Системно-деятельностный подход как способ организации продуктивной коммуникации на уроках английского языка.
статья по английскому языку на тему

Астафурова Светлана Алексеевна

В современном мире компетентностному учителю необходимо владеть основными современными педагогическими технологиями и приемами, которые помогут ему осуществлять педагогический процесс в контексте системно-деятельностного подхода. Реализация деятельностного подхода – важнейшая особенность нового стандарта. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon astafurova_statya_fgos.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Системно-деятельностный подход как способ организации продуктивной коммуникации на уроках английского языка

На сегодняшний день ФГОС определяет каждому учителю следующие педагогические задачи: научить учиться, то есть научить решать проблемы в сфере учебной деятельности; научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи; научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни; научить ориентироваться в мире духовных ценностей; научить решать проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей; научить решать проблемы, общие для различных видов деятельности; научить решать проблемы профессионального выбора.

Чтобы добиться выполнения представленных задач, прийти к правильным выводам и получить запланированные результаты своей педагогической деятельности, компетентностному учителю необходимо владеть основными современными педагогическими технологиями и приемами, которые помогут ему осуществлять педагогический процесс в контексте системно-деятельностного подхода. Реализация деятельностного подхода – важнейшая особенность нового стандарта.

В основе Стандарта (ФГОС ООО п. 5) лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Основная идея системно-деятельностного подхода заключаются в том, что главный результат образования - это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях. Таким образом, основная задача педагога - развитие личности обучающегося на основе освоения способов деятельности.

На уроках в школе системно-деятельностный подход организуется и реализуется с помощью учебной деятельности. Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие. На уроке средством для такой инициации выступает учебная ситуация и учебное задание (задача).

 Для организации продуктивной деятельности на уроке английского языка с целью осуществления учениками коммуникации учитель может предложить обучающимся следующие учебные задачи:

Задача № 1. Обсудите в группе, какие виды спорта вы предпочитаете больше всего. Составьте монологическое высказывание по теме What sports do I like? с опорой на план-схему.

План-схема

 I, my friends and sports games

We are group number … .

We are sport-lovers.

Our group can …, …, … .

But we can’t …, …, … .

We like to …, …, … .

But we don’t like to …, …, … .

(name) and … (name) want to play … .

(name) and … (name) don’t want to play … .

We like sports games very much.

В ходе выполнения задания, обучающиеся решают ряд задач:

- распределить обязанности в группе;

- активизировать лексические единицы по теме «Спорт. Спортивные игры»;

- опросить одноклассников, в какие спортивные игры умеют/не умеют играть, любят/не любят играть, хотят/не хотят играть;

- внести данные опроса в план-схему;

- обсудить способ презентации результатов совместной деятельности.

Задача № 2. Обсудите в группе и выберите животное. Опишите животное с опорой на план.

План:

It’s a …

  • colour;
  • size;
  • parts of  body (size: long, short, big, small) (It has got … . The … is … .);
  • food;
  • can/can’t do (It can/can’t …)
  • I like/dislike …

Выполняя поставленную задачу, обучающиеся:

- распределяют обязанности в группе;

- выбирают животное;

- обсуждают алгоритм описания животного;

- составляют описание животного по плану;

- высказывают сове мнение по отношению к такому виду животного (нравится/ не нравится);

- обсуждают способ презентации результатов совместной деятельности.

 Задача № 3. Обсудите в группе и составьте монологическое высказывание о времени года (весне, зиме или осени) с использованием примера-схемы.

Пример-схема:

Summer comes after spring. Summer is green and … . It’s warmer in summer than in spring. It’s … in summer. Summer is the warmest season of the year. In summer the days are … and the nights are … . We can … in summer. But we can’t … in summer. I like to … in summer. I like/dislike this season of the year.

Обучающиеся выполняют следующие сопутствующие задачи:

- распределяют обязанности в группе;

- активизируют лексические единицы по теме «Времена года» и «Спорт. Спортивные игры»;

- обсуждают особенности описываемого времени года;

- осуществляют необходимые изменения в примере-схеме для описания выбранного времени года;

- обсуждают, чем можно заниматься в это время года;

- опрашивают одноклассников, что любят/не любят делать в это время года;

- вносят результаты обсуждения в пример-схему;

- обсуждают способ презентации результатов совместной деятельности.

    Таким образом, организация деятельностного подхода позволяет повысить эффективность образования по следующим показателям:

  • придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
  • более гибкое и прочное усвоение знаний, возможность их самостоятельного применения;
  • возможность дифференцированного обучения;
  • повышение мотивации и интереса к учению;
  • обеспечение условий общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Продуктивные технологии на уроках английского языка как фактор здоровьесбережения учащихся.

Главная задача учителя английского языка - глубокие и прочные знания предмета и сохранение, и укрепление их здоровья....

Компетентностный подход в организации учебного процесса на уроках английского языка

Данная статья посвящена методам и приёмам реализации компетентностного  подхода в процессе обучения иностранному языку....

Особенности организации самостоятельной работы на уроках английского языка как способ повышения мотивации учащихся

Доклад на тему "Особенности организации самостоятельной работы на уроках английского языка как способ повышения мотивации учащихся"...

Презентация "Технологии организации эффективной коммуникации на уроках английского языка"

В презентации рассматриваются современные методические приемы и организационно-педагогические технологии обучения устной речи...

Педагогическая статья "Организация продуктивной коммуникации при обучении английскому языку в дополнительном образовании"

Статья является приложением к дополнительной общеобразовательной программе для старшеклассников "Совершенный английский". Статья представляет описание некоторых активных форм и методов из оп...

(ФОРСАЙТ - 2019) Проблемно - проектный подход в обучении как способ активизации речемыслительной деятельности на уроках английского языка. Из опыта работы.

Основной принцип этого направления – в центре обучения находится ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания. Эти методы, прежде всего, повышает активность школьников на урока...

Проблемно - проектный подход в обучении как способ активизации речемыслительной деятельности на уроках английского языка. Из опыта работы.

Эти методы, прежде всего, повышают активность школьников на уроках, т.к. истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность. Успешное обучение вообще, и иност...