Формирование позитивной мотивации в изучении английского языка в семье»
статья по английскому языку на тему

Груздева Ольга Павловна

Статья о том, как помочь ребенку в изучении иностранного языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование позитивной мотивации в изучении английского языка в семье»

                                               Груздева Ольга Павловна,

учитель английского языка,

МБУ «Школа № 71» г.о. Тольятти

  В настоящее время английский язык является наиболее востребованным. Существует некий социальный заказ общества на изучение иностранных языков сегодня, поэтому владение иностранным языком является не только желательным, но и необходимым. Главная задача при обучении иностранным языкам в  школе - сделать возможными для детей межкультурную коммуникацию и взаимодействие на новом для них языке на самом элементарном уровне. Акцент делается на создании мотивации к изучению языка и развитию положительного отношения к другим языкам, народам и культурам.  И если на начальном этапе обучения интерес ребенка к языку велик, то у многих впоследствии он снижается. Почему это происходит? Решая  достаточно сложные задачи на незнакомом языке, ребенок ищет помощи у взрослых  и если в школе он может рассчитывать на помощь учителя, то дома он не всегда  её находит . Т.о низкий уровень вовлеченности родителей в процесс изучения ребенком иностранного языка и приводит  к снижению уровня интереса учащегося  к предмету. Цель данной статьи - предложить способы  взаимодействия семьи и школы для оказания помощи  учащимся в формировании позитивной мотивации в изучении английского языка .

        Академик Л.В.Щерба писал о значении иностранных языков: «развивающее значение иностранных языков заключается во вкладе этого предмета в развитие логического мышления,  в совершенствование уже сложившихся мыслительных операций и формирование умения логично строить высказывание».

Уроки иностранного языка развивают фантазию, воображение, воспитывают привычку к умственному труду, развивают творческие  способности у детей. Когда стоит начинать изучение английского языка?

Как в отечественной, так и в зарубежной психологии есть данные о том, что ребёнок овладевает иностранными языками легче, чем взрослый.

Большинство преподавателей английского языка считают, что начинать изучение языка следует с начальной школы – с первого, второго, третьего классов. Дело в том, что в этом возрасте ребята уже способны воспринимать достаточно большой объём новых знаний. Кроме того, дети этого возраста более восприимчивы к языкам, легко и с удовольствием копируют взрослых, не боятся сделать ошибку.  У ребёнка этого возраста есть желание учиться. И мы, взрослые, должны поддержать это желание, не дать ему угаснуть. Особую важность имеет вопрос о мотивации именно на начальной ступени обучения, так как основы для того, чтобы дети умели и имели желание учиться, закладываются в младшем школьном возрасте. Именно мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования.

 Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Учебно-познавательная мотивация младших школьников – это их деятельностный подход к учёбе, реализация желания хорошо учиться. Чтобы у ребёнка возникла стойкая внутренняя мотивация «хочу учиться хорошо», надо, чтобы каждый говорил себе: «Я смогу! Я добьюсь!»

Можно выделить еще пять типов мотивации:

- Целевая мотивация - хорошо усваивается то, что нужно для этой деятельности, на что она направлена и с помощью чего осуществляется.

- Мотивация успеха - если предмет “удается”, то его изучают с удвоенным интересом. Мотивация в изучении иностранных языков значительно возрастает, если перспективы использования знаний реализуются не только на уроке, но и во внеурочной  деятельности.

- Страноведческая мотивация - язык быстро реагирует на все социальные изменения в жизни той или иной страны. В нем находят отражения нравы и обычаи страны. Все это имеет огромную ценность для понимания социальной природы языка.

- Эстетическая мотивация помогает превращать изучение языка в удовольствие.

- Инструментальная мотивация учитывает темперамент обучающихся и дает возможность каждому ученику выразить себя в любимом виде работ.

Возникают вопросы о том, почему один ребёнок учиться с радостью, а другой – с безразличием? Что делать, чтобы учение для каждого ученика было увлекательным и успешным? Ответом на эти вопросы и  является решение проблемы мотивации учения школьника.

Формирование мотивации – это не «перекладывание» учителем в голову ученика готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения. На практике формирование мотивов учения - это создание таких условий, при которых появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению; осознание их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учитель при этом выступает не в роли простого наблюдателя за тем, как развивается мотивационная сфера учащихся, он стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов.

Именно здесь наиболее востребована помощь родителей, когда у школьников начинается адаптационный период и формируется интерес к чему-то новому.

      Многие родители очень хотят помочь своим детям в изучении английского языка, но часто не знают как. Как привить ребенку любовь к предмету, который для него абсолютно новый? Как объяснить ему слова, значения которых он не знает даже на родном языке?В связи с этим, и у учителя и у родителей возникает много проблем, решить которые можно, действуя сообща. Между учителем и родителями должно быть взаимопонимание и взаимопомощь, только в этом случае ребенку будет оказана существенная помощь, и он будет чувствовать себя комфортно, как на уроках иностранного языка, так и дома, при подготовке к занятиям.

Родители, как социальные партнеры школы, могут принимать активное участие в образовательном процессе, а не быть пассивными наблюдателями. Первым этапом такого сотрудничества  в нашей школе является организационное родительское собрание, на котором вырабатывается совместная программа . Наиболее интересными и совместными событиями являются внеклассные мероприятия на иностранном языке: "Карнавал Hallowe`en", праздник Рождества, КВН, где родители являются не просто пассивными зрителями, а ,например, членами жюри.

Родители оказывают детям помощь при подготовке творческих заданий: изготовление поделок, бумажных кукол, карточек, рисунков. Дети всегда с удовольствием отмечают, что им помогали родители. Еще одним особым методическим инструментом, который разрабатывается и внедряется в начальной  школе, является "языковой портфель" (так называемое, «портфолио достижений»).  Концепция работы над созданием языкового портфеля заключается в следующем:

1. Создание "Языкового Портфеля" требует совместной работы трех заинтересованных сторон - ученика, учителя и родителей.

2. Посредством "Языкового Портфеля" осуществляется поддержка и повышение мотивации на всех этапах обучения за счет активизации самооценки учащихся.

3. "Языковой Портфель" усиливает ситуацию успеха в учебной деятельности, что способствует позитивному самоутверждению личности, влияет на формирование ценностных установок.

4. Систематическое поэтапное заполнение "Языкового Портфеля" реализует идею непрерывного образования и приобретает особую значимость при переходе обучающегося с одной ступени обучения на другую.

5. "Языковой Портфель" создает предпосылки для совершенствования и самостоятельного изучения английского языка.

Для выполнения заданий ребенку требуется помощь взрослых. Так, например, дети пишут о том, на каких языках говорят их родители, бабушка с дедушкой, а также о том, на каком языке они говорят в семье и школе.

"Языковой портфель" требует определенной совместной работы ученика и учителя, важная роль в этой работе отводится и родителям. Родители вместе с детьми заполняют страницы разделов "языкового портфеля" и подбирают материал для "копилки" ученика. Дети начинают собирать своё «портфолио» с начала обучения английскому языку. Портфолио достижений включает  в себя самые интересные проекты ребенка , письменные работы, содержит записи (и другие свидетельства) об успешном (а если пожелаете, то и о неуспешном) использовании иностранного языка в реальных жизненных ситуациях. Вы были в путешествии и помогли кому-то найти дорогу до пляжа? Вы помогли туристу не заблудиться в метро? Вы приняли звонок от зарубежного друга/коллеги? Почему бы не зафиксировать свои достижения в соответствующей части языкового портфеля?

Самым большим достижением нашей совместной работы является положительный результат в обучении. Родителям предоставляется возможность не только увидеть, как ребенок овладевает иностранным языком, но и самим активно поучаствовать в этом процессе.

Предлагаем родителям возможность освоить и организовать несколько игр с карточками в семейном кругу, позволяющих стимулировать мотивацию, развивать память детей, облегчить усвоение новой лексики, или повторить уже освоенную. При минимальных затратах сил на подготовку, вы научите ребенка развлекаться с пользой и сами весело проведете время общаясь, или займете детей на празднике.

Карточки для игр бывают различными.

1. На одной стороне - английское слово, на обороте - перевод на русский.

2. На одной стороне - английское слово, на другой - изображение предмета.

Второй тип предпочтительнее.

Желательно изготовить тематические наборы карточек.

"Угадай-ка"

Ведущий загадывает слово из набора карточек, второй участник называет слово по-английски, глядя на сторону с картинкой или переводом, перекладывая одну за другой. Меняются ролями, победил тот, кто быстрее отгадал.

"Семейное лото"

Необходимо несколько тематических наборов маленьких карточек и большие карты, как в игре "Лото". На больших картах - тематические подборки слов по-русски или в картинках Каждому игроку раздаются тематические карты. Ведущий перемешивает маленькие карточки и предъявляет игрокам их "русской" или "английской" стороной. Назвавший слово правильно - получает карточку. Выигрывает тот, кто первым закроет полностью хотя бы одну тематическую карту.

"Подарилки"

Ведущий имеет список слов, которые у детей на карточках. Карточки со словами раздают детям поровну. Ведущий, глядя в список, просит дать ему карточку с названным словом: "Give me a car, please!". Выигрывает тот, кто первым все подарил.

 Что делать, если ребёнок все-таки  категорически не хочет заниматься английским? Прежде всего, мы советуем доброжелательно поговорить с ребёнком и выяснить, чем именно вызвано его нежелание. Основных причин две: 1) заниматься английским ребёнку неинтересно и 2) заниматься английским ему трудно. Если у ребёнка нет интереса к английскому языку, постарайтесь заинтересовать его с помощью обучающих мультфильмов, компьютерных заданную программ, специальных детских сайтов об изучении английского языка.

Если ребёнку трудно заниматься английским языком, обязательно посоветуйтесь со своим учителем английского языка. Именно учитель может подсказать вам, как лучше учить новые слова, выполнять домашние задания, объяснит грамматические тонкости. Хороший специалист может сделать очень многое для того, чтобы решить ваши проблемы.

 В своих выступлениях  родительских собраниях мы даем практические советы родителям, в частности :

- интересуйтесь тем, что нового узнал ребёнок на уроке английского языка это необходимо для поддержания интереса к изучению языка;

-задавайте  вопросы: « Чем занимались на уроке английского языка?» « Какие песни разучивали?» «В какие игры играли?» « Какие новые слова выучили?» «Что нового и интересного узнали?». Бывает и такое, что ребёнок не может толком ответить на эти вопросы. Это не страшно. Значит просто, не было яркого взаимодействия с детьми на уроке или у ребёнка не было настроения. Обо всём он расскажет немного позже. Вы не должны ругать его, нужно только положительно отзываться во всех случаях, которые  связаны с изучением английского языка. Только положительная мотивация поможет легко и прочно запомнить небольшой по объёму языковой материал, а затем его воспроизвести.

 -обращайте внимание на особенности усвоения ребёнком нового языка;

 - помогайте детям готовиться к уроку: подбирать картинки, игрушки, фотографии, рисовать на тему;

-  контролируйте ребёнка и помогайте ему при выполнении письменных и устных домашних заданий (но не выполняйте за ребёнка!);

-  следите за состоянием тетрадей и словарей;

-  в случае вынужденных пропусков занятий обращайтесь к учителю и пытайтесь помочь ребёнку наверстать упущенное;

- помогайте ребёнку делать карточки с новыми словами, развешивая их в комнате в разных местах (для лучшего запоминания);

 -заведите дополнительную тетрадь, где ребёнок сможет прописывать буквы и новые слова для того, чтобы научиться их правильно писать;

- формируйте объём слуховой памяти ребёнка ,это поможет ему понимать английскую речь   на слух. (Как  можно больше и чаще слушайте образцовую речь, записанную на магнитофон, смотрите фильмы на английском     языке, чтобы вы могли правильно      произносить английские фразы);

- учите ребёнка в случае затруднения обращаться к справочникам и словарям, учите его учиться;

 - на ночь повторяйте слова, выражения, фразы, стихи, правила по английскому языку, так как, по мнению психологов, иностранный язык лучше усваивается перед сном;

- вместе с ребёнком читайте дома детские книги на английском языке (3-4 класс);

 -приобретайте настольные игры, компьютерные диски с английским языком;

 разработайте систему поощрений со стороны родителей, научитесь радоваться даже минимальным успехам и не расстраиваться из-за временных неудач;

- отбросьте все сомнения по поводу способностей вашего ребёнка;

- не пытайтесь решать сложные вопросы криком и нотациями, не портите нервы ни себе , ни ребенку, не превращайте домашнюю работу в ежедневную пытку;

-не бойтесь ошибок - не ошибается тот, кто ничего не делает, верьте в ребёнка и гордитесь им.

Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что  формирование позитивной мотивации в изучении английского языка возможно не только в школе, но и в семье. В школе учитель  прилагает усилия, чтобы каждое занятие было для детей интересным и насыщенным. А   родители, пользуясь приведенными  в данной статье советами, действуя совместно с педагогами, могут  сделать много для того, чтобы   ребёнок любил школу, учил язык с радостью  и не терял мотивацию в изучении английского языка. Учитесь вместе с ребенком!

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мотивации к изучению английского языка у детей младшего школьного возраста с целью повышения качества обучения

Формирование мотивации к изучению английского языка у детей младшего школьного возраста с целью повышения качества обученияС 2006 года я преподаю английский язык в МАОУ «Лицей №78 им. А.С.Пушкин...

Презентация на тему "Способы формирования положительной мотивации к изучению английского языка у обучающихся начальной школы".

Презентация на тему "Способы формирования положительной мотивации к изучению английского языка у обучающихся  начальной школы"....

Английский +. Интегрированные уроки как средство формирования мотивации к изучению английского языка

Данное пособие представляет собой сборник наиболее характерных форм интеграции  различных школьных предметов с английским языком. Оно апеллирует ко всем, кто служит делу образования не зависимо о...

Исследовательская деятельность как способ формирования мотивации к изучению английского языка.

В материале представлен опыт организации исследовательской работы по английскому языку...

Формирование положительной мотивации к изучению английского языка.

Английский язык получает все большее распространение в мире и, не без основания,  претендует на звание «языка международного общения». Результативность учебно-воспитательной деятельности учи...

«Формирование у учащихся мотивации к изучению английского языка».

В настоящее время интерес к изучению иностранного языка падает, особенно у детей микрорайона, где находится наша школа, поэтому возникла необходимость приобщения детей к изучению английского языка доп...

Использование домашнего экстенсивного чтения для формирования внутренней мотивации к изучению английского языка

Использование домашнего экстенсивного чтения для формирования внутренней мотивации к изучению английского языка.Современное общество сегодня делает запрос не на таких специалистов, которые храня...