Общие требования к выбору учебных и дидактических материалов
материал по английскому языку на тему

Швецова Людмила Сергеевна

Общие требования к выбору учебных и дидактических

материалов

Структура и содержание учебно-методического комплекса по иностранному языку обязательно должны строиться на системном принципе построения процесса обучения:

во-первых, иметь базовый учебник, к которому должны прилагаться дополнительные материалы;

во-вторых, обязательно содержать аудиоматериалы, записанные носителями языка, для формирования привычки воспринимать и понимать язык на слух;

в-третьих, к каждому курсу должны прилагаться рабочие тетради. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Общие требования к выбору учебных и дидактических

материалов

Структура и содержание учебно-методического комплекса по иностранному языку обязательно должны строиться на системном принципе построения процесса обучения:

во-первых, иметь базовый учебник, к которому должны прилагаться дополнительные материалы;

во-вторых, обязательно содержать аудиоматериалы, записанные носителями языка, для формирования привычки воспринимать и понимать язык на слух;

в-третьих, к каждому курсу должны прилагаться рабочие тетради. Задания и упражнения в них должны соответствовать темам, которые учащиеся изучают на уроке;

в-четвертых, желательно к каждому уроку иметь дополнительные демонстрационные материалы: карточки, интерактивные диски и др. Учебно-методический материал для изучения иностранного языка в начальной школе должен сопровождаться пособием для родителей, которое понадобиться им для помощи при подготовке домашнего задания;

и, наконец, в-пятых, учебно-методический комплект должен содержать руководство для учителя с разъяснениями, как можно использовать методику, представленную в конкретном УМК для преподавания иностранного языка.

Структура учебно-методического комплекса для начальной школы

Модель построения содержания учебника иностранного языка для начальной школы должна содержать в себе несколько основных разделов.

Первый раздел учебника должен содержать фонетический курс. В нем должны быть представлены пошаговые целевые упражнения. То есть обучение фонетике должно проводиться также системно, как и обучение грамматике. Лучше начинать с фонетических форм, которые имеют аналогии в родном языке и постепенно переходить к более сложным звукам и их сочетаниям. Именно для этого в УМК по иностранному языку полезно иметь дополнительные аудио и видео материалы, записанные носителями языка и учебные пособия к ним, которые можно использовать не только на начальном этапе обучения, но параллельно процессу работы с основными материалами курса.

На начальном этапе обучения иностранному языку очень важно правильно поставить произношение звуков, поскольку на более поздних этапах неправильно заученные звуки очень сложно исправлять. Поэтому отработке фонетики в первых классах начальной школы должно уделяться основное внимание на уроках.

Следующие разделы должны содержать обучающие темы, правила и упражнения, поддерживающие закрепление фонетических правил языка и знакомящие с базовой лексикой, на которой впоследствии будет строиться курс грамматических упражнений. Однако не нужно забывать, что поскольку учебники для начальной школы ориентированы на раннюю возрастную группу учащихся, то задания и правила должны сопровождаться красочным иллюстративным материалом с узнаваемыми героями. Это касается и введения грамматических правил, и новой лексики, и новых коммуникативных навыков и др.

В конце учебника могут быть размещены дополнительные материалы, такие как: словарь, содержащий лексику, представленную в основном курсе; маленькие тексты, загадки, высказывания, использующие лексику курса и т.д.

Содержание рабочей тетради должно поддерживать материал учебника. Однако помимо этого рабочая тетрадь может содержать и собственные дополнительные материалы. Например, задания по описанию своей внешности, оценке своих успехов и достижений и т.д.

В книге для родителей полезно рассказать как ведется деятельность по различным видам речевой деятельности: какие используются приемы, какие они могут использоваться дополнительные материалы печатные и электронные – сайты, игры, мультфильмы и фильмы на изучаемом языке.

Структура учебно-методического комплекса для средней школы

Структура учебно-методического комплекса для средней школы в целом должна совпадать с УМК начальной школы, только ориентирована она на более старшую возрастную группу. Он может включать базовый учебник, рабочие тетради, содержать аудиоматериалы к учебнику и рабочим тетрадям, руководство для учителя и дополнительные демонстрационные материалы: карточки, интерактивные диски и т.д.

Задача средней школы не только увеличить объем знаний и умений по иностранному языку, но и добиться того, чтобы замотивировать учащегося к его изучению, поскольку в среднем образовании появляется много новых интересных предметов и на изучение иностранного языка остается мало времени.

В средней школе при введении нового лексико-грамматического материала также как и в начальной школе должен широко использоваться игровой и иллюстративный материал с визуальной и текстовой опорой, а также использованием средств аудирования.

Однако важен постепенный переход к академическим формам преподавания и изучения иностранного языка. Для удобства восприятия и запоминания новых грамматических правил в конце каждого раздела учебника желательно иметь обобщающую схематичную таблицу не только изученного правила, но и той грамматической системы, в которую это правило встраивается. То же самое стоит сделать и в конце каждого полного учебного курса, где схематично должны быть отражены целые грамматические системы.

Параллельно в конце базового учебника или в отдельном пособии стоит представить всю теорию по грамматике в виде краткого изложения на русском языке, чтобы у учащегося всегда была возможность повторить пройденные правила.

В средней школе, продолжая методику младшей, стоит использовать актуальные реплики-клише в процессе преподавания иностранного языка.

В рабочих тетрадях материалы учебника должны отрабатываться посредством творческих заданий. Для изучения иностранного языка имеет смысл вводить дифференцированные задания для тех учащихся, кто быстро справляется с заданиями учителя, и для тех, кому справляться сложно и требуется дополнительная помощь и время.

В средней школе актуальным может быть совмещение нескольких видов речевой деятельности – аудирования, говорения, чтения и письма – на основе интегрированного подхода.

Учебно-методический комплекс для старшей школы

В старшей школе комплект УМК будет соответствовать аналогичному комплекту других уровней образования по структуре, и отличаться по содержанию.

Согласно стандартам старшей школы, где учащиеся будут выбирать профили, изучение иностранного языка должно осуществляться на базовом и углубленном уровне.

В базовом курсе должен закрепляться и поддерживаться уровень владения иностранным языком, приобретенный в начальной и средней школе. Однако задания должны быть оформлены в формате единого государственного экзамена.

Углубленный уровень предполагает развитие языковых навыков и готовности продолжения изучения иностранного языка в организациях среднего и высшего профессионального образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общие требования к результатам основной образовательной программы на трех уровнях.

Здесь представлены общие требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу на трех уровнях- личностном, предметном и метапредметном....

Гигиенические требования к выбору школьной формы. Памятка для родителей

Памятка для родителей по выбору школьной формы....

«Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Общие требования при решении физических задач»

Решение задач по физике – необходимый  элемент учебной работы. Задачи дают материал для упражнений, требующих применения физических закономерностей к явлениям, протекающим в тех или иных конкретн...

Требования к выбору и формулировке темы исследования.

Требования к выбору и формулировке темы исследования. «Выбор темы – залог успеха».Тема конкретизирует основной замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом.  Тема должна быт...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА специальной медицинской группы по физической культуре. Базовый уровень, начальное общее, среднее общее образование, 2022-2023 учебный год.

В результате освоения полного курса физической культуры обучающийся должен:Знать/понимать:- роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и проф...

Методическая разработка Общие требования к выбору учебных и дидактических материалов для урока немецкого языка

В форме таблицы представлены общие требования к выбору учебных и дидактических материалов для урока немецкого языка...

Общие требования к выбору учебных и дидактических материалов.

Структура и содержание учебно-методического комплекса по иностранному языку.  ...