СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
статья по английскому языку на тему

Заббарова Гульнара Назиповна

Более 97% учащихся приступают к изучению иностранного языка с интересом и желанием, но через некоторое время интерес значительно ослабевает, а к восьмому классу он пропадает у 86% учащихся.

Как сохранить интерес учащихся к иностранному языку на всем протяжении его изучения?

Можно успешно выучить иностранный язык, если только сам почувствуешь необходимость в этом, то есть будешь замотивирован. И учителю важно создание условий по формированию внутренней мотивации обучения английского языка, формирование личной заинтересованности и потребности в изучении языка. С этой целью необходимо разрабатывать дополнительные ситуации и материалы, способствующие повышению мотивации к изучению английского языка, формированию метапредметных компетенций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл balandysh_zabbarova_angliyskiy_yazyk.docx31.59 КБ

Предварительный просмотр:

СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Заббарова Гульнара Назиповна – учитель английского языка 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение- Баландышская основная общеобразовательная школа Тюлячинского муниципального района РТ

Более 97% учащихся приступают к изучению иностранного языка с интересом и желанием, но через некоторое время интерес значительно ослабевает, а к восьмому классу он пропадает у 86% учащихся.

Как сохранить интерес учащихся к иностранному языку на всем протяжении его изучения?

Можно успешно выучить иностранный язык, если только сам почувствуешь необходимость в этом, то есть будешь замотивирован. И учителю важно создание условий по формированию внутренней мотивации обучения английского языка, формирование личной заинтересованности и потребности в изучении языка. С этой целью необходимо разрабатывать дополнительные ситуации и материалы, способствующие повышению мотивации к изучению английского языка, формированию метапредметных компетенций.

Мотивация это, прежде всего результат внутренних потребностей человека, его интересов и эмоций, целей и задач, наличие мотивов, направленных на активизацию его деятельности

Для этого необходимо наличие яркой эмоциональной составляющей, которая бы пробуждала интерес к обучению и способствовала формированию метапредметных умений.

Я считаю, что в решении данной проблемы могут помочь использование элементов арт-педагогической технологии, метода проектов, научно-исследовательская деятельность, внеурочная учебная деятельность.  Одним из важнейших стимулов, влияющих на формирование мотивов является игра, т.к. все возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст - учебная деятельность, средний - общественно полезная, старший школьный возраст - учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс развития ребенка.

Арт-педагогическая технология — это обучение и воспитание средствами искусства в совокупности с содержанием конкретного школьного предмета. Арт-педагогическая технология акцентируется на использовании живописи, музыки, пения, танца, театра, литературы, прикладного творчества и т. д., то есть различные виды искусства являются инструментом для достижения образовательных целей.

Существует много способов стимулирования учащихся к изучению английского языка.

Принцип новизны. Любые новые формы и приёмы работы всегда интересны на занятии. Увлечение учащихся проходит со временем. Через несколько уроков то, что вызывало бурный интерес и "проходило на ура", начинает терять свою изюминку. Использование разнообразных форм общения (интервью, дискуссия, защита проектов) очень скоро начинает восприниматься как очередное задание на уроке, которое нужно выполнить. Следовательно, одна из главных задач учителя - поддерживать интерес ребёнка, предлагая ему новые виды деятельности, ту работу, с которой он еще не был знаком.

Принцип учёта возрастных особенностей и языковой подготовки учащихся. В основном, каждому учителю-предметнику приходится работать с ребятами разного возраста, и, предложив учащимся начальной школы игровое задание или нетрадиционную форму работы, мы используем то же самое упражнение с более сложным языковым материалом в 6-м или 7-м классе. К сожалению, очень часто нас ждёт разочарование: ребята не проявляют никакого интереса, участвуют в работе вяло, и просто "срывают" выполнение поставленной задачи.

Принцип доброжелательности. Очень часто от ребят можно услышать такую фразу: "Я люблю ходить на этот урок, потому что мне нравится учитель". Это утверждение не маловажно. Если учитель сумел расположить к себе детей, то это уже огромный стимул к изучению предмета. Жаль, что многие взрослые, окончившие школу много лет назад, с ужасом вспоминают о каком-либо предмете только потому, что их не смог понять учитель, не смог сделать каждый урок маленькой радостью. Даже если ты что-то не понял или просто не готов, то ты не боишься, ты знаешь, что тебя не будут ругать. Безусловно, этим не надо злоупотреблять! Если мы хотим научить наших слушателей общению на иностранном языке, то на уроке надо установить доверительные отношения. Формализм губит общение. Доброжелательные отношения между учителем и учениками, между членами всей группы поможет преодолеть многие трудности, в том числе и дисциплинарные. Велика роль юмора и экспромта на уроке.

Принцип неожиданности. Данный принцип заключается не в том, чтобы в начале урока сообщить учащимся: "Ребята, сегодня у нас необычный урок: мы попадём в сказку". Учащиеся быстро понимают, что урок-путешествие - это всего лишь выполнение заданий учителя, но только в другой форме. Задание или форма работы, предложенная учителем должна стать тем, что учащиеся не предполагали увидеть на уроке.

Принцип создания атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры учащихся в свои способности и возможности.

 Внедрение азартных технологий

     Внедрение азартных технологий на занятии не только решает проблему мотивации учащихся, но и является эффективным инструментом на этапе закрепления знаний по лексике и грамматике. Групповая настольная игра «Лексический конструктор» — один из примеров использования новой технологии азартного изучения английского языка. Для игры учителю нужно подготовить учебное пособие, состоящее из нескольких карточек. На каждой карточке записывается английское слово: существительное, прилагательное, числительное или местоимение. Записанные слова должны составлять взаимозаменяемые выражения из нескольких элементов. Так можно составить 20 выражений с использованием следующих элементов: порядкового числительного, существительного, обстоятельства места, выраженного существительным с предлогом (всего 3 элемента).

В процессе игры происходит комбинирование.

    Игра строится на собирании элементов в единое целое, поэтому при отборе выражений для игры, важно учитывать необходимость их взаимозаменяемости (карточки будут попадаться игрокам в произвольном порядке).

     

Игра с существительными.

1. Нарисуйте таблицу из четырех столбцов.

2. Попросите учащихся назвать несколько букв.

3. Впишите их в колонку первого столбца.

Например:

F

B

M

и т.д.

4. Сверните лист так, чтобы учащиеся не могли видеть буквы в первом столбце.

5. Попросите учащихся назвать такое же количество существительных.

6. Впишите их в колонку второго столбца.

Например:

F Animal

B City

M Country

и т.д.

7. Учащиеся должны придумать слова, начинающиеся с соответствующей буквы и подходящее по теме к существительному.

Например:

F Animal Fox

B City Bangkok

M Country Mexico

и т.д.

 Работа с газетными материалами

     Одной из целей преподавания английского языка является приближение образовательного уровня учащихся к европейскому стандарту. Владение иностранным языком невозможно в отрыве от культуры и реалий англоговорящих стран, при этом газета вызывает естественный интерес учащихся, являясь источником новейшей информации, к тому же являясь частью культуры страны изучаемого языка.

    Музыка

Музыка это — один из наиболее мощных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся. Музыка и песня могут оказать неоценимую помощь в изучении английского языка. Песня вызывает большой прилив энтузиазма и представляет собой приятный и, в то же время, стимулирующий подход в изучении культуры иноязычных стран. 

    Игра

Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений.

Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности.

 С целью повышения мотивации к овладению иностранными языками дидактические игры используются на уроках для решения следующих задач:

1. Настроить учащихся на рабочий лад, ввести их в иноязычную атмосферу. Школьники приходят к нам на урок из "мира родного языка", поэтому важно создать для них атмосферу общения, психологического коммуникативного комфорта.

2. Формировать у учащихся определенные навыки. Например: Незнайка собрал портфель. Отгадайте, что он туда положил!

3. Развивать у учащихся определенные речевые умения. Например: После изучения темы "Квартира" можно провести такую игру: - Три поросенка решили обставить свой домик мебелью. Давайте поможем им это сделать!

4. Учить учащихся общению на иностранном языке.- Конкурс на самого вежливого собеседника.- Конкурс на лучший комплимент и пожелание к дню Св. Валентина.

5. Развивать необходимые способности и психологические функции.

- Внимательный ли ты? Человек Рассеянный собрался в путешествие. Что лишнее он взял?

-"Снежный ком".

6. Расширить познания учащихся в сфере страноведения и языка. Для этого используются викторины, заочные путешествия, подготовка к традиционным праздникам.

7. Расширить словарный запас школьников.

- рифмовки;- сопровождение слов мимикой или жестами;

- цветик - семицветик (речевая задача - развитие умения называть цвет, опрос лексики).

8. Снять напряжение. После напряженной умственной деятельности учащимся нужно дать небольшой отдых, вызвать положительные эмоции. Видами релаксации могут быть забавные стишки, песни, игры, которые сопровождаются движениями.

Проблемное обучение

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей.

На уроках английского языка учащиеся изучают тему «Защита окружающей среды». Нет необходимости говорить о том, как важно заинтересовать этой темой учащихся. На начальном этапе работы над новым материалом я предлагаю учащимся небольшие тексты. Работе над текстами предшествует работа с таблицей, которая помещена на доске. Таблицей называется схематический рисунок земного шара. Рисунками и надписями внутри окружности представлены важные экологические проблемы, которые перечислены и в текстах. Все начинается с проблемы мусора, отходов (rubbish problems).

Учащиеся видят рисунок мусорного бака, а рядом слова: paper, metal, glass, plastic. Затем предлагаю учащимся небольшой текст со словом rubbish (мусор). После работы с текстом они отвечают на вопросы.

Следующий этап работы – привлечение внимания детей к проблеме сохранения окружающей среды. Отработать предложенный материал в речи можно в форме игры. Тематика игр: строительство гаража в парке отдыха, курение школьников, сломанное дерево и т.д.

Учащиеся с удовольствием участвуют в ролевых играх.

Одним из самых сильных общих мотивов, на мой взгляд, является необходимость речевого реагирования в стандартных ситуациях. Поэтому на уроках можно создавать такие ситуации и учить учащихся выходу из них. При таком подходе, ученик порой даже не знает, как переводится та или иная фраза, но он точно знает, что именно она уместна в данной ситуации. Подобный способ изучения языка распространен во многих русскоязычных диаспорах в различных городах Соединённых Штатов Америки. Им, конечно на интуитивном уровне, пользуются новоиспечённые иммигранты. Погруженные в языковую среду, они достаточно быстро овладевают необходимым им уровнем. Создать в наших условиях среду невозможно, но ситуативный метод работает и здесь. Конечно же, ситуации, применяемые на уроках, должны быть вариативны, и учитывать возрастные и индивидуальные особенности группы. Диапазон ситуаций огромен.

Применение современных информационных технологий

Современный учитель должен эффективно применять информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе. Некоторые технологии используются почти всеми учителями.

Например:

а) широкое распространение получило использование презентаций. Они удобны и для учителя, и для учеников. Презентация кроме текста может включать картинки, графики, таблицы, видео и музыкальное сопровождение.

б) широко популярным становится компьютерное тестирование. Этот способ контроля вызывает определенные эмоции учащихся, являя собой нетрадиционный вид контроля знаний.

с) эффективным способом повышения интереса учащихся к изучению иностранного языка является использование на уроках электронных учебников. 

Метод проектов

Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности.

Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применить накопленные знания по предмету. Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь и слышать, понимать друг друга при защите проектов. Дети работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создаётся возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не даёт изучение языка только с помощью учебника на уроке в классе.

Большую мотивирующую роль играет чередование разнообразных видов интересной деятельности, разнообразных уроков. В своей практике учителю нужно использовать уроки - общение, уроки-фантазии, уроки-драматизации, уроки поэзии, видеоуроки, уроки -игру, уроки-тесты. У каждого из этих видов уроков своя доминирующая мотивация.

Приёмы работы

Урок иностранного языка может начаться традиционно с фонетической зарядки или с речевой разминки. Но, учитывая особенности расписания и нагрузки детей, почему бы не превратить начало урока в маленькую радость для учащихся?

Игра "Hangman". Ребята угадывают слово по буквам. Если данной буквы нет в слове, то учитель рисует один из элементов. Дети выигрывают, если угадывают слово до того, как учитель завершит свой рисунок. Ребята и не заметят, как в такой занимательной форме быстро проходит повторение изученных лексических единиц.

Игра "Crosses and Noughts". Класс делится на две команды: крестики и нолики. Каждая клеточка поля содержит задание (задание зависит от цели учителя), на выполнение которого уходит 15-20 секунд. Если член команды у доски выполняет это задание, то он имеет право поставить крестик или нолик в нужной клетке. Примеры заданий: назови/напиши три формы глагола :; назови предлоги к глаголам :; переведи выражения :; найди ошибку в предложении : и т.д.

Использование викторин на уроке помогает осуществить межпредметные связи. Вопросы викторины могут включать информацию и материал, изученный ребятами на предыдущих уроках. Химия или геометрия на английском языке вызывают удивление и интерес у ребят, а учителю дают хорошую возможность "переключить" учащихся на свой предмет. К сожалению, наши ученики привыкли к тому, что все их уроки проходят за партами. Безусловно, это очень удобный способ расположения учащихся на уроке.

Нельзя забывать, что каждый учитель на своём уроке - это актёр и его место у доски - сцена. От того, как он сыграет на уроке, зависит и успех занятия. Но это не значит, что дети тоже не могут принять участие в "спектакле". Приём драматизации используется в учебной и внеклассной работе довольно давно, но его формы зависят от фантазии учителя и учащихся.

При проведении уроков в начальной школе старшие ребята охотно реагируют на приглашение учителя быть на уроке гидом или иностранным гостем, королевой или волшебником. Побывать на уроке в качестве учителя и продемонстрировать свои знания английского языка младшим классом звучит заманчиво, не так ли?

Приём "Check Yourself" хорошо использовать при подготовке к контрольной работе и повторении изученного материала. Каждый ребёнок индивидуально выполняет ряд заданий, по структуре похожих на задания предстоящей контрольной работы. Можно использовать помощь друга и помощь учителя, т.е. уточнить правило, переспросить слово. Нужно заглянуть в учебник или тетрадь? Пожалуйста. Когда ребёнок готов, он подходит к учителю и все упражнения проверяются при нём. Ошибки разбираются сразу же. Самое главное - это отсутствие плохих оценок.

Безусловно, сам факт использования разнообразных приёмов и заданий ни о чём не говорит. Механическое увеличение количества ещё не означает хорошего качества. Однако если учитель не знает и не использует на уроке ничего, кроме вопросно-ответных упражнений, чтения вслух, перевода и механического пересказа прочитанного, то вряд ли такой стиль будет способствовать повышению мотивации учения и реальному формированию коммуникативной компетенции. Какие формы работы на уроке выбрать и как их использовать решает сам учитель. Самое главное - помнить, что изучение языка должно быть удовольствием

Работая учителем иностранного языка 15 лет,  я пришла к выводу, что для более эффективной реализации целей обучения иностранному языку необходимо как можно активнее вовлекать учащихся в различные виды внеклассной работы. Современный уровень развития методики предлагает широчайший арсенал всевозможных форм и методов внеклассной работы. Внеклассная работа по иностранному языку помогает учащимся не только увидеть истинные возможности изучаемого языка, но и вызывает положительный эмоциональный настрой, что чрезвычайно важно для формирования и укрепления положительной мотивации к изучению иностранного языка. На мой взгляд это очень актуально, так как в седьмом-восьмом классах наблюдается падение интереса к изучению иностранного языка. Следовательно, работу по формированию устойчивого интереса к иностранному языку нужно вести планомерно, целенаправленно и регулярно. Мой педагогический опыт и результаты работы показывают, что соблюдение вышеперечисленных условий позволяет избежать падения мотивации на среднем этапе изучения иностранного языка. Кроме того, я привлекаю учащихся и к участию в общешкольных мероприятиях, где они также выступают с литературно-музыкальными композициями, сценками и стихотворениями на английском языке. Хотелось бы отметить, что такая постоянная вовлеченность в творческий процесс подготовки к очередному мероприятию детям отнюдь не в тягость. Ситуация успеха, осознание того, что они могут выступить на концерте с номером на иностранном языке формирует положительную самооценку, ребенок растет не только в собственных глазах, но и в глазах сверстников. Для меня первостепенное значение имеет развитие инициативы учащихся, творческих способностей, создание условий для самовыражения.

Все это без сомнения способствует расширению языковой и коммуникативной компетенции учащихся и укрепляет положительную мотивацию к изучению английского языка.

Литература:

  1. Бреслав Г. М. Психология эмоций. - М.: Смысл, 2004
  2. Комарова, Э.П., Трегубова, Е.Н. эмоциональный фактор: понятие, роль и формы интеграции в целостном обучении иностранному языку// ИЯШ, № 6 2014
  3. Леонтьев А. А. Психологические предпосылки раннего овладения иностранными языками// Иностранные языки в школе. - 2009. № 5
  4. Маслыко Е. А. Настольная книга преподавателя иностранного языка // Издательство "Вышейшая школа", 2004
  5. Филатов В. М. Некоторые аспекты раннего обучения иностранным языкам// Иностранные языки в школе. 2014. № 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приём инсценировки как один из способов повышения мотивации учащихся к изучению английского языка.

Наиболее эффективной формой  внеклассной деятельности по предмету, особенно в начальной школе, является приём инсценировки. Данный приём способствует развитию творческой активности, эстетич...

Опытно - методическая разработка «Метод проектов как способ повышения мотивации учащихся при изучении английского языка»

Технология "Метод проектов" является необходимым условием обучения школьников в рамках ФГОС. В данной работе рассматриваются теоретические основы технологии "Метод проектов", типология проектов и этап...

Способы повышения мотивации школьников к изучению английского языка

Данное выступление  предназначено для учителей инностранного языка....

Мастер-класс на тему «Рефлексивно-сотворческие практики как способ повышения мотивации школьников к изучению иностранного языка.»

Данный мастер-класс предназначен для педагогов различных предметных направлений, молодых специалистов, наставников, методистов, заместителей директоров по методической работе, на примере учителей инос...

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ПУТЕМ РАЗВИТИЯ ИХ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ  ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ПУТЕМ РАЗВИТИЯ ИХ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛАБольшинство учащихся приступают к изучению английского языка с интересом и желанием, но через ...