ПУБЛИКАЦИЯ В СБОРНИКЕ НАУЧНЫХ СТАТЕЙ III МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ"
статья по английскому языку по теме

Бикмиева Нурия Зиннуровна

Публикация в сборнике статей  III Международной научно-образовательной конференции "ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ",

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ОБРАЗОВАНИЯ КАФЕДРА МЕТОДОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ(25 марта 2016 г.)УПРАВЛЕНИЕ ПО РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ДЕПАРТАМЕНТА ПРЕЗИДЕНТА РТ ПО ВОПРОСАМ ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ АССАМБЛЕЯ НАРОДОВ ТАТАРСТАНА ГБУ «ДОМ ДРУЖБЫ НАРОДОВ ТАТАРСТАНА»

СТАТЬЯ НА ТЕМУ Подготовка учащихся  к устной части ЕГЭ по английскому языку: от теории к практике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл СТАТЬЯ В СБОРНИКЕ КФУ22.44 КБ

Предварительный просмотр:

Бикмиева Н.З.

Подготовка учащихся  к устной части ЕГЭ по английскому языку: от теории к практике

МБОУ «Гимназия № 140» Советского р-на г. Казани

Ведение устной части в экзамен по английскому языку с 2015 года поставило перед нами педагогами и нашими учащимися новые задачи и заставило нас сосредоточиться на всех видах речевой деятельности при подготовке к итоговой аттестации выпускников. Более того существует перспектива введения обязательного экзамена по иностранным языкам. Но столь ли необходим всем выпускникам английский язык при поступлении в ВУЗы? Вопрос отпал бы сам собой, если бы английский язык, наряду с математикой и русским языком, являлся профильным, при поступлении, как в технический, так и в гуманитарный ВУЗ. И вот здесь, на мой взгляд, остро встает проблема  деления экзамена на базовую и профильную части. Последний аспект крайне актуален, т.к. наши учащиеся находятся в довольно разных условиях подготовки к экзамену. Имеется в виду не только количество учебных часов по предмету «Иностранный язык», но и  учебно-методические комплекты. Большинство казанских, да и Российских школ с углубленным изучением английского языка используют УМК «English XI»  (Английский язык XI класс), авторов Афанасьевой О.В., Михеевой И.В., издательства «Просвещение». Данный учебник, при всех его плюсах и минусах, даёт более высокий уровень подготовки в сравнении с УМК для общеобразовательных школ. При этом я не  умаляю эффективности последних.  

Уровень владения языком, необходимый для успешной сдачи ЕГЭ, соответствует уровню В2 (Vantage) общеевропейской системы оценки владения иностранным языком (Common European Framework scale). Данный уровень, конечно эффективнее достигается при 5-6 часах английского языка в неделю. И здесь мы снова возвращаемся к проблеме равных условий подготовки к экзамену и необходимостью деления экзамена на профиль и базу. Но как бы мы, педагоги, не сетовали на свои проблемы, от экзамена нам не уйти и в своей статье мне бы хотелось поделиться своим опытом подготовки учащихся к устной части  ЕГЭ по английскому языку.

И так, устная часть предполагает выполнение четырёх разноуровневых заданий. Три первых задания являются базовыми и с ними должны успешно справиться большинство учащихся: 1) чтение вслух отрывка информационного или научно-популярного нейтрального текста; 2) условный диалог-распрос на основе зрительной опоры; 3) монологическое тематическое высказывание на основе зрительной опоры (описание картинки). Четвертое задание заявлено разработчиками как задание высокого уровня  - монолог-сравнение двух картинок.

Практические советы, которые я могут дать, возможно, не являются оригинальными, но из собственной практики могу сказать, что они эффективны.

 И так, при подготовке к первому заданию потренируйтесь с вашими учащимися читать текст шепотом, разделив каждое предложение на смысловые отрезки, чтобы при чтении вслух использовать правильную интонацию. Обратите внимание своих учеников на темп речи, он не должен быть слишком быстрым, т.к. ученик, торопясь допускает зачастую нелепые ошибки и при этом страдает и  произношение экзаменуемого. Посоветуйте своим ученикам, встретив незнакомые или сложные слова, не паниковать, а попытаться разбить их на части (приставка, корень, суффикс, окончание)   Если есть возможность, можно предложить учащимся прочитать текст за диктором.

Второе задание базового уровня - условный диалог-распрос с опорой на вербальную ситуацию и фотографию. Учащиеся должны задать пять прямых вопросов,  по 20 секунд на каждый вопрос. Обратите особое внимание, что учащиеся не должны задавать вопросы типа: «What about……..?» или «Can you tell me……..?» и т.п. Вопрос должен иметь правильную грамматическую форму прямого вопроса. Коммуникативная составляющая вопроса не менее важна и поэтому следует обращать внимание на вопросы, которые требуют четкого запроса по ситуации. Важно определить тип вопроса  - специальный или общий. Не думаю, что эксперты будут слишком строги к интонации общего и специального вопросов, но тем не менее, не лишним будет напомнить учащимся об этом. При отсутствии вопросительных местоимений  следует помнить, что time предполагает when; place/location предполагает where; duration предполагает how long; availability предполагает is/are there и т.д. Рассмотрим несколько примеров:

Duration of the cruise -   возможный вариант вопроса: How long is the cruise? Departure dates – возможные варианты вопросов: When (what) are the departure dates? When do we depart?

 Location of the swimming pool – возможный вариант вопроса: Where is the swimming pool located? Иногда учащиеся задают вопрос: Where is it located? Чисто формально ошибки нет, но все-таки лучше уточнить конкретное место.

Return ticket price - возможные варианты вопросов: What is the price of the return ticket? / How much does the return ticket cost?

If refreshments are included - вопрос: Are refreshments included? Обратить внимание учащихся на то, что вопрос должен быть общим и не следует задавать специальный вопрос, например What  refreshments are included?

Стоит напомнить ученикам, что они могут исправить свой ответ, если позволяет время, но только в пределах 20 секунд, учитываться будет последний ответ.

Научить детей правильно задавать вопросы могут помочь различного типа упражнения, которые довольно широко представлены как в зарубежных, так и в отечественных пособиях. Я предпочитаю использовать пособия издательств Longman,Oxford, Macmillan, например Opportunities, Face to Face, Going for Gold, в которых можно найти множество упражнений (печатных и электронных тренажеров). Приведу лишь несколько примеров: составить вопросы к предложенным ответам; поставить слова в правильном порядке; выбрать правильный вспомогательный глагол; найти ошибки в вопросе и т.д.

Третье базовое задание в устной части предлагает нашим учащимся выбрать одну из трёх предложенных фотографий и описать её по предложенному плану. Т.к. все задания имеют строгое ограничение по времени, сориентируйте своих детей, чтобы они не тратили много времени на выбор одной из фотографий. Я рекомендую детям отводить этому 5 - 10 секунд и выбирать фотографию, которую легче описать. Не стоит создавать себе искусственных сложностей, строить сложные предложения или использовать сложные грамматические структуры. Задание является базовым и достаточно грамотно решить коммуникативную задачу -  дать 12-15 фраз строго по плану. Причем  не следует давать  чрезмерно подробную информацию по одному из пунктов, иначе не хватит времени на остальные (по три фразы на каждый пункт). Владение разнообразной лексикой лучше показать через использование различных прилагательных. Конечно, не наказуемо использование таких прилагательных как good, bad, interesting, но иметь в запасе 5-10 других прилагательных необходимо (fascinating, excellent, amazing, fabulous, picturesque, exciting, enjoyable, tedious, boring, low-motivating). Используем т.н. linking words (and, but, too, then, so, that's why, nevertheless, howevee  и др.) и не забываем про тайминг.

Четвертое устное задание относится к заданиям повышенного уровня – сравнение двух фотографий по предложенным картинкам и плану. Как и в третьем задании, необходимо помнить, что учащиеся должны решить коммуникативную задачу за строго отведенное время, и придерживаясь предложенного плана составить монологическое высказывание из 12-15 фраз. Не буду подробно останавливаться на стратегиях подготовки, они довольно широко освещены в различных пособиях. Однако следует напоминать учащимся, что высказывание должно содержать более сложные обороты, в нем не должно быть длительных пауз, а если требуется немного подумать, то следует заполнить паузы такими фразами как: well; let me think; you know и так далее. Сравнивая фотографии, желательно назвать два сходства и два отличия, использую при этом различные фразы типа: in both pictures we can see…; both pictures have got a common theme…; both pictures show…; both pictures have much in common; one similarity is…; however the pictures have some certain differences as well…; whereas…; unlike the first picture… В данном задании очень уместно использовать т.н. «предположения (speculations)»: It seems to me…; perhaps; I think и др. Использование различных форм сравнений так же говорит об умении учащихся видеть сходства и различия в фотографиях.

При подготовке к данному заданию можно предложить учащимся задания на: заполнение пропусков определенными фразами; подбор фраз к определенным картинкам; расстановку параграфов описания фотографии по порядку и т.д.

Данная статья не охватывает всех аспектов подготовки к устной части ЕГЭ по английскому языку, но я надеюсь, что некоторые советы будут полезны мои коллегам.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Ивановой О.В. в сборнике по материалам II Международной научно-практической конференции «Лингвистические права глухих»

II Международная научно-практическая конференция«Лингвистические права глухих» 20 мая - 22 мая 2014Москва, Россия...

Сборник статей XII Международной научно-практической конференции ИНТЕРНАУКА

Конференция по теме "Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования" Материал статей участников XII Международной научно-практической конференции....

Статья " в сборнике научных трудов VII всероссийской научно-практической конференции

quot;Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья через профессионально-трудовое обучение в коррекционной школе VIII вида"https://nsportal.ru/albom/...

Статья " в сборнике научных трудов VIII всероссийской научно-практической конференции

quot;Проектная деятельность в профессионально-трудовом обучении учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОСов системы специального образования"https://nsportal.ru/...

Сборник статей XI Международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета : в 2 ч. / под общ. ред. В.С. Васильевой, С.В. Росляковой; М-во науки и высш. образования Рос.

Сборник статей XI Международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета : в 2 ч. / под общ. ред. В.С. Васильевой...

Чуносов М.А. Методы психологической саморегуляции в контексте содержания компонентов профессиональной готовности к деятельности. Материалы международной научно-практической конференции: Международное сотрудничество в образовании – Ч.1. – 2019. – С. 323-33

Данная работа рассматривает компоненты профессиональной готовности субъектов профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних. Показано значение психологической саморегуляции, в структуре проф...