«Дидактические возможности использования Интерактивной доски на уроках иностранного зыка »
статья по английскому языку на тему

Ребрикова Ольга Владимировна

Итоговая работа по теме "Дидактические возможности использования Интерактивной доски на уроках иностранного языка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_rabota.docx47.95 КБ

Предварительный просмотр:

  МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное учреждение высшего профессионального образования

Московский государственный областной университет

(МГОУ)

Кафедра иностранных языков

Тема итоговой работы по программе:

 «Дидактические возможности использования Интерактивной доски на уроках иностранного зыка »

 

                                                       

                                        Работу выполнила:

                                                  Ребрикова Ольга Владимировна

                                                МБОУ СОШ №3, г. Лобня

                                                                                        Группа 12

                                                        Москва 2015

Содержание.

1.Введение

2. Теоретическое обоснование  возможностей использования интерактивной доски на уроке иностранного языка .

2.1 Интерактивная доска как современное средство обучения.

2.2 Методические особенности использования интерактивной доски на уроке английского языка в средней школе.  

3. Организация урока в 6 классе с применением интерактивной доски SMART BOARD.

4.Заключение.

5.Литературные источники.

Глава 1.

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы все более глубоко исследуется вопрос о применении мультимедийных технологий в общеобразовательной школе. Это не только современные технические средства, но и совершенно иные формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Использование мультимедийных средств обучения помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом особенностей детей, их уровня обученности, склонностей. В условиях поиска более современных форм и методов работы с целью повышения уровня образования повысился интерес к интерактивным технологиям, использование которых способствует эффективности усвоения учебного материала. Гораздо больший интерес могут представлять специализированные мультимедиа-средства, основное предназначение которых - повышение эффективности обучения. К числу таких современных средств, в первую очередь, необходимо отнести интерактивные мультимедийные доски. Выбор темы «Дидактические возможности использования Интерактивной доски на уроках иностранного зыка» представился мне актуальным, так как одним из нововведений стало активное использование интерактивной доски как средства повышения мотивации процесса обучения за счет интерактивности, наглядности и динамичности подачи материала.

ЦЕЛЬЮ  работы : « Определить  эффективность использования Интерактивной доски на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС второго поколения».

Для достижения данной цели   предстоит решить следующие ЗАДАЧИ:

1)изучить методическую литературу по теме ;

2) рассмотреть  методические возможности использования Интерактивной доски ,как современного средства обучения на уроках иностранного языка;

3) описать опыт использования  использование  Интерактивной доски   SMART BOARD   на уроке английского языка в 6 классе.

 МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ: работа с источниками , наблюдение

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: урок иностранного языка.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: возможности использования интерактивной доски на уроке иностранного языка

 Глава 2.

Теоретическое обоснование  возможностей использования интерактивной доски на уроке иностранного языка .

2.1Интерактивная доска как современное средство обучения.

Известно , что язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. В связи с модернизацией структуры и содержания общего образования, вызванного социально-политическим и экономическими преобразованиями в жизни нашего общества , изменился и статус иностранного языка как предмета , изучаемого в школе и в Вузе.

В настоящее время особое значение приобретает использование инновационных технологий в преподавании иностранного языка. Задача педагога – научиться правильно и  эффективно использовать современные информационные технологии в образовательном процессе, чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе обучения иностранному языку.

Использование мультимедийных интерактивных технологий при коммуникативном обучении иностранному языку значительно повышает  качество подачи   материала на уроке  и эффективность его усвоения учащимися.

Мультимедиа ,как средство обучения, отличается от других средств обучения , прежде всего, двумя основными дидактическими свойствами: интерактивным подходом в представлении информации в различных формах (звук,тест, видео и т.д.)и интерактивным взаимодействием с обучаемыми.

Электронные интерактивные  доски – это эффективный способ внедрения электронного содержания учебного материала и  мультимедийных материалов в процесс обучения , которые вырисовываются на экране интерактивной доски и нацеливают каждого ученика к активной плодотворной деятельности. Заранее подготовленные тематические тексты на английском языке, обучающие и проверочные упражнения, красочные картинки, фотографии, материал англо-язычных мультимедийных дисков , аудио-видеоматериалы служат для введения или активизации материала на уроке, повторения и закрепления лексических единиц и грамматических структур языка, контроля знаний.

 Интерактивная доска в совокупности с персональным компьютером дает  новые возможности образовательному процессу:

-интерактивность- поочередное  взаимодействие сторон (от передачи информации до произведенного действия), где как стороны выступают преподаватель, учащийся и используемый цифровой образовательный ресурс. Каждое действие или реакция участников взаимодействия отражаются на доске, доступны для рассмотрения, осознания и обсуждения всеми участниками образовательного действия.

-мультимедиа – представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием , а с помощью  фото ,видео, графиков , анимации, звука,то есть в комбинации  средств передачи информации. Интерактивная доска выводит свойство  мультимедийности  на качественно новый уровень, включая  в процесс восприятия  «многосредовой» информации не одного человека (как в случае работы учащегося с наиболее удобным и целесообразным для последующего процесса обсуждения и совместной работы.

При работе с интерактивной доской возможны:

-работа с текстом и изображениями;

-создание заметок с помощью  электронных чернил;

-сохранение сделанных заметок для передачи по электронной почте ,размещения в Интернете или печати;

-коллективный просмотр Web-сайтов;

-создание с помощью шаблонов и изображений собственных занятий;

-демонстрация и нанесение собственных заметок поверх уже готовых цифровых материалов.

-использование встроенного в программное обеспечение интерактивной доски презентационного инструмента для обогащения дидактического материала.

 -использование готовых образовательных ресурсов.

 Интерактивная доска – это интерес к излагаемому материалу, следовательно, к предмету. Восприятие материала на уроках с использованием доски улучшается, легко вспоминаются фрагменты урока, изученный материал.

 Использование интерактивной доски является эффективным средством вовлечения учащихся в активный процесс познания на основе использования интерактивных способов обучения, что позволяет создать условия, способствующие формированию и развитию различных компетенций учащихся. 
Особыми преимуществами обладает интерактивная доска в обучении иностранным языкам. Заранее подготовленные тематические тексты, обучающие и проверочные упражнения, иллюстрации, аудио и видеоматериалы служат опорой для введения или активизации материала урока, повторения и закрепления речевых моделей и грамматических структур, совершенствования навыков чтения и восприятия иноязычной речи на слух, контроля и самоконтроля знаний.

Работа с интерактивной доской обеспечивает преемственность, полноту и согласованность логической подачи материала при изучении языковых аспектов и совершенствовании умений и навыков учащихся, а также в процессе формирования социокультурной компетенции для презентации страноведческого материала  по истории стран изучаемого языка .

По мнению  преподавателя - методиста Карамышевой Т.В. о том, что использование интерактивной доски в образовательном процессе имеет ряд преимуществ:

- многократное использование (все наглядные материалы и ресурсы можно хранить в электронном виде и в дальнейшем многократно использовать их; накапливается электронный банк данных для каждого учителя);

- визуальный ресурс урока с минимальными затратами времени;

- представление информации с помощью различных мультимедийных ресурсов;

- классификация и систематизация учебного материала, изучение его на повышенном уровне;

- упрощение объяснения схем, графиков и их наглядность;

- наглядное иллюстрирование при объяснении абстрактных идей и теорий;

- высокая плотность, динамичность и мобильность урока;

- возможность выхода за рамки школьной программы;

- повышение мотивации учащихся к обучению;

- оперативный контроль ЗУН и наличие обратной связи;

- пополнение методической копилки учителя.  

2.2 Методические особенности использования интерактивной доски на уроке английского языка в средней школе.   

 На уроках иностранного  языка интерактивная доска может применяется на различных этапах урока и при обучении различным видам речевой деятельности: во время фонетической и речевой зарядки, введения и отработки лексики и речевых моделей, активизации грамматического материала, обучению правописанию и восприятию иноязычной речи на слух

 При обучении чтению используются приемы «Установление соответствий», «Восстановление деформированного текста», «Текст с пропусками», «Выделение необходимой информации».

Коммуникативную ценность при обучении говорению имеют задания «Незаконченное предложение», «Соотнесение реплик в диалоге», «У При введении лексического материала наиболее эффективными являются такие приемы, как: «Распределение на группы», «Убери лишнее»,

«Сопоставление», «Заполнение пробелов». становление соответствий». На интерактивной доске можно захватывать видеоизображения и отражать их статично, чтобы иметь возможность обсуждать и добавлять к ним свои комментарии.

При обучении письменной речи и правописанию наиболее эффективными являются задания «Заполнение пробелов», «Восстановление деформированного текста», «Текст с пропусками», используются функции «Шторка», которая позволяет быстро и эффективно организовывать контроль, и «Прозрачность», благодаря которой можно высвечивать правильные варианты.

При отработке грамматического материала можно использовать приемы: «Найди ошибку», «Убери лишнее», «Заполнение пробелов», «Текст с пропусками», «Создание схем», «Лингвистические игры». В данном виде деятельности нам на помощь приходит режим граффити. Написать-начертить, дорисовать-нарисовать, подчеркнуть-зачеркнуть - все это доступно с помощью электронных перьев (на лотке, либо на панели инструментов). Во время презентации грамматического явления можно представить схему, используя разные цвета для привлечения внимания учащихся к тому или иному аспекту. Часть материала можно скрыть, используя функцию «шторка». При изучении отдельных речевых конструкций целесообразно использовать тесты с пропусками, которые позволяют контролировать сформированность грамматических навыков быстро и эффективно. Можно использовать электронные учебники и видеоуроки.  Интерактивную доску можно использовать не только на уроках, но и на факультативных занятиях, во время проведения внеклассных мероприятий, например страноведческих викторин.  

При использовании электронной интерактивной доски доступны следующие виды образовательной деятельности:  

Этапы проведения урока

Возможные варианты использования интерактивной доски

Объяснение нового материала

Подбор текстового и графического материала по теме урока. Создание учебно-дидактической презентации. Подбор анимаций по теме урока. Создание заметок с помощью электронных чернил. Подбор мультимедийного материала по теме урока. Создание мультимедийной презентации для создания опорного конспекта учащихся

Контроль усвоения пройденного материала

Разработка контрольных и самостоятельных работ. Разработка тестовых заданий. Разработка опорных конспектов. Организация интегрированных занятий с использованием интерактивных опытов на уроке объяснения нового материала. Организация самостоятельных работ, тестов и контрольных заданий на основе мультимедийного материала. Разработка тестовых интерактивных заданий.

Закрепление материала

Составление мультимедийных материалов с использованием результатов измерений датчиками различных процессов. Организация индивидуальных выступлений учащихся по заранее подготовленным учителем материалам. Проведение виртуальных самостоятельных работ.

Дополнительное образование

Организация проектной деятельности учащихся. Подготовка материалов для проведения общешкольных конкурсов и олимпиад. Проведение защиты проектов учащихся по теме исследования уроков и олимпиад. Проведение общешкольных конкурсов и олимпиад.

В последнее время всё больше и больше педагогов-практиков понимают, что использование информационных технологий в учебном процессе значительно повышает эффективность усвоения материала учащимися. Больших результатов можно достичь, применяя данные технологии в преподавании иностранных языков в средней школе .

Вышеизложенный материал позволяет выделить три ключевых направления применения интерактивной доски в образовании:

-презентации ,демонстрации и моделирование.

Интерактивная доска – это визуальный ресурс, помогающий преподавателям сделать уроки живыми и привлекательными для учеников, а также позволяющий преподнести информацию , используя широкий диапазон средств визуализации. С помощью интерактивной доски можно моделировать абстрактные идеи и понятия, не прикасаясь к компьютеру изменить модель, перенести объект в другое место экрана.

 Информация становится для них более доступной и понятной, что улучшает атмосферу в классе и ученики становятся более нацеленными на работу.

 С наличием интерактивной доски не придется ждать, когда ученик напишет задание на доске и время урока будет использована на решение поставленных задач. Записи, сделанные на уроке могут быть использованы при повторении  пройденного материала.

 Таким образом, проанализировав возможности использования интерактивной доски можно сделать вывод , что она позволяет осуществлять:

1. активное комментирование материала: выделение, уточнение, добавление дополнительной информации посредством электронных маркеров с возможностью изменить цвет и толщину линии;

2. полноценную работу по переводу текста и отдельных предложений с указанием связей и взаимоотношений между словами;

3. набор посредством виртуальной клавиатуры любого текста задания в любом приложении и его демонстрацию в режиме реального времени;

4. не только знакомство с тестовыми заданиями в режиме просмотра, но и показательное тестирование отдельного ученика или группы учеников для всей аудитории, если в школе отсутствует компьютерный класс или он не может быть предоставлен учителю в данный момент;

  Используя интерактивную доску, становится возможным организовать постоянную работу учащегося в электронном виде. Это значительно экономит время, стимулирует развитие мыслительной и творческой активности, включает в работу всех учащихся, находящихся в классе.      

Необходимо учесть и важный психологический момент: современные школьники, у которых дома обычно есть компьютеры с многочисленными играми и телевизоры с агрессивным видеорядом, привыкают подобным образом воспринимать окружающую действительность. Возможности интерактивной доски позволяют переключить школьников на понимание того, что видео и игровые программы успешно используются для обучения, способствуя развитию творческой активности, увлечению предметом, созданию наилучших условий для овладения навыками  аудирования  и говорения, что обеспечивает, в конечном счете, эффективность усвоения материала на уроках иностранного языка .

Исходя из вышесказанного, я пришла к выводу , что использование интерактивной доски в учебном процессе значительно повышает эффективность усвоения материала учащимися при значительной экономии времени, а также мотивирует учеников на получение знаний и успешность. Работа на уроке становится живым действием, вызывающим у ученика неподдельную заинтересованность, а также способствует совершенствованию практических знаний и речевых умений, развитию социокультурной компетенции учащихся, совершенствованию навыков общения на иностранном языке. Педагогические возможности электронной доски как средства обучения   способствуют совершенствованию учебного процесса, активизируют и делают творческой самостоятельную и совместную работу учащихся и учителя. Благодаря интерактивной доске дети с большим удовольствием учатся и их результаты улучшаются. Интерактивная доска обогащает содержание урока , способствует ускорению темпа его проведения, повышает интерес учащихся к изучению иностранного языка. ИД заинтересовывает учащихся, а в результате активизируются внимание, зрительная память, повышается эффективность обучения.     образовательный процесс комплексно. Она существенно увеличивает степень вовлеченности ученика в процесс обучения, стимулирует его интерес и вызывает желание учиться. Использование  педагогами интерактивной доски помогает более эффективно интегрировать информационные и коммуникационные технологии в образовательный процесс.

 Глава 3.

Организация урока в 6 классе с применением интерактивной доски SMARD BOARD.

Урок  обобщения  и  систематизации знаний  в 6 «А» классе  по теме  : «Правильные и неправильные глаголы» с применением интерактивной доски Smart Board.»

УМК: Быкова Н.И., Дули Д., Поспелова М.Д., Эванс В. "Английский в фокусе" учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений, издательство "Просвещение", 2013.

Цель: Обобщить  знания  материала по теме: «Правильные, неправильные глаголы» в устной и письменной речи.

Задачи:

Образовательные:

 совершенствовать лексико-грамматические навыки употребления глаголов в простом прошедшем времени, развивать умения устной речи, диалогической речи , навыков  аудирования.

Развивающие:

 развивать мышление, внимания; формировать навыки работы с компьютерными технологиями.

Воспитательные:

воспитывать познавательный интерес к предмету , терпение, формировать способность к взаимопомощи , сотрудничеству при работе в паре  .

 Время: 45 мин.

 Тип урока: Урок обобщения  знаний.  

 Оснащение урока.

  1. Мультимедийный проектор.
  2. Компьютер.
  3. Интерактивная доска.
  4. Раздаточный материал.

 Формы контроля: фронтальный ,индивидуальный опрос,  работа в парах.

Виды речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение .

                                           Ход урока.

1.Организационный момент.

-Good morning, children.

-I’m glad to see you, too. Sit down, please.

-Who is on duty today?

-Who is absent today?

-Thanks, sit down, please.

-Now, dear children, please answer my questions.

-What day is it today?

-What is the weather like today?

2.Постановка проблемной ситуации.

Слайд 1.

-Look at the screen.

-What do you think the theme of our lesson?

(ответы учащихся)

-Ok! You’re right.

Cлайд 2.

-The theme of our lesson is «Regular and  Irregular Verbs».

Слайд 3.

 3. Фонетическая зарядка.

-Well children, let’s remember the pronunciation of  the ending  –ed  regular verbs.

-Name the sound and read the verbs.

(учащиеся читают по одному окончания и глаголы , затем хором)

4.Актулизация грамматических навыков.

 Слайд 4.

-Look at the screen.

-What can you  see.( ответы учащихся)

-The 1-st task for you  is to match the irregular verbs.

(учащиеся по одному выходят к доске ,иcпользуя стилус, соотносят правильные и неправильные глаголы, произнося вслух с переводом).

Слайд 5.

-Оk!

-The next task is  to complete the sentences.

-Read the words.

-Let’s start.

( учащиеся выходят к доске,  используя стилус, заполняют пропуски в предложениях, прочитывают вслух)

-Is it right?

(при ошибке, учащиеся исправляют)

  1. Работа с текстом.

Учащиеся получают листы с текстом.

- Read the text to yourself.

- Read it to the class.

-Please, find in the text regular and irregular verbs and underline them.

-How many regular verbs and irregular verbs did you underline?

(учащиеся называют кол-во подчеркнутых правильных и неправильных глаголов)

-Let’s check up.

- This  text  is on the screen.

Слайд 6.

( на ИД этот же текст и 1 учащиеся выходит к доске и подчеркивает красной линией глаголы правильные, 2 учащиеся используя синий цвет подчеркивает неправильные глаголы).

6.Физ.пауза

-Are you tired?

-Let’s have a rest.

-Now Milena will do exercises and you repeat after her. Let’s start.

Hands up! Hands up!

To the sides! Hands down!

Bend left! Hands on hips!

Bend right! And sit down!

-Thanks a lot.

7.Аудирование.

(учащиеся получают    листы с заданием к аудированию)

-Just now you are going to listen to the dialogue.

-After hearing it you should  choose the correct item.

-Read the sentences.

-Are  you ready to start?

(учащиеся слушают диалог и выбирают правильные ответы)

Слайд 7.

( на ИД задание к аудированию, учащиеся выходят по одному и обводят  вариант ответа; после проверки  учащиеся меняются  друг с другом листами с  выполненным заданием и проверяют работы;)

-Put marks to each other.

-If you have no mistakes your mark is «5»;  1-2 mistakes your mark is «4»;  3 mistakes- «3».

-What marks did you get?

(учащиеся называют оценку).

Слайд 8.

-Look at the screen.

-Put the words in the right order.

(учащиеся выходят к ИД по одному , ставят слова в правильной последовательности и читают полученное предложение вслух).

-Well done!

8.Проверка домашнего задания.

- Well, now let’s check up your hometask.

-What was your hometask for today?

(ответы учащихся)

-Ok! You have 1-2 minutes to remember the dialogue «In the Lost Property».

-Before you start , look at the screen , read some phrases from you dialogue.

Cлайд 9.

(учащиеся повторяют   фразы  на ИД за учителем).

-Act out the dialogue in pairs at the blackboard.

(учащиеся у доски разыгрывают диалог, учитель ставит оценки)

9. Работа с текстом  с извлечением необходимой информации.

-Well children, answer the questions.

-What famous people in past do you know?

(ответы учащихся)

-Do you know William Shakespeare ?

Слайд 10. (портрет  В.Шекспира)

-Now you are going to read the text about W.Shakespeare and do the task.

(учащиеся получают листы с текстом , читают текст вслух, выполняют задание в парах).

-Are you ready to check up your task?

Слайд 11.

(на ИД задание к тексту, 1 ученик выходит к ИД и выполняет проверку, обводя вариант ответа на вопрос.)

-Any questions?

(учащиеся самостоятельно в парах оценивают свою работу).

10.Итог урока. Рефлексия.

-That’s all for today.

 -What was the theme of our lesson?

 - Let us sum up all together what   information we have remembered  today?  

 -Well done, pupils.

-Today, everybody were active. But … were very active. Your marks are ... (Молодцы, ребята. Сегодня все были активными. Но … очень были активными. Ваши оценки … .)

-Рефлексия.

(А теперь ребята, я хочу посмотреть, насколько вы поняли тему нашего урока и оцените себя).

Раздаю листочки с фигуркой лица каждому ученику, дети должны нарисовать свое настроение.

-Если вы поняли тему, нарисуйте знак радости.

- Если вы поняли, но испытывали затруднения, то нарисуйте знак равнодушия.

- Если вы ничего не поняли, тогда нарисуйте знак печали.

 11.Домашнее задание.

- Now, open your day books and write down your homework. You homework will be ex.3 p.29 (read and choose irregular verbs write them in Past Simple).

- Our lesson is over. Good bye, children

Глава 4.

Заключение.

Исходя из вышесказанного   , можно сделать вывод, что уроки с использованием Интерактивной доски:

-реализует личностно-ориентированный подход;

-формирует коммуникативную, социокультурную, организационную компетенцию;

-совершенствует навыки общения;

- развивают познавательную деятельность , творческую активность;

-формируют  положительные эмоции ;

-создают ситуации занимательности в учебном процессе ;

-повышают активность учащихся ;

-мотивацию к обучению:

-позволяет делать уроки более интересными ;

-формируют знания и умения учащихся;

-позволяет реализовать принцип наглядности;

-информация для них становится более доступной и понятной , что улучшает атмосферу понимания в классе.

Таким образом, использование интерактивной доски  повышает эффективность образовательного процесса.

Литературные источники.

  1. Л.В.Сарычева, Е.А. Кытманова, Н.И. Сен, Е.А. Титова «Особенности преподавания иностранного языка в условиях новой парадигмы образования»
  2. Электронные интерактивные доски SmartBoard - новые технологии в образовании / http://www.smartboard.ru/.
  3. И.В. Зубрилина  « Использование интерактивной доски на уроках английского языка»  И.В. Зубрилина, - [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://pedgazeta.ru/viewdoc.php?id=3374.– 
  4. Е.И.Пашкова  « Еще раз об использовании интерактивных досок на уроке». http://interaktiveboard.ru/publ/4-1-0-32
  5. Шутенко, А.В. Методы проведения учебных занятий с использованием средств информационных и коммуникационных технологий / А.В. Шутенко [Электронный документ].– (Режим доступа: http://pedsovet.su/publ/26-1-0-841). 

 

 

 

 

 

 

 

 

   



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности использования интерактивной доски SMART Board на уроке музыки

Работать с интерактивной доской SMART Board удивительно просто! Школьники  быстро освоили навыки работы со SMART Board: пишут и рисуют маркерами, передвигают объекты, выполняя задания на уроке. И...

статья "Интерактивная доска на уроках иностранного языка"

Как помогает интерактивная доска учителю на уроках....

Использование интерактивной доски на уроках иностранного языка

Преимущества интерактивных досок для педагогов и учащихся...

Использование интерактивной доски на уроках иностранного языка как средства повышения мотивации учащихся

статья об использовании интерактивной доски на уроках иностранного языка как средства повышения мотивации учащихся...

Использование интерактивной доски на уроках обобщающего повторения. Интерактивная игра. Географическое лото. Африка.

Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, обращен к ученикам лицом и поддерживает постоянный контакт с классом. Используя такую доску, мы можем сочетать проверенные м...

Возможности использования интерактивной доски на уроках физики

Неотъемлемым атрибутом любого учебного класса всегда являлась школьная доска. Доска – это не просто кусок поверхности, на которой может писать и взрослый, и ребёнок, это поле информационного обмена ме...