"Персональный сайт учителя как эффективное средство реализации современных педагогических технологий на примере технологии дифференцированного обучения. Из опыта работы."
методическая разработка по английскому языку (5, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

Автор обращает внимание коллег на актуальность ведения персонального сайта и приводит практические примеры использования сайта учителя как эффективного ресурса для применения технологии дифференцированного обучения,. ВОпыт работы автора с персональным сайтом демонстрирует широчайшие возможности, позволяющие учителю организовывать познавательную деятельность учащихся и в рамках урока, и за его пределами.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Персональный сайт учителя как эффективное средство реализации современных педагогических технологий на примере технологии дифференцированного обучения. Из опыта работы.

Век высоких технологий, в котором существует современное общество, немыслим без множества технических устройств - от тех, что обеспечивают наш комфорт (робот-пылесос, система «Умный дом») до различных коммуникационных гаджетов, позволяющих общаться (смартфоны, ноутбуки и др.) Нынешние малыши порой умеют пользоваться компьютером раньше, чем научатся ходить. Образовательная система в целом и школа, как её часть, претерпели нововведения, соответствующие требованиям современности, а именно: компьютеризацию и подключение к глобальной сети Интернет. В помощь учителю разработаны Интерактивные учебники, имеется  большое количество различных электронных образовательных ресурсов и большинство учителей  использует их в педагогической деятельности.

В данной статье автор остановится на таком ресурсе, как сайт учителя с целью показать, что личный сайт является эффективной платформой для реализации современных педтехнологий на примере технологии дифференцированного обучения.

Для начала, обратимся к трактовке понятия «дифференцированное обучение». Само слово «дифференцированный» отсылает нас к английскому "different”, которое в свою очередь имеет латинское происхождение и переводится как: разделение, разложение целого на различные части, формы, ступени. Согласно определению Г.К. Селевко дифференцированное обучение рассматривается как:

1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учётом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств;
2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых. 

Следовательно, цель учителя, применяющего эту технологию, - организовать обучение каждого в соответствующей группе с учетом  его возможностей и способностей, что позволяет  каждому обучающемуся осуществлять своё саморазвитие и самообразование.

Практикующий учитель всегда умел разделить учащихся на группы по каким-то определенным качествам, применял дифференцированную технологию, которая ранее  имела название «дифференцированный подход». Ведь не зря говорят, что новое – это хорошо забытое старое. К слову, дифференцированный подход учителя-предметники и классные руководители никогда и не забывали, так как без него не построишь эффективного взаимодействия учителя с обучающимися и их родителями, а также взаимодействия учащихся между собой ни на уроке, ни во внеурочной/внеклассной деятельности.

        Рассмотрим примеры применения дифференцированной технологии  на уроках английского языка. Автор часто задаёт домашнее задание с выбором упражнений (либо упражнение, требующее воспроизведения знаний в знакомой ситуации, либо задание творческого характера с поиском дополнительной информации, проведением опроса, мини-анкетирования и представлением материала в новом виде и т.д.) Выбор задания осуществляют сами учащиеся, исходя из планирования своей учебной деятельности и своей траектории развития, иногда творческое задание даётся конкретному ученику. Но кто поручится, что каждый ученик качественно работает на уроке и гарантированно выполнит хотя бы более лёгкое упражнение? И достаточно ли одного урока, чтобы каждый научился качественно выполнять определённое задание, например - написать личное письмо? Ответить утвердительно совсем непросто. Поэтому творческий учитель всегда в поиске технологий, методов и приёмов, повышающих эффективность обучения и дающих обучающимся возможность самостоятельно преодолевать затруднения и справляться с разноуровневыми заданиями как на уроке, так и при выполнении домашней работы.

        Для автора своеобразной «косичкой барона Мюнхгаузена», за которую ученик может себя вытащить из трудной учебной ситуации, является персональный сайт. Он же даёт дополнительные возможности для работы с одарёнными и отстающими обучающимися.

        Так, в рубрике «Для учащихся» автор предлагает карточки-задания к определённым модулям учебника. Карточка-задание содержит само задание и ссылку на электронный образовательный ресурс, подобранный к данной теме. Формулировки многих заданий похожи на саморекламу задания, имеют «зазывный» характер. Это для мотивации. Например, для учащихся 3 класса:

 Модуль 4

Карточка № 1

Играй и учи названия игрушек! С каждой новой попыткой появляются новые слова! Тренируй память, подбирая пары из слов и картинок. Ссылка.

А вот пример карточки для десятиклассников.

Карточка № 4

Каждый сможет написать формальное письмо об устройстве на работу! Вам поможет материал по ссылке.

Для учащихся 5 класса:

Карточка № 4

Cлушай песню в стиле рэп! Узнай о характерах членов семьи Троя. Ссылка.

Номер карточки-задания озвучивается и записывается как домашнее задание  на доске, а также  прописывается в электронном журнале. Оно может быть задано   всем обучающимся, задано для группы или индивидуально для одного или двух учащихся. Само задание-карточка  на уроке не объясняется, чтобы сохранить интригу и интерес. Так выглядит домашнее задание в электронном журнале 5 класса:

        

        

21.11.2016

Работа над ошибками.

 М 4а - слова учить

 Шевелёв А. - карточка № 5 Модуля 3

22.11.2016

Вводная страница модуля 4. Моя семья.

ГС М 4; у 5 с. 57

 Всем - карточка № 1 Модуля 4

        Перед тем как подготовить карточки-задания учитель осуществляет дифференциацию обучающихся данного класса и определяется с содержанием  задания и группой учащихся, которой оно будет предложено. Понятно, что карточки-задания для всех обучающихся носят, как правило, тренировочный характер, каждому доступны и обязательны для выполнения. Можно сказать, что такие задания обеспечивают базовый, достаточный уровень усвоения материала. Индивидуальные карточки задаются тем учащимся, которые желают и умеют работать творчески, находя и перерабатывая информацию по заданной теме так, чтобы в результате представить её одноклассникам в ином виде и учащимся, слабым в предмете, но владеющим метапредметными учебными действиями. В таком случае задание предлагается выполнить на русском языке, оговаривается, что максимально возможной отметкой будет «4», а чаще всего «3». Но учащиеся адекватно относятся к этим условиям, понимая, что они достойно смогут проявить себя и гарантированно получат похвалу и оценку выше привычной «2».

Например, перед уроком о Тадж Махале 2 индивидуальные карточки предлагаются одному из сильнейших и слабейших в предмете учащихся.  Так задана индивидуальная работа по карточке одному из слабейших учащихся 5 класса в группе:

Карточка № 2

Расскажи о Тадж Махале на русском языке, используй красочные иллюстрации ( в печатном виде или в виде презентации 5 - 10 слайдов).

На следующем уроке мы не узнали нашего двоечника, который принёс цветную иллюстрацию дворца и рассказал о нём (пусть и на русском языке) основные факты и интереснейшие подробности, причём никакого текста у него не было, всё говорил по памяти, с выражением и грамотно. Ученики и учитель тоже были в полном восторге, ученик это видел, ребятам была дана возможность прокомментировать рассказ, задать вопросы. А учитель наконец-то нашёл за что этого ученика заслуженно похвалить. Признаюсь, я не смогла оценить ответ удовлетворительно, поставила «4». Весь урок мальчик соблюдал дисциплину, а главное, заинтересованно работал с текстом в учебнике и с полнейшим вниманием смотрел и слушал презентацию отличника Шевелёва А., который получил такое индивидуальное задание:

Карточка № 1

Найди информацию о Тадж  Махале, подготовь рассказ о нем на английском языке. Свой рассказ сопровождай иллюстрациями ( в печатном виде или в виде презентации 5 - 10 слайдов).

Пример выполнения этого задания можно посмотреть по ссылке.

Таким образом, итогом правильной дифференциации заданий являются замечательные творческие проекты, которые разнообразят урок, повышают интерес к предмету, способствуют развитию культурного кругозора учащихся, а для выполнявшего работу – это все виды результатов обучения: личностные, метапредметные и предметные. Пример выполнения индивидуального задания можно посмотреть по ссылке.

А теперь приведу пример карточки для всех учеников 5 класса от 22. 11. 2016

Карточка № 1

Повтори употребление модального глагола "can" в грамматическом справочнике Модуля 4, затем по 3 раза сыграй в грамматические игры и скажи свой лучший результат на уроке. Перейди по ссылке .

        При формулировании задания в карточке полезно вносить элемент соревнования. Можно попросить записать,  сфотографировать на телефон или распечатать свой лучший результат или самую красивую виртуальную поделку и принести на урок. На следующем уроке необходимо обязательно выделить 5 – 10 минут на подведение итогов, имеет смысл учащемуся с лучшим результатом в качестве поощрения разрешить проделать задание ещё раз на интерактивной доске или с помощью проектора, чтобы все видели, насколько хорошо он владеет материалом. Если остаётся время, предложить желающим «побить» лучший результат. Такой приём особенно мотивирует учащихся начальной школы и пятиклассников и нередко даёт шанс учащемуся повысить свою самооценку, увидеть восхищение одноклассников, услышать похвалу учителя и получить более высокую оценку. Пример карточки-задания для 3 класса:

Карточка № 6

Укрась ёлку в онлайн-игре по ссылке.  Самую красивую можешь распечатать и принести на урок.

Карточка-задание для 2 класса:

Карточка № 2

Выучи числительные от 1 до 10. Поиграй 3 раза в игру и запиши свой лучший результат, который назовешь на уроке. Игра находится по ссылке.

        Осуществлять контроль работы с карточками в старших классах целесообразно выполнением задания индивидуально за компьютером. Большинство тренировочных упражнений предлагают проверить свой результат. Если учащийся затрудняется, делает много ошибок, приглашаем одноклассника, чтобы объяснил, научил, помог. Пока учащиеся заняты за компьютером, работаем с классом. Успешное выполнение подобного задания поощряем и оцениваем словесно (хорошо поручить это тому, кто объяснял, не забыв затем словесно поощрить и его работу), выставить отметки обоим учащимся.

Для усвоения большой темы можно подготовить и выложить сразу все карточки по данной теме или сгруппировать весь объём в одной карточке-задании и предложить желающим осваивать и тренировать материал в своём режиме. Учителю нужно обязательно озвучить дату, когда будет проходить контрольный урок по данной теме. Это даёт обучающимся возможность самостоятельно планировать учебную деятельность, осуществлять её в том порядке и в том количестве, в каком они считают для себя удобным и оптимальным, а главное, учащиеся приучаются осознавать ответственность за свой выбор. Так, изучая в 8 классе глагольно-временные формы в пассивном залоге, учащиеся могут двигаться с опережением, используя одну карточку-задание, которая охватывает всю тему. Предлагается такая карточка в самом начале изучения темы, содержит всего одну ссылку, дальнейшая работа планируется и осуществляется каждым индивидуально:

Карточка № 2

Скачай обучающие презентации для тренировки глаголов в "пассивном залоге". Изучай тему в порядке удобном для тебя. Следуй по ссылке.

Карточки-задания эффективны на любых этапах работы с материалом

на уроках всех типов:

  • первичного предъявления нового;
  • формирования первичных предметных навыков и умений;
  • применения метапредметных и предметных знаний;
  • обобщения и систематизации предметных знаний;
  • контроля;
  • коррекции.

К тому же, учителю становится намного легче включать в планирование нетрадиционные уроки, так как он  уверен, что большинство учащихся владеют предметными и метапредметными знаниями и умениями.

Например, заранее выложив карточки, помогающие запомнить символы католического Рождества и выучить праздничные песни, уверенно можем проводить нестандартные уроки, такие как: урок – викторина, урок – командная игра, урок в формате известных телешоу («Своя игра» и т.д.) Автор использует блог Юлии Апт, нашей коллеги из Санкт-Петербурга, которая разработала и предоставила для всех желающих прекрасные сценарии игр, красочные презентации для проведения нетрадиционных Рождественских уроков на всех классах.

Приведу пример подготовки 4 класса к уроку – игре на тему Рождества:

Карточка № 4

В Великобритании и других англоговорящих странах наступает Рождество. Поиграй в игры и запомни символы этого праздника, следуя по

 ссылке 1 и ссылке 2.

 

Карточка № 5

Слушай и пой Рождественские песни следуя по ссылке.

 

Карточка № 6

Укрась ёлку в онлайн-игре по ссылке.  Самую красивую можешь распечатать и принести на урок.

Своеобразный контроль проходит в виде урока – игры на основе презентации.

Итак, приведённые примеры использования сайта учителя как эффективного ресурса для применения современных педагогических технологий на примере технологии дифференцированного обучения, демонстрируют широчайшие возможности, позволяющие учителю организовывать познавательную деятельность учащихся и в рамках урока, и за его пределами.