Система педагогических технологий и их применение на уроках английского языка
статья по английскому языку на тему

Тугутова Тамара Сергеевна

Семинар учителей английского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система педагогических технологий и их применение на уроках английского языка

Учитель  английского языка:

Тугутова Тамара Сергеевна

В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.

Одной из основных задач считается привитие интереса  к данному предмету, стремление разбудить в учениках творческие и интеллектуальные силы. Английский язык может быть хобби, средством для работы, предметом изучения в школе. Но он всегда остается красивейшим и интереснейшим языком мира. Изучать английский язык – значит расширять свой кругозор, тренировать память, получать новые возможности в жизни

Знание английского языка в современном мире является своеобразным окном в мир. Владея этим языком международного общения,  можно достичь поставленных целей с помощью новых возможностей.

Согласно образовательному стандарту основного общего образования по иностранному языку, обучение английскому языку преследует две основные цели:

  • развитие иноязычной коммуникативной компетенции, которая подразумевает развитие речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной компетенций;
  • развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению английского языка:

а) дальнейшему самообразованию с помощью английского языка в других областях знаний;

б) развитие способности к самооценке через наблюдение за собственной речью на родном и английском языках;

в) личностному самоопределению учащихся в отношении их будущей профессии;

г) формирование гражданина и патриота.

Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, а также активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам

Поставленные цели могут быть реализованы при условии использования всех групп образовательных технологий:

  • технологии объяснительно-иллюстративного обучения, в основе которых лежит информирование, просвещение учащихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у них общеучебных умений и навыков;
  • личностно-ориентированные технологии обучения, создающие условия для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учёта и развития индивидуальных особенностей школьников;
  • технологии развивающего обучения, в центре внимания которых – способ обучения, способствующий включению внутренних механизмов личностного развития обучающихся, их интеллектуальных способностей.

Все вышеперечисленные технологии не используются изолировано.  Учитель находится в  постоянном творческом поиске, но урок  всегда будет основной формой обучения учащихся. Современный подход к постановке цели урока состоит в том, чтобы дифференцировать общую педагогическую задачу: обучать – воспитывать – развивать. Одним из таких методов является  технология личностно-ориентированного  обучения, направленная  на  интеллектуальное  и нравственное  развитие личности.  Поскольку центром всей образовательной системы в данной технологии является индивидуальность ребенка, то и методическую основу представляет индивидуализация и дифференциация учебного процесса. Чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его психологические особенности, необходимо по-иному строить весь образовательный процесс. Поэтому опираясь на свой опыт, могу предложить следующие подходы к построению урока:

  • при предъявлении учащимся учебного материала, ставить конкретную цель, определяющую организацию учебной работы;
  • излагать  учебный материал таким образом, чтобы он  расширял объём знаний  и преобразовал личный опыт каждого ученика;
  • организовывать  учебный материал урока так, чтобы каждый ученик имел возможность выбора при выполнении заданий;
  • использовать различные формы  индивидуальной работы на уроке;
  • проводить  работу  с раздаточным материалом, работу в парах, группах,  работу с различными опорами;
  • группа  получает одно общее задание, но помощь разным учащимся оказывается разная (например, дифференцированное использование опор в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся);
  • разные группы учащихся получают разные задания, которые взаимодополняют друг друга при последующем выходе на класс (например, information gap, разность информационных потенциалов);
  • стараться  активно стимулировать учащихся к самостоятельной деятельности;
  • обеспечивать на уроках разносторонний контроль и оценку  результатов усвоения учащимися знаний, умений и  навыков;
  • чётко объяснять  домашнее задание  указывая, что требуется: выучить наизусть, прочитать и перевести текст, заполнить таблицу по алгоритму, ответить на вопросы, составить диалог из фраз, отработанных на уроке,  использовать цвета по образцу;

Личностно-ориентированный подход, развивает  у учащихся не только память, но и самостоятельность мышления. При  разработке системы  учебных заданий на уроке  необходимо  учитывать  не  только сложность  содержания этих заданий, но и различные приёмы их выполнения, которые задаю непосредственно (в виде правил, алгоритмов действий) или путём организации самостоятельного поиска  при изучении той или иной темы.  Например,    использовать  приём соотнесения слова с картинкой, изображающей этот предмет, что позволяет учащимся самостоятельно находить это соответствие и запоминать новые слова. 

Когда на уроке английского языка  диктуют  слова,  которые нужно запомнить, один ученик хорошо запоминает на слух. Другой стремится записать по-английски или даже по-русски, чтобы запомнить, третий создаёт зрительный образ предмета (явления), фиксируемого словом, четвёртый пытается объединять слова по каким-либо грамматическим признакам, пятый старается запомнить на слух звуковую оболочку слова и т.д.  Поэтому, представляя учащимся,  выбор вида и форм учебного материала, необходимо предлагать детям задания (где это возможно) в словесном, графическом или предметно-иллюстративном решении. Ученики вправе выбрать какое-либо одно задание и могут рассчитывать на успех, что, естественно, усиливает их учебную мотивацию.

Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности. Типология проектов разнообразна.

Работа над проектом - это многоуровневый подход к изучению языка, охватывающий чтение, аудирование, говорение и грамматику. Метод проектов способствует развитию активного самостоятельного мышления учащихся и ориентирует их на совместную исследовательскую работу. На мой взгляд, проектное обучение актуально тем, что учит детей сотрудничеству, а обучение сотрудничеству воспитывает такие нравственные ценности, как взаимопомощь и умение сопереживать, формирует творческие способности и активизирует обучаемых. В общем, в процессе проектного обучения, прослеживается неразрывность обучения и воспитания.

Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий, создает языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке.

Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих школьникам применить накопленные знания по предмету. Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь, слышать, понимать друг друга при защите проектов. Дети работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создаётся возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не даёт изучение языка только с помощью учебника на уроке в классе.

Работа над проектом – процесс творческий. Учащийся самостоятельно или под руководством учителя занимается поиском решения какой-то проблемы, для этого требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями. В курсе иностранных языков метод проектов может использоваться практически по любой теме. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества.

Этот метод дает положительные результаты и на начальной ступени обучения. Более того, чем раньше дети начнут работать над созданием проектов, тем выше будут их учебные достижения. Поэтому работа по созданию проектов становится неотъемлемой частью учебного процесса.

Метод обучения в сотрудничестве.

Основная идея этой технологии – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Существует много разнообразных  вариантов обучения в сотрудничестве.

 Основные принципы:

а) группы учащихся формируются учителем до урока с учетом  психологической совместимости детей. В каждой группе должны быть девочки и мальчики, разные по силам. Состав группы можно менять от урока к уроку;
б) группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы;

в) оценивается работа всей группы;

г) учитель сам выбирает учащегося группы, который должен отчитаться за задание.
         Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения. Это означает также, что каждый ученик учится в силу собственных возможностей и потому имеет шанс оцениваться наравне с другими. Если и «сильный», и «слабый» ученики затрачивают одинаковые усилия на достижение своего уровня, то будет справедливо, если их усилия будут оценены одинаково, при условии, что в обоих случаях каждый сделал, что мог. Давно замечено, что, если оцениваются усилия, которые затрачивают ученики в группе для достижения общего результата, то у них, как правило, повышается мотивация.

Для достижения положительного результата при использовании метода обучения в сотрудничестве  надо придерживаться  следующих требований:

1. Прежде, чем группы приступят к самостоятельной работе, необходимо сказать об их ответственности за каждого из партнеров, чтобы каждый из участников группы хорошо усвоил материал. Только в этом случае они могут рассчитывать на высший балл.

2. Оценка ставится одна на всю группу. Оценивать можно, как совместные усилия, так и индивидуальные.

3. Учитель должен оставаться доброжелательным, следить за активностью учащихся и помогать любой группе, если потребуется помощь.

В качества примера можно привести методику использование технологии обучения в сотрудничестве при работе над текстами.

Перед началом работы целесообразно ознакомить обучающихся с порядком работы в группах с помощью своеобразной памятки.

Педагогические технологии, применяемые на уроках английского языка в начальной школе.

Взаимоконтроль. Педагог сообщает учащимся о взаимопроверке по определенным вопросам. Класс разбивается на учителей и учеников. Ученики отвечают своим учителям. После ответов учеников дается оценка. Может выставляться отметка. Учащиеся могут поменяться ролями. Состав пар на каждом уроке желательно менять.

Заучивание наизусть. Сообщается задание, например: выучить стихотворение. Все учащиеся разбиваются на пары. Первый ученик читает вслух первую строку стихотворения. Второй слушает говорящего. Разбираются непонятные слова. Можно воспользоваться словарями и помощью учителя. Первый ученик читает вслух первую строку стихотворения второй раз. Второй слушает говорящего. Первый ученик убирает книгу, второй по памяти старается воспроизвести строку. Заучивание идет до того момента, пока оба ученика не выучат строки стихотворения.

Обмен текстами. Учитель заготавливает короткие тексты, желательно с картинками. Каждый ученик получает по одной карточке с текстом. Ученик знакомится с текстом, задает вопросы учителю, если что-то непонятно.
Ученики ищут себе пары. Один из учеников читает свой текст, другой слушает. Затем читает свой текст  второй ученик, а первый слушает. После этого ученики обмениваются текстами и ищут себе новых собеседников.

Отгадай, о ком говорим. Один из учеников выходит из класса. Оставшимся предлагается выбрать, о ком класс будет говорить. Выбирается один из учащихся. Вышедший возвращается в класс. Учитель предлагает начать описывать отгадываемого ученика. Ребята говорят по одному предложению. Процесс отгадывания заканчивается правильным называнием имени отгадываемого.

Применение информационных технологий на уроках английского языка.

Информационные технологии обучения – это совокупность знаний о способах и средствах организации обучения в условиях применения современной техники, а также сам процесс обучения в условиях ее применения. Техническими средствами НИТО являются компьютеры, аудиовидеотехника и телекоммуникационная техника.

Позиции английского языка в мире как лидирующего средства международного общения связаны, прежде всего, со стремительным развитием высоких технологий (информационных), экономики, PR-технологий. Это усиливает мотивацию учащихся общеобразовательной школы, желающих изучить английский как основной язык межгосударственного общения, научных исследований.

Для реализации задач коммуникативного подхода к обучению иностранному языку недостаточно владеть лексикой, грамматикой, фонетикой, необходимо располагать лингвострановедческими и паралингвистическими средствами языка. К ним относятся реалии стран изучаемого языка, а также различные коммуникативные движения (жесты, мимика и пр.), которыми носители языка могут дополнять и заменять речевые действия. Следовательно, эти средства информации, особенно имеющие национальную окраску, должны наряду с вербальными войти в практику преподавания иностранных языков.

Компьютерные презентации.

Применение компьютерных презентаций в учебном процессе позволяет интенсифицировать усвоение учебного материала учащимися и проводить занятия на качественно новом уровне, используя вместо аудиторной доски показ, слайд фильмов с экрана компьютера на мультимедийном проекторе или на персональный компьютер для каждого учащегося.

Эффективность воздействия учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным и способствует интенсификации процесса его усвоения. Компьютерные презентации позволяют акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффектные образы в виде иллюстраций, схем, диаграмм, графических композиций и т. п. Презентация позволяет воздействовать сразу на несколько видов памяти: зрительную, слуховую, эмоциональную и в некоторых случаях моторную.

Обладая такой возможностью, как интерактивность, компьютерные презентации позволяют эффективно адаптировать учебный материал под особенности учащихся. Усиление интерактивности приводит к более интенсивному участию в процессе обучения самого обучаемого, что способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала. Если материал урока содержит большое количество иллюстративного материала, применение компьютерной презентации позволит существенно повысить эффективность урока. Компьютер не используется постоянно в течение всего урока, а лишь служит средством для поиска необходимой информации, а также стимулом для формирования речевых высказываний.

Использование компьютерной презентации на уроке позволяет [1]:

  • повысить мотивацию учащихся;
  • использовать большое количество иллюстративного материала;
  • интенсифицировать урок;
  • вовлечь учащихся в самостоятельный процесс обучения, что особенно важно для развития их общеучебных навыков.

Здоровьесберегающие технологии.

Для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации обучаемых также используюся элементы здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка.

На начальном этапе обучения английскому языку включаю в урок зарядку с использованием различного вида движений, песен, танцев. Эта форма релаксации основана на том, что мышечное движение служит торможению умственной деятельности учащихся, а музыка и слово, выступая в единстве, воздействуют на чувство и сознание детей.

При подборе стихотворений и  рифмовок к уроку я обращаю внимание на следующее:

  1. важно, чтобы их грамматический и лексический материал сочетались с темой урока;
  2. преимущественно подбираю стихи и рифмовки с четким ритмом, так как под них легче выполнять разнообразные движения;

текст чаще воспроизводится в записи или проговаривается учителем, особенно в начальной школе, так как при произнесении текста детьми у них может сбиться дыхание.

Танцевальные и музыкальные физкультминутки в младшем и среднем делают урок насыщеннее и интереснее, повышает эмоциональное состояние обучающихся. Это не только знакомит детей с народным творчеством страны изучаемого языка, а также способствует развитию координации, непринужденности и эмоциональности движений.

Поскольку количество обучающихся с плохим зрением неуклонно растет, на каждом уроке целесообразно проводить разрядку в виде упражнений для глаз.

Teacher: Close your eyes! Open your eyes! Turn you eyes to the left, turn your eyes to the right. Your eyes up, your eyes down!

Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке. Преодолеть трудности в достижении целей и задач обучения, учит детей жить без стрессов, а также сохранять свое и ценить чужое здоровье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разнообразие педагогических технологий и их применение на уроках английского языка. автор работы :Степанова Алина Александровна

Согласно образовательному стандарту основного общего образования по иностранному языку, обучение английскому языку преследует две основные цели: • развитие иноязычной коммуникативной компетенции, кот...

Групповые технологии и их применение на уроках английского языка.

Данная статья раскрывает особенности групповых технологий и способы их применения на уроках английского языка...

Панорама педагогических технологий и их применение на уроках английского языка

Рассказ об используемых педагогических технологиях на уроках английского языка...

Панорама педагогических технологий и их применение на уроках английского языка

Панорама педагогических технологий и их применение на уроках английского языка...

Статья "Панорама педагогических технологий и их применение на уроках английского языка"

Статья "Панорама педагогических технологий и их применение на уроках английского языка"...

Статья "Педагогические технологии и их применение на уроках английского языка"

В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к проц...

ВЕДУЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ и их применение на уроках английского языка

Приведённые технологии принадлежат к обучающей группе. Они описывают процесс обучения с позиции комплексных воздействий учителя на процессы мышления учащихся. Главная цель – придание ...