выявление проблем, которые обсуждаются.

*Познавательный – что-то новое (каждый урок).

*Логичный – части урока должны быть соединены между собой (от лёгкого к более сложному).

*Динамичный - темп урока, смена видов деятельности на уроке.

*Адекватный заявленным целям (соответствие заявленным целям).

*Сотрудничающий – много технологий (работа в группах, коллажах, парах). Разные технологии.

Важно, чтобы было принято общее решение. Зависит от разных форм взаимодействия ученик-

учитель, учитель- ученик.

*Урок, построенный на современных технологиях обучения

Цели урока:

Практическая (учебная) - формирование коммуникативной компетенции во всех её

составляющих (языковой, речевой, социокультурный), компенсаторный, учебно-познавательный.

Развивающая - развитие речевых навыков, памяти, мышления, воображения.

Образовательная – формирование целостного представления о мире, приобщение к другим

культурам, традициям, реалиям, сопоставление своей и смежных культур

Воспитательная - воспитание личности учащегося на основе общечеловеческих ценностей,

идейной убеждённости, формирование у школьников чувства гражданской ответственности и

правового самосознания, инициативы, уважения к другим, толерантности к культурам,

способность к успешной самореализации.

Содержание урока:

1. Коммуникативный компонент:

*предметная сторона речи: сфера общения тема, ситуация общения (в кино, в магазине, в кафе)

*виды речевой деятельности

*аспекты языка

*социокультурный аспект

2. Психолого-педагогический компонент

*речемыслительные задачи

*мотивация

3. Методический компонент

Приём обучения

Технологии обучения (узнайте у Пети…, кто быстрее… Игровые моменты - догадайтесь,

ответьте и т.д.)

Положения, регулирующие последовательность и структуру урока.

ОБУЧЕНИЕ должно строиться поэтапно и с учётом формирования знаний, умений навыков на

каждом этапе.

Идти от отработки отдельных действий к целостной деятельности.

Идти от осуществления действий по образцу к действию без опоры.

Структура урока

  Организационный момент включает

  Приветствие; разговор с дежурным

  . Ознакомление учащихся с тематикой и задачами урока,

  Фонетическая зарядка

  Фонетическая зарядка - это не только тренировка произношения, это вид учебной

деятельности, который даёт учителю возможность развивать у учащихся лексические и

грамматические навыки. Задачи фонетической зарядки:

  1. Работа с лексическим материалом – лексическая фонетическая зарядка.

  2. Работа над грамматическим материалом – грамматическая фонетическая зарядка.

  3.

Аудирование

Говорение

Чтение

Письмо

Интегрированные

фонетические зарядки

  4. Снятие напряжения и усталости – релаксационная фонетическая зарядка.

  5. Общее развитие – общеобразовательная фонетическая зарядка.

  речевая зарядка. Речевая зарядка – это такой вид деятельности в начале урока, который

преследует две цели: помочь учащимся войти в языковую среду и ввести их в тему урока.

Задачи речевой зарядки:

  · вызвать учащихся желание говорить на иностранном языке;

  · настроить слуховой и речевой аппарат учащихся на иностранный язык;

  · актуализировать в речи изученный на предыдущих уроках языковой материал;

  · развивать спонтанную речь учащихся.

  Правила для определения содержания и выбора форм речевой зарядки:

  1. Разработать такое начало урока, которое вызывает у учащихся желание говорить на

иностранном языке.

  2. Связать речевую зарядку с содержанием урока.

  3. Связать речевую зарядку со всеми другими этапами урока; помнить, что речевая зарядка,

не подкреплённая последующим ходом урока, теряет смысл (речевая зарядка должна быть

введением в урок).

  4. Подготовить (желательно, но не обязательно) несколько вариантов речевой зарядки;

выбрать нужный вариант в зависимости от конкретной ситуации, атмосферы (ученики могут

быть усталыми, пассивными или излишне возбуждёнными).

  Содержание и форма речевой зарядки зависит от цели урока, ступени обучения, уровня

знаний учащихся, учебного материала, особенностей физического и эмоционального

состояния учащихся.

1. Основная часть - проверка домашнего задания, объяснение нового материала, контроль,

практика общения

2. Заключение (конец урока)- выставление оценок, д/з , подведение итогов урока. Чему мы

научились на уроке? Достигнута ли цель?

Типы урока:

1. Критерий структурный

*урок презентации учебного материала

*урок закрепление

*речевой, обобщающий

2. Критерий - языковой контроль

*языковой

*речевой

3. Критерий- виды речевой деятельности

*говорение

*комбинированный

4. Критерии: форма

презентации, урок-беседа, диспут, КВН, экскурсия, круглый стол,

конференция, игра, драматизация, телемост, интернет-уроки, урок-конкурс

Моделирование урока

При моделировании урока учитывается

- речевая доминанта (говорение, письмо, чтение, аудирование)

- языковая доминанта (фонетика, лексика, грамматика, орфография)

- дидактическая доминанта (введение, объяснение, закрепление, речевая тренировка, практика

общения, контроль)

-методическая доминанта (методические приёмы, технологии)

- структурная доминанта (состав и последовательность этапов)

- инструментальная доминанта (исп. УМК)

- воспитательно-образовательный аспект (социокультурный, междисциплинарный аспект)

Согласитесь: урок иностранного языка значительно отличается от прочих уроков. Это

объясняется прежде всего спецификой самого учебного предмета «Иностранный язык»,

основной целью которого является формирование коммуникативной компетенции. Разберём

основные черты и ключевые отличительные характеристики урока иностранного языка.

1. На уроке иностранного языка формируются и развиваются речевые, коммуникативные навыки

и компетенции, а на других уроках при традиционном подходе происходит передача предметных

знаний.

2. На уроке иностранного языка должна быть одна главная цель. Она обеспечивает логику урока,

превращает его в цельное, отлаженное действие. Реализации этой цели отводится основное

время урока — до 30 минут. Другие задачи урока подчинены главной цели.

3. Соответствие заданий поставленной цели, что предполагает их потенциальную способность

служить эффективным средством решения задач урока для достижения главной цели.

4. Строгая последовательность выполняемых упражнений обеспечивает формирование навыков и

умений.

5. Комплексность урока иностранного языка, которая проявляется в организации языкового и

речевого материала для представления через различные каналы восприятия и

функционирования во всех видах речевой деятельности.

6. Создание на уроке иностранного языка особой атмосферы общения, которая достигается

посредством речевого контакта учителя и учащихся, учащихся между собой; создание

непринуждённой обстановки. Речь учителя при этом должна быть образцовой, доступной для

понимания.

7. Индивидуализация процесса обучения — когда учитель знает, кому, когда и зачем он нужен,

чтобы обеспечить условия для достижения учебного успеха каждому ученику, и имеет

достаточное ресурсное обеспечение, чтобы это сделать.

8. Контроль освоенного материала на уроке иностранного языка, рефлексия результатов урока,

в том числе применённых способов деятельности, оценка проведённого урока и постановка целей

на будущее.

Поразмышляем над словами Л.Н. Толстого: «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам

учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться,

обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом

мысли ученика, чем больше вызывать на вопросы и ответы, тем легче будет учиться ученику».

Сказанное в полной мере относится к способности учителя планировать свои действия и

деятельность учащихся. Попробуем разобраться подробнее. Для планирования урока

иностранного языка учителю очень важно:

  знать основные требования, предъявляемые к современному уроку иностранного языка;

  знать программные требования к уровню практического владения навыками и умениями

по каждому классу для данного типа школы;

 понимать методическую концепцию автора (ов) УМК, понимать дидактическое значение

входящих в него компонентов и отдельных заданий;

  учитывать возрастные психологические особенности учащихся, в том числе

индивидуальные, их уровень общего развития;

  учитывать уровень владения иностранным языком учащимися данного класса, отношение

учеников к предмету.

Можно с уверенностью предположить, что планы, которые приводятся в книге для учителя,

рассчитаны на идеальный (то есть вряд ли существующий в реальном классе) вариант

организации урока. Думающий учитель не будет слепо следовать этим планам, поскольку он

осуществляет свою деятельность в режиме реального времени.

Для достижения профессионального успеха учитель должен владеть целым комплексом

методических умений, среди которых следует выделить:

1. проектировочные,

2. адаптационные,

3. организационные,

4. коммуникативные,

5. мотивационные,

6. контролирующие,

7. исследовательские,

8. вспомогательные  [2] .

Модель планирования урока, принадлежащая голландским методистам [3] , которая может быть

представлена следующими вопросами:

1. Что я хочу?

2. Что я сделаю?

3. О чём я думаю?

4. Что я чувствую?

5. Что хотят учащиеся?

6. Что будут делать учащиеся?

7. O чём будут думать учащиеся?

8. Что будут чувствовать учащиеся?

Для ответа на каждый из этих вопросов учителю необходим поурочный план, который

составляется для каждого урока и является рабочим документом.

Итак, нами уже выделены основные компоненты плана урока: главная цель урока (general

objective) , задачи урока (specific objectives), используемые материалы и оснащение урока

(materials and equipment), контроль усвоенного материала и освоенных способов действия,

рефлексия как осмысление и оценка результата урока (feedback) и прогноз результата работы на

будущее (evaluation). Помимо этого, при планировании хода урока необходима ориентация на

логику его построения, которую можно представить в дробной, пошаговой схеме. Реверсивным

способом ту же самую схему можно направить на проведение учителем собственной

педагогической рефлексии, состоящей в анализе и осмыслении своих профессиональных

действий и действий учеников.

ЛОГИКА ПОСТРОЕНИЯ УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

  Соотносимость всех компонентов урока с главной целью, то есть целенаправленность.

  Соразмерность всех компонентов урока, их соподчинённость друг другу, то

есть целостность.

  Движение по стадиям усвоения речевого материала, то есть динамика.

  Единство и последовательность материала по содержанию, то естьсвязность и

взаимообусловленность этапов урока.

  Связность осуществляется через:

o  учебный материал, когда учитель работает над языковыми явлениями

(фонетическими, лексическими, грамматическими, орфографическими) на

нескольких этапах урока, используя различные типы упражнений;

o  предметное содержание урока — тематическое единство является той

характеристикой, которая помогает учителю сделать урок последовательным и

логичным, обеспечивает его коммуникативную направленность;

o  вербальные связки: «Мы поговорили, обсудили, перейдём к…», «Сначала

подумаем, а затем…», «Мы уже…, а сейчас расскажем…

  Структурной единицей, или компонентом, урока следует считать упражнение или комплекс

упражнений. Упражнение — это контролируемое целесообразное действие, следствием

которого будет целенаправленное движение в овладении материалом. Необходимо соблюдать

принцип от простого к сложному: упражнения должны соответствовать уровню языковой

подготовки учащихся данного класса.

  Особенности урока иностранного языка на разных ступенях общеобразовательной

школы

  Начальная ступень. Закладываются основы владения иностранным языком: формируются

фонетические навыки, усваиваются основной лексический, грамматический и речевой

материал, формируются навыки техники чтения, графики и орфографии, развиваются

элементарные умения аудирования, говорения, чтения. Для прочного усвоения учебного

материала важным являются умения учителя наглядно демонстрировать функционирование

языковых средств с помощью изобразительной наглядности, действий, организовывать

тренировку с опорой на образец, создавать игровые ситуации, использовать стихи, рифмовки,

песенки.

  Средняя  ступень. Возрастает  образовательная  и  развивающая  ценность  предмета,

уравновешиваются цели обучения устному общению и чтению про себя, возрастает

осознанность изучения иностранного языка, увеличивается роль самостоятельной работы,

усложняется содержание текстов для чтения и аудирования и речи учащихся, начинается

систематизация грамматических явлений.

  Старшая ступень. Основной задачей становится обучение зрелому чтению аутентичных

текстов разной типологии, совершенствуются умения аудирования, расширяется активный и

рецептиный словарь, обеспечивается регулярное повторение ранее изученного материала,

обобщается и систематизируется грамматический материал, содержание речи учащихся

становится более аргументированным, проблемным, учитываются их профессиональные

интересы, большое место занимает самостоятельная работа.

Я работаю над этой темой 1-й год. Тема рассчитана на 3 года. В среднем звене у меня 7-е и 8-е классы. В 7-х классах занимаемся по учебникам  «Английский в фокусе», а в 8-х « Английский с удовольствием» Биболетовой.

Уроки начинаются обычно с целеполагания. Цель урока обсуждается и формируется в диалоге с учениками. На уроках используются учебник, рабочая тетрадь, словари, справочники, электрнные учебные материалы и ресурсы Интернет(British Council, ЭОР в электронной учительской, CD и др.)На уроках используются  материалы разных форматов: тексты,графика, видео, аудио.

Деятельность учеников на уроке организуется по разному: по алгоритмам, даются разные варианты выполнения заданий, ученик имеет возможность выбора по уровню сложности или способам деятельности.

Урок строится как на репродуктивных технологиях и фронтальной работе, так и на активных технологиях обучения: исследовательские( проект со школой№128 « Мой город, мой район»),проблемное обучение, работа в группах и парах.

В заключительной части урока проводится оценка деятельности и рефлексия. Я использую стандартную 5-балльную шкалу оценки и формулирую критерии выставления балла. На некоторых уроках организую взаимооценку учеников и самооценку по установленным критериям.

На уроках обобщающего повторения организую эмоциональную и качественную рефлексию учеников.