"Смысловое чтение на уроках английского языка"
методическая разработка по английскому языку на тему

Миронова Мария Вячеславовна

Материал для педагогического практикума

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedpraktikum_-smyslovoe_chtenie.docx25.88 КБ
Файл smyslovoe_chtenie.pptx1.12 МБ

Предварительный просмотр:

Смысловое чтение на уроках английского языка.

Миронова М.В.

     « Если мы будем учить сегодня так,

 как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

                                                                                                                Джон Дьюи

     

    Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст. Необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.

          Продуктивность учебной деятельности зависит от умения ориентироваться в информационных потоках, искать и использовать недостающие знания или другие ресурсы для достижения поставленных целей.

     Важно развитие у учащихся умений читать тексты с разным уровнем понимания содержащейся в них информации:

  • с пониманием основного содержания (просмотровое чтение);
  • с полным пониманием содержания (изучающее (аналитическое) чтение);
  • с извлечением необходимо значимой информации (поисковое);
  • критическое понимание информации.

     Зрелое умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и легкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста.

Учитель  обучает чтению и пониманию текста, а на уроках английского языка особенно, так как текст является основным источником накопления лексического, грамматического материала и социокультурных фактов. Поэтому недостаточно научить учащегося только алфавиту и развить у него технику чтения,  необходимо научить его смысловому чтению. Смысловое чтение – вид чтения, который нацелен на понимание читающим смыслового содержания текста. Текст на иностранном языке объективно  сложен для обучающихся, так как  часто  возникают затруднения следующего рода:

1) непонимание лексического значения слова;

2) ограниченность читательского кругозора;

3) непонимание текста как структурного целого, определяющего смысл деталей;

Если разделить процесс работы с текстом на несколько этапов, то, последовательно реализуя каждый из них, можно добиться успеха в понимании школьниками смысла прочитанного. Занятие по формированию умений смыслового чтения делится на три основных этапа: пред текстовый (pre-reading), текстовый (while-reading) и после текстовый (post-reading).  Предтекстовый этап – это этап мотивации к чтению, который предполагает анализ названия и определение предмета речи; осмысление заглавия и выдвижение гипотезы о ещё не прочитанном тексте; определение необходимого объёма уже известной информации для адекватного восприятия новой.  Такая работа особенно эффективна текстом, название которого метафорично или содержит проблемный вопрос, но можно применять и с любым текстом. Времени это занимает немного, но хорошо концентрирует внимание детей на новом тексте. Можно использовать такие приемы: показ видеоролика, который объединён общей темой с текстом, ряд картинок с уже известными понятиями и включением нового, анализ иллюстраций страницы учебника, анализ заголовка и т.д.

Текстовый этап – это непосредственное чтение текста. На этом этапе могут быть использованы все виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое и поисковое) в зависимости от цели и задач урока. На этом  этапе можно использовать разные приёмы чтения: медленное чтение текста с выделением ключевых слов, понятий, определений; выделение известных и новых понятий; определение новых слов по контексту; анализ прочитанного; выделение текстовой и иллюстративной информации; «чтение» схем, таблиц, графиков, условных обозначений; «определение» существенной и несущественной информации; выявление истинных и ложных утверждений; приведение собственного примера, объясняющего сущность явления.   При работе с текстом на данном этапе возможны следующие варианты заданий (задания повышенного уровня выделены курсивом):  

 Выберите наиболее удачный заголовок для прочитанного рассказа/ текста.  Соотнесите смысловые части текста/ тексты   с их заголовками.

  Соотнесите тексты   с их заголовками, один лишний.  

 Разделите текст на смысловые части и самостоятельно озаглавьте их.

  Прочтите текст, отметьте (выпишите) места, раскрывающие разные аспекты проблемы.

 Прочтите текст и найдите в каждой части по одному предложению, передающему основную мысль этой части.

 Закончите предложение в соответствии с содержанием текста (выбрав правильный вариант).

 Скажите, с помощью каких фактов из текста можно утверждать, что…

  Прочитайте текст и скажите какое из утверждений верно, неверно содержанию текста.

 Прочитайте текст и скажите,  какое из утверждений верно, неверно или про это не сказано в тексте.

  Прочтите текст и расположите пункты плана согласно логике повествования.

  Просмотрите текст, найдите фрагмент (факт), который представляет для вас особый интерес, и объясните почему.  

 Найдите в тексте предложения, в которых содержатся: а) основная информация; б) уточняющая информация; в) подтекст.

 Послетекстовый этап – это этап трансформации информации из текста. Представление текста в иной форме (план, схема, таблица, алгоритм); построение развёрнутого монологического ответа на поставленные  вопросы; самостоятельная постановка вопросов к тексту; рефлексия собственной деятельности. Возможны такие варианты заданий:

  Задайте вопросы к предложениям, начиная их словами, данными в скобках (вопросительные слова)

  Составьте список вопросов к тексту.

 Подготовьте план пересказа текста.

  Прочтите текст и передайте его основную идею несколькими предложениями.

  Изобразите в виде схемы (Word-web) основные положения текста.

  Прочтите текст и заполните его денотатную карту/ таблицу. (Приводятся пустые графы, заполнен только один блок.)

  Сократите текст за счёт подробностей, которые могут быть опущены без ущерба для содержания.

 Поясните главную мысль текста своими словами.  

 Напишите синквейн, диаманту к тексту.  

 Подготовьте презентацию.

 На примере темы “FamousPeople”, изучаемой в 5 классе, рассмотрим применение стратегий смыслового чтения  для формирования универсальных учебных действий.

Детям предлагается следующий текст.

Shakira Isabel Mebarak Ripoll’s the world’s favourite Latin singer. She was born on the 2nd February in 1977in Columbia, South America. Shakira  has got four brothers and four sisters. She’s beautiful, and got a great voice.  Her hobby is painting and listening to jazz. Also she likes dancing and singing. The young woman is a well-educated person and  can speak five languages. She’s a “Woman of Grace”.  

Предтекстовый

1.Посмотреть на иллюстрацию  и сказать, кто на ней изображен.  

 2.Просмотреть предложения и сказать, о ком идет речь в тексте  

She’s the world’s favourite Latinsinger.  She’s young. She’s beautiful, she’s got a great voice. She’s a “Woman of Grace”

  3. Определить цель чтения. (Знаю-знал-хочу узнать)

Текстовый

1.Прочитать текст про себя  - находить в тексте требуемую информацию  

2.Семантизация  лексики - выделить главную и избыточную информацию

2.Составить предложения по опоре

Columbia, SouthAmerica -Shakira Isabel Mebarak Ripoll -2nd February 1977 -four brothers and four sisters -painting  and listening to jazz - a well-educated person  

-находить в тексте требуемую информацию;

-связывать информацию из текста со знаниями из других источников

2.Сформулировать тезис текста

3.Задать три вопроса к тексту  - выполнять смысловое свертывание фактов и мыслей  

4.Выразительно прочитать текст вслух

Послетекстовый

1. Составить диалог по тексту - осознанно строить речевое высказывание

2. Пересказать текст - Оформлять свою мысль в устной и речи

3.Проверочный лист - осуществить пошаговый контроль

4.Творческое задание Создание на основе прочитанного своего рассказа

-сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию.

Для оценки  собственной деятельности на уроке, обучающимся предлагается заполнить проверочный лист.

Check – list

I can

Very well (3)

Good (2)

Not good (1)

Understand the text

Make questions

Make dialogue

Read the text

Speak the text

Одна из задач учителя - научить учащихся самостоятельно и рационально выполнять учебные действия,  как на  уроке, так и дома. Для  формирования навыков работы с текстом   детям  предлагается специальная памятка - вербальная модель приёма учебной деятельности. Предъявляется памятка непосредственно перед началом работы над новым способом действия. Ученик (сначала под руководством учителя) сверяет каждый свой «шаг» с памяткой и постепенно овладевает алгоритмом работы, пока памятка не станет лишней. Причем это происходит не одномоментно для всех обучающихся, а в зависимости от индивидуальной скорости освоения действия.

Памятка «Алгоритм работы с текстом» для 5-х классов

1. До чтения текста  

- прочитайте заглавие, выделите в нём знакомые и новые слова;

 - поставьте вопросы к заглавию и определите, какой теоретический материал необходимо повторить;  

- попробуйте предположить, о чём пойдёт речь, и поставьте вопросы от заглавия;

 - попробуйте самостоятельно ответить на поставленные вопросы.  

2. Во время чтения текста

 - находите незнакомые слова и определяйте их значения по словарю;

 - ставьте вопросы к отдельным абзацам или предложениям текста, пробуйте ответить на эти вопросы;      

 - отделяйте теоретическую информацию от иллюстративной;    

   - выделяйте новые термины и определения;

 - выясните, как новые термины связаны с известными;  - прокомментируйте приведённые примеры;

 - подумайте, почему текст разделён на абзацы именно таким образом, для этого, определите микротему каждого абзаца;

 - уточните, как микротемы раскрывают смысл всего текста.  

3. После чтения текста  

- поставьте вопросы к тексту и ответьте на них;  

- приведите свои примеры и прокомментируйте их;

 - представьте текст в другой форме: в виде таблицы, схемы, алгоритма;

  - составьте план текста и перескажите его по плану.

Систематическое использование приемов работы с текстом позволяет детям лучше усваивать  предметные знания по языку, развивать коммуникативные умения, выражать свои мысли в устной и письменной форме, комментировать содержание, высказывать свою точку зрения на полученную информацию, составляют письменный вариант собственного текста.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Смысловое чтение на уроках английского языка» Выполнила: Миронова М.В.

Слайд 2

Этапы работы с текстом Pre – reading While – reading Post - reading

Слайд 3

Pre – reading ( предтекстовый ) Показ видеоролика; Ряд картинок с известными понятиями и включением нового; Анализ иллюстраций страницы учебника; Анализ заголовка.

Слайд 4

While – reading ( текстовый) Соотнести тексты и заголовки; Закончить предложение в соответствии с содержанием текста; Расположить пункты плана согласно логике текста; Найти в тексте предложения, передающие основную мысль каждой части.

Слайд 5

Post – reading ( послетекстовый ) Составить список вопросов к тексту; Подготовить план план пересказа текста; Заполнить таблицу по тексту; Пояснить главную мысль текста своими словами; Написать синквейн .

Слайд 6

Shakira Isabel Mebarak Ripoll’s the world’s favourite Latin singer. She was born on the 2nd February in 1977in Columbia, South America. Shakira has got four brothers and four sisters. She’s beautiful, and got a great voice. Her hobby is painting and listening to jazz. Also she likes dancing and singing. The young woman is a well-educated person and can speak five languages. She’s a “ Woman of Grace ”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Смысловое чтение на уроках английского языка

Презентация к выступлению на районном методическом объединении....

Смысловое чтение на уроках английского языка

В школе необходимо обучать чтению и пониманию текста. И это заключается не только в освоении учащимися алфавита, техникой чтения. Появилось новое понятие – смысловое чтение. Смысловое чтение – вид чте...

Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка (с презентацией)

Теоретический материал о формировании навыков смыслового чтения с презентацией...

смысловое чтение на уроках английского языка

Статья посвящена проблемам  чтения на уроках английского языка...

Смысловое чтение на уроках английского языка

Сейчас появилось новое понятие – смысловое чтение. Это вид чтения, которое направлено на понимание читающими смыслового содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст...

План – конспект открытого урока «Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка», 6 класс

Урок направлен на формирование функциональной граммотности на уроках английского языка. Акцент сделан на формирование и развитие навыков и умений смыслового чтения, которые позволяют обучающимся ...