"Работа над театральными постановками на английском языке"
статья по английскому языку на тему

Цымбал Наталья Владимировна

Работа над театральными постановками на английском языке является актуальной темой в наше время. "Языковой барьер" легко преодолевается, когда дети младшего школьного возраста попадают в игру и вовлекаются в творческий процесс. Совместная работа над постановкой спектаклей развивает у учащихся умение слушать учителя, партнера, повышает оценку "вечного троечника", укрепляет чувство ответственности за успех. Целью исследования является рассмотрение театральных постановок на английском языке в начальной школе, как средство коммуникативной компетентности. Вследствие регулярных постановок спектаклей на английском языке дети проявляют настойчивость, ставят перед собой цель и достигают ее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

«Работа над театральными постановками на уроках английского языка в начальной школе»

Глубокие изменения материальной и духовной жизни общества подняли проблему подготовки творчески мыслящих, высокообразованных, обладающих культурологическими знаниями, умениями и навыками, компетентных личностей, способных и готовых психологически включиться в самостоятельную жизнь.

Театральная постановка является важным и необходимым элементом в ходе изучения иностранных языков. Препятствие «языкового барьера» легко преодолевается, когда ученики попадают в игру, ролевое взаимодействие, вовлекаются в творческий процесс. Театр превращает «вечного троечника», неуверенного в себе и запинающегося на каждом слове в сказочного героя, который произносит текст на одном дыхании. Английский язык становится средством для выражения мысли, чувств, эмоций персонажа. Совместная работа над представлением развивает у учащихся умение слушать партнёра, создаёт условия для понимания и взаимовыручки, укрепляет чувство ответственности за успех общего дела. Для учителя работа над сценарием, репетиция для отработки произношения, введение и закрепление лексических единиц дают возможность общения с учениками, причём в новом для обеих сторон контексте. Привычные роли учитель - ученики преобразуются в иную модель отношений режиссёра и актёров.

Целью исследования является рассмотрение театральных постановок на английском языке в начальной школе как средства развития коммуникативной компетентности.

Необходимо:

1) проанализировать психолого-возрастные особенности детей младшего школьного возраста;

2) рассмотреть театральные постановки как средство обучения английскому языку;

3) раскрыть потенциал использования театральных постановок на уроках иностранного языка.

Использование театрального искусства в современной школе разрабатывается в Лаборатории театра Института художественного образования РАО. Лаборатория театра внесла в педагогику понятие драмопедагогики. Российский вариант драмопедагогики называется социо-игровой стиль обучения, его развитие привело к пересечению сфер драмопедагогики и герменевтики.

На пересечении сфер театра и герменевтики возникла драмогерменевтика.

Для успешного решения поставленных задач, учителю необходимо понимать психологические особенности детей младшего школьного возраста.

В этом возрасте дети общительны и эмоциональны. Они воспринимают то, что вызывает непосредственный эмоциональный отклик. Детей отличает любознательность, свежесть и острота восприятия. Поэтому в процессе обучения лучше использовать яркие и необычные ситуации.

Младшие ученики импульсивны, склонны к быстрым действиям. Для них важна активная внешняя разрядка. За первые годы обучения дети начинают учиться управлять поведением, но оно пока не устойчиво и непроизвольно. Новизна привлекает внимание учеников. В процессе обучения устной речи учителю необходимо использовать приемы для психологической разрядки и поддержки интереса у детей - например, игровые ситуации.

Также важно приучать школьников быть внимательными к не занимательным вещам. Иначе у них не будет развиваться волевое качество личности. Вследствие чего они не смогут проявлять настойчивость, ставить перед собой цель и достигать ее.

Дети сами способны решать мнемонические задачи. Память детей младшего школьного возраста достаточно развита. Легко и прочно запоминается то, что способно поразить или отвечает их интересам.

Возраст младших школьников попадает между двумя психологическими доминантами - игровой и учебной деятельностью. Искусство помогает совершить этот переход. Одной из форм педагогической практики является урок искусства, урок-спектакль.

Один из путей решения проблем - использовать драматизацию на уроках английского языка.

Основная суть театральных постановок - действие, воспроизведение образа или сюжета, пропущенного через живую личность актера. Под драматизацией в школе имеют в виду все виды воспроизведения в лицах - драматические игры, художественное сценическое действие с одной стороны, и импровизацию, разыгрывание готовой пьесы - с другой[1].

Черты театральных постановок как средства обучения:

– отсутствие принуждения;

– мотивация;

– обучение и воспитание в коллективе;

– индивидуальная, глубоко личностная деятельность;

– развитие психических функций и способностей.

Театральные постановки в ходе учебного процесса используют для:

– развития определенных речевых умений;

– формирования определенных навыков;

– обучения умению общаться;

– запоминания речевого материала.

Инсценировки помогают закреплять и расширять изученную лексику, интересно отработать пройденный грамматический материал.

В школе успешно проходят «театральные» уроки. Их можно сопровождать просмотром видео-постановок, как на английском языке, так и на родном с последующим обсуждением на английском языке. Такие уроки являются удачной формой приобщения к другой культуре.

Театральные постановки развивают:

– речь;

– внимание;

– воображение;

– интонацию;

– наблюдательность;

– память;

– ассоциации;

– технические и художественные способности;

– ритм[2].

Все это способствует развитию творческих задатков у ребенка.

Драматизация помогает активному восприятию знаний. Она привлекает всю личность ребенка: чувство, воображение, ум, воля участвуют в творческом процессе.

В театральных постановках могут принимать участие все ученики, независимо от их уровня владения языком. Драматизация несет положительный эмоциональный опыт; помогает реализовать себя как личность; развивает творческие способности; воспитывает интерес к культуре других стран.

Драматизация способствует развитию эмоциональной и аффективной сфер, обогащает личность, воспитывает способность перевоплощаться в других, развивает симпатию, сострадание.

Средства, обеспечивающие оптимальную активность учащихся:

– мотивация действий учащихся;

– сюжетность урока;

– использование наглядности, театрализации, жестов, мимики, костюмов;

– специальная подача учебного материала (диалог, монолог, полилог);

– большой объем новой лексики;

– большое количество учебных действий, выполняемых учениками;

– использование коллективных форм познавательной деятельности;

– индивидуальный подход в условиях группы;

– атмосфера радости[3].

Применение театральных постановок в младших классах помогает сделать обучение английскому языку интересным и увлекательным.

Драматизация с младшими школьниками начинается с небольших инсценировок песен, стихов, пословиц и поговорок, далее начинают проводить драматизацию художественных текстов, сказок на английском языке.

В играх-постановках содержание, роли, игра обусловливаются сюжетом  произведения, сказки. По сюжету сказки дети исполняют роль и воспроизводят события.

Следует подбирать сказки по таким параметрам:

– наличие диалогов;

– понятийный сюжет;

– положительные герои;

– счастливый конец[4].

С учениками можно обыгрывать сказки других народов, что способствует развитию кросс-культурной грамотности.

Этапы написания игровых сценариев:

– чтение и обсуждение сказки;

– распределение ролей;

– удаление «he said» или «she said», добавление имен перед фразой;

– замена комментариев на диалоги или действия.

С помощью постановок ученики усваивают идейное содержание произведений, логику и последовательность событий, их развитие и связь.

Принцип коммуникативной направленности обучения важен для формирования умения общаться на иностранном языке на элементарном уровне, учитывая речевые возможности и потребности младших школьников в устной и письменной формах.

Они помогают учащимся общаться на темы, связанные с личными интересами и окружением.

Коммуникативный подход определяет правила знакомства с языковыми единицами. Находятся такие ситуации общения, контексты для введения слов, словосочетаний, грамматических форм или конструкций, которые могут продемонстрировать функцию таких языковых единиц, обеспечить понимание их значения и показать их употребление в речи.

Формирование коммуникативных навыков подразумевает овладение языковым инструментарием, навыками оперирования ими в ходе общения в устной и письменной форме.

Принцип интегративного развития коммуникативных навыков реализуют в ходе обучения аудированию, чтению и говорению.

Принимая участие в театральных постановках, ученики знакомятся с английскими сказками и произведениями, героями, с театральной культурой Англии.

Обучающие цели театральных постановок:

1. Развивать и совершенствовать коммуникативную компетенцию учащихся.

2. Расширять содержательную основу обучения путем овладения учениками объемом лексико-грамматических знаний.

Воспитывающие цели театральных постановок:

1. Создать положительную мотивацию, познавательную активность и потребность в практическом использовании языка.

2.Воспитать ценностное отношение к творческой деятельности и ее продуктам.

3.Формировать психологические свойства и качества личности, актуальные для творческой деятельности.

4. Развивать чувство ответственности за результат.

Развивающие цели театральных постановок:

1. Развивать творческий потенциал учащихся через участие их в постановке и представлении.

2. Создать условия для реализации индивидуальности и организовать целенаправленное накопление школьниками субъективного опыта.

Образовательная цель театральных постановок:

Расширить ключевые компетентности:

- многофункциональность (решение различных проблем в повседневной жизни);

- надпредметность и междисциплинарность;

- интеллектуальное развитие абстрактного мышления, саморефлексии, определения своей собственной позиции, самооценки критического мышления;

- многомерность (умственные процессы и интеллектуальные навыки)

Ученики должны уметь:

- совершенствовать в грамотность и выразительность при чтении текстов;

- высказываться спонтанно в конкретной ситуации;

- выполнять творческие задания;

- общаться на иностранном языке и слушать;

- выражать свое мнение;

- учиться работать в коллективе.

Основная трудность в творческой работе в том, что не все дети коммуникабельны и не все могут достичь желаемого владения устной речью.

Театральные постановки требуют наличия интеллектуальных затрат и материальных (декорации, костюмы, светорежиссура, звукорежиссура, афиши, музыка, хореография).

Основные формы работы театра - это работа в группах, парах, индивидуальная работа. При этом важен творческий процесс, предусматривающий сочетание приемов драматизации и инсценировки.

Для учеников младших классов театр – это продолжение детских игр, отличие в английском языке. При распределении ролей нужно учесть как языковые и актерские возможности учеников: один произносит реплику на английском языке, другой – пантомиму, третий становится суфлером и работает с опорой на текст. Можно назначать дублеров, оформителей, режиссеров постановок. Такая организация постановки стимулирует к активности всех ее участников.

Учитывая то, что игра и драматическая игра занимают важное место в жизни детей, а стремление к перевоплощению является особенностью детской природы, школа и воспитатели не имеют права ни проходить мимо этой особенности, ни вычеркивать ее из детской жизни. Задачей педагогики, основанной на психологии, является использование драматического инстинкта ребенка, и его развитие в школе.

Театральная постановка на уроке – это мотивация к изучению английского языка, она помогает создать языковую среду, приближенную к естественной.

На этой основе появляется возможность активировать программный лексико-грамматический материал начального этапа обучения.

Ученики овладевают речевыми конструкциями и формами, дальше пользуются ими для выполнения коммуникативных задач другого рода.

Драматизация помогает развитию школьника: слуху, памяти, вниманию, коммуникации.

Интегративная цель обучения английскому языку в начальной школе -  формирование базовую коммуникативную компетенцию младшего школьника на доступном для него уровне при аудировании, говорении, чтении и письме.

Элементарная коммуникативная компетенция – это способность и готовность младших учеников осуществить межличностное и межкультурное общение с носителем иностранного языка в устной и письменной формах в типичных ситуациях и сферах общения, которые доступны для младшего школьника. Таким образом, изучение иностранного языка в театральных постановках направлено на:

- умение общаться на английском языке на элементарном уровне в устной и письменной формах;

- развитие коммуникативной компетенции учащихся;

- знакомство младших школьников с зарубежным миром, детским фольклором, образцами художественной литературы;

- воспитание дружелюбия к представителям других культур;

- развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей и учебных умений младших школьников;

- мотивация к дальнейшему овладению английским языком;

- развитие младшего школьника средствами английского языка.


Список литературы

1. Бочаров Н.Л. Игры на уроке английского языка на начальной и средней ступенях обучения // Иностранные языки в школе. - 1966. - №3. - С. 50-58

2. Бурдина М.И. Вечер сказок на английском языке // Иностранные языки в школе. - 1996. - №3. - С. 45-50

3. Верещагина И.Н., Притыкина Т.А. Обучение английскому языку в 3-ем классе 4-х летней начальной школы // Иностранные языки в школе. - 1988. - №3. - С. 41-47

4. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: стенограмма лекций, прочитанной в 1933г. в ЛГПИ им. А.И. Герцена // Вопросы психологии. - 1966. - №6. - С. 62-76

5. Ижогина П.И. Как научить малышей читать // Иностранные языки в школе. - 1993. - №1. - С. 49-51

6. Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении английскому языку // Иностранные языки в школе. - 1989. - №4. - С. 14-16

7. Кривобокова И.Я., Лотарева Т.В. Некоторые приемы обучения английскому языку на начальном этапе // Иностранные языки в школе. - 1989. - №1. - С. 52-54

8. Леонтьев А.А. Психологические предпосылки раннего овладения иностранным языком // Иностранные языки в школе. - 1985. - №5. - С. 24-29

9. Негневицкая Е.И. Иностранный язык для самых маленьких: вчера, сегодня, завтра // Иностранные языки в школе. - 1987. - №6. - С. 20-26

10. Негневицкая Е.И, Никитенко З.Н., Ленская Е.А. Обучение английскому языку детей 6 лет в 1 классе средней школы: Методика преподавания в 2-х частях. - М.: Просвещение, 1933

11. Негневицкая Е.И, Шахнович А.М. Язык и дети. - М.: Просвещение, 1981

12. Никитенко З.Н. Технология обучения лексики в курсе английский язык для детей 6 лет в 1 классе средней школы // Иностранные языки в школе. - 1991. - №4. - С. 52-59, 71

13. Самусенко Я.А. «Театр на английском языке» // Издательский дом «Первое сентября». Приложение «Английский язык», №3-7, 2007 год.

14. Федотова Н. Drama in use. Размышления на тему // English. Приложение к газете «Первое сентября». - 2004. - №4. - С. 3-4


[1] Бочаров Н.Л. Игры на уроке английского языка на начальной и средней ступенях обучения // Иностранные языки в школе. - 1966. - №3. - С. 55.

[2] Леонтьев А.А. Психологические предпосылки раннего овладения иностранным языком // Иностранные языки в школе. - 1985. - №5. - С. 26.

[3] Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: стенограмма лекций, прочитанной в 1933г. в ЛГПИ им. А.И. Герцена // Вопросы психологии. - 1966. - №6. - С. 68

[4] Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении английскому языку // Иностранные языки в школе. - 1989. - №4. - С. 15.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий театральной постановки на английском языке для учащихся 5-6 классов по произведению Aladdin

Сценарий к театрализованной постановке на английском языке, для учащихся 5-6 классовAladdin There was an old man with a long grey beard. Author 1:Aladdin was the son of Hassan. Hassan died w...

Методическая разработка внеклассного мероприятия, театральная постановка на английском языке "Buzz-the-fly"

Сценарий театральной постановки был переведен на английский язык.  Спектакль рассчитан на учащихся начальной школы и средней школы (3-5 классы)....

Сценарий для театральной постановки на английском языке В. Шекспир "Сон в летнюю ночь"

Адаптированный  сценарий для театральной  постановкина  на английском  языке В. Шекспир "Сон  в летнюю  ночь"   может  быть  использова...

Сценарий для театральной постановки на английском языке В.Шекспир "Укрощение строптивой"

Адаптированный  сценарий для  театральной  постановки на  английском  языке  В.Шекспир  "Укрощение  строптивой"  может  быть  испо...

Сценарий театральной постановки на английском языке "Ирландия - страна чудес и загадок"

Сценарий театральной постановки на английском языке "Ирландия - страна чудес и загадок" в рамках интегрированного муниципального проекта "Театр на английском"...

Методическая разработка «Авторский сценарий театральной постановки на английском языке "My dream is to visit Australia"»

Целью методической разработки является привитие интереса к изучению английского языка, знакомству с культурой, традициями и обычаями Австралии, повышению общего культурного уровня обучающихся...