Коррекционная работа на уроках английского языка обучающихся с ОВЗ в 5-х классах
статья по английскому языку (5 класс) на тему

Шевцова Анастасия Юрьевна

Приемы коррекции памяти, внимания, знаний по предмету обучающихся в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon a.yu_.shevtsova_korrektsionnaya_rabota.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

НАЗВАНИЕ ДОКЛАДА:

«Коррекционная работа на уроках английского языка обучающихся с ОВЗ в 5-х классах»

Автор работы: Шевцова Анастасия Юрьевна

Учитель английского языка

ГБОУ школа № 59

Приморского района Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

2017


В общеобразовательном учреждении школе №59 Приморского района Санкт-Петербурга обучаются дети с особенными возможностями здоровья: дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) и с задержкой психического развития (ЗПР). Это обучающиеся со сниженной вербальной память (вид памяти, который определяет способность запоминать, сохранять и воспроизводить речевую (словесную) информацию), они с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Некоторое отстают  в развитии двигательной сферы – недостаточная координация движений, снижение скорости и ловкости их выполнения. У школьников возникают трудности  при выполнении движений по словесной инструкции, что особенно усложняет овладение речевыми образцами английского языка. Часто встречается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики, плохой почерк. У ребят наблюдается неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой. В общем и целом дети страдают нарушением познавательной деятельности, у них низкая умственная работоспособность. У пятиклассников отмечается быстрая истощаемость и пресыщаемость любым видом деятельности, в свою очередь это проявляется в повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности. Дети жалуются на головные боли и головокружение. В некоторых случаях  у них может отмечаться приподнято-эйфорический фон настроения с проявлениями дурашливости и благодушия. Учителю в коррекционных классах следует применять методы работы, которые подстраиваются  под особенные умственные способности учеников с  повышенной нервно-психической истощаемостью, эмоциональной неустойчивостью, в виде нарушений функций  активного внимания и памяти.

Нужно рассказать о том, что у обучающихся с ОВЗ особые образовательные потребности, которые  определяют особую логику построения учебного процесса и находят своё отражение в структуре и содержании образования. Особые образовательные потребности определяют особую логику построения учебных занятий. Приведу некоторые примеры образовательных потребностей, характерные для обучающихся с ТНР и ЗПР:

  • «пошаговое» предъявление материала, дозированная помощь учителя;
  • обеспечение индивидуального темпа обучения;
  • профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;
  • постоянный мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики психофизического развития;
  • обеспечение непрерывного контроля;
  •  обеспечение достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
  • постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, к предмету;
  • закрепление и совершенствование освоенных умений;
  • специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые речевые ситуации взаимодействия с действительностью;
  • постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
  • использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
  • специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самоорганизации.

Целью программы коррекционной работы в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта обучающихся с ОВЗ выступает создание системы комплексной помощи в освоении адаптированной образовательной программы, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом и речевом развитии обучающихся, их социальная адаптация.

Содержание предмета английский язык в 5-х классах (первый год обучения) для детей с ТНР и ЗПР включает, главным образом, учебную деятельность прежде всего в двух аспектах языка: аудирование и говорение, которые составляют основу формирования и развития навыков и умений, связанных с овладением всеми четырьмя видами речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение и письмо). Задания по всем четырём видам должны порождать и развивать репродуктивную деятельность обучащихся. В процессе совершения каждого вида речевой деятельности требуется один и тот же набор операций, позволяющих двигаться от замысла обучаемого к тексту (чтение и письмо) или от текста к обучаемому (аудирование и говорение). Следовательно, в процессе обучения иностранному языку на начальном этапе коррекционно - развивающего обучения необходимо, прежде всего, формировать и развивать навыки адекватного английского произношения, расширять объем активного и пассивного словаря. Обучение ребенка считаю полноценным тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки песни, фантазии и творчества.

Учитывая психофизиологические особенности детей с ОВЗ придерживаюсь следующих методических принципов:

  • обеспечение подвижной деятельности детей (физкультминутка, игры, групповая деятельность, соревновательные формы заданий);
  • частая смена деятельности (парная/групповая работа, устные/письменные упражнения);
  • многократные аудирования вводимых слов, структур;
  • преемственность и постоянное повторение материала;
  • рефлексия на уроке своих достижений, самооценка;
  • дифференцированное домашнее задание;
  • по окончании изучения юнита проектная работа;
  • участие в конкурсах и олимпиадах на общешкольном в рамках предметной недели;
  • общее развитие ребенка посредством иностранного языка, раскрытие его творческих способностей.

Запоминание и закрепление новых лексических единиц также производится при помощи различных заданий:

  • повторить за диктором слова в звукозаписи, расставить буквы в правильном порядке, чтобы получилось слово (unscramble the word);
  • нахождение новых слов в змейке (word snake);
  • вставить пропущенные слова из нового вокабуляра в предложение (fill in the word).

Вышеизложенные приёмы и методы работы на уроке английского языка не угнетают ребёнка, а создают вокруг него доброжелательное пространство, создающее ситуацию успеха, обеспечивающее огромную возможность самореализации себя как полноценной личности учебного процесса. Обучающиеся, получающее образование в образовательной среде, становятся подлинными субъектами обучения. Учитель должен проявлять мудрое терпение, чуткость, постоянную заботу, любить детей такими какие они есть и радоваться успехам каждого, пусть даже не значительным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Активные формы работы на уроках английского языка как фактор развития коммуникативных навыков учащихся» Хрулева Лала Владимировна Белоглинский район МБОУ СОШ № 16 учитель английского языка

Школьный учитель теперь освобожден от жестких рамок обязательных программ и учебников, возможность выбора своего пути в преподавании открывает перед ним огромные перспективы для раб...

Аудирование, как средство коррекционной направленности, на уроке английского языка

Статья об использовании аудирования в коррекционной школе для слерых и слабовидящих детей....

Формирование читательской компетентности на уроках английского языка обучающихся в выпускных классах как средства повышения качества образования и результатов ГИА выпускников школы через обучение стратегиям чтения

Формирование читательской компетентности на уроках английского языка обучающихся в выпускных  классах как средства повышения качества образования и результатов ГИА выпускников школы через обучени...

Использование элементов коррекционной направленности на уроках английского языка у детей с ОВЗ.

В статье говорится об особенностях обучения английскому языку детей с ОВЗ. Затрагиваются такие моменты как: оснащение кабинетов, использование дополнительного наглядного материала, упрощение учебной п...

«Использование мобильного приложения Quizlet для актуализации лексического материала на уроках английского языка обучающихся 5-х классов»

Приложение Quizlet позволяет создавать наборы карточек – модули на различные темы и по любым предметам. Модули для изучения английского языка представляют собой карточки со словами и их переводо...

Коррекционная работа на уроках русского языка с обучающимися с ОВЗ

В этой статье говорится о методах и приёмах, которые можно использовать в работе с обучающимися с ОВЗ....

Методы коррекционной работы на уроках ИЗО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) с применением здоровьесберегающих технологий

Дети, испытывающие трудности в обучении, в достижении творческих результатов, нуждаются в особенной помощи со стороны преподавателя, в его внимании, в создании условий для пробуждения и реализации их ...